|
1980 год в истории Slade стал переломным. С душевным трепетом истинные почитатели отслеживали едва ли не каждый шаг вновь сплотившегося квартета, выуживая из периодической печати скудные сведения о состоянии бодро идущего на поправку дорогого их сердцам "пациента". Одни из звёзд британского рока 70-х годов ценой неимоверных усилий выкарабкивались из андеграунда этого самого рока, куда по недоразумению скатились пару лет назад.
Первые признаки выздоровления Slade проявились вслед за почти триумфальным их участием в традиционном августовском 1980-го года Reading and Leeds Festivals, где четвёрка напомнила о себе во весь голос Нодди Холдера. Затем был релиз довольно-таки приличного альбома "We'll Bring The House Down" (март 1981 г.) со странной программой, но хорошо продававшегося. И, наконец, очередной запомнившийся фестиваль в Castle Donington стал свидетельством окончательного выздоровления именитой группы. В них вновь поверили легионы поклонников, и не только на Британских островах. Похоже, музыканты сами тогда обрели веру в себя.
Причём настолько, что после записанного весной 81-го, а затем проигнорированного всеми британскими чартами и рейтингами сингла "Knuckle Sandwich Nancy", вновь отодвинули от управления творческим процессом своего продюсера Чеса Чандлера, обвинив его в неудаче сингла. Рабочие отношения Slade и Ч. Чандлера начали давать сбои после неубедительной, по мнению британской музыкальной общественности, пластинки "Return To Base", вышедшей до смешного малым тиражом в 1979 году. Готовясь к студийной работе над "We'll Bring The House Down", группа на стала мудрить (возможно, для этого у неё просто не оставалось времени), выбрав половину лучших, по мнению музыкантов, номеров из "Return..." за основу программы этого LP, переработав и перезаписав их в лондонской Portland Studios с учётом нового видения, как они должны были бы звучать "правильно". И тем самым своеобразно завершила очередную главу своей истории. Точка. Настало время приятно удивлять всех тех, кто заждался от Slade новых песен. И повторение "Return To Base" или чего хуже в сложившихся условиях было уже недопустимо.
Итак, всё в той же Portland Studios квартет собрался без Чеса Чандлера, который как бы то ни было, сумел выторговать у новой для группы компании RCA Rec. контракт для своих бывших подопечных на более выгодных условиях. У музыкантов были развязаны руки и полная свобода действий. Можно было бы предположить, что замысел сделать новую программу в жёстком хард-роковом режиме у них вызревал не первый год, но Чандлер не давал ходу этим их фантазиям.
Была ли группа готова к тому, что делать отныне аранжировки и продюсировать будущую работу от начала до конца им предстоит самостоятельно? Судить об этом было возможно только по готовой пластинке. Первым пробным ходом в этом направлении был сингл "Lock Up Your Daughters". Песни с более легкомысленным названием и содержанием сложно себе и представить, однако именно этот сингл станет самым удачным и кассовым из всех, что были записаны и реализованы группой как до, так и после выхода самого LP "Till Deaf Do Us Part".
Это было в сентябре 1981 г., а альбом был запущен в релиз 13 ноября. Незадолго до этого события гитарист Дэйв Хилл в одном из интервью сказал следующее: «Этот альбом очень громкий и мы хотели, чтобы он был таким громким. Мы развивали идею "шоу в студии" и нам думается, что у этого диска есть и характер и мелодичность. И мы это сделали сами».
Альбом действительно соответствует классическим образцам тяжёлого рока 70-х годов. Впрочем, при тех же авторах музыки и текстов, что в течении десяти лет формировали репертуар Slade, узнаваемости привычных "слэйдовских" мотивов никак было не избежать. Джим Ли, по-моему, даже не пытался этого делать. И уж тем более невозможно было как-то "подрегулировать" своеобразный вокал Нодди Холдера. По ходу прослушивания подчас закрадывалась крамольная мысль, что Холдер не совсем тот человек, вокальные характеристики которого соответствуют инструментальному сопровождению, по которому вопросов как раз-таки и не было. Очевидно мы слишком давно и хорошо знаем Нодди с его пронзительным, порой кажущимся истеричным пением, как исключительного исполнителя классического рок-н-ролла и глэм-рока, потому в данном случае и замечаем определённые несоответствия. Не исключено, что и по этой причине студийное звучание группы в какой-то степени приближено к концертному, о чём в интервью намекал Дэйв Хилл, чтобы это несоответствие нивелировать.
Дэйв Хилл в этой программе невероятно хорош. Как ведущий гитарист он проявил себя в полной мере. И даже, пожалуй, чуть более того, чего от него возможно было ожидать. Фрагментами он просто безупречен и даже обильное эл. органное наполнение, призванное раскрасить гитарную полифонию, чаще представляется излишним, чем необходимым. Как гитарист, впрочем, заметно подтянулся и Нодди Холдер. Временами он вполне уверенно подключался вторым номером к непростым для ритм-гитариста сольным комбинациям.
Не вижу необходимости детально разбирать каждую из композиций. В массе своей это жёсткие, энергичные, быть может чуть сумбурные для хард-рока номера, в которых помимо очевидных "слэйдовских" мелодических схем проскакивают оттенки, а иногда и целые мелодические фразы некоторых других классиков тяжёлого рока. Не берусь судить, случайно или преднамеренно, но самая показательная в этом плане "Let The Rock Roll Out Of Control" сработана четвёркой Slade в легко узнаваемой манере Status Quo, как те это делали в середине 70-х. Мало того, один из фрагментов этого номера созвучен с основной мелодической темой Kiss в их композиции "2000 Man" (кавер-версия The Rolling Stones) из альбома 1979 года "Dynasty". И это не единственный пример, касаемый Kiss, стоит прислушаться ещё и к "She Brings Out The Devil In Me".
В сильнейшей, пожалуй, композиции "Lock Up Your Daughters", где как раз-таки Д. Хилл и Н. Холдер обыгрывают единую гитарную партию, просматривается мелодическая схема, характерная для Whitesnake конца 70-х, а в "A Night To Remember" - Judas Priest, ни много, ни мало. Замечу, что в этой горячей и достаточно энергозатратной для всех музыкантов Slade песне вокалисту Нодди Холдеру пришлось выложиться до предела, чтобы соответствовать весьма высокому хард-роковому уровню её звучания.
В 70-е годы, надо заметить, немало разных начинающих рок-коллективов так или иначе ориентировались на музыку и саунд Slade. В силу разных причин ситуация развернулась и вот уже сами Slade, пробуя играть музыку им не слишком близкую, вынуждены проделывать нечто подобное.
Немного о титульном номере "Till Deaf Do Us Part". Само название происходит от подмеченного Н. Холдером созвучия слов deaf и death из распространённого у англосаксов выражения "till death do us part" (пока смерть не разлучит нас). Отсюда и тема текста и само название песни, ставшее названием альбома. В этой связи Нодди даже как-то высказался: "Это название возникло потому, что нас часто упрекали, будто бы мы слишком громко играем. Этот альбом также звучит громко, потому что все его треки рок-н-рольные. А сама песня - про изгиб уха и глухоту..." Судя по тексту, не только про "изгиб уха":
Гляди наперёд, чтобы вовремя сказать "Хватит!",
Пока глухота не разлучит нас.
Почувствуй нашу мощь и влияние,
Пока глухота не разлучит нас.
Когда ты расклеишься и начнёшь ныть,
Тогда глухота разлучит нас.
Дай нам знать, когда хватит,
Когда вы доберётесь до потолка,
Балконы будут сотрясаться,
А окна начнут вываливаться.
И пока глухота не разлучит нас...
Альбом "Till Deaf Do Us Part" - самый тяжёлый в творчестве Slade. Звучание группы здесь достигло пика жёсткости и громкости, что, впрочем, не принесло ей ожидаемого коммерческого успеха, но это отнюдь не остудило музыкантов группы двигаться в этом направлении. Slade вернулись в большие концертные залы и на арены вместо того, чтобы прозябать в тесных полупустых клубах, как это происходило в конце 70-х годов. Три композиции из этого LP на ближайшее время станут обязательными в репертуарах их концертных программ: "Rock And Roll Preacher", демонстрирующая несомненный потенциал квартета в тяжёлом рок-звучании; ещё одна вещь "Lock Up Your Daughters" - хороший пример, как далеко и результативно продвинулись музыканты в этом; и третий трек "A Night To Remember" - крепкий номер с оригинальной сольной партией Джима Ли на бас-гитаре.
Пластинка адресовалась поклонникам группы Slade и любителям направления NWBOHM, хотя, надо признать, до истинного металлического звучания Slade не дотягивали, да, собственно, и не стремились к этому. Уж они-то понимали, что подобные кардинальные перемены в стиле на раз-два не делаются. Как, впрочем, и к прежнему традиционному своему звучанию возвращаться не намеревались... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Белой вороной в чёрной стае выглядит инструментальная пьеса Дэйва Хилла "M'hat, M'coat" ("Моя шляпа, моё пальто"). Короткая гитарная блюзовая фантазия. Невольно напрашивается аналогия с Гэри Муром, но Г. Мур подобное делал значительно позже Дэйва и, кто знает, возможно в свою очередь что-то почерпнул для себя на будущее из этой вещицы.
Эту тему Д. Хилл наигрывал ещё в ходе гастрольного тура Slade по Европе. Иногда музыканты группы даже озвучивали её как спонтанную импровизацию по ходу концертных выступлений. Джим Ли настоял на том, чтобы эта симпатичная зарисовка была включена в программу нового альбома. От себя добавлю: хорошо, что Н. Холдер не полез сюда со своим вокалом. Вокал Нодди и блюз - вещи несовместимые.