|
Средина не минувшей ещё весны была отмечена масштабным паводком - паводком музыкальной черни, затопившей как легальные айтюнсы, так и неистребимые "-трекеры" разного пошиба. Немалая доля этой черни, впрочем, оказалась не такой уж непроглядной: с явственным блакитно-жовтым отливом. В этом плане отметились как львовяне (и экс-днепропетровцы) Kroda, так и харьковчане Drudkh и Khors. О последних (несложно, впрочем, догадаться) и пойдет речь, тем более, что и случай у них далеко не самый для жанра типичный. Даже если понятие об этом самом жанре максимально обобщить.
С определенной точки зрения, по сравнению с, например, 2008-м годом, у "Хорса" мало что изменилось - они как были "уже не блэк-металлом", так и остались. Другое дело, что сама размерность этого "уже не" иная. В инструментальных партиях нет былой чистоты и прозрачности, почти сгинула так и не привитая окончательно материалу группы психоделика, фолк растворился на фоне... "І Ніч схиляється до наших лиць" - смесь из европейского дарк-металла раннего, максимально "непричесанного" образца, вроде Bethlehem, и экстремального прогрессива, по кондициям схожего с поздним творчеством Enslaved. Собственно, пассажи по формуле тремоло+бластбит во всем опусе попадаются не более трех раз, занимая притом достаточно скромное пространство даже по меркам отдельных композиций. Зато в избытке выматывающих среднетемповых отрезков, где тяжеловесная инструментальная поступь подчеркнута предельно болезненным и грубым скримогроулом, притом далеко не самым разборчивым в артикуляции. Настолько, что разгрызать тут приходится далеко не только композиторские идеи, но и лирику... Впрочем, "понять её, надежа-царь, немудрено": вдохновение Khors продолжают черпать в истории - благо, не новейшей; хотя общая "кровавость" поднятых страниц (преимущественно, касающихся Запорожской Сечи) и их пропитанность бунтарским духом, безусловно, наводит на определенные мысли.
Предельная шероховатость текстов - с игнорированием рифм как таковых и очень ничтожным числом фраз, достойных именования "припев" - безупречно сочетается с общей шероховатостью материала. Khors словно внимательно следили, чтобы ни одна мелодия не сложилась слишком просто, чтобы в ритмических структурах не было избытка легких для восприятия "фраз", чтобы ни один рифф не имел предназначением своим только лишь раскачку слушателя. Нет, они качают, но больше "накачивают" - мыслями, идеями, образами, приходящими на волнах далеко не самых гладко звучащих музыкальных размерностей. В общем, никаких плавных линий и сглаженных углов. Ну и грубый саунд под стать: солнечную яркость и воздушную свежесть в него дозволено вносить лишь не слишком часто встречающимся гитарным соло; клавишные же вполне предсказуемо ограничены сугубо вспомогательной ролью. Особое отличие "Ночи" и в том, что эмоциональное напряжение нагнетается в ней практически непрерывно: лишь одно лирическое отступление, инструментал, подаривший название альбому. Иные же композиции - одна другой насыщенней, исступленней и яростней. Фактически, семь маленьких кульминаций вместо одной общей.
Ясное дело, при таких исходных данных альбому никак не стать легкой пищей для восприятия. Благо, на первых порах совершенно захватывает эмоциональное исступление, будто текущее непосредственно от исполнителей по "аудиовенам". Ну а в дальнейшем уже и структура каждой песни отпечатывается в сознании достаточно, чтобы оценить музыкальные достоинства. И, может быть, не всегда очевидны и оправданы сочетания идей, вложенных авторами в каждую отдельную композицию; например, "1664" с её лихорадочно-быстрым вступлением, психоделической инъекцией в середине и откровенно скомканным финалом в целом звучит достаточно сумбурно. Но ни разу за все время путешествия, хоть по долинам мертвых птиц, хоть по дорогам казацким и омытым кровью, не возникло ощущения, что хотя бы один-единственный кусок любой отдельной композиции притянут за уши, не проработан или вставлен в качестве явного филлера. А уж подобный сокрушительный накал кроваво-мрачных страстей в свежих релизах в последний раз мне доводилось слышать более года назад, у безумцев Teitanblood со всей их разрушительной и скорострельной инструментальной артиллерией. Добиться же схожего эффекта куда более умеренными приемами - ценно вдвойне. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).