|
Нет ничего удивительного в том, что в 2021-м году, спустя 11 лет творческого застоя, Dark the Suns смогли выпустить чуть ли не лучший свой альбом. Удивительно другое: «Raven and the Nightsky», выпущенный всего через два года после «Suru Raivosi Sydämeni Pimeydessä», качественно не то что не уступает предшественнику, а местами и вовсе его превосходит.
Но обо всём по порядку.
Впечатление первое — Dark the Suns узнаваемы и верны себе. Немногословны, но стабильно печальны. Более того, я бы сказал, что здесь в этом плане они даже более традиционны, чем 2 года назад, но...
Впечатление второе — Dark the Suns серьёзно замедлились, если не сказать «задумились». Жертвой подобного шага пали грувисто-трэшевые боевики, вроде "The Seeker" и "Suru Raivosi Sydämeni Pimeydessä". Факт грустный, но не настолько, чтобы посыпать голову пеплом, ибо подобный ход в 21-м хоть и был хорош, но явно не был ожидаем и уж тем более не был типичен. Потеря заметная, но не тяжёлая.
Этим объясняются также некоторые косметические изменения, точнее, одно конкретное: звук гитар лишился «кирпичности» и насытился рыхлостью. Если говорить художественным языком, то зимний мороз здесь сменился весенней слякотью. Откровенной грязи, какая была представлена на «Sleepwalking in a Nightmare», тут, слава Богу, нет, но безболезненно этот шаг не прошёл. Классические для группы темы, вроде "Phoenix", цепляемость которых зависит, в том числе и от подачи, звучат слишком размыто для своего формата, для которого важны как простота, так и чёткость. И ведь этот трек ещё вполне удачен, а вот какой-нибудь "Adamantine" в таком виде слушать нет никакого желания.
Так стоила ли игра свеч? Склонен ответить утвердительно. Всё-таки специфическое звучание пусть и повлияло на восприятие интенсивных песен, но отнюдь не похоронило их, а «придумлённые» композиции от этого даже выиграли, в том числе за счёт полезной для них раскатистости, которую было бы сложно достичь с тем строго очерченным звуком, что был 2 года назад.
Собственно, именно подобного рода треки и тянут на себе альбом, пусть даже по внешним признакам этого не скажешь. Более того, берём два ярких примера «думового смещения», "Kun Aallot Kallioihin Murtuu" и "Shadows Upon the Broken Hearts", и сравниваем — да они же почти близнецы-братья! Различия станут заметны, только если их совсем лбами столкнуть и подобного рода мухлёж группе мог дорого обойтись, но это если судить с позиции холодного рассудка и логики, что в отношении Dark the Suns... ну необязательно, прямо скажем. А вот на эмоциональном уровне обе вещи работают обособленно, прямолинейно, но довольно-таки беспощадно - нетипично для группы, которой, при всей её открытости, всегда была присуща некоторая поверхностность, уплощённость (если не сказать стереотипность) эмоций. Но при прослушивании той же "Kun Aallot Kallioihin Murtuu" так и хочется, следуя названию песни, стать волной — и разбиться ею о прибрежные скалы.
И ведь названные композиции — это всего лишь два гвоздя в гроб того скепсиса, который у меня, несмотря на всю симпатию, всегда незримо присутствовал в отношении финнов. А ведь есть и третий - «In Mist of the Night», аккуратный оммаж Shape of Despair, позволяющий заколотить этот гроб наглухо и похоронить его в мёрзлой земле.
Глубина — это то, что выгодно отличает «Raven and the Nightsky» от своих предшественников и то, чего лично мне так не хватало даже на плотнейшем «Suru Raivosi Sydämeni Pimeydessä». Вы помните моё нытьё про то, что музыка Dark the Suns всегда, даже при успешных внешних характеристиках, практически не оставляла послевкусия? Что ж, похоже, что этой проблеме теперь нет места. Я не знаю, что стало лекарством от этой болезни: чисто физический аспект, то есть то самое «задумление» материала, или же просто Микко с Инкой наконец-то вложили в сочинение больше ДУШИ, но результат мне нравится и не хочу, чтобы это было похерено впоследствии.
Расшаркиваясь перед внезапно открывшейся способностью финнов писать медленно и красиво не только один раз за альбом («Hope in Our Hands» мною не забыта, нет), нельзя забывать и про более классическую сторону Dark the Suns. А тут тоже есть, чем поживиться. Например:
1) "Aurora", которая тащит за милую душу везде, кроме нелепо исполненного припева;
2) "Raven", где случился дебют чистого мужского вокала за авторством Пааво Лаапотти, который в этом году также отметился на реюньон-альбоме Before the Dawn. Скажу честно — одна эта песня чуть ли не лучше всего «Stormbringers». По крайней мере, там бы она точно была звездой вечера, тогда как здесь она полезна скорее стратегически;
3) уже отмеченная выше "Phoenix" — симпатично, прилипуче и максимально форматно. Песня, имеющая все шансы стать очередной визитной карточкой группы, пусть и не в первых рядах (лидирующие позиции "The Sleeping Beauty", "Away" и "Shadows in the Void" незыблемы).
Песни с 7-ю по 9-ю слушаю единым блоком и несмотря на видимую звуковую монолитность (особенно за счёт наибольшей за весь альбом ответственности клавиш), эта троица успешно сочетает в себе как современный лик группы, так и вайбы «In Darkness Comes Beauty», по которому не грех было и соскучиться, так как на прошлом альбоме финны были заняты проработкой других, новых для себя звуковых аспектов и в сторону прошлого смотрели не очень охотно.
Ещё одно наблюдение. Помнится, в рецензии на полноформат «Severance» шведов Mist of Misery я отметил схожесть определённых моментов звучания с нашими сегодняшними героями. Слушая «Raven and the Nightsky» я ощущаю ровно то же самое, только уже как бы «в ответку». Особенно это заметно в середине "Aurora" и на "Swans of the Frozen Waters". Понятное дело, что никакого умысла обе группы в это не вкладывали и это всего лишь игра моего воображения, но подмечать такие ньюансики всегда приятно. Пусть это и имеет значение только для меня одного, да и решительного влияния на диск не оказывает.
А оно и не должно, так и без подобного рода костылей «Raven and the Nightsky» стал если уж не альбомом года, то в топ оного вошёл прочно. Можно, конечно, сказать, что подобный результат есть следствие того, что сам по себе год вышел унылым (а это очень близко к правде) и нет ничего удивительного в том, что успеха добились особо звёзд с неба не срывавшие Dark the Suns, но обесценивать их работу я не хочу. Тем более, что и в более урожайном 21-м они тоже не затерялись. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Порвало чот.
Продолжает рвать.