|
Записи альбома «Арии» «Ночь короче дня» предшествовали различные конфликты между ее участниками, но группа, к счастью, не развалилась. Жаль, конечно, что ушел Маврин, совершенно не желавший такого поворота событий после целых восьми лет трудов на музыкальной «арийской» ниве. Однако какая-то нереализованная энергия, поднакопившаяся за это время (действительно «смутное»), желала найти выход, в результате чего были выпущены два альбома, за один из которых отвечали Кипелов с Мавриным, а за другой – Дубинин с Холстининым. Получилось нечто экспериментальное и неожиданное. Первые два еще в 80-х годах подумывали сделать нечто подобное, менее металлическое, но все как-то не хватало времени. И вот час, как говорится, пробил. После ухода из «Арии» Сергей долго не общался с Валерием, видимо, из-за того, что тот вернулся в группу (хотя с ним поступили не очень хорошо), но потом ребята все же сошлись. Сначала они играли кавер-версии, а потом Маврин предложил записать совершенно новые вещи. В качестве басиста позвали старого товарища, одного из основателей «Арии» – Алика Грановского, а за ударную установку сел Павел Чиняков, еще один старый знакомый, игравший в группе Антонины Жмаковой (жены Векштейна, если кто забыл), а позже отметившийся в Hellraiser. Наконец были доведены до ума многие идеи, появившиеся за множество лет, а тексты снова написала Пушкина. Одна из проблем состояла в том, что ребята не были знакомы с премудростями работы в студии, в результате чего создание данного творения несколько затянулось, и, например, в первый раз сведение было просто ужасным. Следующей проблемой стало то, что вокальной линией Кипелова, в «Арии» намечаемой Дубининым, здесь стал заниматься Маврин, из-за чего Валерию пришлось изрядно потрудиться, чтобы делать то, что от него просили.
Тем не менее, альбом наконец был выпущен. Маврин хотел помягче, а Кипелов – потяжелее, и оба боялись, что работа получится похожей на «Арию», но вышло все наоборот – здесь вы услышите такое разнообразие, которого у «Арии» до этого явно не было. (Правда, кое-где в продаже диск фигурировал под названием «Ария-97».) Кроме того, Сергей выполнил также роль клавишника, и это еще одна черта, которая отличает данный альбом от студийных работ лучшей металлической группы России, на которых синтезаторов либо не было вообще, либо было крайне мало.
1) «Путь наверх». Под мрачноватую усиливающуюся какофонию звуков появляется электрогитара, после чего присоединяется мощная ритм-секция, а вскоре и вокал. Пока все напоминает «Арию», разве что клавишных побольше. Текст представляет собой обращение к тем, кто оказался на самом дне жизни и мечтает о том, чтобы вновь возвыситься. Кипелов призывает надеяться, что так оно когда-то и будет, а также заявляет, что нельзя понять, что такое рай, если не пройдешь через ад. Вновь Пушкина вставила одну из своих любимых мыслей о том, что нужно бороться до конца, а не влачить рабское существование. Инструментальная середина начинается с таинственно звучащей электрогитары, затем появляется жесткий риффинг и наконец сверлящее соло. Заканчивается композиция несколько тревожными клавишными, в то время как остальные инструменты стихают.
2) «Выпьем еще». Вот тут-то начинается и нечто, совершенно не похожее на «Арию». Это уже видно по названию. Инструменты медленно ведут ритм, музыка тягучая, гитара звучит в духе тяжелых блюзов Led Zeppelin, шарму добавляет фортепьяно. Однако впечатление от неплохой музыки портит текст, да еще и странным образом хрипловатый голос Кипелова. Впрочем, своего героя он изображает неплохо. Лирика действительно глуповата, представляя собой монолог типично русского человека, который без бутылки не может прожить и дня; при этом он еще пытается, естественно, философствовать о том, какой жизнь была когда-то и какова она сейчас, и несмотря на появившуюся «свободу выбирать себе дурдом» здесь или за границей все же осознает, что сам-то он не настолько изменился, чтобы вести себя по-другому. В сольной части Маврин отрывается по полной, выдавая пронзительные пассажи. Под конец, когда музыка переходит в диминуэндо, клавишные начинают издавать прикольные звуки, напоминающие ускоренное падение капель.
3) «Вот и все дела!». Шумит толпа, появляются странные гитарные звуки, затем быстрый ритм с какими-то клоунскими вокализами. Музыка прикольна, но ничего особенного собой не представляет, а вот риффующая гитара чем-то сходна с Deep Purple, а также с ZZ Top. Здесь лирический герой обращается к девушке, которая не хочет принимать его таким, какой он есть, со всеми его недостатками, хотя он к ней относится именно так. Соло получилось неплохим, но его прерывают разные несерьезные звуки. В общем, можно считать это еще более задорным вариантом «Уходи и не возвращайся».
4) «Я свободен!». Лучшая композиция на альбоме, в которой Кипелов вновь показал свою страсть к лиричным балладам. Гремит гром, слышится шум дождя, грустно играет гитара и клавишные, а также нечто, отдаленно похожее на флейту. Под музыку, напоминающую приглушенный струнный оркестр, появляется вокал. Текст также очень интересен: лирический герой порвал все отношения с той, кого он когда-то любил, но немногие слушатели понимают, что свободу он смог приобрести потому, что, вероятно, уже умер, и именно поэтому через него проходит дождь и «боли больше нет». После первого куплета вступает ритм-секция с очень лирично звучащими гитарами – и акустической, и басом. Мощным получилась и сольная часть, начинающаяся с грустного фортепьяно в окружении клавишных, после чего Маврин выдает прекрасное гитарное соло в духе Дэвида Гилмора. Заканчивается композиция тем же, чем и началась – после того, как музыка стихает, слышится гром и шум дождя.
5) «Смутное время». Мрачно играют клавишные, слышится далекий хор и разные тревожные звуки и голоса непонятно каких существ. Клавишные становятся громче, и вот наконец вступает ритм-секция с тревожной электрогитарой. Риффинг тоже неплох. Кипелов приглашает нас в очередное историческое путешествие, а именно в конец XVI – начало XVII вв., когда государственная власть в России потерпела кризис, страну разоряли поляки и шведы, а народ повсюду бунтовал. Лирический герой, живущий в это «смутное время», уверен, что это Бог карает их за прошлые грехи, и им остается только молиться. Здесь сольная часть находится ближе к концу композиции – с весьма лиричной электрогитарой.
6) «Свет дневной иссяк…». Еще одна жемчужина альбома, в которой никакого рока нет вообще. В сущности это настоящая оперная ария, причем настолько хорошая, будто ее забыли поместить в «Jesus Christ Superstar». Тревожно играют клавишные, поет необычный хор, благодаря каким-то примочкам словно раздающийся с небес. Затем начинают трезвонить колокола, играющие тревожную мелодию. С завыванием ветра все смолкает, и под струнные появляется голос Кипелова. Текст представляет собой диалог между Христом, отправившимся в пустыню, и искушающим его Дьяволом. Иисус думает о том, что он мог бы стать нормальным человеком, знающим, что такое свобода и любовь, а Дьявол пытается убедить его, что именно так и должно быть и что он сможет ему помочь исполнить эти мечты. Кипелов эффектно поет за обоих персонажей, противопоставляя чистый голос Иисуса чуть хрипловатому голосу Сатаны. Тут можно вспомнить роман Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» и поставленный на его основе фильм Мартина Скорсезе. Кстати, гитара все-таки есть, но она так вписывается в общую картину, что на классический настрой это никак не влияет. После вокальной части звучит прекрасный хор и прекрасная музыка, стихающие в конце. Великолепно, по-другому не скажешь!
7) «Castlevania». Под громкий звон колоколов тревожно звучат клавишные, а затем появляется ритм-секция с отрывистым риффингом. Голос Кипелова звучит здесь очень мощно, словно он взывает к небесам. Странное название композиции отсылает к серии одноименных японских компьютерных игр, которая увидела свет еще в 1987 г. и герои которой сражаются с Дракулой. Лирический герой ищет какой-то храм, в котором обнаруживает некий кинжал; схватив его, он выпускает на свободу могущественные силы, уничтожающие не только его одного, но и все человечество. В коротком гитарном соло вновь слышится Pink Floyd, а вот обилие клавишных и фортепьянные пассажи напоминают некоторые другие прогрессивные команды. Последнее, что мы слышим, – это как превратившийся в дух герой исчезает с криками «Боже!».
8) «Ночь в июле». Эта песня, как и «Мечты», была написана Кипеловым еще в группе «Крестьянские Дети». Ее основу составляет игра на акустической гитаре. Постепенно добавляются клавишные, потом и остальные инструменты ритм-секции, а также фортепьяно. Песня посвящена дочери Валерия Жанне, которая в то лето убежала на пару недель из дома после ссоры с родителями. Он не сердится на нее за то, что, не добившись взаимопонимания, она уходит, и говорит, что в жизни так будет еще не раз – например, когда она в первый раз полюбит. Пусть она ощутит свободу, пока это еще возможно. Лирично здесь звучит не только гитара, но и бас. Ближе к концу, когда Кипелов (не без помощи Пушкиной, естественно) вспоминает творчество и «Арии» (песню «Раскачаем этот мир»), и Есенина («Все пройдет, как с белых яблонь дым»), ритм-секция уже звучит более по-металлически, а орган добавляет тревожности. Заканчивается композиция гитарным соло под фортепьяно и красиво играющий бас.
9) «Будем жить, Мать Россия!». Патриотическая вещь с жизнеутверждающим посланием, ставшая даже песней года, согласно московским любителям рока. Абсолютно несерьезное начало: мы словно переносимся в деревню – мычат коровы, поют птицы, лает собака, кудахчут куры, и на фоне этих звуков появляется гармонь, которая плавно переходит в орган, играющий ту же мелодию. Вступает риффующая гитара, и вот уже идет быстрый ритм, а Кипелов поет от лица человека, который, видимо, сел в повозку и просит парня, который его везет, ехать побыстрее. При этом он говорит о том, что Россия, которую и символизирует повозка, переживет многие беды, которые на нее сваливаются, поскольку в прошлом их хватало, однако все заканчивалось – например, хотя бы татаро-монгольское иго. Вновь неплохое соло, только вот драмминг в нем несколько однообразный. В конце еще звучит хор без слов, который заставляет вскочить, словно слушаешь гимн родной страны.
10) «Кода». Небольшое несерьезное инструментальное окончание. Лирично играет акустическая гитара, а в середине появляется смех – смеются по крайней мере трое (Кипелов, Маврин и, подозреваю, Пушкина, которая просто-таки заливается). Подобное завершение альбома также заставляет вспомнить Pink Floyd – точнее говоря, Роджера Уотерса, который частенько стремился в конце поставить что-нибудь оптимистическое.
Обложку альбома, как и работы «Арии», оформлял Василий Гаврилов, решивший поместить фотографии ребят на нарисованный фон с логотипом и молниями. Диск оказался неплохим, только вот, по мнению музыкантов, нужно было и порепетировать побольше, и лучше выбирать студию, а подходящих для подобной музыки в Москве было крайне мало. Однако Морозов их подгонял, так что пришлось уложиться в определенные сроки. Кстати, по мнению Дубинина (естественно, крайне пристрастному), Кипелов здесь пел хуже, чем в «Арии», хотя Маврин утверждает, что здесь Валерий выложился на все сто, в отличие от той же «Арии». В общем, всякий кулик свое болото хвалит, однако я больше склоняюсь ко второму мнению. В любом случае, именно благодаря этому альбому рок-любители столицы назвали Кипелова лучшим вокалистом, а Маврина – лучшим гитаристом. |
|
Урвать себе кусок.
Свой среди них, жадных и злых,
Ты в той же стае мчишь по кругу,
С ними ползешь закону под нож,
Как раб, а не пророк!
Куплет:
О, если б слушать только тишину,
Не ложь, не лесть, не полдень и не тьму,
Под солнцем снегом тая,
Любить, измен не зная, –
Ты умер бы от злой тоски!
Припев:
Хей, жители неба,
Кто на дне еще не был?
Не пройдя преисподни,
Вам не выстроить рай!
Хей, жители дна,
Гром смеется над Вами:
Чтобы быть с ним на равных,
Есть один путь – наверх!
Есть один путь – наверх!
Но яркий луч вспыхнет в мозгу,
И покорность выбьет клином,
Прошлые дни в душе оживут –
Свершится новый грех.
Кровь на руках, кровь на камнях,
По телам и жалким спинам
Тех, кто готов сдохнуть в рабах,
Ты рвешься вновь наверх…
Куплет
Припев
Куплет
Припев (без посл. строки)
Припев (без посл. строки)
Хей, жители неба!
Хей, жители дна!
Хей, жители неба!
Хей, жители дна!
2. Выпьем еще
Один глоток моей душе не даст огня,
Но искру может дать второй,
И вот опять с утра мне не понять,
Кто здесь покойник, кто – живой!
Припев:
Выпьем еще, приятель,
Выпьем еще,
Выпьем еще чуть-чуть,
И все!
Пока еще в сознаньи – вспомним времена
Дешевой жизни и дешевого вина,
Когда любой из тех, кто классно джаз играл,
Страну родную продавал…
Припев
Ты рад свободе выбирать себе дурдом,
Хоть здесь, хоть где-то за бугром,
Но я стал стар, чтоб по-другому жить и петь,
Но молод я, чтоб умереть!
Припев (2)
3. Вот и все дела!
Эй, полюби меня чумазым,
А чистым каждая возьмёт,
Я убеждаюсь с каждым разом (все сильней!)
Что жизнь с тобой – не Новый год.
Нет, я не принц, и я не белый мотылек,
Но рад лететь на огонек, о-о-о!
Но я держался, сколько мог…
Припев:
Да, я мишень плохая для твоих побед,
Все грехи тебе прощаю,
Ну, а ты мне – нет.
Не буду тратить нервы и сходить с ума,
Я – налево, ты – направо,
Вот и все дела!
Да, я держался сколько надо –
За воздух, дерево, металл,
Но вот пошел процесс распада (там, в душе),
И я держаться перестал.
И я рванул как ветер, зря не тратя слов,
От злой любви себя храня, о-о-о,
Привет, забытые друзья!
Припев
Я не герой твоих романов –
Послушный, глупый мотылек,
Как говорил бандит с экрана (и был прав!) –
«Ты прикрути-ка фитилек!»
И я рванул как ветер, зря не тратя слов,
От злой любви себя храня, о-о-о,
Привет, забытые друзья!
Припев (2)
4. Я свободен!
Надо мною тишина,
Небо полное дождя.
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет.
Под холодный шепот звезд
Мы зажгли последний мост,
И все в бездну сорвалось.
Свободным стану я
От зла и от добра.
Моя душа была на лезвии ножа.
Я бы мог с тобою быть,
Я бы мог про все забыть,
Я бы мог тебя любить,
Но это лишь игра.
В шуме ветра за спиной
Я забуду голос твой.
И от той любви земной,
Что нас сжигала в прах,
И я сходил с ума.
В моей душе нет больше места для тебя.
Припев:
Я свободен, словно птица в небесах.
Я свободен, я забыл, что значит страх.
Я свободен, с диким ветром наравне.
Я свободен, наяву, а не во сне.
Надо мною тишина,
Небо полное огня.
Свет проходит сквозь меня,
И я свободен вновь.
Я свободен от любви,
От вражды и от молвы,
От предсказанной судьбы
И от земных оков,
От зла и от добра…
В моей душе нет больше места для тебя.
Припев (3)
Я свободен! (2)
5. Смутное время
Смутное время –
Призрак свободы на коне,
Кровь по колено,
Словно в каком-то диком сне,
Тешится люд – бьют старых богов,
Молится люд – ждут праведных снов.
В небе комета –
Близких несчастий верный знак,
Воины света
Павших сжигают на кострах,
Воины тьмы – мир – взяли в кольцо,
Тысячи птиц – вниз – рухнут дождем.
Куплет:
Мы не знаем, кто мы –
Дети красной звезды,
Дети черной звезды
Или новых могил…
Припев:
Танец смерти
Прост и страшен,
Но пока не пробил час,
За грехи всех жизней наших
Время смут карает нас!
Мы еще живы!
Кто-то спасется, кто-то – нет,
Диким порывом
В крепости нашей гасит свет,
Сорванный флаг – знак – сдаче врагам,
Но нас не возьмешь – врешь – мы живы пока!
Смутное время –
Призрак свободы на коне,
Кровь по колено,
Словно в каком-то диком сне,
Тешится люд – бьют старых богов,
Молится люд – ждут праведных снов.
Куплет
Припев (2)
6. Свет дневной иссяк…
Свет дневной иссяк,
И вокруг меня – пустыня,
Звон звезд гонит прочь мрак,
Да святится Твое имя!
Я здесь, я нигде,
Но слезами боль не хлынет,
Будь свят скорбный удел,
Да святится Твое имя!
Ни ветра, ни сна,
Кто вспомнит меня?!
Как бы я хотел плыть в лодке
Морем на закат,
Вольным быть, как зверь, свободным,
И растить свой сад.
Жить бы лет до ста
И любить, как все любят на земле!
Сын небесных сфер,
Здесь лишь демоны и змеи,
Но ты молод и смел,
Вместе миром овладеем.
Ты мне поклонись –
И получишь все богатства.
Власть тьмы – вот это жизнь
В беспробудном танце адском!
Все жены твои,
Под звон золотых.
Ты же сам хотел плыть в лодке
Морем на закат,
Вольным быть, как зверь свободным,
И растить свой сад,
Жил бы лет до ста.
И любил как все,
Но не на кресте…
7. Castlevania
Древний храм на скале освещен луной,
Сотни лет он стоит, скован тишиной,
Там огонь священный жертву ждет!
Ветер бьет по лицу крыльями дождя,
Крик летит в пустоту, слышу эхо, эхо я,
Стиснув зубы, я иду вперед.
Вверх магнитом тянет
Жертвенное пламя
Храма,
Стану морем света
Или горстью пепла
Там я!
Не проси – не возьму тебя с собой,
Не смотри – смысла жизни я не знаю,
Не желай тайны выведать чужой,
Помолчи – время есть, я продолжаю!
Вижу знак на стене – кто-то ждал меня,
Семь свечей, семь теней пляшут на камнях,
И блестит магический кинжал.
Проклят будь этот миг – я схватил клинок,
Грянул хор горькой тьмы, рассмеялся Бог!
Род людской последней жертвой стал.
Жизни смерть итожит,
Всех огонь священный
Гложет.
Очищенье светом,
Горьки серым пеплом,
Боже!
Не проси – не возьму тебя с собой,
Не смотри – смысла жизни я не знаю,
Не желай, тайны выведать чужой,
Вот и все! Я лишь дух, я исчезаю…
Боже!
Боже!
8. Ночь в июле
Ты уходишь прочь из дома
В час, когда все крепко спят,
По дороге мне знакомой
От рассвета на закат.
Припев:
Ночь в июле полна соблазнов,
И мятежна ночная даль.
Свыше путь тебе указан,
Знает бог один куда…
Слишком много было фальши,
Несвободы и вранья.
Ангел мой, так будет дальше,
Но беги, беги пока.
Припев
Свыше путь тебе указан,
Знает бог один куда…
Знаю, встретишь незнакомца,
Сердце вздрогнет и замрет.
В новой клетке будет солнце,
Но никто от боли не спасет.
Припев
Свыше путь тебе указан,
Знает бог один куда…
Я и сам мечтал когда-то
Раскачать безумный этот мир,
Но умчалось все куда-то,
Все прошло, как с белых яблонь дым,
Но, а ты беги пока
свободна и легка…
Припев
Свыше путь тебе указан,
Знает бог один куда…
9. Будем жить, Мать Россия!
Эй, гони-ка, парень, с ветерком,
Чтобы пела кровь и пыль столбом.
Пусть нам свистнет старый леший вслед,
Ведьма спрячет в чаще белый свет.
По родным дорогам,
Темным и убогим,
К черту в пасть,
Чтоб пропасть,
А потом воскреснуть
И на том же месте
Крест вознести золотой!
Справа – волнами то смех, то мат,
Кто-то бьет из пушки наугад,
Слева – тишь да божья благодать.
Нет, умом тебя мне не понять!
Тут и там святые,
Странные, босые,
А в глазах –
Небеса.
Но выпьют и закусят,
Все до нитки спустят,
Норов покажут крутой.
Будем жить, Мать Россия!
С нами – крестная сила
Нет той беды,
Что пройдет мимо нас стороной!
Были орды и ханы,
Грозные атаманы,
Но последнее слово
Всегда за тобой!
Эй, гони-ка, парень, с ветерком,
К черту думать о лихом былом,
Грянем песню, да на весь окрест,
Бог не выдаст, свинья не съест!
По родным дорогам,
Темным и убогим
К черту в пасть…
Эх не в масть!
А потом воскреснем
И на том же месте
Крест вознесем золотой…
Припев:
Будем жить, Мать Россия!
С нами крестная сила
Не в первой рисковать
Нам своей головой.
Были орды и ханы,
Грозные атаманы,
Но последнее слово
Всегда за тобой!
Эй, гони-ка, парень, на простор,
Нам не страшен ни один забор,
Вновь меняют пряники на кнут,
И веками люди чуда ждут…
Мчатся по дорогам,
Темным и убогим,
К черту в пасть,
Чтоб пропасть,
А потом воскреснут
И на том же месте
Крест вознесут золотой!
Припев
10. Кода
(Инструментальная композиция)