|
|
|
Vo Skorbyah - Во скорбях
« Vo Skorbyah »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Несчастие
|
| 2 | Сироты
|
| 3 | Батюшка (часть 1)
|
| 4 | Батюшка (часть 2)
|
| 5 | Ой, Матушка, Тошно Мне |
|
Морок – guitars, bass, drums, keyboards
Пустосвят – guitars
Яромир – vocals
Берсень – vocals
Ждана – vocals
Родослав – flutes, vargan, vocals
Guest musicians:
Радим – пыжатка on 2
Наталья – vocals on 2
|
|
Замысел проекта - Яромир
Запись - Морок, Яромир
Сведение, мастеринг - Морок
Музыка - ВО СКОРБЯХ
Слова - народные
фото - Олег Лавров, Вера Груздева
оформление - Вера Груздева, Яромир
Записано весна 2005 - весна 2006
|
|
| 1. Несчастие
Не осудите вы, народ, да люди добрые.
Я пущу теперь унылый зычный голос свой.
Объявлю я свою причеть неумильную.
Я не знаю всё, спобедная головушка!..
Мы приехали к тебе да не по-прежнему.
Мы не знаем сами, мы теперь не ведаем,
Что содеялось у нас да что подеялось.
Ве |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Опять funeral-metal из России. Что-то начинает приживаться этот жанр в нашей стране. Но на сей раз рыбинские музыканты, известные по группам BOG MOROK, ОПРИЧЬ и КРЫНИЦА решили удивить, наверное, весь мир, совершенно неожиданной, хотя и вполне адекватной избранному жанру концепцией. Они построили свою музыку на русских традиционных погребальных плачах… Так что, funeral получился в самом прямом смысле этого слова – музыка, которая звучит с дорожек этого диска предназначена для похорон и поминок. Вот только, наверное, хоронить и поминать подобным образом придется только металлистов. Но, учитывая то печальное обстоятельство, что за последний год из жизни ушло много замечательных музыкантов, альбом россиян, к сожалению, может оказаться весьма востребован. Скажу сразу, что слушать его весьма и весьма тягостно. Тексты русских плачей сами по себе способны вызвать чувство некой скорбной неловкости, которые многие испытывают на чужих похоронах, но и сами музыканты это чувство уменьшать никоим образом не намерены, нагнетая и нагнетая мрачной тяжести (даже тягости) типичными грузными гитарными риффами и грубым гроулинг-вокалом. Традиционный русский фольклорный мелодизм присутствует в музыке едва ли не формально – в виде периодически встревающей флейты (не всегда удачно) и «народного» вокала в «Сиротах». Но все-таки, его наличие заставляет, конечно, вспомнить белорусскую группу ЗЬНИЧ, первой проведшую мичуринские опыты по скрещиванию славянской народной музыки и классического doom-metal. Следует признать, что у белоусов это получалось лучше, естественнее, что ли, в первую очередь за счет аутентичного вокала своей вокалистки. Россияне решили без этого обойтись (фрагмент в «Сиротах» считать не будем), возможно, что и зря. Впрочем, в последнем треке этот самый аутентичный вокал все-таки звучит, причем – аутентичнее уже некуда, здесь использовано пение некой жительницы Белгородской деревни, только вот обработано оно зачем-то в электронном духе от ИВАНА КУПАЛЫ и совершенно дико смотрится на фоне остального материала альбома. А он, этот материал, постепенно все менее и менее ассоциируется с «русскостью» и теми самыми плачами. Так и на похоронах чужих вам людей вы поначалу испытываете некую неловкость, а потом, на поминках, она постепенно исчезает… Так и тут, в музыке все больше и больше видишь просто неплохо сыгранный funeral-metal с оригинальными мотивами, а первый шок, вызванный вполне конкретной погребальной лирикой (а не обычными смертельно-художественными образами), сменяется неким абстрактным интересом. К тому же, звук на альбоме оставляет желать лучшего… Я обычно отношусь к этому довольно сдержанно, но funeral-metal при недостаточно плотном саунде теряет половину своего эффекта, поэтому здесь приходится об этом говорить. В-общем, может быть, музыкантам следовало, сказав «а» (то есть, заявив о фольклорном направлении музыки), сделать на этом упор не только в лирической составляющей… Но об этом можно только гадать. В-общем, многообещающий поначалу альбом остался в результате просто неплохим опытом, разнообразящим «похоронную» тяжелую сцену, но не становящимся при этом каким-то откровением. |
|
|
| |
| | | |
| |
А вот меня проняло не по death-ски! На одну болванку записал Во скорбях и Catacombs - "In the Depths Of R'lyeh", и надо сказать, что на последнем я просто отдыхал от той невероятной "кручины", которую обрушили на меня эти ребята. Возможно, прослушивание данного альбома совпало с не очень весёлым состоянием души и полосой в жизни, но в горле появился тот самый неприятный комок, мешающий нормально дышать, а это что-то да значит. Уж на что я люблю всякого рода тоскливую музыку, но данные эмоции испытывать каждый день не хотелось бы.
Теперь по существу. Во-первых, не сказал бы, что по структуре это funeral, уж скорее медленный doom-death с лёгким налётом фолка - причём я считаю, что его вполне достаточно. Это тот редкий случай особенно в российских широтах, когда нет перебора и смешного максимализма. Плотный, хорошо прописанный гитарный звук удачно оттеняют гитарные соло и тоскливая флейта, которая, на мой взгляд, опять же весьма к месту. Соло и флейта иногда как бы фальшивят и срываются, что очень хорошо создаёт печально-истеричную атмосферу. Наводит на ассоциацию со срывающимся на крик или плач голосом. Особенно флейта хороша в композиции - "Батюшка -1", там она действительно плачет! К барабанам тоже претензий нет, на высоте и звук, и неповоротливые сбивки, такие, какие нужно. Вокала три - суровый гроул, монотонный женский вокал, который и правда немного походит на отчитывание покойных в церкви, и чистый мужской. На мой взгляд, все три на высоте и опять же к месту. Последняя песня и правда немного выбивается из общей колеи, но я бы не сказал что настолько, чтобы это выглядело дико. Красивая песня, красивый вокал, да и электронщины там ровно настолько, чтобы оттенить красивую мелодию, выводимую вокалисткой. Конечно, если у группы ещё будет какой-либо материал, то хотелось бы, чтобы он оставался в стиле первых четырёх песен, но здесь он впечатления не портит, уж, скорее, наоборот... к тому же по настроению вполне подходит.
В общем, в записи, конечно, есть недочёты, и риффы все используются думерами уже много лет. Но особый подход, энергетика и славянская лирика уж больно хорошо сочетаются в этом релизе. Объективно я, конечно, согласен с оценкой - 8, но у нас так мало музыкантов, способных передать эмоции такой силы, что объективно судить не хочу, для меня пластинка является маленьким шедевром, а поэтому 10. Это по-настоящему суровая и тоскливая музыка, и слушать её в хорошем настроении не советовал бы, уж слишком давит. Рекомендуется в основном ортодоксальным "думерам", остальным вряд ли понравится. |
|
|
| |
| | | |
| |
Наткнулся я случайно в интернете на информацию об этой группе и заинтересовался: как это, интересно, может звучать скрещивание таких достаточно противоположных стилей как Funeral Doom и Russian Folk Music. После неоднократного прослушивания сего произведения могу сказать, что, во-первых, это не Funeral Doom. Ну сравните с музыкой Esoteric и Thergothon — неужели не слышите контраст? Если исключить из музыки фольковую часть, то вы услышите довольно стандартный Doom Death, местами по музыке немного напоминающий My Dying Bride. Чтобы дотянуть до фьюнерала, эту музыку нужно утяжелять и замедлять еще раза в полтора — два, да и упрощать и лишать разнообразия. Я не спорю, есть моменты и близкие к фьюнерал, но они так же встречаются у большинства Doom-Death-банд, у тех же брайдов. Ведь Funeral Doom как раз и зародился путем замедления и интенсивной эксплуатации этих моментов. Во-вторых, элементов фолька действительно не так много, как ожидалось, что не может не радовать, во всяком случае, меня. Эти элементы встречаются на протяжении всего альбома в виде мужского и женского псевдофольклорного вокала и флейты. Особенно они активно эксплуатируются в "Сиротах". Эта тема, кстати, является самой мелодичной и скоростной на альбоме, и уж чего-чего, а никакого фьюнерала в ней нет совершенно. Зато в ее начале имеется довольно нелепый фрагмент — мужской чистый голос на фольклорный манер, причем явно фальшиво, распевает довольно глупый текст про то, чтобы "сиротинушка да малая детинушка прилетала к нему по утрам ранешенько и по вечерам позднешенько". Есть еще неудавшийся, на мой взгляд, эксперимент в виде композиции "Ой, Матушка, Тошно Мне", где музыканты попытались скрестить русский фольк, Doom Death и Trip-Hop. Получилась эта смесь как-то кривовато, особенно концовка песни — очень уж дисгармонично и занудно звучит многократно повторяющийся семпл женского голоса "ох, не умирай" или что там она говорит. В остальном же это приличная и интересная работа с хорошим качеством записи и оригинальными идеями. Чистый вокал (не только мужской, но и женский в песне "Несчастие" тоже) часто звучит не совсем по-"фольклорному", что мною воспринято положительно. В каждой песне имеются фрагменты и даже большие куски, где фольк отсутствует совсем — в этих местах музыка слушается как просто хороший Doom-Death, а псевдофольковые фрагменты придают всей музыке своеобразный окрас. Если смотреть более объективно, без учета того, что проект отечественный, мы наблюдаем не "рашен матрешка", а продукт, вполне достойный оценки "семь". Завышать оценку из патриотических соображений не хочу.
P.S. Со временем, послушав еще много раз этот альбом, решил накинуть ему один балл, не изменяя при этом текста рецензии. Так что, восемь. |
|
|
| |
| | | |
| |
Фьюнерал дум - музыка, крайне сложная в написании, считанным единицам удается написать такие песни, которые могут одновременно создавать вязкую и гнетущую атмосферу, навевать тоску и при этом не вызывать сонливости.
Альбом российской группы «Во Скорбях», где засветились участники таких проектов как Опричь, Крыница и Bog Morok - удачное сочетание тяжести и печального гнетущего симфонизма в ключе славянской фольклорной традиции. Заключается сие в тяжеленных минорных риффах (в минимально возможных, разумеется, скоростях) и мощной симфонической поддержке из клавиш и народных инструментов. Песни растянуты на десять и более минут, но удачное и своевременное чередование риффов, ловкие манипуляции со сменой мотивов и несколько видов вокала не дают скучать. К слову, вокал радует как никогда - женский и мужской чистые вокалы, затягивающие унылые погребальные песни, сменяются мощным утробным гроулом в духе Ahab.
Музыканты верно восприняли название стиля – «похоронный дум», и в своей дебютной работе обратились к славянскому похоронному фольклору. Альбом концептуален и посвящен, как нетрудно догадаться, смерти отца семейства, а песни на нем - не что иное, как погребальные плачи других членов семьи. Надо сказать, решение довольно оригинальное, использовать славянские "плачи" в думе еще вроде как никто не додумывался, хотя, казалось бы, идея-то лежит на поверхности.
Запись не блещет и не сверкает, но она и создает необходимую атмосферу - сыроватые гитары, задвинутые на задний план бочки и слабочитаемая басовая партия создают знакомое всем любителям фьюнерал-дума и депрессивного блэка ощущение отстраненности и приглушенности.
Как итог: рыбинские музыканты создали по-настоящему интересную и оригинальную работу, и сделали они ее не иначе, как «на отлично». |
|
|
| |
| | | |
| |
Крайне удачный дебютный релиз от музыкантов групп Bog Morok, Опричь и Крыница в рамках проекта Во Скорбях. В общем-то, сам замысел проекта принадлежит Яромиру, как гласит надпись на CD. Однако ж результат говорит сам за себя - достаточно монолитный по своему настроению и одновременно разнообразный по звучанию альбом в стиле фолькового похоронного дэт\дума: тут вам и мужской сочный гроул, и чистый мужской и аутентичный женский вокалы, тонкое и нежное звучание флейт, монотонное гудение дисторшированных гитар. В общем, отличный букет! После долгого ожидания от российских музыкантов, наконец-то нечто действительно славянское пришло на сцену, лишённое ненужного пафоса и псевдославянизма и наделённое глубоким чувством жизни. Достаточно вязкая атмосфера этого творения заставляет сопереживать героям песен, чувствовать себя на их месте, а особенности старого народного, в прямом смысле этого слова, произношения слов и некоторых словосочетаний дают ощущение родного, но утерянного. Разумеется, не обошлось без отсылов к классикам дум-метала, в частности, к британским классикам. Отдельно стоит от всего альбома последний трек "Ой, Матушка, Тошно Мне" - этакий эпилог ко всему альбому - который представляет собою "аутентичное пение жительницы села Подсереднее Белгородской области" с красивой музыкальной подкладкой, состоящей из электронных барабанов и крайне атмосферной аранжировкой. Обложка, как и буклет оформлены довольно-таки незамысловато, зато отражают музыкальное содержание.
Итог : рекомендуется к прослушиванию любителям похоронного и просто дэт\дума, фолька. |
|
|
| |
| | | |
| |
Первые серъезные шаги в сторону объединения doom/death metal и славянской народной музыки совершили белорусские группы GODS TOWER и ZNICH. К распространению и популяризации funeral doom язычники относились без особого интереса, до тех пор, пока музыканты рыбинских формаций ОПРИЧЬ, КРЫНИЦА и BOG-MOROK не собрали новый коллектив ВО СКОРБЯХ и не взяли на свое вооружение методы и приемы этого направления. Документацией этого опыта стал дебютный диск, бесхитростно озаглавленный "as self-titled".
Неискушенный и заинтересованный читатель непременно задастся вопросом: что же на деле представляет собой funeral doom славянской модели? Тяжелая мерная ритм-секция и разряженные, практически сладжевые, гитарные риффы обращают взгляд слушателя на пионеров doom/death metal, таких как ANATHEMA, MY DYING BRIDE и, особенно, ESOTERIC. Студийные, судя по всему, запись и сведение во вред группе не пошли - звук удался в меру плотным и тяжелым, что для дума очень немаловажно, если не сказать - первостепенно. Обещанная "фолклорность" отражается скорее в деталях, а именно клавишных интермеццо и духовых мелодиях. С другой стороны - это скорее можно отнести к плюсам, в том смысле, что ВО СКОРБЯХ не стали проектом pagan-металлистов, исполняющих кавера британских doom/death-металлических групп начала 90-х. Регулярные вокально-эмбиентные вставки не только придают музыке разнообразие, но и способствуют установке необходимой трансовой атмосферы, тем самым подталкивая ВО СКОРБЯХ еще на шаг ближе к ESOTERIC. Различие, по большому счету, заключается в том, что психоделия саунда англичан - морфийная, в то время как у россиян - действительно обреченно-погребальная. Монотонное пение флейты еще сильнее подчеркивает эту отстраненность в музыке; музыканты очень правильно обошли стороной народные гусли, сопелки и пыхтелки, не превратив doom metal в деревенскую разухабистую панихиду. Надо сказать, ВО СКОРБЯХ не пошли вразрез принятым в похоронном думе правилам и обошлись аскетично, без изысков и ярких оттенков, отчего материал может показаться безмерно скучным поклоннику, скажем, соседнего pagan metal или упомянутого выше белорусского дума. Но при этом сама собой образовалась дилемма - с одной стороны музыка слишком однообразна для дум/дэта, с другой - недостаточно монументально-массивна для дума похоронного. Такое вот состояние между смертью и захоронением, славянское, с позволения, бардо, является весомым недостатком альбома. Специально выделить можно две композиции - "Сироты" (точки, линии, фигуры и прочие описанные выше элементы в которой расставлены практически идеально) и бонусную "Ой, матушка, тошно мне" (являющую собой амальгамму минималистичного этно-трип-хопа и doom/death metal), т.е. две из пяти.
Если учесть безымянную жительницу села Подсереднее, вокалистов в группе пятеро (!). За гроул несет ответственность Яромир, чистым пением заведует, надо полагать, Родослав. В отведенные моменты гроулу подпевает бесстрастный женский голос Жданы с характерными распевными интонациями. В принципе, к исполнению причитаний и плачей ВО СКОРБЯХ вполне могли бы привлечь деревенских, осведомленных в предмете, старушек, коих на земле русской с каждым годом становится все меньше и меньше. Либретто альбома исполнено под стать музыке: мужская половина солистов ничем примечательным не отметилась, женской не хватает экспрессивности и выразительности. Хотя вокальная работа сессионной вокалистки Натальи в "Сиротах" звучит хорошо и без претензий. Тексты альбома процитированы из славянского культурно-ритуального наследия и объединены общим последовательно развивающимся сюжетом смерти отца семьи - концепцию для фьюнерального дума группа избрала более чем удачную. Лирика, надо отдать должное, написана (вернее - списана) уместно и нареканий не вызывает.
Под вышесказанным подведем черту. Дебютным альбомом ВО СКОРБЯХ прошли две трети пути по маршруту к самобытности. Если коллектив не поленится сделать работу над ошибками, то с подачи русских народных могильщиков в музыкальном мире появится новое эксклюзивное и самодостаточное имя. Авторский почерк у СКОРБЯЩИХ, несомненно, есть, остается проработать технику письма. Тем более, к записи свежего материала музыканты намерены приступить уже к этой осени. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 17062 |
Несчастие! Несчастие!
Уж и что же ты, кормилец, родный батюшка,
Рассердился-то на нас да распрогневался?
Крепко спишь-то ты теперь да не прохватишься,
С крепка сна ты долго не пробудишься
Не по-старому ты спишь да не по-прежнему.
Нету душеньки в твоих да во белых грудях.
Нет во резвыих во ноженьках стояньица,
Нет во ясныих очах да мигованьица…
Застоялся речист язык в устах…
Ох, остались мы теперя бедные
Круглые несчастные сиротушки
В горегорькоей сиротскоей во жизнишке!
2. Сироты
Запустело наше живье-то, живленьице
Запустело то хоромное строеньице
Всё застыло-то у нас да захолодело!..
Как светел месяц поутру закатился,
Как часты звёзды с-под небес потерялись –
Так улетели наши лебеди белы.
Так спокидали нас добрыя родители!
День за днём, как река течёт,
Одолела нас велика обида!
День за днём, как река течёт,
Ох побила нас злодейска кручина!
От ветра шатаяся в чистом поле,
От дождя не укрывшися…
Без заступы, без обороны –
Одни-одиноки – Сироты!
Запустело наше живье-то, живленьице
Запустело то хоромное строеньице
Всё застыло-то у нас да захолодело!..
Мы бы наняли, кручины бедны головы,
Да пятнадцать бы подвод –
Подвод по-тяжко груженых –
Развозили бы великую кручину
По дремучим по лесам да по болотам!..
Как пойдут-то советны мои подруженьки,
Как пойдут-то ой да души красны девицы –
На гульбища-то пойдут да на весёлы игрища.
А у меня-то, у кручинной у головушки
Не будет-то и по ноженькам обуточки,
Не бутет-то и по плечикам одеточки,
Зимних-то не будет согреваньицев,
Летних-то не будет украшеньицев!..
3. Батюшка, часть 1
Из-за лесу-то тёмного,
Со востоку-то дальнего
Прилетайте, серы гуси.
Вы садитесь, серы гуси
На курганы могильные,
На крутую могилушку,
Ко родимому батюшке.
Разгребите, серы гуси,
Вы желты песочики,
Серы камешочики.
Как у вас же, серы гуси,
Клювы-то железные,
Когти оловянные.
Во ту пору да в то времячко
Уж вы дайте-подаитё
Ветры, ветры вы буйные,
Перевалы три великие.
Из первой перевалушки
Тучу грозну, великую –
Чтоб разбить гробову доску.
Из другой перевалушки
Сдуют ветры те буйные
Со лица-то бумажного
Белое полотёнышко.
Из третьей перевалушки
Много дождика частого –
Ополощить лицо белое…
Встань, кормилец-батюшка!
Сведи брови-то чёрные
Да открой очи ясные.
Отведи праву рученьку
От сердечка ретивого!
Ты вставай-ка ты, батюшка,
На свои резвы ноженьки.
Ты вставай-ка по-прежнему,
Говори по-досельнему.
Из крутые могилушки
От кормилеца-батюшки
Есть тетивчата лесенка,
Она о три ступенечки.
Ты на перву ступень ступи –
Да и совалится от тебя
Платьицо умиранное.
Ты на вторую ступень ступи –
Да и совалится от тебя
Твоя скорбь-то тяжёлая.
Ты на третью ступень ступи –
Да и совалится от тебя
Твоя смертонька скорая!
4. Батюшка, часть 2
Ты пойдём-ка ты, батюшка,
На родиму да сторону.
На родиму да сторону
По большой-то дороженьке.
Это кто ж то шатается,
Костыльком подпирается,
Всё вперёд подавается,
Встречи всё дожидается?
Мне идти – да и встретити..
Не знаю и как –
Со поклонами, с разговорами,
Али как ещё?..
Возошло Красно Солнышко
На широкую улочку –
И пришёл кормилец-батюшкка.
И пришёл…
Глупо мне, неразумному.
У людей не спросился я,
Сам-то не догадался я –
Не растёт да мурава-трава
Из-под снегу, снегу белого.
А с того да со светушку
Не выходят-то выходцы,
Ни выносят ни весточек,
Ни письма, да и ни грамотки,
Да и ни челобитьица…