|
НА ПУТИ С ЯРМАРКИ. КАК ЭТО БЫЛО.
Думаю, что уже исходя из этого заглавия всем и каждому, кто решится читать эту историю, будет понятно - ничем хорошим она не закончится. И если кто не знает, то, да, так и будет. Здесь нет никакой интриги - такая уж это печальная история.
Да и как могло быть по-другому, если все предшествующие события, происходившие вокруг и внутри Steppenwolf, медленно, но неотвратимо подталкивали группу к столь плачевному финалу.
На протяжении нескольких лет этот некогда статусный канадский, в конечном итоге трансформировавшийся в американский, коллектив неуклонно скатывался с занимаемых высоких позиций, пока на исходе 1976 года окончательно ни рассыпался.
Но эта дата, что называется, пустая формальность для педантов. По сути, это сползание обозначилось ещё в 1972-м, когда основатель и бессменный вожак "Степного волка" Джон Кэй, устав, видимо, от всего, что связывало его со Steppenwolf, в первый раз распустил группу. Распустил, чтобы пару лет спустя собрать её вновь.
Представлялось, что команда, как и прежде, жива, а записав и выпустив две очередные пластинки ("Slow Flux", 1974 г. и "Hour Of The Wolf", 1975 г.), омолодив состав и сделав ряд гастрольных поездок, и вовсе обрела новое дыхание. Но эта видимость со стороны оказалась химерой. Изнутри всё было иначе, а после коммерческого фиаско с "Hour Of The Wolf" опять зашатались, казалось бы, налаженные связи.
И вновь Steppenw. представил собой тонущий корабль. Только на этот раз никто даже не попытался что-либо предпринять для спасения команды. И когда, казалось, оставался несделанным последний решающий шаг, в дело вмешался случай, вынудивший Джона Кэя чуть притормозить.
Компания Mums Records, перед которой у Steppenw. всё ещё оставались какие-никакие договорные обязательства, оказалась под крылом солидного лейбла Epic Records. Вот новые боссы из Epic и напомнили Джону, что группа задолжала Mums Rec. одну пластинку, которую, чтобы избежать штрафных санкций, надлежит издать уже для Epic Rec.
Пришлось лидеру Steppenw. мобилизовать разбалансированную команду на уже ничего не решающий штурм. И вот, утратившие всякую мотивацию музыканты ненастной зимней порой собрались в домашней студии Д. Кэя. Лишь новичок группы пианист Уэйн Кук (Wayne Cook), незадолго до этих событий сменивший выбывшего из состава Энди Чапина, был преисполнен юношеского оптимизма.
Немного об Энди Чапине. Энди, кстати говоря, был даже моложе Уэйна, но в свои 23 года уже являлся убеждённым домоседом. Возможно, его преследовала некая фобия, но он напрочь отказывался колесить в составе Steppenw. с гастролями по дорогам американских штатов, за что, собственно, и был уволен из группы.
Но от судьбы, как видно, не спрячешься. В 1985 году Э. Чапин, только что принятый в обойму группы Рики Нельсона (известный в своё время американский актёр и музыкант), оказался на борту личного самолёта Douglas Р. Нельсона. Пятеро музыкантов, сам Рики и его очередная невеста совершали перелёт из Алабамы в Техас. Дело было в канун нового 1986 года, Р. Нельсон с группой должны были выступать в Далласе на новогоднем представлении. При попытке совершить аварийную посадку в лесистой местности вблизи городка Де Калб, самолёт зацепился за провода ЛЭП и загорелся. Погибли все, кроме двоих пилотов. Энди было 33 года.
В Steppenw. Э. Чапин значился каких-то несколько месяцев, но успел принять участие в записи LP "Hour Of The Wolf" (весна 1975 г.).
Вернёмся, впрочем, к истории со "Skullduggery". Одной из основных причин провала этого альбома принято считать опосредованное участие в работе над ним самого Джона Кэя. Похоже, лидер группы к тому времени окончательно утратил всякий интерес к судьбе Steppenw. Его участие в творческом процессе практически свелось к нулю. Лишь в "Lip Service", завершающем номере программы, его имя номинально фигурирует в титрах в ряду прочих участников группы. Нечто подобное происходило и с "Hour..." и, как результат, только 155 (!) место по версии Billboard 200; LP "Skullduggery" так и вовсе пролетел мимо каких-либо рейтингов.
Сам не верю и не намерен даже пытаться убедить сомневающихся, что всякий до поры неизведанный нами альбом - это уникальное изобретение. Хотя что-то подобное время от времени многим из нас встречается. Даже из числа очень давних. Но это точно не про "Skullduggery". Впервые эту работу Steppenw. мне довелось услышать много лет назад ещё на виниле. Как помню, не впечатлило. Было это в 80-е годы, вокруг вращалось много куда более привлекательных дисков. Да и такое понятие, как acid-rock, ничего кроме брезгливого скепсиса в той нашей среде меломанов не вызывало. Между тем, группа Steppenw. была тогда, что называется, на слуху. А более ранние их пластинки оказывались даже востребованы.
Но, видимо, время неумолимо. Лучшие образцы музыки тех парней остались в прошлом, в годы их молодости и нашего тогда ещё детства. Наверное, это являлось непреложным фактом уже в те времена, когда Д. Кэй, реанимировав "Степного волка", выпустил с ним "Slow Flux", хотя сам в этом ещё сомневался. В "Hour Of The Wolf" была сделана неуклюжая попытка что-то исправить. Вот так, скажем, авторитетное издательство AllMusic, в целом оценив "Hour..." негативно, подытожило тогда: "...Все песни Steppenwolf основываются на прежних формулах группы, которые уже безнадёжно устарели". Так что альбом "Skullduggery" всего лишь поставил окончательную точку в конце истории этой команды.
Как бы то ни было, но в его программе просматривается одна примечательная особенность - качество текстов песен заметно превосходит их музыкальное сопровождение. Даже в титульной композиции, во всех отношениях безусловном первом номере альбома:
"Вот и повеселился, теперь моя работа сделана,
Ты просто использовала меня.
Твоя улыбка при плохой игре - не совсем то,
Чем ты со мной расплачивалась.
Надо же было быть таким придурком!
Надёжный друг - вот то, что мне теперь необходимо.
Теперь я знаю, как заблуждался,
Но наконец-то стал свободен!"
Отмечу несколько достойных сольных гитарных партий Боба Кокрана. На своём месте этот музыкант определённо старался. Убедительно отработала и ритм-секция.
Фанковыми мотивами пронизана "Train Of Thought" (можно расшифровать как "Ход мыслей"). Это один из каверов (а таковых здесь добрая половина номеров) в программе "Skullduggery". Достаточно "свежая" версия песни популярного в те годы автора и исполнителя Алана О'Дэя (Alan O'Day) с ритуальным любовным текстом про разлуку.
По-американски просты, логичны, но не без пафоса слова в рок-н-рольном номере "Life Is A Gamble" ("Жизнь - это азартная игра"):
"Жизнь - это азартная игра, в которой бродишь
В поисках чего-то лучшего.
И ты стремишься к тому кайфу,
Что поможет тебе этого достичь.
Жизнь - это азартная игра, и если ты с этим справишься,
Неопределённость завтрашнего дня тебе нипочём.
Сегодня я ставлю на тебя."
Что-то близкое и в философско-назидательной композиции "Pass It On" ("Передай это"):
"...Живёшь для себя - ты будешь жить напрасно,
Живёшь для других - ты будешь снова жить...
...Мы здесь не для того, чтобы судить,
Что хорошо, а что плохо,
А делать то, что правильно."
С этим вряд ли поспоришь.
А вот песня бас-гитариста Джорджа Биондо "Sleep" словно отождествляет суть всей программы альбома - мудрёный текст под невзрачное муз. сопровождение.
Наконец, "Lip Service". Попытка попробовать себя в новомодном стиле диско выглядит пародийно. Похоже, у музыкантов либо не хватило терпения, либо желания придумывать какой-либо текст. Но если не думать что это диско, то получилась интересная музыкальная зарисовка, похожая на сопровождение к некоему видеоряду документальных сюжетов на, скажем, спортивную тему (допустим, горнолыжный спорт). И, опять же, нельзя не отметить гитару Б. Кокрана и клавишные У. Кука.
И ещё. Есть ощущение, что эта композиция преднамеренно затянута, чтобы тем самым за счёт неё вписаться во временные рамки программы.
Альбом получился таким, каким получился, команда облегчённо выдохнула и окончательно рассеялась. Джон Кэй ожидаемо сформировал группу своего сольного проекта John Kay & Steppenwolf с малоизвестными людьми. Принято считать, что это новое музыкальное образование вроде как подхватило упавшее знамя прежних Steppenw. и формально несло его почти четыре десятилетия, хотя последний свой студийный диск записало и выпустило в 1990-м.
А тем временем параллельным курсом по непритязательным клубам и разного рода увеселительным заведениям в свой путь отправилось другое объединение с участниками из числа "бывших" под отважным названием New Steppenwolf. Это было детище Голди Макджона, в недавнем прошлом пианиста Steppenw., и бывшего бас-гитариста бывших The Sparrows Ника Сент-Николса, тех самых The Sparrows, на чьих руинах когда-то в 1967 году и возник "Степной волк".
Каких-либо лавров эта поддельная версия славного бренда не снискала и в 1980 году прекратила свою деятельность после угроз со стороны Джона Кэя о судебных преследованиях за неправомерное использование названия.
Но всем этим событиям ещё только предстояло произойти. Уже после того, как угасла одна из легенд североамериканского рока. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет