|
В середине августа 1969 года в американском Вудстоке состоялся легендарный рок-фестиваль (Woodstock Music & Art Fair). Планировали, но по разным причинам тогда там не смогли выступить The Doors, Frank Zappa, Iron Butterfly и некоторые другие уважаемые люди. Получили приглашение, но ответили отказом британцы Procol Harum, Jethro Tull, Led Zeppelin, The Moody Blues и много кто ещё... Были приглашены и The Beatles, на что Джон Леннон ответил, что это уже невозможно. The Rolling Stones же организаторами даже не рассматривались в качестве участников того исторического мероприятия.
А вот в начале декабря "роллинги" оказались среди хедлайнеров другого рок-фестиваля (Altamont Speedway Free Festival). 6 декабря они вышли на сцену этого городка, что неподалёку от Сан-Франциско в Северной Калифорнии. Байкерская бригада "Ангелы Ада", нанятые "роллингами" для обеспечения безопасности, оцепила сцену. Однако часть беснующегося зала толпой окружила подходы к подмосткам, когда на них вышли The Rolling Stones. Несколько наиболее отчаянных фанатов сделали попытку прорваться сквозь оцепление. В ответ охрана пустила в ход кулаки и дубинки. Одному темнокожему парню досталось особо - прямо на глазах у музыкантов его повалили на пол перед сценой и забили насмерть. "Ангелам" показалось, что Мередит Хантер (так звали этого юношу) был вооружён... Группа доиграла свою песню до конца и только тогда покинула сцену. А та жуткая расправа была заснята американскими документалистами Альбертом и Дэвидом Мэйслзами (Albert & David Maysles)...
1969 год для The Rolling Stones стал годом потрясений. История в Алтамонте была последней в том ряду. А в начале июля произошла трагедия, ставшая закономерным исходом затянувшейся человеческой беды, которой вполне могло и не случиться, только никто из музыкантов группы и окружения Брайана Джонса не сделали для этого ровным счётом ничего. Один из основателей и лидеров RS пал жертвой не только наркотиков и алкоголя, но и холодного человеческого безразличия.
Ещё в декабре 1968 года, сразу после выхода их последнего студийного LP "Beggars Banquet", "роллинги" снялись в цветном муз. фильме "The Rolling Stones Rock and Roll Circus" с участием Джона Леннона, The Dirty Mac, The Who, Jethro Tull, Марианны Фейтфул, Taj Mahal. Однако, зрители и слушатели смогли увидеть этот декадентский и ничего особенного из себя не представляющий видео-концерт только в начале нулевых. А в ноябре того же года группа, чтобы как-то заполнить возникшую паузу, собралась в Olympic Studios в Лондоне, где с нуля подготовила первую запись для своего нового альбома. Ею оказалась самая сложная и одна из стержневых композиций с непривычно длинным названием "You Can't Always Get What You Want". И когда уже рабочая запись была готова что-то побудило продюсера Дж. Миллера принять неординарное решение добавить в начало и концовку этого опуса смешанного хорального звучания. Вступление с мужским хором и тремя солистками, пасторальной валторной многоликого Эла Купера придали композиции академической утончённости и ещё большей смысловой весомости, а программа альбома в целом обрела некую идейную завершённость. Ход был неожиданный, пожалуй в чём-то рискованный, но, как оказалось, верный.
Настоящая же студийная работа над будущей пластинкой началась лишь в феврале 1969 года. И затянулась в силу разных причин до июля. И вновь не обошлось без кадровых проблем. Брайан Джонс, некогда один из столпов RS, становился всё более ненадёжным и неуправляемым звеном в составе. По большому счёту на него уже всерьёз и не расчитывали, скажу больше, на Брайана с его закидонами просто махнули рукой. И даже когда он присутствовал в студии, что случалось всё реже, он был либо пьян, либо под действием наркотиков. А когда в мае он ещё и в аварию на мотоцикле угодил, то всё для Б. Джонса на этом по сути и закончилось.
Практически все гитарные партии во всех девяти номерах пластинки были исполнены Китом Ричардсом. Надо признать, эта работа "роллингов", как никакая другая и до и после, в основе своей выполнена усилиями основного гитариста RS. В "Live With Me" он исполнил ещё и партию на бас-гитаре, а песня "You Got The Silver" практически вообще его. Здесь Кит ещё и вокалист в единственном лице, хотя вокал и не его дело, как всем нам известно. Впрочем, в этом блюзовом номере такая задача не стала для него невыполнимой, а для слушателя неискушённого столь неожиданная подмена вокалистов в ходе студийной записи этой песни и вовсе останется незамеченной. Кстати, это был первый случай в истории RS, когда на вокале присутствовал не ведущий солист группы, хотя как соавтор этой песни Мик Джаггер фигурирует.
Мик Тэйлор, новый участник RS, своей располагающей внешностью и скромными манерами изрядно контрастировал с остальными "роллингами", которые даже на сцене больше походили на шпану из подворотни, чем на восходящих звёзд британской рок-музыки. Однако, это никак не мешало молодому, но уже достаточно квалифицированному гитаристу, обрести "химию" с Китом Ричардсом. Впрочем, участие Тэйлора в работе над "Let It Bleed" ограничилось всего лишь двумя гитарными пассажами в двух номерах альбома, которые к тому же он исполнил уже, что называется, постфактум.
Зато в "Honky Tonk Woman" Мик развернулся сполна и в тандеме с К. Ричардсом они выдали вполне себе убедительный хард-рок. По тем временам просто крутой. Эта песня вышла отдельным синглом в начале июля и высоко котировалась в разного рода рейтингах. По сути "Honky Tonk Woman" - это существенно утяжелённый вариант программной "Country Honk" с отчасти изменённым текстом. Идея же написания этой песни пришла в головы М. Джаггера и К. Ричардса ещё в декабре 1968 года, когда после "сдачи в эксплуатацию" "Beggars Banquet" их обоих каким-то ветром занесло в Бразилию. Вот там-то в жарком климате местечка Матана, что в провинции Сан-Пауло, они и сделали набросок этой простенькой кантри-песни. Записана "Country Honk" была уже в Лос-Анджелесе в марте 1969-го, где к вокальному дуэту Джаггер - Ричардс присоединилась бэк-вокалистка Нанетт Ньюман. Вся звуковая гамма этого трека с уличным шумом по замыслу музыкантов и их продюсера должна была создавать в представлении слушателя атмосферу придорожной забегаловки в каком-нибудь, скажем, техасском захолустье, где подвыпившие парни нетвёрдыми голосами под раздолбанную шестиструнку и пиликанье местного скрипача-самоучки надрывно радуют себя и случайных посетителей. Получилось вполне себе убедительно.
Другое дело "Honky Tonk Woman". Это уже серьёзная хард-роковая тема с твёрдым вокалом Мика Джаггера и суровыми гитарными риффами.
А теперь - титульная композиция. Строго говоря, "Let It Bleed" -это ещё один клон "Country Honk". Тот же пресловутый "квадрат" в мелодической конструкции (четыре чередующихся в одной последовательности аккорда), да и аккорды по существу те же, только с другим размером такта и вместо кантри звучит умеренный блюз-рок с акустическими клавишными Яна Стюарта и двумя ведущими гитарными партиями К. Ричардса. Обращает на себя внимание колоритный вокал Джаггера с интонациями, которыми он искусно маскирует свои, прямо скажем, скромные голосовые данные. А вот в "Love In Vain" его (Джаггера) ожидала засада. Тягучий блюз, где Мику пришлось выжимать из своих голосовых связок максимум их возможностей. И в концовках каждой фразы его голос предательски дрожит. Вытягивать высокие и средние долгие ноты - это гибельный для Мика Джаггера путь. Хорошо, что продюсер и сам Мик это вовремя поняли.
Вот в "Monkey Man" М. Джаггер в своей стихии. Мощный роковый гитарный саунд (Кит Ричардс на высоте!), в котором Мик изощрённо варьирует свою вокальную партию, импровизируя как ему вздумается. Вторая часть композиции особенно впечатляет, когда подключается вторая гитарная партия под размашистые разливы клавишных Ники Хопкинса, а Джаггер срывается на экзальтированный вокал.
LP "Let It Bleed" существенно расширяет кантри-блюзовое "русло" предыдущего альбома RS. "Банкет нищих", будем откровенны, в какой-то степени получился в ретро-стиле. Здесь же "роллинги" продвинулись дальше. Главным же образом эта работа показательна тем, что в ней группа практически определилась со "средой обитания". Музыканты и Джимми Миллер нащупали и утвердили для себя те стилевые формы, которые для них оказались приемлемыми, и которыми они будут следовать пять ближайших лет. Развиваясь и совершенствуясь. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Когда после планируемого на июль 1969 года в США релиза альбома "Let It Bleed" группа намеревалась начать очередной тур в Северной Америке, музыканты и менеджмент R.S. уже знали, что Брайану Джонсу не будет дано разрешение на работу в Штатах из-за неснятых прошлогодних обвинений. В первых числах июня трое "роллингов" (кроме Билла Уаймана) заявили Джонсу, что дальше группа будет продолжать без него. В публичных сообщениях, впрочем, говорилось, что этот выбор Б. Джонс сделал сам. И действительно, 9 июня Брайан сделал об этом официальное заявление, добавив, что собирается формировать собственную группу. А в это время в составе R.S. уже осваивался новый гитарист, 20-летний Мик Тэйлор (экс-John Mayall*s Bluesbreakers).
В ноябре 1968 года Брайан Джонс купил ферму Котчфорд (Cotchford Farm, East Sussex), когда-то (в 20-е годы) это поместье принадлежало известному английскому прозаику и драматургу А. А. Милну (Alan Alexander Milne), автору всем известных историй про Винни Пуха. После обструкции бывших партнёров по R.S. Брайан обитал в этом поместье и через Джимми Миллера (продюсер The Rolling Stones) планировал набрать музыкантов для своего проекта. С этой целью он пытался наладить контакты с Джоном Ленноном, барабанщиком Митчем Митчелом ( на тот момент выбывшим из группы Джими Хендрикса, позже он в неё вернётся), Алексисом Корнером (основатель и лидер гр. Blues Incorporated, откуда вышла целая плеяда знаменитых музыкантов, в их числе и Чарли Уотс, барабанщик R.S.) и пианистом Яном Стюартом. У Брайана даже были подготовлены 2-3 песни для будущего репертуара новой команды. Однако в ночь с 2 на 3 июля Б. Джонс был найден утонувшим на дне бассейна в Котчфорде. Его шведская подруга Анна Волин утверждала, что когда бедолагу вытащили из воды, у него ещё прощупывался пульс. Однако, когда прибыл врач, уже было поздно что-либо сделать.
Версия о "несчастном случае" ещё долгое время подвергалась сомнению. Утверждалось, что полиция располагает неопровержимыми доказательствами о насильственной смерти Б. Джонса.
Похороны состоялись через неделю. Из состава R.S. на них присутствовали лишь Чарли Уотс и Билл Уайман. Мик Джаггер со-своей подругой Марианной Фейтфул (английская певица, актриса, поэтесса) в этот день находился в Австралии на съёмках фильма "Нед Келли".
Открылся концерт песней Джонни Уинтера (Johnny Winter, американский музыкант и композитор) "I*m Yours And I*m Hers", одной из любимых песен Брайана Джонса. Тогда же впервые прозвучали песни из "Let It Bleed" - "Midnight Rambler" и "Love In Vain", кавер-версия ещё одного американского музыканта Роберта Джонсона; Далее была "Give Me Drink", которая под названием "Loving Cup" будет записана группой только в декабре 1971 года для их двойного альбома "Exile On Main St."; Разумеется, была исполнена и "Honky Tonk Woman", релиз которой состоялся накануне. В финале представления со сцены на волю было выпущено несколько тысяч бабочек. Это было и впечатляющее и грустное в то же время зрелище;
Не надо это признавать. Есть альбом "Dirty Work", который Кит делал практически один из-за ссоры с Миком. Джаггер незадолго до этого альбома выпустил свой первый сольник и занимался больше его раскруткой.
Ну, а уж свалить всё в кучу в рамках рецензии на "Let It Bleed", но ни словом не обмолвиться о "Gimme Shelter" это такое себе...
Что касается "Dirty Work". Да, "роллинги" тогда были на грани развала. И всё же Кит и Рон Вуд работали в Париже вместе и каждый сделал для LP немало. Джаггер писал вокал отдельно, но тексты, заметь, его. Да и девять сейшнменов не просто присутствовали в студии. Поэтому не стоит так уж преувеличивать роль Ричардса.
Что касается "Gimme Shelter". Ничего не имею против этой композиции. Достойная вещь достойного альбома. Этого будет достаточно?
Ну, это всё равно, что к рецензии на "Houses of the Holy" LZ написать подобное про "The Song Remains the Same". В комментариях.
Впрочем, рецензия твоя, пейши что хочешь. Я просто не пойму, как можно было не сказать ничего про одну из лучших песен у группы. Написать кучу всякого про туры, выступления, но не упомянуть про то, как, например, создавалась эта песня. В автобиографии Кита написание "Gimme Shelter" - один из самых запоминающихся моментов, например.
"The Song Remains the Same" на такой статус как у "Gimme Shelter" явно не тянет. ну да это уже оффтоп
Никакого флага мне не надо, спасибо.
Ghostb, тянет/не тянет, это уже другой вопрос. Но упоминания в любой рецензии на альбом, в котором они находятся, уж точно заслуживают.