|
Как известно, чужая душа - потёмки. Примерно такая же ситуация и с чужой головой. Непросто залезть в голову любого из нас, если вы противник подобной вольности. Ещё сложнее сейчас разобраться, что творилось в голове Фила Лайнотта почти сорок лет тому назад. Об этом можно лишь догадываться по действиям самого Лайнотта.
Как и тогда, в 1982 году, так и сейчас трудно предположить, какие планы вынашивал лидер Thin Lizzy на предмет дальнейшего функционирования группы. Вполне возможно, что никаких планов и не было, TL пребывали в полуразобранном состоянии и безвольно "плыли по течению", а сам Ф. Лайнотт как никогда ранее был близок к решению переключиться на сольную деятельность. Предпосылки для подобных умозаключений были более чем очевидными. Группа в очередной раз оказалась на грани распада.
Уже с самого начала 1982 года в TL всё пошло наперекосяк. Ветераны Брайан Дауни и Скотт Горэм вынуждены были досрочно завершить европейский тур в составе группы из-за проблем личного характера.
Первый оказался замешан в драке в ночном клубе одного из городов Дании, куда TL приехали с гастролями, и находился под следствием. Замена ему нашлась в лице Майка Месбура (Mike Mesbur), барабанщика из группы The Lookalikes, сопровождавшей TL в туре по Европе и выступавшей у хедлайнеров "на разогреве". В марте из строя выбыл С. Горэм. Наркотическая зависимость довела гитариста до такого состояния, что он физически был не в состоянии находиться на сцене. Восемь концертов группа отыграла вчетвером (с одним гитаристом Сноуи Уайтом), шесть заключительных были отменены.
TL встали на паузу. Фил Лайнотт завершил и выпустил в релиз второй свой сольный диск ("The Philip Lynott Album", 1982 г.), оказавшийся коммерчески несостоятельным. А в августе из состава группы ушёл С. Уайт, уставший от всего происходящего в команде. По тем же причинам покинул TL и один из менеджеров Крис О' Доннелл, сопроводив этот акт формулировкой, приводить которую в данном случае не совсем уместно. Группа оказалась в подвешенном состоянии, а контрактные обязательства вынуждали Ф. Лайнотта задуматься о новом альбоме.
В этой связи лидер TL посчитал разумным продолжить сотрудничество с молодым продюсером и звукоинженером Крисом Цангаридесом. С ним группа готовила предыдущую свою пластинку "Renegade" (Крису тогда было всего 24 года). Замечу, что до TL Цангаридес практически не имел продюсерского опыта, если не считать таковым совместную работу с Гэри Муром, который, собственно, в своё время и рекомендовал Криса Филу Лайнотту.
К сентябрю Ф. Лайнотт определился и со вторым гитаристом, им стал Джон Сайкс из малоизвестной хэви-металлической бригады Tygers Of Pan Tang. Примечательно, что этот рослый парень был почти на десять лет моложе ветеранов TL (Ф. Лайнотту на тот момент было 33 года, Б. Дауни и С. Горэму - по 32).
Материал для нового альбома к этому времени был уже практически подготовлен. Причём, надо заметить, благодаря усилиям всех музыкантов группы. В силу разных причин участие Ф. Лайнотта в том созидательном процессе по большей части свелось к написанию текстов. И лишь один трек ("Cold Sweat") из программы альбома был задуман и записан с участием новичка Дж. Сайкса уже в условиях студии звукозаписи в Дублине.
Доподлинно неизвестно, чем был обусловлен выбор Филом Лайноттом второго гитариста, как, впрочем, неизвестно, участвовали ли в кастинге какие-либо другие кандидаты на вакантное место в составе TL, некогда одного из флагманов британского хард-рока. Это, во-первых. А во-вторых, какова была стратегия Лайнотта относительно звучания будущей пластинки, подбирал ли он гитариста согласно этой стратегии или всё было как раз-таки наоборот?
Само собой, наличие гитариста-виртуоза из смежной стилистической области не могло не сказаться на конечном результате. Группа классического хард-рока зазвучала и тяжелее и мощнее. Вся, скажем так, имевшаяся в наличие инфраструктура TL подчинилась и перестроилась под агрессивную исполнительскую манеру Джона Сайкса. На его фоне совершенно потерялся Скотт Горэм, металлист подмял под себя крепкого рокера. Горэм, как мог, пытался соответствовать своему молодому напарнику, но получалось это у ветерана TL лишь фрагментами. А переучивать хорошего рок-гитариста - только портить. Да и времени для этого не было.
По большому счёту, в сложившихся условиях Скотт Горэм оказался попросту лишним.
Вышедший в начале марта 1983 года LP "Thunder And Lightning" стал куда более успешным, чем предыдущий "Renegade" (1981 г.). По крайней мере, в Великобритании (4 место в UK Album Chart), в Штатах подобной музыкой уже трудно было кого-либо удивить и пластинка расходилась вяло (только 159-е место по версии Billboard 200).
Определённый дискомфорт в ходе студийной работы испытывали и другие музыканты. Допустим, сам Ф. Лайнотт не без труда справился с вокальной партией при записи титульной композиции "Thunder And Lightning". Не поспевая за стремительно распрямляющейся мелодической пружиной, Лайнотт даже не поёт, а скороговоркой, словно рэпер, проговаривает текст.
Иное дело с номером "This Is The One". Здесь и текст не столь многословный и темпо-ритм мелодии ближе к привычному рок-исполнителю Филу Лайнотту размеру. Есть, впрочем, некий диссонанс между содержанием этой песни с определённым религиозным оттенком и громыхающим инструментальным сопровождением. Но если этот нюанс не иметь в виду, всё с этой композицией OK:
"Я слышу это, я знаю это, я вижу это, я это ощущаю.
И да будет воля Твоя в один знаменательный день.
Я чувствую это всей своей сущностью,
Что это то самое и есть..."
Одна из моих песен-фаворитов - "The Sun Goes Down". Скажу без всякого напускного пафоса - истинный шедевр как минимум этого альбома. Сдержанная мелодическая схема псевдо-баллады с вкрадчивым вокалом Лайнотта, ритм-секция диктует чёткие размеры темпа и ритма, Даррен Уортон своими синтезаторными пассажами насыщает инструментальную палитру, а нетерпеливая гитара ждёт своей минуты, чтобы разразиться изящной сольной партией. И всё же я нахожу здесь один существенный минус - текст этого роскошного и достаточно продолжительного номера слишком короток, с множеством повторов и размытым содержанием, которое можно трактовать как угодно:
"...Среди нас живёт демон,
Его душа принадлежит аду.
Он явился сюда, чтобы обнажить нашу вину,
Ты прекрасно это знаешь.
Он раз за разом уходит и возвращается
И это тебе хорошо известно.
Но когда всё будет сказано и сделано,
Солнце зайдёт..."
Совсем другого плана другая знаковая композиция "Holy War" с гитарным риффом, на котором строится вся её мелодическая конструкция. Но вот содержание этого номера с очевидной антивоенной направленностью - словно развитие сюжета из предыдущего трека:
"...Это священная война.
Дьявол с демонами беснуются в аду,
Они вводят нас во искушение
И приходят за нашими душами.
Нет зла в спасении,
Есть зло в каждом из нас.
Так же и Сатана искушал Иисуса.
Иисус спотыкался и падал,
Когда обречённо брёл на Голгофу,
Чтобы умереть во спасение всех нас..."
Свой гитарный рифф и у "Cold Sweat", его автор Дж. Сайкс. Горячий номер с неистовым гитарным инструментальным наполнением. В данном случае всё сошлось - клокочущая мелодия, брутальный вокал и остросюжетное содержание. Здесь история о противоречивых мучительных чувствах игрока, ставящего свои, вероятно, последние деньги на скачках. Любому, кто хотя бы раз участвовал в азартной игре, знакомы и понятны ощущения беспокойства и даже страха, что велика вероятность потерять всё, но где-то в глубине души, тем не менее, затаилась надежда на удачу. По сюжету этой песни суть ставки следует понимать двояко. Первый исход - игрок крупно выигрывает. Первая его реакция на пике эйфории - разумно распорядиться выигрышем, пока не захлестнула волна азарта. Второй вероятный исход: результат ещё не ясен, его мысли и чувства обострены до предела и мечутся между двумя эмоциональными полюсами.
Наконец, "Baby Please Don't Go". Если, опять же, абстрагироваться от содержания, самая, пожалуй, захватывающая песня всей программы альбома. Галопирующая мелодия, будто стремящаяся с горного склона снежная лавина, с безумствующим дуэтом гитар Сайкса и Горэма, с иступлённым вокалом Фила Лайнотта, каким мы его помним по работам TL 70-х годов. Складывается впечатление, что старина Фил в жизни прошёл через всё то, о чём эта его песня с аутентичным текстом, который он с чувством выплёскивает из себя.
Нет, однако, в этом альбоме другой песни, кроме "Heart Attack", где группа так бы соответствовала лучшим своим образцам былых времён. Достойное завершение программы, такой необычной для классиков хард-рока и, надо понимать, потребовавшей от музыкантов TL немалых усилий. Впрочем, как бы то ни было, сложилось ощущение, что группа обрела второе дыхание и, раздвинув горизонты своих возможностей, непременно продолжит в том же духе. Как минимум.
Завершив студийную работу над "Thunder..." пятёрка музыкантов TL отправилась в запланированный мировой вояж, повсюду собирая залы, восстанавливая пошатнувшееся было реноме. Однако по их же собственным признаниям, последовавшим вскоре после гастрольного тура, они уже не были преисполнены желанием делать то, чем занимались последние годы. В меньшей степени это касалось молодых участников группы (Д. Уортон и Дж. Сайкс), которые продолжали считать за честь являться составной частью столь авторитетной команды. Но по этой же причине группа так и не обрела былого единства. К тому же давала о себе знать неистребимая наркозависимость у Лайнотта и Горэма со всеми вытекающими последствиями.
Творческий запал у Фила Лайнотта ощутимо притупился, песни TL последнего времени уже не попадали в рейтинги и хит-парады. Всем уже было очевидно, что лучшие времена группы остались в прошлом, а будущее туманно.
Осенью 1983 года состоялось последнее выступление квинтета того образца. Случилось это в немецком Нюрнберге.
А по поводу диска "Thunder And Lightning" можно сколь угодно спорить, когда одна сторона будет убеждать другую, что это была уже не та группа и музыка альбома - это не музыка TL. И, думаю, определённая доля истины в этом есть. Однако всё тогда складывалось так, что не будь этой пластинки, последним студийным альбомом в той истории группы наверняка стал бы "Renegade". |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Спродюсированный группой и Крисом Цангаридесом (впоследствии также работал над "Painkiller" Judas Priest) "Thunder and Lightning" был выпущен в марте 1983 года, и был успешнее, чем предыдущий альбом "Renegade", достигнув № 4 в чартах Великобритании.
Именно этот альбом кажется мне ключевым в дискографии группы. Возможно потому, что стиль heavy metal мне приятнее, чем более ранний материал Thin Lizzy. Однако стоит признать, что более ранние работы группы "Jailbreak" и "Black Rose: A Rock Legend" стали бесспорной классикой.
Side 1:
1. Thunder And Lightning (Downey / Lynott) 4:55
2. This Is The One (Wharton / Lynott) 4:02
3. The Sun Goes Down (Wharton / Lynott) 6:18
4. The Holy War (Lynott) 5:12
Side 2:
1. Cold Sweat (Sykes / Lynott) 3:06
2. Someday She Is Going To Hit Back (Downey / Wharton / Lynott) 4:01
3. Baby Please Don't Go (Lynott) 5:07
4. Bad Habits (Gorham / Lynott) 4:03
5. Heart Attack (Wharton / Gorham / Lynott) 3:38
Produced by Chris Tsangarides and Thin Lizzy
Recorded and Mixed at: Lombard Studios, Dublin; Power Plant Studios, London; Boathouse Studios, London;
Engineered by: Chris Tsangarides / Andrew Warwick;
Original sound recording made by Phonogram Ltd. (London);
Made in England;