|
|
|
Black Sabbath
« Sabotage »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Hole in the Sky 04:00
|
| 2 | Don't Start (Too Late) 00:49
|
| 3 | Symptom of the Universe 06:27
|
| 4 | Megalomania 09:38
|
| 5 | The Thrill of It All 05:51
|
| 6 | Supertzar 03:40
|
| 7 | Am I Going Insane (Radio) 04:15
|
| 8 | The Writ 08:45
|
| | Total playing time: 43:44 |
|
Ozzy Osbourne – lead vocals
Tony Iommi – guitars, piano, synthesizer, organ, harp
Geezer Butler – bass
Bill Ward – drums, percussion, piano and backing/scat vocals on "Blow on a Jug" |
|
Recorded: February – March 1975 at Morgan Studio, London
Produced by Mike Butcher & Black Sabbath
Engineered by Mike Butcher & Robin Black
David Harris – tape operator and saboteur
Will Malone – arrangements for the English Chamber Choir on "Supertzar"
Some versions of Sabotage contain a short hidden track entitled "Blow on a Jug" at the end of "The Writ", recorded at a very low volume |
|
| Hole in the sky
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
I'm looking through a hole in the sky
I'm seeing nowhere through the eyes of a lie
I'm getting closer to the end of the line
I'm living easy where the sun doesn't shine
I'm living in a room without any view
I'm living free because the rent's |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Выпуску 28 июля 1975 г. шестого студийного альбома Black Sabbath предшествовали события, из-за которых релиз постоянно откладывался. После записи пятой пластинки, лучшей в их дискографии, настали прямо-таки темные времена, когда нельзя было и думать о творчестве. Выплата денег в результате судебных процессов – это были еще цветочки. У Билла и Оззи опять начались нешуточные проблемы, в результате чего оба загремели в психиатрические лечебницы. Оззи вообще чуть не убил жену, с которой, кстати, к тому времени завел уже и второго ребенка, сына Луиса, но до развода в этот раз не дошло. Билла же, который так же нещадно губил свое здоровье кокаином и виски, пришлось даже откачивать, а то бедняга точно бы гигнулся (как говорил «гробовых дел мастер» Безенчук). Гизер с Тони очень злились, поскольку хотели работать над очередным альбомом, но поделать ничего не могли. Айомми даже хотел искать замену столь ненадежному контингенту, но Батлер его отговорил.
Вспомним также о том, что участники группы отказались от услуг менеджера и решили заниматься этим сами, т.е. не зависеть от кого-то, тем более что в последнее время их иногда даже не предупреждали, где они должны выступать. Собственными силами управлять делами группы у ребят не получилось, и они наняли нового специалиста. Им стал Дон Арден, работавший в той же компании, что и предыдущие. Это был человек, который говорил мало, но по делу, и всегда мог выпутаться из любой ситуации. Он подписал группу на лейбл NEMS. Секретарем у него работала 18-летняя дочь Шэрон. Оззи впервые увидел ее тогда, когда она пришла с отцом к нему в клинику. Однако бытует еще другая версия, больше напоминающая легенду: Осборн пришел в офис, прицепив на шею водопроводный кран, и, отказавшись от стула, сел на полу; столь странное поведение испугало девушку, и она даже попросила кого-то другого занести в кабинет кофе. Как бы то ни было на самом деле, что-то все-таки в Оззи юную мисс привлекло, раз позднее она стала ему другом, а потом и женой (и остается и по сей день).
Можно было работать над новым альбомом, но дальше – больше. Внезапно Европу охватил энергетический кризис – повысились цены на аренду помещения, стоимость грампластинок и т.п. Батлер с Осборном даже говорят о существовании некоего альбома, который был все-таки записан в это время, но так и не увидел свет. Прибавим к этому изменения ситуации на мировой рок-сцене, когда группы, подобные Black Sabbath, многие стали расценивать как динозавров, которым давно бы пора вымереть, а также внутренние трения по поводу того, в каком направлении следует дальше идти. Осборн многие годы в последующих интервью говорил, что Тони Айомми стал просто одержим студийным продюсированием, из-за чего времени и денег ребята тратили гораздо больше, чем раньше. Времена первых альбомов, записанных с минимумом затрат, окончательно канули в Лету.
Однако ребята все-таки как-то договорились, сделав еще одну отличную работу, которую можно по праву назвать одной из лучших в их истории. Плохих и даже не вполне хороших композиций нет. Все очень цельно и интересно. Да, это «саботаж» всего того, что было раньше, но диверсия, на мой взгляд, получилась конструктивной (пусть это и оксюморон). Кстати, по-моему, бóльший саботаж присутствовал на предыдущем релизе, но и с ним есть определенное сходство в плане того, что группа шла и дальше по пути сближения металла и прогрессива, и ей это весьма удавалось. Тяжести стало больше, что явно было на руку Оззи, тоскующему по простым, но мощным риффам. Можно даже сказать, что этот альбом имеет самое агрессивное звучание из всех. Удовлетворил результат и Тони, поскольку было использовано довольно много клавишных и симфонических штучек, благодаря которым саунд стал более оптимистическим, но не настолько, чтобы назвать эту работу белой и пушистой :-). Джеральд Вудрафф, уже помогавший ребятам во время концертов, стал фактически полноценным участником группы, и теперь уже только он заведовал черными и белыми клавишами. Что касается текстов, то альбом вполне можно назвать концептуальным, поскольку красной нитью через него проходит тема безумия и социального протеста, не без примеси мистицизма. Что же, Оззи с Биллом явно внесли в написание лирики свою ощутимую лепту. Не знаю, как Гизер с ними сотрудничал, но явно не обошлось без применения сильных средств, поскольку понять написанное и, соответственно, спетое иногда довольно затруднительно. Записывали целый год в Лондоне и Брюсселе, а к продюсированию привлекли Майка Бутчера. Оззи поет замечательно, Тони на высоте, Билл в ударе (на то он и ударник), Гизер тоже молодец, только его бас сделали почему-то немного тише, чем нужно.
Грэхэм Райт придумал весьма интересную обложку (хотя Тони называет ее одной из худших), на которой в первый и последний раз изображены все «блэк-саббатовцы». Они стоят у огромного зеркала (Тони, правда, сидит, напоминая этакого гуру) в маскарадных костюмах, причем их отражение также повернуто к нам лицами. На обратной стороне пластинки была помещена похожая картина – ребята стоят лицом к зеркалу, спинами к нам, а в зеркале то же самое. Смысл таков: от себя не убежишь, а если и убежишь, то только в какое-нибудь Зазеркалье.
1) «Hole in the Sky». В начале мы слышим репетиционный шум – цокают ударные, раздается чей-то пугающий крик, напоминающий хищную птицу, Тони настраивает гитару. После тихого отчета «1-2-3-4» вступает ритм-секция с мощнейшим искаженным риффингом, сопровождаемым не менее мощными ударными и отличным басом. Великолепный металл, заряжающий энергией. Достаточно сердитым голосом Оззи делится своими впечатлениями от пребывания в психушке. Его герой находится в месте, куда не заглядывает солнце и где не нужно вносить квартирную плату (что же, у каждого минус есть плюс); при этом он видит «дыру в небесах», через которую хочет попасть в рай. Вокал эффектно отражается эхом, словно герой кричит в пустоту. Можно также расценивать текст как метафорическое размышление о современном ужасном мире, из которого человеку частенько хочется исчезнуть. Западная цивилизация обречена, а «псы войны» (выражение из шекспировского «Юлия Цезаря», в современном английском языке ставшее популярным благодаря одноименному роману Фредерика Форсайта) пируют, пожирая чьи-то останки.
2) «Don’t Start (Too Late)». Первая композиция внезапно прерывается (словно просто вырубили запись) 50-секундным незатейливым инструменталом со сдвоенной акустической гитарой, играющей в духе фламенко. Происхождение названия таково: звукорежиссер постоянно говорил «Не начинайте», когда они включали запись, а ему отвечали: «Уже поздно». Звучит приятно, но очень уж коротко. Будем расценивать эту вещь просто как передышку между двумя мощными темами. Фишка здесь также заключается в том, что бренчание на гитаре записано так тихо, что слушатель инстинктивно делает громкость больше, из-за чего следующая тема сильнее бьет по ушам.
3) «Symptom of the Universe». Внезапно вступает отличный риффинг, часто считающийся первым трэшевым. Как-то я прочитал мнение, что он напоминает газонокосилку, которую давно не смазывали. Присоединяются мощные ударные и тихо бумкающий бас. Вновь энергично и вновь довольно тревожно. Голос Оззи звучит очень эмоционально. Текст вновь переполнен сложными образами, зачастую совершенно непонятными (типа «электризующего врага, утопающего в слезах» или «единорога адвентистов седьмого дня, ждущего в небесах»), однако можно с уверенностью сказать хотя бы одно – мир обречен на гибель, но есть по крайней мере одна вещь, ради которой стоит жить, и это любовь, ведь только благодаря ей и существует вселенная. Через две минуты риффинг меняется, и теперь бас уже слышится более четко, однако это длится недолго. Через некоторое время после второй вокальной части начинается отличное соло, в котором гитара просто улетает под небеса. Раздается звук, напоминающий рев улетающего самолета, потом металл исчезает, уступая место лиричности, и мы словно попадаем в совершенно другой трек. Звучит просто прекрасная акустическая гитара, а перкуссии приобретают какой-то интересный оттенок (уж не маракасы ли?). Герой предлагает своей любимой отправиться вместе с ним и познать счастье. Заканчивается эта вещь диминуэндо, словно эта пара действительно улетает от нас.
4) «Megalomania». Почти 10-минутная психоделичная композиция (одна из самых продолжительных у группы), поражающая фантазией придумавших ее людей. Начинается она медленно с тандема акустической и электрогитары, звучащих под мрачное гудение баса и тихие ударные. Голос Оззи, повторяющий первые слова текста, долго идет эхом издалека, словно пробивается откуда-то. Звуки накладываются друг на друга, создавая неповторимый эффект. Дойдя до нормальной громкости, Осборн выдает нам еще одну порцию впечатлений от пребывания в лечебнице. Мощный гитарный риффинг еще более усиливает мрак. Герой, переживающий крах личности, просит всех оставить его в покое. Он не хочет больше быть под влиянием грез и фантазий, заполняющих жизнь и заставляющих забыть о реальности. Спустя три минуты после начала, после второго вокального фрагмента, в музыку закрадывается фортепьяно, из-за чего звучание становится повеселее. Под стук ударных появляется новый отличный рифф, тема становится все более энергичной, а Оззи поет о том, что хочет быть счастливым, позабыть печаль, перестать лгать и прятаться. Временами ему подпевает Билл, прошедший через то же самое. Впечатляют крики «Ужальте меня!» (видимо, подразумевается укол) и совершенно уж неприличный «Отсосите у меня!». Сдвоенная жесткая гитара уверенно делает свое дело, а Уорд с Гизером стабильно ведут ритм. Прекрасной получилась короткая интерлюдия с мощным гитарным звуком. Пусть мы слышим одни и те же перетасованные музыкальные части, но звучат они прекрасно, особенно под столь эмоциональный вокал. Под риффинг, крики Оззи и странные жутковатые звуки (кто-то предположил, что это нюхают кокаин) появляются клавишные. Все превращается в музыкальный поток, который завершается гудением.
5) «The Thrill of It All». В одном динамике появляется запоминающийся рифф, к которому присоединяются ударные и бас. Затем гитара выдает короткое пронзительное соло. В определенный момент остается отрывистый риффинг под тихие барабаны. В сопровождении его, а также солидного баса, мощных ударных и даже прихлопов Оззи поет, обращаясь к Иисусу. Он просит о помощи и хочет знать, верит ли тот в человека. В середине появляется еще и фортепьяно, а гитара сочувственно солирует. После этого темп ускоряется, ударные приобретают забавное шуршание, возникают клавишные, в звучании которых чувствуется оптимизм. Размышляя о мире, в котором он живет и о своем месте в нем, герой приходит к выводу, что не следует постоянно думать о своих проблемах, а постараться обрести свободу, что не так уж и трудно. Заканчивается композиция диминуэндо после триумфального гитарного соло. Название взято из одноименного фильма 1963 г.
6) «Supertzar». Прекрасный инструментал с достаточно тревожной атмосферой. Риффует гитара, сопровождаемая басом и вокализами Английского камерного хора. Сначала поют в основном только мужчины, чьи голоса напоминают монахов. Усиливаются ударные, появляется акустическая гитара и колокольчики, на фоне которых возникают женские голоса. Очень похоже на что-нибудь из Рика Уэйкмана, только с более металлическим звучанием. Что же, Black Sabbath в очередной раз удивили. Не обращаешь внимания даже на то, что композиция состоит из повторяющихся фрагментов. Не знаю, честно говоря, что за «суперцарь» имеется в виду, но чувствуется в этом названии аллюзия на Иисуса Христа-суперзвезду (superstar). Есть также сведения, что это музыкальная иллюстрация перехода русской армии, попавшей в Сибири в метель. Что же, может быть. Особенно хорошо эту картину представляешь, когда музыка начинает в конце затихать, словно солдаты уходят дальше. Кассетная запись инструментала стала открывать концерты Black Sabbath вплоть до 1981 г., а потом еще и в 90-х годах во время различных турне.
7) «Am I Going Insane (Radio)». Вещь, полностью написанная одним Оззи и претендующая на звание самой слабой, поскольку не такая интересная и навороченная, как остальные, однако по тексту полностью вписывающаяся в контекст всего альбома. Что касается музыки, то она своей психоделичностью напоминает британские группы 60-х, в т.ч. и ранний Pink Floyd. Звучат клавишные, сопровождаемые ударными и басом, затем их сменяет гитара. Батлер пропустил бас через разные примочки, что придало ему некое потустороннее звучание. Герой сомневается в своей нормальности, чувствует себя параноиком (явная отсылка к классическому наследию группы) и хочет где-нибудь спрятаться. Соло словно сочувствует герою, вопрошающему: «Скажите-ка, люди, а не схожу ли я с ума». Смех, появляющийся в конце, когда Оззи продолжает петь, а музыка затихает, звучит настолько убедительно, что начинаешь думать, а может быть, он и прав, когда сомневается. Смеется сначала один человек, потом другой. Возникает еще один вопрос: причем здесь «радио»? Нет, это не радиоверсия. «Radio» – это сокращение от «radio rental», т.е. «прокат радиоаппаратуры», что в свою очередь является рифмой к «mental» (прием, часто используемый в сленге кокни, откуда это и взяли), т.е. «душевнобольной». Ходят слухи, что Оззи хотел поместить эту вещь в одноименный первый сольный альбом (впрочем, второй – «Дневник сумасшедшего» – недалеко ушел), о котором он думал уже в то время. Его участниками должны были стать бывший «дип-перпловец» Гленн Хьюз и ирландец Гэри Мур, известный у нас по песне «Still Got the Blues».
8) «The Writ». Еще одна жесткая и навороченная многочастная тема. К смеху из предыдущей композиции добавляются жуткие завывания или стоны от боли (это уж я не знаю). Трудно понять, издает ли эти звуки ребенок или взрослый. Мы слышим тихий, мрачный, завораживающий психоделический бас, а спустя целых 40 секунд в динамики, когда уже совсем не ожидаешь, врывается жесткая ритм-секция с отлично риффующей гитарой и эмоциональный вокал. Периодически звучит загадочное шуршание – словно наждачкой проводят, скажем, по дереву. Текст представляет резкое обращение (настоящее «а пошли вы все!») Оззи к бывшему менеджменту, которому было наплевать на артистов, ведь мысли были только о том, как нажиться на звездах рок-н-ролла. Название можно перевести как «исковое заявление» и связано оно с эпизодом, когда музыкантов вызвали повесткой в суд, где должен был разбираться иск Джима Симпсона. Гнев слышится в голосе, его чувствуешь в музыке, им пропитаны стихи. На третьей минуте вновь возвращаемся к седативному басу – на этот раз секунд на 25, – а потом вновь резкий переход. Осборн обвиняет работников музыкальной индустрии во лжи и проклинает их. В какой-то момент мелодика меняется – Оззи произносит шепотом слова «кошки» и «крысы», к нему присоединяется еще чей-то голос (видимо, Уорда), и они поют одновременно. После слов Осборна о том, что ему очень хотелось бы увидеть чью-то улыбку после всех несчастий, музыка становится лиричной благодаря акустической гитаре и металлофону или клавесину (а то и обоим). Создается ощущение, что попал в сказку, а Оззи, чей голос отдается переливчатым эхом, поет о том, что его жизнь началась по-новому и теперь он не знает, к чему придет. Периодически возвращается жесткий риффинг, а Осборн выражает уверенность, что все образуется. «Если нет, мне придется вышибить себе мозги», – говорит он в заключении. Композиция завершается мощным риффингом и драммингом, которые постепенно затихают. Нужно еще сказать, что существуют издания данного альбома, на которых треки 7 и 8 поменяли местами, удалив связующую их часть со смехом и воем.
На некоторых первых пластинках и кассетах, а также на ремастированных дисках после «The Writ» есть еще очень тихая 23-секундная вещь «Blow on a Jug», которая в отдельный трек не выделяется и фактически является кавером на Nitty Gritty Dirt Band. Оказывается, и тогда, когда компакт-дисков еще не было, уже существовали скрытые треки, которые стали так популярны в наше время. Правда, сейчас это превратилось в настоящую эпидемию. В сопровождении фортепьяно Оззи и Билл, которые просто дурачились пьяными в студии, предлагают всем выдуть бутылку. Корни этой шутки уходят в 1970 г., когда Black Sabbath играли на «Голливудском фестивале». Каждая группа старалась перещеголять другую, но круче всех оказались Mungo Jerry, потому что они дули в бутылки, сделав, видимо, из них еще один инструмент. Некоторые в шутку называют это лучшей вещью Black Sabbath, достойной «Грэмми».
После выпуска этого альбома группа была наиболее популярной, заняв второе место в списке хард-роковых команд Великобритании после Led Zeppelin. Билеты на концерты в США расходились мгновенно, а американские сатанисты, ни хрена не поняв в текстах, сделали из группы икону своего движения. Поскольку музыка была мрачной, один журналист как-то задал Оззи вопрос о причине этого, на что тот ответил: «А что – есть чему веселиться? Расскажите, и мы вместе посмеемся!» Композиции, исполненные на некоторых концертах в это время, позднее вышли на втором диске «Past Lives». Нужно также сказать, что благодаря Black Sabbath некоторые журналисты в это же время решили даже делать специальные хит-парады именно для тяжелых групп.
Англичане оценили новую работу по достоинству (7-е место), но именно с нее быстрое приобретение «золота» прекратилось. Одни считают эту пластинку началом конца, другие же склонны думать, что это последнее отличное творение группы (первого состава). Есть, конечно, еще те, кто любит и более поздние работы, но таких встречается крайне мало. |
|
|
| |
| | | |
| |
Шестой альбом группы так же стал очень сильной работой, и конечно же является одним из сильнейших у группы. Однако такой очаровательной осязаемой ауры как на “Sabbath Bloody Sabbath”, здесь уже нет (и, кстати, оной вообще никогда больше не будет). Что касается “Sabotage”, то он является скорее логическим продолжением развития идей первых четырех альбомов – то есть более прямолинейной музыки. Однако он во всех отношениях будет получше их.
Хочется отметить композицию “Symptom Of The Universe” (3): основная часть ее имеет в чистом виде трэшевый гитарный рифф и если бы голос Озборна не заглушал бы его во время куплетов, то трэшевая композиция и получилась бы! Ее же концовка напротив, очень лирична и красива… Вообще, на альбоме многие композиции состоят из разных частей с разными мотивами и темпом, что создает впечатление, что на альбоме больше вещей чем на самом деле. Но сие есть особенность музыки группы всего этого периода… И здесь все сделано не так идеально как на предшественнике. Например, длинющая (почти 10 минут!) вещь “Megalomania” (4) состоит из двух четко различающихся и совершенно равноценных песен, не объединенных друг с другом ничем кроме названия. Как нечто целостное не воспринимается в принципе…
Инструментал “Supertzar”, на мой взгляд, явный прокол… Его явно пересложненные хоровые партии явно не здорово ложатся на музыкальное сопровождение. Из-за этого хор создает впечатление каких-то несуразных завываний. В этом отношении противоположностью является великолпная “Spiral Architect” с предыдущего альбома, где наложение классического сопровождения осуществлено просто идеально. Правда в том случае использовалась инструментальная игра, а сдесь хор, но не суть…
А вот мало кем оцененая композиция "Am I Going Insane (Radio)" (7) напротив кажется мне вполне удачной. Во всяком случае, ее мелодичный и сильных припев очень легко запоминается и потом возникает желание его напевать. Звучание инструментов в этой композиции весьма оригинально – некое техногенное жужание, несколько тягучее и может быть даже занудное… Но так это замысел такой был – мне нравится! Да и вообще, именно такое жужание лучше всего подходит к едкому подхалимскому голоску Оззика. Вообще, вокал старины Джона на этом альбоме вполне удался. Здесь он и разнообразен в меру. Например, в последней песне альбома “The Writ” (в первой ее части) в оновных куплетах Оззи поет кричащим голосом, несвосвенным для него и ничего – здорово выходит.
В общем, альбом чертовски силен но, на мой взгляд, он таки заметно уступает предыдущему студийнику – “Sabbath Bloody Sabbath”, который, на мой взгляд, так и остался во многом непревзойденным достижением группы. |
|
|
| |
| | | |
| |
К сожалению, выпуск великолепного во всех отношениях альбома "Sabbath Bloody Sabbath" не сильно улучшил общее настроение в рядах группы Black Sabbath. Помимо постоянных перепалок вечно "кайфующего" Оззи с Тони Айомми по поводу усложнения музыки, лечения все того же Оззи в клинике для наркоманов со стажем, тут еще добавились и серьезные проблемы со звукозаписывающей компанией Vertigo. Которые решились довольно кардинальным образом - группа ровно год не могла выпустить новый альбом, пока шли бесконечные судебные процессы. Тем не менее, в конце каждого туннеля есть свет - к началу 1975 года Black Sabbath окончательно перешли под крыло небольшой фирмы N.E.M.S., и даже более того - музыкантам удалось на фоне всего этого негатива записать и выпустить альбом, который смело можно назвать одной из сильнейших работ группы. Итак, шестой студийник под названием "Sabotage". Надо отдать должное мистеру Айомми - он каким то непостижимым образом умудрился угодить всем. Творческое развитие коллектива, несомненно, продолжилось, но здесь оно уже не так сильно заметно, возможно из-за наличия некоторого количества абсолютно "простых" композиций, в духе старых времен, за которые так ратовал Оззи. В качестве примеров можно привести совершенно ураганную открывашку "Hole In The Sky", которая, несомненно, послужила этаким первым камнем в огород будущих стилей трэш или дэт метала, легендарную композицию "Symptom Of The Universe", также оказавшую немалое влияние на будущих звезд тяжмета (правда, здесь Тони явно переборщил со своими новаторствами и вставил в конец скоростного боевика абсолютно неуместный акустический джингл), и длинный, тяжелый и грузный номер "The Writ", просто наполненный до краев злобой на весь музыкальный бизнес, и на бывших менеджеров в частности. Среди "прогрессивных" треков особо выделяются потрясающий десятиминутный эпик "Megalomania", подобных которому в творчестве группы еще не было, и помпезная инструменталка "Supertzar", в которой вовсю используется оркестровка специально приглашенного в качестве "секретного", пятого члена группы, клавишника Джесса Вудраффе. Запись и все технические дела, как обычно, на самом высоком уровне, так что оценку ниже девятки "Sabotage" я поставить никак не могу. Последний по-настоящему эпохальный альбом Black Sabbath, дальше начнется период разброда и шатаний. |
|
|
| |
| | | |
| |
Пожалуй, самый зрелый альбом бирмингемской четвёрки. Он явился результатом всех экспериментов, проведённых ранее и позволивших найти идеальное звучание и идеальный баланс между тяжестью и мелодичностью.
Голос Оззи здесь очень силён и гораздо более разнообразен, чем раньше. Тексты достаточно сложны (не в последнюю очередю благодаря наркотикам, к сожалению) и требуют внимательного прочтения и разбора, но и музыка здесь великолепна: тяжёлые и мелодичные риффы, давно ставшие классикой, чьи отголоски можно услышать в работах всех групп, появившихся после Сэббат, разнообразнеёшие соло Айомми, есть и стремительные, уносящие словно вихрь, как в "Symptom of the Universe", техничные, как в "Hole in the Sky", и очень мелодичные, как в "Thrill of It All", например. Слабых вещей нет, я люблю чуть меньше "The Writ" и "Megalomania", чуточку меньше. Любимые песни: "Hole in the Sky" и "Symptom of the Universe", а композиция "Thrill of It All" одна из самых лучших у них с музыкальной точки зрения, там действительно Музыка на все времена.
По-моему, "Sabotage", наряду с альбомами "Master of Reality" и "Sabbath Bloody Sabbath", последнему я всё же отдаю предпочтение, стал лучшим альбомом Black Sabbath за всю их историю.
С уважением... |
|
|
| |
| | | |
| |
Шестой альбом за пять лет - неслабый такой (впрочем, обычный для времен молодости рока) результат. Некоторое истощение моральных и физических сил группы, а также усталость от успевших стать клише собственных приемов, становятся заметны (напишу страшное) уже на "Sabbath Bloody Sabbath". К "Sabotage" Айомми и компания подошли с еще более очевидным настроем “сделать что-то такое, чего мы раньше не делали” и в состоянии назревающего внутри группы конфликта между гитаристом-который-всё-тащит-на-себе и вокалистом-на-котором-весь-успех-держится. Ко всему прочему, Sabbath тогда конфликтовали с менеджментом, что нашло отражение даже в текстах.
Однако эта “предкризисная” атмосфера ощущается больше задним числом. В режиме же реального времени альбом скорее воспринимался как развитие и следующий шаг в сторону более виртуозной (в сравнении с сырым угрюмым рокотом ранних работ группы) и более агрессивной (в сравнении с зааранжированным, перекрученным "Sabbath Bloody Sabbath") музыки.
Несомненно, "Sabotage" более прямолинейный и “боевой”, нежели его предшественник, хотя и несет на себе отпечаток прогрессивных устремлений "Bloody Sabbath". Клавишные Джеральда Вудроффа, который был без пяти минут постоянным участником группы, играют значительную роль в создании саунда на пластинке, но это не ориентированный на клавишные альбом. Это тяжелый альбом с клавишными аранжировками.
"Sabbath Bloody Sabbath" был удачным в творческом и коммерческом отношении, но Айомми говорит, что музыканты совершенно сознательно не пошли дальше по тому же пути. Осборн привычно противоречит товарищу, утверждая, что запись "Sabotage" была мучительной именно из-за “студийного перфекционизма” гитариста. Батлер же состояние группы на момент записи "Sabotage" определяет, как “обдолбаннные и задолбавшиеся”.
Все эти разборки и воспоминания о самочувствии и настроении едва ли не полувековой давности интересны не только любителям подробностей из закулисья. Они скорее демонстрируют, что вдохновение может прийти когда его совсем не ждешь.
Все вышеописанные проблемы не помешали Sabbath создать великий, монументальный альбом.
"Sabotage" - тяжелому, злобному, но при этом не лишенному экспериментальной жилки, предыстория совершенно не повредила. Он не то чтобы идеален от первой до последней ноты. Но он целен и целеустремлен, несмотря на некоторую стилистическую чересполосицу. Сдвиг привычных границ, выход за флажки и заплыв за буйки всегда был фишкой Black Sabbath. На любом их альбоме классической эры есть композиции, которые выбиваются из общего ряда. Эта смелость первопроходцев, нежелание соответствовать придуманным критикой и фэнами категориям, вообще характерны для групп той поры, когда сцена еще не разделилась на десятки замкнутых субкультур, внутри каждой из которых есть четкие критерии звучания, оформления обложек и внешнего вида музыкантов.
Sabbath, хотя и являются отцами-основателями doom-сцены, сами на верность идеалам trad-doom не присягали, оставив это командам вроде Count Raven. Они изобретали жанр и шли дальше - изобретать следующий.
"Sabotage" стартует с одного из самых могучих хитов группы, свирепого боевика "Hole in the Sky", который надолго осел в концертных сет-листах и знаменует собой очередную трансформацию коллектива. Если на предыдущем альбоме Sabbath буквально, грянувшись оземь тягучими думстерами, восстали преображенные в замысловатых проггеров, то сейчас перед нами полновесный металл безо всех этих приставок типа “proto”. Конечно, в рамках 1975 года, но тем не менее, столь тяжело, бескомпромиссно и злобно на “большой сцене” тогда никто не играл. Закольцованный гитарный рифф, какие умеет изобретать только Тони, в этот раз основательно разогнан в скоростях, ритм-секция рубит с мощью сваезабивочной машины, Осборн же вовсе взвинтил свой и без того экспрессивный вокал до откровенного крика (scream, ага).
Краткая акустика "Don't Start (Too Late)" и альбом продолжается "Symptom of the Universe", столь же мощным хитом, как "Hole in the Sky", столь же любимым металлистами последующих поколений в качестве кавер-версии, которая, будучи помещенной бонусом, делает осмысленным делом приобретение всего диска.
Почти десятиминутная "Megalomania" - колыбель прогрессивного металла, в которой перемешаны тяжесть и навязчивая виртуозность игры, эпик с неоднократно меняющимися в ходе развития темпом и настроением, и запутанной мистической лирикой, которую Гизер сочинил под влиянием наркотического прихода, а Оззи спел, только что откинувшись из психушки.
Мрак и безумие - ключевые темы альбома, а о безумии Sabbath к тому времени знали больше, чем хотелось бы. Но то, что калечит личную жизнь, иногда неплохо конвертируется в творчество.
"The Thrill of It All" - тоже непростая, можно сказать, “навороченная” композиция, отличающаяся странными, бравурными эпизодами, и понятное дело, не ставшая постоянным гостем ни на концертах, ни на бесчисленных сборниках из разряда “The Best of Black Sabbath 1970-1978”.
Симфонический "Supertzar" служит скорее для отдыха и, откровенно говоря, мне не кажется таким уж идеальным сочетание того, что делает хор, и того, что делают Black Sabbath. Но как минимум - смелый эксперимент.
"Am I Going Insane (Radio)" - очень странный, совершенно не канонический трэк, всё же ставший популярным. Песня, по словам Уорда, должна была стать первой ласточкой в сольной карьере Оззи, который в процессе сочинения всех замучил своими синтезаторными экзерсисами. Это еще и значит, что Оз некогда собирался играть совсем другую музыку, а вовсе не прославивший его “продюсерский” хард-н-хэви в окружении бывших/будущих юрай-хипповцев. "Am I Going Insane" представляет собой “вывихнутую” поп-психоделику из конца шестидесятых, сыгранную почти без саббатовской тяжести. Осборн поет, а также хохочет и завывает так, что в его поехавшей (и отнюдь не в рамках вживания в образ) крыше не сомневаешься совершенно.
Венчает альбом "The Writ" - еще один сложный, затяжной номер, демонстрирующий проговую сторону коллектива. Балладные эпизоды варьируются с динамичными, тяжелый рок перемежается со странными синтезаторными созвучиями, которые извлекает из Moog'а вокалист, безумные смешки - со струнными аранжировками.
Содержащий две песни, каждой из которых хватит на замену целой дискографии группы средней руки, два убийственных хита, без которых тяжелая сцена была бы совершенно другой ("Hole in the Sky" и "Symptom of the Universe"), "Sabotage" может именоваться последним классическим альбомом Sabbath. После него раздрай, царящий в группе, увы, стал переходить из категории личных взаимоотношений в творческую плоскость. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 77288 |
The synonyms of all the things that I've said
Are just the riddles that are built in my head
Hole in the sky - take me to heaven
Window in time - through it I fly
I've seen the stars disappear in the sun
The shooting's easy if you've got the right gun
And even though I'm sitting waiting for Mars
I don't believe there's any future in cause
Hole in the sky - take me to heaven
Window in time - through it I fly
I've watched the dogs of war enjoying their feast
I've seen the western world go down in the east
The food of love became the greed of our time
But now I'm living on the profits of pride
Don't start (too late)
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Instrumental song
Symptom of the universe
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Take me through the centuries to supersonic years
Electrifying enemy is drowning in his tears
All I have to give you is a love that never dies
The symptom of the universe is written in your eyes
Mother mooch is calling me back to her silver womb
Father of creation takes me from my stolen tomb
Seventh night the unicorn is waiting in the skies
A symptom of the universe - a love that never dies
Take my hand, my child of love, come step inside my tears
Swim the magic ocean I've been crying all these years
When our love will ride away into eternal skies
A symptom of the universe - a love that never dies
Oh, my child of love's creation, come and step inside my dreams
In your eyes I see no sadness, you are all that loving means
Take my hand and we'll go riding through the sunshine from above
We'll find happiness together in the summer skies of love
Meglomania
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
I hide myself inside the shadows of shame
The silent symphonies were playing their game
My body echoed to the dreams of my soul
This god is something that I could not control
Where can I run to now? The joke is on me
No sympathizing, god is insanity, yeah
Why don't you just get out of my life, yeah?
Why don't you just get out of my life now?
Why doesn't everybody leave me alone now?
Why doesn't everybody leave me alone, yeah?
Obsessed with fantasy, possessed with my schemes
I mixed reality with pseudogod dreams
The ghost of violence was something I seen
I sold my soul to be the human obscene
How could it poison me? The dream of my soul
How did my fantasies take complete control, yeah?
Why don't you just get out of my life, yeah?
Why don't you just get out of my life now?
Why doesn't everybody leave me alone now?
Why doesn't everybody leave me alone, yeah?
Well, I feel something's taken me I don't know where
It's like a trip inside a separate mind
The ghost of tomorrow from my favorite dream
Is telling me to leave it all behind
Feel it slipping away, slipping in tomorrow
Got to get to happiness, want no more of sorrow
How I lied, went to hide
How I tried to get away from you now
Am I right if I fight?
That I might just get away from you now
Sting me!
Well, I feel something's giving me the chance to return
It's giving me the chance of saving my soul
Beating the demigod, I'm fading away
I'm going backwards but I'm in control
Feel it slipping away, slipping in tomorrow
Getting back to sanity, providence of sorrow
Was it wise to disguise?
How I tried to get away from you now
Is there a way that I could pay?
Or is it true I have to stay with you now?
How I lied, went to hide
How I tried to get away from you now
Am I right if I fight?
That I might just get away from you now
Suck me!
I'm really digging schizophrenia, the best of the earth
I've seized my soul in the fires of hell
Peace of mind eluded me but now it's all mine
I simply try but he wants me to fail
Feel it slipping away, slipping in tomorrow
Now I've found my happiness, providence of sorrow
No more lies, I got wise
I despise the way I worshipped you, yeah
Now I'm free, can't you see?
And now instead I won't be led by you now
Free!
The thrill of it all
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Inclination of direction walk the turned and twisted rift
With the children of creation futuristic dreams we sift
Clutching violently we whisper with a liquefying cry
Any deadly final answers that are surely doomed to die
Won't you help me mr. Jesus, won't you tell me if you can?
When you see this world we live in do you still believe in man?
If my songs become my freedom and my freedom turns to gold
Then I'll ask the final question if the answer could be sold
Well, that's my story and I'm sticking to it
'Cause I've got no reason to lie
Forget your problems that don't even exist
And I'll show you a way to get high
So come along, you know you matter to me
Remember freedom is not hard to find
Time to stop all your messing around
Don't you think that I know my own mind?
Why can't you believe? It's not here to perceive
Do you always have to be told?
For you have been taught that if your mind has been bought
Life's entire answer was sold
Supertzar
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Instrumental song
Am I going insane (radio)
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
Everybody's looking at me
Feeling paranoid inside
When I step outside I feel free
Think I'll find a place to hide
Tell me people, am I going insane? Insane
Tell me people, am I going insane? Insane
Every day I sit and wonder
How my life it used to be
Now I feel like going under
Now my life is hard to see
So tell me people, am I going insane? Insane
Tell me people, am I going insane? Insane
So I'm telling all you people
Listen while I sing again
If I don't sound very cheerful
I think that I'm a schizo brain
So tell me people, am I going insane? Insane
Tell me people, am I going insane? Insane
Tell me people, am I going insane? Insane
Tell me people, am I going insane? Insane
The writ
(Iommi/Osbourne/Butler/Ward)
The way I feel is the way I am
I wish I'd walked before I started to run to you
Just to you
What kind of people do you think we are?
Another joker who's a rock 'n' roll star for you
Just for you
The faithful image of another man
The endless ocean of emotion I swam for you
Yeah, for you
The shot troopers laying down on the floor
I wish they'd put an end to my running war with you
Yeah, with you
Are you metal, are you man?
You've changed in life since you began
Yeah, began
Ladies digging gold from you
Will they still dig? Now you're through
Yeah, you're through
You bought and sold me with your lying words
The voices in the deck that you never heard came through
Yeah, came through
Your folly finally got to spend with a gun
A poisoned father who has poisoned his son - that's you
Yeah, that's you
I beg you please don't let it get any worse
The anger I once had has turned to a curse on you
Yeah, curse you
All of the promises that never came true
You're gonna get what is coming to you, that's true
Ah, that's true
Are you Satan, are you man?
You've changed in life since it began
It began
Vultures sucking gold from you
Will they still suck? Now you're through
Cats, rats
The search is on
So you just better run and find yourself another way
Probably dead
They don't feel a thing to keep them living for another day
Rats, rat
You are nonentity, you have no destiny
You are a victim of a thing unknown
A mantle picture of a stolen soul
A fornication of your golden throne
A smiling face - it means the world to me
So tired of sadness and of misery
My life it started some time ago
Where it will end I don't know
I thought I was so good, I thought I was fine
I feel my world is out of time
But everything is gonna work out fine
If it don't I think I'll lose my mind
I know, I know, I know, yeah, yeah, I know
Listen to me while I sing this song
You might just think the words are wrong
Too many people advising me
But they don't know what my eyes see
But everything is gonna work out fine
If it don't I think I'll lose my mind