|
Девятый (и, с оговорками, последний "полноценный") номерной альбом Kraftwerk никогда не обладал статусностью и культовостью своих предшественников, заложивших основы всей современной электронной музыки - от "Autobahn" до "Computerwelt". Причина тому достаточно проста: остальной мир наконец-то догнал основательно опередивших своё время в творческом и идеологическом плане немцев. Панки с синтезаторами массово творили нью-вейв, синтпоп переживал период расцвета, и даже техногенный уродец индастриал понемногу перебирался на рельсы электронной, а там уже и рок-музыки. В 1986-м никто банально не нашёл, чему здесь удивляться, а действительно революционные идеи, имеющиеся в "Electric Cafe", разглядеть было непросто и через несколько лет. А вот в девяностых начали открываться неожиданные вещи. Например, что из трёх минут абсурдистской зарисовочки "Boing Boom Tschak" (и целой кучи подслушанных там и сям мелодий) может родиться целая дискография группы Scooter. Или что заглавная песня - это дедушка той музыки, из которой спустя десятилетие вырастут психоделический транс и психоделический эмбиент. А уж так элегантно и органично интегрировать в музыку сэмплы (в данном случае - звуки работы телефонной линии), как это сделано в "Der Telefonanruf"-"The Telephone Call", до сих пор не умеет практически никто.
И уж точно совсем никто представить не мог, что аж в 2002-м году группа "Неприкасаемые" с Гариком Сукачевым во главе утянет из песни "Sex Objekt" и басовую партию, и первые ноты для ведущего гитарного рисунка "Грязной Песни", и собственно саму строчку про "я хочу/не хочу быть твоим сексуальным объектом" для припева. Естественно, никаких упоминаний Kraftwerk - "автор: Дмитрий Варшавчик", и хоть ты тресни.
"Electric Cafe" мог стать первым для коллектива альбомом, полностью записанным на "цифре", но конечный вариант всё-таки писался на старом добром аналоговом оборудовании. Первая его часть - сторона "А" винилового издания - отведена под треки максимально механистичные. Они отнюдь не лишены мелодии, но торжествует тут резкий бит и весьма агрессивные металлические звуки. Привычных вокальных партий нет в принципе: голос, чаще всего Ральфа Хюттера, либо максимально искажался, роботизировался посредством наложения фильтров, либо и вовсе речь синтезировалась на компьютере. При этом наиболее "человекоподобные" по звучанию образцы ещё и отбраковывались.
В противовес стороне "машинной" - сторона "В", "человеческая". Да, именно так нужно писать дуалистичные, построенные на противопоставлении чего-либо, альбомы, товарищ Холопайнен! В "Телефонном звонке", скажем, заключена наиболее сильная вокальная мелодия всего релиза, причём поёт - именно поёт - здесь неожиданно Карл Бартос, очень долгие годы иначе как в качестве "придатка" для исполнения партий перкуссии на концертах не воспринимавшийся. В "Сексуальном объекте" все инструментальные линии звучат максимально пышно и объёмно, многие даже заподозрили группу в возвращении к "живым" инструментам, но нет - и здесь сплошная синтетика, но стилизированная просто отменно. За обе песни немцам, кстати, "прилетали" обвинения в копировании Duran Duran, The Human League и Depeche Mode даже, но это лишь следствие того, что за время отсутствия немцев на сцене все вышеупомянутые коллективы успели раскрутиться и написать кучу коммерчески успешных хитов. Очевидно, что без Kraftwerk и их творчества никого из вышеперечисленных бы просто не существовало, как и очевидно, что - за вычетом "депешей" - эти ребята не написали бы ничего подобного по уровню и проработке, даже выпрыгни они из собственных штанов. Ну и невероятно атмосферный финал; на самом деле, заглавная песня здесь - одна из лучших для "подсадки" на творчество Kraftwerk кого угодно. Вообще, уровень проработки абсолютно любой композиции здесь идеален. Ни единого лишнего звучка или нотки, что только лишь доказали последующие римейки и ремиксы.
Многие в то время задавались вопросом: а не слишком ли абстрактный посыл у альбома? Где глубокий смысл, где визионерство уровня того же "Компьютерного Мира" или "The Man-Machine"? Что ж, смыслов есть у меня! "Electric Cafe" как раз можно расценивать в качестве эссе на тему потери человечеством собственно человечности. Сначала трансформируется искусство: первая песня демонстрирует деградацию посылов в лирике, или, если хотите, вообще отрицает необходимость для текста иметь хоть какое-то значение для слушателя; далее следует пара композиций, в которых формализируется, механизируется и утрируется основная музыкальная форма. Далее распадается социум: в "Телефонном звонке" иносказательно показано, как человечество утратит навыки коммуникации (помним, что все попытки набрать нужного абонента заканчиваются неудачей), затем теряется тяга к отношениям интимным, и, следовательно, необходимость создавать пары и семьи в реальной жизни. А в итоге в "Электрическом кафе" остаются лишь тусящие в виртуальном мире компьютерные модели, вроде образов участников группы с обложки. Аватарки, если хотите.
Но даже если изложенное выше и является бредом, великолепия самого альбома это не отменяет. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).