|
ХРОНИКА ОДНОГО ГОДА.
Изнурительный европейский гастрольный тур, начавшийся ещё в ноябре 1977 года и посвящённый продвижению крайнего альбома Status Quo "Rockin' All Over The World", завершился в марте 1978-го. И буквально сразу же, не дав музыкантам толком перевести дух, продюсер Пип Уильямс объявил группе очередной общий сбор, теперь уже в голландском Хилверсуме, в знакомой уже всем Wisselord Studios - пришло время включаться в работу над следующим LP. Гастроли же, в целом, прошли успешно. Порой SQ собирали аншлаги и это в то самое время, когда в центральной Европе ещё вовсю бушевало диско-безумие и стремительно набирало обороты панк-рок движение. Но всё это были, что называется, цветочки. На выдыхающихся и объективно стареющих рокеров надвигалась угроза посерьёзнее - уверенно и неотвратимо накатывала молодая "новая волна".
На этом тревожном фоне SQ было непросто устоять перед соблазном что-то "подкрутить" в своей устоявшейся стилистической схеме, чтобы сдюжить супротив надвигающейся стихии. Но даже не сам фактор неизбежного проникновения иных субкультурных влияний на узкопрофильную стилистическую структуру SQ являлся основным раздражителем. Дальновидный продюсер группы П. Уильямс осознавал, что чтобы обеспечить на будущее "место под солнцем" и не "пересидеть" в своей уютной рок-нише, которую SQ заняли уже достаточно давно, требовалось соблюсти два условия. Или по меньшей мере одно из двух. Либо держа "нос по ветру" следовать складывающейся конъюктуре на мировом музыкальном пространстве, иначе говоря подстраиваться под перманентно меняющиеся потребительские предпочтения публики, либо уповать на стабильно-богатый американский рынок. Но вот как раз-таки с этим у SQ в последнее время создались большие проблемы. Насколько востребована была группа в небольшой Европе, настолько неважно с этим обстояли дела в бескрайней Северной Америке. И П. Уильямс всё ещё был полон радужных надежд проломить-таки эту стену отчуждения для своих подопечных. Очередной альбом группы должен был стать той самой "удачной попыткой", чтобы осуществился этот самый пролом.
SQ действительно изменили своему "фамильному" звучанию. Этому способствовала и инновационная система Aphes Aural Exciterruen, впервые применённая в студийной работе над содержанием будущей пластинки для модальной корректировки тональности звука посредством эксайтеров. Это и подключение к записи отдельных композиций духовой секции The David Katz Horns ("Let Me Fly", "Like A Good Girl") и бэк-вокалистов, что несомненно добавило красок в привычно-аскетичное звучание группы. Это и ощутимое смягчение саунда, где уверенно и обильно зазвучали клавишные, как ведущие инструменты наравне с гитарами, и где в свою очередь практически отсутствуют хард-роковые гитарные темы. Если всё это обобщить - программа обрела тональность "groovy boogie spirit" (весёлый дух буги). Так и есть, boogie style превалирует в этом альбоме, но это не буги в классическом его понимании из 60-х и начала 70-х годов. Это модифицированная музыка соответствующая этому определению, "причёсанная" и "набриолиненная" для пафосных данц-клубов, где собираются заносчивые снобы, но никак не для прокуренных пабов с опилками на заплёванном полу. Вот так образно выражусь.
Стержневые номера этой программы ("Again And Again", "Oh, What A Night", "Like A Good Girl"), пожалуй, ещё как-то выдержаны в привычно-узнаваемой манере исполнения SQ. Это умеренно-жёсткие композиции соответствующие стилю rock-boogie. С другими же всё не так просто. Вот, допустим, "Someone Show Me Home" Фрэнсиса Росси. Если вслушаться, то это медленный вальс (на пол-такта медленнее вальса классического), и это просто идеальное мелодическое пособие для желающих научиться вальсировать из числа тех, кто уже в совершенстве освоил "медляк". Достаточно редкий для SQ формат. В этом альбоме подобного рода вещей мы больше не услышим.
Треки "I'm Giving Up My Worryin'", "Accident Prone", "Stones" - интересные сами по себе композиции, но это уже музыка, близкая к поп-року, подобную SQ будут активно культивировать в 80-х и даже 90-х годах. Чуть особняком от прочих дистанцируются обе песни Алана Ланкастера ("Gonna Teach You To Love Me" и "Stones"). Они словно из прошлого группы пяти-шестилетней давности в своей простоте и, пожалуй, даже наивности. Есть ощущение, что в программу их включили лишь в знак уважения к музыканту-ветерану, являвшемуся одним из основателей группы. И не более того.
Не поймите меня неправильно. Ничего неуважительного, тем более уничижительного в отношении SQ и этого их альбома я даже в мыслях не держу. Скажу больше, в давние виниловые времена эта пластинка мне нравилась едва ли не больше прочих из LP SQ. Тот самый альбом и сейчас ещё пылится среди остатков былой моей пластиночной коллекции. Роскошное английское издание, конверт с разворотом и даже вкладка с текстами. Слушаю, правда, если такое случается, эту программу на CD, хотя приоритеты относительно работ SQ, если честно, с тех пор несколько сместились.
Наверняка не всем консервативным поклонникам этой группы пришлась по сердцу эта новаторская в каком-то роде пластинка, но, опять же, и музыкантов и их продюсера ни в чём нельзя упрекнуть. Экспериментировали тогда многие, не только эти парни, чтобы не отстать и не затеряться в разномастной толпе рок-коллективов. И выдержать нешуточную конкуренцию способны были наиболее стойкие и, что немаловажно, гибкие. SQ оказались из числа таковых. Тем более, что продолжения подобных творческих метаний у группы не последовало, так что этот альбом даже не попытка поиска какого-то нового пути развития, а скорее случайный шаг в сторону.
Летом 1978 года они перенеслись через два океана на "зелёный континент" - 21 концерт во всех значительных городах Австралии. Закончилась та часть мирового тура в сентябре, по традиции в Германии, где группу как нигде хорошо принимали. В том же 78-м SQ в качестве одних из хедлайнеров выступили на рок-фестивале в Рединге (26 августа). И вот ведь что любопытно. При столь насыщенном графике музыканты в свободное от работы время ещё и проживали вне пределов Англии. Всё дело в особенностях британской налоговой системы. Так уж вышло, что как раз-таки 1978-й являлся годом, определяющим формирование "карт" налоговых сборов для физ. лиц на ближайшие несколько лет. Налоговая инспекция королевства скрупулёзно в течении года подсчитывала все доходы своих граждан, поэтому все, кто мог и имел на то основания, а элитные музыканты с их неслабыми заработками в первую очередь, старались "не светиться" на британских островах. Вот и наши герои "прятались" где придётся, в основном, где налоги поумереннее. Фрэнсис Росси квартировал в Ирландии, Алан Ланкастер и Джон Коглен имели временную прописку в далёкой Австралии, а Рик Парфитт в Зап. Германии на родине жены, либо на прибрежном острове Джерси в проливе Ла-Манш под французским флагом.
В релиз LP "If You Can't Stand The Heat..." вышел в октябре 1978-го и ещё до завершения года переиздавался в десятках стран мира (даже в Африке, в Родезии, сейчас это государство Зимбабве), но так никогда и не издавался в США. В канун нового 1979 года SQ были приглашены на телевидение ГДР, где во Франкфурте-на-Одере состоялось их выступление. А уже в 1979 году восточно-германская фирма грамзаписи Amiga выпустила по лицензии пластинку SQ "Rockin' All Over The World", которая большим тиражом продавалась и в СССР.
И уже в середине января 79-го группа стартовала в очередном евротуре. Начали по традиции в Западной Германии, где случилось несколько неприятных эксцессов. 21 января в Вольфсбурге на выступлении в битком набитом зале Stadhalle c десятиметровой высоты упал и насмерть разбился один из местных фанатов. А 1 февраля в Зиндельфингене, что неподалёку от Штутгарта, уже с одним из музыкантов группы приключилась оказия. Прямо на сцене Ф. Росси неудачно оступился и во весь рост рухнул спиной на монитор. Остальные музыканты вчетвером доиграли номер, после чего минут 15-20 приводили в чувство Фрэнсиса. В конечном итоге группа вернулась на сцену в полном составе и доработала оставшуюся часть программы. Спустя каких-то три дня уже на концерте в Эссене с Ф. Росси вновь случилась неприятность. Партнёр по команде Р. Парфитт ненароком заехал грифом гитары по лицу Фрэнсиса, но тогда всё обошлось без остановок.
В декабре 1978 года, среди массы всякого рода событий, как бы между прочим состоялась первая студийная сессия SQ, ознаменовавшая начало работы над следующей пластинкой. Это будет сильнейший альбом группы на том этапе её истории - "Whatever You Want". |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).