|
Это действительно настоящий альбом. По всем параметрам. Прежде всего по внешним признакам. Судите сами. Роскошный конверт из плотного картона с разворотом, сочные тона красочной обложки, цветное фото во весь разворот с фантасмагорическим авто оранжевого цвета с сигарообразным корпусом. А ещё чёрно-белая вкладка, на которой зафиксировано чудище, представляющее из себя гигантскую зубастую человеческую челюсть на длиннющих обнажённых женских ногах под два метра, от которого в ужасе шарахаются пятеро музыкантов Steppenwolf. Или вот задняя сторона обложки с цветной фотографией в круге. На ней всё те же пятеро крепких мужиков с саркастическими ухмылками на лицах делают вид, что читают раскрытые перед собой книжки.
Сразу признаюсь, что никогда не задумывался о том, как всё это следует понимать. И нужно ли вообще это как-то понимать. И так без малого сорок лет. И только совсем недавно выяснилось, что нужно. И всё это художественное оформление не просто так. Даже прозрачный намёк в самом названии альбома не побуждал меня озаботиться мыслью о его содержании. Я просто слушал пластинку. Её музыка мне нравилась и этого было достаточно.
Шестой номерной альбом и восьмой согласно официальной дискографии группы. И все на Dunhill Rec. И это всё за четыре года. "For Ladies Only" вышел у Steppenwolf в ноябре 1971 года. Однако, над этим LP они работали как никогда долго. Сессионные посиделки в разных студиях Лос-Анджелеса растянулись на полгода, начавшись ещё в ноябре 1970-го. Это, что называется, сухие факты. Или видимая часть айсберга. Всё самое интересное и интригующее, как пела когда-то вечно молодая Алла Борисовна, "под тёмною водой".
Накануне студийной работы случилось обыденное для Steppenwolf событие - из-за ссоры с пианистом Голди Макджоном группу покинул ведущий гитарист Ларри Байром. Замена ему была найдена в лице Кента Хенри (Kent Henry), который ради Steppen. ушёл из состава Blues Image. Знать бы ему тогда...
Работа в студии шла натужно. Лидер группы Джон Кей участвовал в ней с несвойственным для урождённого немца безразличием. Партнёры по составу должно быть уже осознавали, что с ним тогда происходило. Возможно Джон и не скрывал своих намерений уже в ближайшем будущем заняться сольным проектом. И тогда инициативу в свои руки взял один из ветеранов группы барабанщик Джерри Эдмонтон. Начал он с того, что подтянул своего старшего брата Денниса в качестве буксира для застоявшейся группы. Деннис был более известен под своим сценическим именем Марс Бонфайа (Mars Bonfire). Вся практическая помощь от М. Бонфайа, впрочем, заключалась в предоставлении им нескольких своих песен для Steppen.
На заре возникновения этой группы Деннис Эдмонтон являлся ведущим музыкантом (гитарист / вокалист) в The Sparrows, на основе этой заурядной канадской группы, собственно, и образовался Степной Волк с приходом к Воробьям Джона Кея. Деннис занялся сольной деятельностью, однако известен он главным образом как автор множества песен-хитов, которые охотно включали в свои репертуары многие статусные англо-язычные коллективы. Steppen. были первыми в их числе, с ними Марс продолжал поддерживать дружеские отношения ещё долгое время.
Одна из самых примечательных песен программы данного LP с названием "Ride With Me" позаимствована из сольного альбома М. Бонфайа, ещё две ("Tenderness" и "The Night Time's For You") он написал для этой пластинки Steppen. Сразу должен заметить, что это самые жёсткие и креативные номера в программе "For Ladies ...", с обильным рок-гитарным наполнением и брутально-колючим вокалом Джона Кея. Пожалуй, лишь эти три песни М. Бонфайа (а ещё, наверное, будоражащая инструментальная пьеса с загадочным названием "Black Pit" - "Чёрная яма") напоминают нам былое привычное звучание Steppen. Всё прочее содержание пластинки из разряда экспериментального для этой суровой рок-бригады. И вот здесь следует пояснить, что тогда предположительно происходило в стане группы.
Наряду с призывом к брату о содействии, Джерри Эдмонтон выдвинул рабочую концепцию будущей программы, весьма странную и сомнительную для сложившегося образа и соответствующего репертуара Steppen. Однако, коллегиально она была принята, вероятно, за неимением ничего другого. Феминизм - такова была тема этой концепции, под неё и подгонялся материал программы альбома.
Забегая вперёд, замечу, что с выходом пластинки на группу обрушился шквал критики. Её, пластинку, окрестили сексистской за тексты отдельных песен, но особенно за то самое оформление конверта, которым я так восхищался. Оставим в покое тексты, в которых я, честно признаюсь, мало что понял, но, что примечательно, ничего откровенно сексистского не усмотрел. Разве что одна из композиций названа прямо в лоб - "Jaded Strumpet" ("Изнурённая потаскуха"). Должно быть по тем временам это было слишком...
Другое дело - оформление конверта. Тут было над чем поразмыслить. И действительно, тот самый оранжевый автомобиль ручной работы некоего местного "кулибина" весьма конкретно напоминает гигантский фаллос на колёсах. Да и название у этого чуда, как оказалось, никак не двусмысленное - Dickmobile. Любопытно, что припаркована эта хреновина не где-нибудь, а на Голливудской Аллее Славы. В понимании современников это являлось изощрённым кощунством. В этой же связи становится понятным суть группового фото с задней стороны конверта. Музыканты углубились в чтение беллетристики пикантного содержания (к примеру, в руках барабанщика Дж. Эдмонтона книжка про Белоснежку и, стало быть, семерых гномов). Отсюда и саркастические ухмылки. А чёрно-белое изображение манекена с громадной челюстью на вкладке вовсе не нуждается в пояснениях.
Если же абстрагироваться от всех этих внешних факторов и обратиться непосредственно к музыке, то здесь тоже можно обнаружить немало интересного. Звучание у Steppen. заметно смягчилось, если рассматривать программу альбома в целом. Отдельные номера в их исполнении ближе к фьюжн-року и даже прогрессиву, чем свойственному группе приблюзованному психоделическому харду. Это заметно уже по стартовому треку - титульной стержневой композиции "For Ladies Only". Если мысленно удалить главный компонент этой рок-сюиты - изящную инструментальную четырёх-аккордную вставку пианиста Голди Макджона на "Хаммонде", то по-существу останется обычная незамысловатая песня в умеренном роковом звучании. Какого-то определяющего смысла в этом инструментальном четырёхминутном фрагменте я не вижу, однако, композиция впечатляет. И сразу же следом созвучная с "For Ladies..." песня "I'm Asking", в основе которой два аккорда с тяжёлым риффом а-ля Кит Ричард (если вспомнить "Jumpin' Jack Flash" "роллингов") и вокалом бас-гитариста Джорджа Биондо.
Отмечу такой характерный для этой пластинки Steppen. момент - в качестве авторов композиций здесь задействованы все музыканты квинтета. Кто-то больше, кто-то меньше. Это было по-настоящему коллективное творчество. Тот же Биондо запомнится ещё и своей "In Hopes Of A Garden", коротенькой меланхоличной балладой с нейтральным текстом. Мягкая, трогательная, словно колыбельная с вкрадчивым вокалом Джорджа. И без Джона Кея. Что примечательно и символично - в последнем номере программы. Четвёрка будто бы прощается со своим лидером...
И тот факт, что всего одна композиция Дж. Кея ("Shackles And Chains") обрела своё место в этом LP, свидетельствовала о многом. Группа приблизилась к некоему рубежу в своей истории. Возможно музыканты уже всё знали наперёд. А может быть и нет. Нам, нынешним, этого знать не дано.
В феврале 1972 года было официально объявлено о роспуске Steppen. На самом деле распад начался раньше. В феврале произошла остановка, а торможение наметилось ещё в ходе работы над "For Ladies..." Перевернулась очередная страница славной, но до обидного короткой истории американской группировки с канадскими корнями. Как мы знаем - не последняя. Джон Кей действительно займётся сольной карьерой и даже запишет две неплохие (по отзывам критиков) пластинки. Но, видимо, что-то у него пойдёт не так, как ему поначалу представлялось, и через пару лет (в 1974 г.) он реанимирует Steppen. с новым ведущим гитаристом в составе. Но это уже другая, новая история группы.
А альбом "For Ladies Only" останется как свидетельство той, прежней их жизни. Вот он лежит сейчас передо мной, изданный на АВС Rec. ещё в том, 1971-м. С заметно потёртым конвертом из плотного картона. С криво ухмыляющимся Джоном Кеем в солнцезащитных очках и прячущим свою улыбку за книжкой про Белоснежку и её семерых гномов Джерри Эдмонтоном... Вот тот самый разворот, на котором красуется сигарообразный Dickmobile ядовито-оранжевого цвета...
Но это я, похоже, повторяюсь... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет