|
Далеко не все из разномастной плеяды начинающих британских рок-коллективов во второй половине 60-х годов, даже из числа будущих звёзд мировой рок-музыки, стартовали бодро и ярко. Но и те немногие, кому удавалось сходу заявить о себе, реагировали на свалившийся на них успех по-разному. Некоторые принимали восторги и дифирамбы как должное, кто-то напротив скромничал и жался к стеночке. И совсем мало было таких, кто отвечал на неистовый звон фанфар в свой адрес так просто и естественно, словно и не им это всё предназначалось, как парни из Procol Harum. Они словно знали, что всё это ненадолго. Кроме того, совсем уж зелёными новичками их назвать, пожалуй, было нельзя. По крайней мере, некоторых из них.
Группа Procol Harum возникла на руинах ритм-энд-блюзовой команды The Paramounts, что обосновалась в приморском городке Саутенд, это чуть юго-восточнее Лондона, и в конце 1966 года благополучно распалась. Ничем не примечательная бит-бригада как бы то ни было имела контракт с британским подразделением компании EMI UK и полновесный EP в своём активе. А ещё в её рядах были музыканты, которые чуть позднее впишут свои имена в историю мирового рок-движения.
В апреле 1967 г. один из них, пианист Гэри Брукер (Gary Brooker), сформировал новую группу, пригласив людей молодых и, стало быть, неизвестных. Кроме, разве что, органиста Мэтью Фишера (Matthew Fisher), бывшего участника гр. Savages, где рядом с ним свои первые шаги в рок-музыке делал и Ричи Блэкмор. Тогда же к Брукеру примкнули гитарист Рэй Ройер и басист Дэвид Найтс (Ray Royer / David Knights).
Сейчас уже и не вспомню, откуда мне пришло понимание значения этих двух загадочных слов, случилось это в далёких 70-х годах. Но до последнего времени у меня не было сомнений, что Procol Harum (как и Status Quo) - это словосочетание латинского происхождения, языка мёртвого, но всё ещё цитируемого. Всё оказалось не так и куда прозаичнее. Harum (от Гарум - это распространённое мужское имя арабского происхождения) - кличка домашнего кота популярной в те времена в Европе бирманской породы, а Procol (Прокул) - фамилия заводчика той самой кошачьей породы. Только и всего. Эта комбинация пришла в голову Гая Стивенса, первого менеджера едва образовавшейся группы.
А выражение "за пределами данных вещей", кстати говоря, на латыни пишется чуть иначе.
Уже в конце апреля 1967 года в лондонской Olympic Studio Procol Harum записали свой первый сингл, для чего пригласили сессионного барабанщика Билла Эйдена (Bill Eyden). 12 мая сингл "A Whiter Shade Of Pale" вышел в релиз, а группа вошла в историю.
Успех сингла-дебютанта был ошеломляющим, его волна прокатилась по Европе, прошлась по Северной Америке, достигла берегов Австралии. Никогда ещё первая же студийная запись даже не сформировавшейся по сути группы не вызывала столь мощного резонанса.
Сингл стремительно взмыл на верхнюю строчку британского чарта по версии ОСС, бесцеремонно сметя оттуда засидевшихся на его вершине The Beatles. По меркам того временам это была необычная композиция. В сущности Гэри Брукер адаптировал классическую сюиту №3 ре-мажор Й. С. Баха, текст написал молодой поэт Кит Райд, давнишний приятель Брукера, а спродюсировал эту во всех смыслах прогрессивную вещь Дэнни Корделл.
Вряд ли все эти милые люди могли предположить, когда брались за эту запись, что она в одночасье сделает их известными всему миру.
Но у этой медали, как и у всякой другой, имелась и обратная сторона: планка молодыми музыкантами была задрана столь высоко, что соответствовать её уровню на постоянной основе в дальнейшем было соразмерно подвигу. И показателем этого соответствия должен был стать дебютный альбом PH.
Совершив краткий тур по городам Великобритании (первое же выступление на одной сцене с Джими Хендриксом), для чего в состав группы был приглашён достаточно опытный уже барабанщик Бобби Харрисон (Bobby Harrison), в июне музыканты вернулись в Лондон. Как показал гастрольный вояж, Б. Харрисон оказался не тем человеком, который был нужен команде. К тому же он был существенно старше остальных, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между музыкантами. В Olympic Studio для работы над пластинкой РН явились уже с другим барабанщиком Би Джей Уилсоном (B. J. Wilson) (экс-The Paramounts), как, впрочем, и с новым гитаристом - вместо Р. Ройера в группу был принят Робин Трауэр (Robin Trower), тот самый Трауэр, с кем Г. Брукер делил лидерство ещё в The Paramounts.
Р. Ройер и Б. Харрисон, покинувшие РН, основали свою команду Freedom.
Запись программы дебютной пластинки была проделана в считанные дни, что в те времена являлось нормой. Это означало, впрочем, что весь материал для неё Брукер и Райд подготовили до начала сессионной работы.
Как принято было тогда на Британских о-вах, сингл "A Whiter Shade..." в альбом не был включён, вместо него группа записала инструментальный номер "Recent Walpurgis", роскошный ноктюрн с солирующими М. Фишером на фортепиано и Р. Трауэром на гитаре. Любопытно, что на всех последующих концертных выступлениях Мэтью солировал исключительно на Hammond органе и делал это виртуозно.
На правах основателя и лидера группы, что, впрочем, никем и не оспаривалось, Г. Брукер изначально возложил на себя обязанности ведущего музыканта, в том числе и вокалиста. Следует признать, что вокалистом он был, вежливо говоря, средним с достаточно узким диапазоном уныло-монотонного голоса. Тем ни менее, вероятность появления в составе РН солиста более высокого уровня даже не рассматривалась. Исключительно все вокальные партии Брукер исполнял один, как умел, более того, даже бэк-вокал в раннем творчестве группы не был в приоритете, что, несомненно, обедняло саунд РН. В программе этого альбома всего один номер ("Good Captain Clack"), где можно услышать что-то похожее на бэк-вокал. Впрочем, нестройный пьяный хор завсегдатаев припортового трактира бэк-вокалом стоит считать лишь условно.
Этот пресловутый "вокальный" фактор будет являться одним из весомых аргументов в отношении того, почему Procol Harum так и не встанут в один ряд с грандами британской рок-музыки.
Годы спустя будет принято считать РН предтечей европейского прогрессивного рока. Если в этом плане рассматривать только композицию "A Whiter Shade Of Pale", удостоившуюся всех мыслимых наград британской индустрии грамзаписи, то, пожалуй, так и есть. Но только не эту их дебютную пластинку. Да и в дальнейшем в этом направлении у Брукера и его команды дело не пошло. На протяжении ближайшего десятилетия музыканты РН будут оставаться заложниками тех принципов, что легли в основу их первого LP. Говоря иными словами, будут в полной зависимости от своего лидера. Каким бы ни был состав группы. И между тем этот дебютный альбом под названием "Procol Harum" останется одним из сильнейших в дискографии этого коллектива.
Тогда, в 67-м году, возможно, сработал “синдром новизны", когда творческий тандем Брукер-Райд привнёс неких свежих красок в привычно-однородную на тот момент времени палитру британской популярной музыки. Пусть даже и на непродолжительное время, пока стадию становления проходили лидеры будущих музыкальных течений.
Особым своеобразием отличается и песенная лирика Кита Райда. Его тексты многослойны, изобилуют метафорами, хотя при этом подчас излишне перегружены замысловатыми сюжетами или просто “мутными” идеями без определённого сюжета.
В программе альбома сразу несколько номеров с подобного рода “неприступными” текстами, “Cerdes (Outside The Gates Of)” один из таких. Несколько раз перечитал его перевод и всякий раз рисовались разные картины восприятия. Ещё сложнее сюжет у композиции “A Christmas Camel” – какая-то неподдающаяся пониманию фантасмагория. Забавно, что всё это под самые, пожалуй, изысканные мелодии, что есть на этом диске.
Не всё, впрочем, так безнадёжно. Сюжеты прочих композиций пестрят разнообразием и богатством фантазии автора. Занятная история с прозрачным сюжетом в песне “Она забрела за садовую ограду”. Озабоченный юнец встретил в саду девушку, оказавшуюся на чужой территории. Его буйная фантазия рождает эротическое развитие событий: он мысленно представляет себе, как она домогается его. Но в действительности всё ограничивается кратким диалогом, юноша смущается, робеет и девушка, действительно готовая на многое, разочарована и оставляет его ни с чем.
Сюжет из “репертуара” Стивена Кинга содержит новелла “Something Following Me”. Навязчивая идея изводит героя этой истории, которому чудится, что его неотступно преследует некий роковой камень, ассоциирующийся в его воображении с могильной плитой. Вот один из фрагментов:
“Я пошёл посмотреть фильм
И занял единственное свободное в зале место.
Я пытался вытянуть ноги, но что-то мне мешало,
А когда зажёгся свет, я отчётливо увидел
Мраморную плиту с гравировкой какого-то имени.
Представляете моё удивление,
Когда я обнаружил,
Что сижу на собственном надгробии…”
И совершенно леденящая кровь история в песне “Mabel”: повредившийся умом мужчина поубивал всех своих родственников, чтобы связать свою судьбу с кухаркой по имени Мэйбл.
Мрачный байроновский романтизм в поэме Кита Райда к номеру “Conquistador”. Текст был написан к уже готовой мелодии Г. Брукера, в которой К. Райд уловил некий испанский колорит. Что и подвигло его углубиться в такую старинную тематику:
“Конкистадор, стервятник сидит
На твоём серебряном щите,
А в твоих ржавых ножнах, полных песка,
Дали ростки семена.
И пусть твой украшенный каменьями клинок
Всё ещё при тебе,
Море смыло твоё лицо
И забрало его себе…”
Подлинную ценность записи, как известно, определяют не место в рейтингах и списках популярности, не сиюминутные восторженные отзывы и хвалебные рецензии в прессе. Быть может какие-то особенности в музыке этого диска РН и указывают на его принадлежность к стилистическим нормативам прогрессивного рока: пафосные клавишные (фортепиано + эл. орган), Мэтью Фишер с его классическим музыкальным образованием, отдельные структурные части отдельных композиций, отстранённые образные тексты К. Райда. Но выход этого альбома не отождествился с зарождением прог-рока, о чём немало сказано и написано. Это определение оформилось в начале 70-х годов, когда течение под названием “прогрессивный рок” приняло массовое распространение. И ассоциируется оно с другими рок-коллективами. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side 1:
1. Conquistador 2:42
2. She Wandered Through The Garden Fence 3:29
3. Something Following Me 3:40
4. Mabel 1:55
5. Cerdes (Outside The Gates Of) 5:07
[G. Brooker - K. Reid]
Side 2:
1. A Christmas Camel 4:54
2. Kaleidoscope 2:57
3. Salad Days (Are Here Again) 3:44
4. Good Captain Clack 1:32
5. Repent Walpurgis * 5:05
[G. Brooker - K. Reid, except * Matthew Fisher]
Produced by Denny Cordell
Made and Printed in Great Britain;