|
Когда в 1974 году Фил Лайнотт вынужден был взяться за реформу состава своей группы, вызванную исходом из её рядов единственного, да к тому же ещё и временного гитариста Гэри Мура, он вряд ли себе тогда представлял, что из той его затеи в результате получится.
В канун начала сессионной работы над пластинкой "Nightlife" практически одновременно к Лайнотту и барабанщику Thin Lizzy Брайану Дауни присоединились два новых гитариста. Они во многом были разными, но дело своё знали одинаково неплохо и достаточно уверенно проявили себя в студии. Другое дело, что альбом не стал прорывом, а на него, по всей видимости, делал ставку Ф. Лайнотт. Крайним в относительной неудаче "Nightlife" назначили тогда продюсера Рона Невисона, по свидетельствам очевидцев это он навязал Лайнотту умеренно-сдержанную тональность программы пластинки. И хотя это была уже совсем не та музыка, что TL распространяли в "эпоху стагнации" с Эриком Беллом, однако она не способствовала проделать группе заметный шаг вперёд, скорее это был шаг в сторону.
Исходя из этого и следует понимать решение Фила Лайнотта самостоятельно продюсировать новый альбом TL, не прибегая к услугам опытных, но дорогостоящих специалистов со своими концепциями, капризами и заморочками.
В начале 1975 года группа впервые в своей истории гастролировала по просторам Северной Америки. Но будучи в статусе новичков, музыканты TL по большей части выступали в качестве андердогов у местных знаменитостей, в частности у Боба Сигера и Bachman-Turner Overdrive. В конце года уже BTO прибыли с ответным визитом в Европу и вновь квартет TL сопровождал в туре канадскую четвёрку. Как раз-таки между двумя этими событиями Лайнотт и его команда успели записать и выпустить свою новую пластинку.
Принято считать, что с выходом LP "Fighting" начинается лучший этап в творчестве группы, хотя не этот альбом будет признан сильнейшим в дискографии TL. Но на том этапе эта работа стала несомненным успехом команды, а его творцами первым делом следует назвать гитаристов - Брайана Робертсона, девятнадцатилетнего рыжеволосого шотландца, и более опытного калифорнийца Скотта Горэма, тот был пятью годами старше. Именно эти двое заложили прочный базис под специфический гитарный саунд группы на ближайшие годы, тот особый звук, что будет присущ лишь TL, а искусное сочетание сдвоенных лидер-гитар какое-то время в определённой степени даже будет являться образцом интенсивного хард-рока.
Оба гитариста разделили ведущие гитарные партии и, дополняя друг друга, удачно гармонировали, попеременно исполняя соло и ритм. У TL появилось то, что, несомненно, являлось уникальным звуком. И в "Suicide", бесспорно сильнейшей композиции этого альбома, Робертсон и Горэм нагляднейшим образом это демонстрируют. Мелодическая схема этого номера достаточно проста - пресловутый рок-н-рольный квадрат в четыре аккорда, однако тандем гитаристов неистовой энергетикой, напором и мощью до предела насытил инструментальную составляющую, создав с активной ритм-секцией невероятной плотности "стену звука". Особенно впечатляет вторая половина этого трека, где оба гитариста устроили захватывающую эстафету, поочерёдно включаясь в режим "соло-гитара". Уверяю, для 1975 года это было невероятно круто!
Примечательно, что и текст этого номера на должном уровне. Здесь прямо-таки криминальная история с неким подобием сюжета и действующими лицами: "В газетной статье это названо самоубийством. Пуля сорок пятого калибра. Никто не проявил озабоченности, никто не переживал. Но некие чувства вынуждают меня опечалиться..." - одни из первых строк этого триллера.
"Suicide" - композиция со своей историей. Впервые эта вещь была исполнена ещё с Эриком Беллом в составе TL в эфире радио BBC в 1973 году. Тогда, правда, она и называлась иначе ("Baby's Been Messing"), и текст был несколько иной. Однако именно с этого ударного номера началась студийная страда над записью нового альбома, что, не исключено, и предопределило характер его программы.
Ключевой фигурой в квартете, естественно, был и оставался Фил Лайнотт, основной генератор идей и автор почти всего репертуара, а теперь ещё и продюсер. Впрочем, по одному авторскому номеру в программе "Fighting" имеют и оба гитариста. Со своим почерком и своими особенностями, насколько возможно это было проявить каждому из них в рамках одного квартета.
Сдержанное буги с блюзовыми оттенками "Silver Dollar" Брайана Робертсона воспринимается вовсе не как что-то простенькое и забавное от малоопытного юнца. Такое вряд ли бы нашло своё место в альбоме подобного уровня. Не по годам серьёзная и сложная гитарная пьеса с ведущей партией самого Брайана от первой до последней секунды. Что удивительно, с достаточно умным текстом с примесью драматизма, идея которого, вполне вероятно, почерпнута из собственного богатого жизненного опыта. А, иначе, откуда взяться тем пространным душевным сентенциям молодого парня, за душой у которого один доллар...
Иного плана суровая, истинно хард-роковая 'Ballad Of A Hard Man" Скотта Горэма с жёсткой дискретной мелодической конструкцией. Подобного рода тяжёлый рок достаточно редкий гость на пластинках TL 70-х годов. Вряд ли таких номеров в них наберётся больше, чем пальцев на одной руке. Несколько сумбурный текст о мрачных реалиях ночных улиц городских окраин, кодексе сомнительной чести безжалостных головорезов, тяжёлых кулаках и кастетах…
Даже программная "Fighting My Way Back" Ф. Лайнотта не настолько депрессивна. Это песня-метроном, песня-ориентир творческих устремлений лидера группы на годы вперёд. Таким или подобным образом будут осуществляться композиционные построения будущих номеров TL. В частности, одна из самых известных песен "Jailbreak" из одноимённого альбома станет своеобразной производной от "Fighting My Way Back". Текст соответствует заявленной теме: "Этот малый будет всё крушить и рушить, хотя и не совсем уверен в том, что творит. Всё случилось очень быстро, ещё не отзвучала эта мелодия..."
"Spirit Slips Away" - эта композиция по своей весомости сопоставима с "Suicide", хотя по всем параметрам это разные вещи. Размеренная блюзовая основа, словно в создании её поучаствовал заматеревший Гэри Мур из будущего. Бас-гитара здесь ведущий инструмент, а ритм-секция в целом возводит прочный каркас этого без преувеличений завораживающего опуса с асинхронными гитарными всплесками, словно сполохами северного сияния. Не менее впечатляет и текст композиции с философской глубиной и душевной теплотой. Он настолько короток, что его стоит представить целиком:
"Когда дух ускользает и ничего уже нельзя сказать и поделать,
Пусть ангелы взглянут на тебя, когда твой дух ускользает...
Когда сгущается тьма, а ты скован и прижат к стене,
Пусть ангелы доставят тебе огня и темнота начнёт спадать...
Когда музыка проникнет в тебя, раскроет свои секреты и поведает тайны,
Пусть ангелы поют, радуясь за тебя в тот роковой день,
Когда твой дух начнёт ускользать..."
Кавер-версии - вещи в творчестве TL крайне редкие, почти недопустимые. И вдруг "Rosalie" Боба Сигера... Предположу, что в данном случае - это знак признательности и дань уважения американскому рокеру, с которым группа пересекалась по ходу американских гастролей. Потому и кавер, да ещё и первым номером. Надо заметить, что в оригинале эта композиция звучит в более "тягучем" блюзовом ключе, не столь импульсивно, как у TL, а вокал Сигера внешне позитивнее, чем у Лайнотта, при том же самом тексте. Кстати, о тексте - типичная американская песенная лирика, незамысловатая, о сути жизни, а не о её смысле: "От Чаттануги до старой доброй Богалузы вы могли слышать о ней, Розали. И когда для неё настанет день делать выбор и она будет его делать, тогда тебе лучше улыбаться и возможно тебе повезёт..."
Красивая мелодичная "Wild One" в мягком ритм-гитарном звучании и с просто восхитительной сольной партией сдвоенных гитар несколько озадачила неожиданным сюжетом: "Дикарка! Те цыгане предупреждали об опасности. Можно шутить и смеяться с друзьями, но никогда не заговаривай с незнакомцами. Хотя их предложения могут быть манящими. Держу пари, что ты уже никогда не вернёшься..."
"Freedom Song" С. Горэм и Ф. Лайнотт написали совместно в умеренно сдержанном рок-звучании с ажурными гитарными комбинациями и уже привычно впечатляющей сольной гитарной дорожкой. Подобная мелодическая схема станет обыденной и часто употребляемой группой. В тексте ещё один суровый жизненный сюжет: "Слушай, я расскажу тебе историю о несчастье человека по имени Джек Макдафф. Он верил в Бога и справедливость, но по жизни не был достаточно жёстким..."
В релиз "Fighting" вышел 12 сентября 1975 года и стал первым из всех пяти альбомов TL, который пробился в британский Album Chart 100 (60 место). Назвать это достижением можно лишь условно, главное для лидера группы Фила Лайнотта заключалось в другом - он утвердился в правильности своего выбора гитаристов, ещё не ведая, что с такими трудностями обеспеченные им стабильность состава и относительное благополучие через какой-то год с небольшим будут подорваны как раз-таки одним из них. И борьба за выживание только вставшего на ноги квартета при обилии всевозможных сопутствующих обстоятельств Филу Лайнотту будет обеспечена нешуточная.
Ни о чём таком он тогда, само собой, даже не думал. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side 1:
1. Rosalie (Bob Seger) 3:15
2. For Those Who Love To Live (B. Downey / P. Lynott) 3:10
3. Suicide (P. Lynott) 5:15
4. Wild One (P. Lynott) 4:19
5. Fighting My Way Back (P. Lynott) 3:11
Side 2:
1. King's Vengeance (S. Gorham / P. Lynott) 4:12
2. Spirit Slips Away (P. Lynott) 4:50
3. Silver Dollar (B. Robertson) 3:26
4. Freedom Song (S. Gorham / P. Lynott) 3:32
5. Ballad Of A Hard Man (S. Gorham) 3:56
(P) 1975 Vertigo / Phonogram Ltd.
# 6360 121; Made in England;