|
Панк - это не культ
|
Начнем с того, что мы сказали группе в самом конце интервью: для нас было большой честью беседовать с Dead Kennedys - пожалуй, одной из самых влиятельных групп на американской панк-сцене 80-х. Поэтому, когда мы вдруг узнали, что они будут выступать в Москве, то были просто в шоке. Еще более шокированы мы были, когда нам представилась возможность сделать с группой эксклюзивное интервью - такой шанс мы не могли упустить...
|
Первым на наши вопросы отвечал новичок группы - Брэндон Круз. Сначала мы поинтересовались деятельностью его другой группы - Dr. Know.
Dr. Know сделали кавер "Master Of Puppets" для трибьюта Metallica ("A Punk Tribute To Metallica"). Почему вы решили записать эту вещь?
Брэндон: Лейбл, специализирующийся на трибьютах, попросил нас переделать какую-нибудь вещь Metallica. Вот мы и взяли девятиминутную метал-композицию и переделали ее в пятиминутную трэш-песню, мы просто поприкалывались над Metallica. Более того, мы назвали наш кавер "Napster Of Puppets" - тогда они "бодались" с Напстером, и это был своего рода наш ответ.
Но в буклете она все равно указана как "Master Of Puppets"…
Брэндон: Сложно разобрать, что я там пою, потому что я выдал эдакий грубый вокал (имитирует гроулинг, что вызывает общий хохот).
Ну да, в противном случае они могли бы подать в суд и на тебя!..
Брэндон: Это было бы забавно, я ведь уже судился с Metallica из-за моей деятельности с Dr. Know. (Смеется) Я лично знаю Ларса и еще пару ребят из Металлики, так что мы просто хотели немного над ними подшутить, без всякого злого умысла.
В этот момент к нам присоединяется Клаус, но поскольку он считает, что должен еще давать другое интервью, то говорит, что может ответить всего на пару вопросов.
Ваш концертник "Mutiny On The Bay" вышел в 2001 году, хотя был записан еще сто лет назад - в далекие 80-е. Где вы хранили эти записи столько времени, и зачем?
Клаус: К сожалению, эти записи у нас украл Биафра. Мы уже давно хотели выпустить концертник, но его больше интересовал промоушн своей сольной карьеры. Он не выпускал этот концертник сам и не давал выпустить его нам; единственное, чем он занимался, был треп из серии: "Да, я обязательно все скоро выпущу", но все наши предложения на эту тему в итоге отвергались. Та же самая история была и с концертным DVD, который, наконец, выходит этой осенью. У нас не было никакого партнерства, на все наши предложения накладывалось вето.
К разговору подключается Ист Бэй Рэй.
Может, в закромах Dead Kennedys найдется еще что-нибудь редкое и неизданное?..
Клаус: Да там тонны материала, миллион концертных записей, но не все из них достаточно хорошего качества. Мы не хотим их выпускать только ради того, чтобы выпустить, мы не считаем нужным издавать плохой материал.
Рэй: У нас есть около 40 часов видеозаписей, но мы их, разумеется, отредактировали. Есть "The Making Of In God We Trust, Inc" - это своего рода документальный фильм (о создании мини-альбома 1981 года - прим. авт.), который мы раскопали в архивах, но он выйдет отдельным видео. Плюс ко всему, существует запись нашего концерта в The Death Club в оригинальном составе, когда в группе еще было пять человек. Это уже совсем "классическая" запись. (Смеется)
Клаус: По-моему, это был 1979 год. На гитаре играет человек по прозвищу 6025, а на ударных - Тед. Думаю, вам это будет особенно интересно, потому что там есть наш кавер на "Back In The USSR".
Вау!
Рэй: Мы играли эту вещь только однажды, и, к счастью, именно тот концерт и был записан.
Клаус: Представляю себе, как я буду общаться с Полом (Маккартни) о возможности ее использования. (Смеется)
Кстати, о парне по имени 6025: мы слышали, что у него серьезные проблемы со здоровьем. Вы все еще поддерживаете с ним контакт?
Рэй: Нет, но я поддерживаю контакт с его матерью, потому что она его опекун и получает авторские отчисления.
С ним все так серьезно?
Рэй: Да.
Брэндон: Кстати, Тед играл с нами на концерте в Сан-Франциско, это был мой второй концерт в составе Dead Kennedys. Он вышел на сцену и сыграл одну песню. Было очень здорово, потому что до этого я не был с ним знаком. С группой я познакомился только в 1980-м или 1979-м… Нет, с Тедом я все-таки был знаком, но очень мимолетно.
В этот момент Клаус уходит, но очень скоро выясняется, что люди, которым он якобы должен был давать "другое интервью", это и есть мы. Клаус возвращается за столик.
В песне "Moon Over Marin" гитарная партия звучит фактически в стиле серф. Честно говоря, такие вещи очень редко попадают в репертуар панк-групп. Поэтому вопрос к Рэю - какие гитаристы и стили музыки на тебя повлияли?
Рэй (смеясь): Хотя я вырос в Калифорнии, я практически не слушал серф-музыку, но мои старшие друзья, а также мои брат и сестра слушали записи подобного рода, и они не могли на меня не повлиять. Также на меня очень повлияла гитарная психоделика. Вообще, в 70-е я слушал музыку 60-х, потому что музыка 70-х мне не очень нравилась. Я слушал Сида Барретта, первого гитариста Pink Floyd, Джимми Хендрикса, фьюжн из коллекции моего отца. Я вполне могу играть блюз, только это не слишком подходит к нашему стилю…
Клаус: Что очень забавно, потому что Хендрикс в свое время сказал: "Вы больше никогда не услышите музыку серф"… (Всеобщий хохот)
Рэй: Все-таки он был прав не во всем. (Смеется)
Брэндон: Возможно, он выдал эту фразу, будучи под кайфом.
Рэй: Кроме того, когда мы начинали играть, у меня был очень плохой усилитель, и я не мог делать подтяжки, так что пришлось освоить дабл-пикинг. Отсюда и появилось звучание а-ля Дик Дейл (известнейший серф-гитарист - прим. авт.).
Мои американские друзья очень хотели поблагодарить вас за песню "Nazi Punks Fuck Off"…
Клаус (улыбаясь): Всегда пожалуйста.
…и спросить, лежит ли в основе этой песни какой-нибудь личный опыт.
Рэй: Личный?
Ну, может, к вам на концерт однажды пришли нацисты, и вы…
Рэй: На концертах Dead Kennedys крайне редко бывали нацисты или скинхэды. У некоторых групп проблем с этим намного больше, на наши же шоу они приходили от силы раз или два и потом больше не появлялись, потому что им это просто не интересно. Ди Эйч, а ты со скинхэдами сталкивался?
Последний вопрос был адресовал Ди Эйч Пелигро, негру внушительных размеров, который уже давно сидел за столом и, не присоединяясь к беседе, внимательно всех слушал.
Ди Эйч: Да, было дело. (Все смеются) Знаешь, некоторые скины приходили на наши концерты в майках с расистскими надписями типа "раз ты негр - пошел на фиг", и… были и другие инциденты, когда на меня наезжали скины. Но я не стал бы обобщать, не все скины - фашисты. Так или иначе, когда они въезжали в музыку группы, их отношение всегда менялось.
Рэй: Помню, как-то раз в Англии, это было жутко давно, к нам на концерт заявились ребята из Национального Фронта и начали потасовку. Мы же просто остановили музыку и подождали, пока секъюрити выпроводят их вон. Тем самым мы дали всем понять, что на наши концерты люди приходят послушать рок, получить удовольствие, подумать и узнать что-нибудь новое, а вовсе не для того, чтобы выставлять себя идиотами. Так что с тех пор такого больше не происходило.
Клаус: Человек может одновременно и узнать что-то, и классно провести время, а потом рассказать своим друзьям о том, что он узнал, и, возможно, они тоже об этом задумаются, или, может, придут в следующий раз на концерт Dead Kennedys или другой подобной группы.
Сейчас я хочу задать вам очень тривиальный вопрос, который, вероятно, вам уже задавали миллион раз, хотя лично я так и не сумел найти на него ответ: почему Dead Kennedys распались в 1986 году? Было ли тому виной огромное количество судебных разбирательств, с которыми вам тогда пришлось столкнуться?
Рэй: Из нашей музыки ушла первоначальная энергия, в середине 80-х панк-сцена уже практически развалилась, перед сценой собирались одни придурки, которые проверяли друг друга на прочность. Когда мы начинали, все было совсем по-другому. Наш текущий тур уже идет полтора года, и мы заметили, что те, кто приходит на наши концерты сейчас - очень умные, сообразительные люди. Перед сценой можно увидеть даже женщин, и люди развлекаются, а не демонстрируют друг другу, насколько у тебя мощные кулаки. А в то время в зрительном зале совершенно не было веселья.
Клаус: К тому же, мы играли вместе восемь лет, а сохранить хорошие отношения на такой период трудно даже для двоих, что уж говорить о четверых. У каждого из нас есть свое эго, оно есть у любого, кто осмеливается выйти на сцену, и для того, чтобы сохранить группу хотя бы на протяжении месяца, требуются немалые усилия. Мы расстались друзьями, а возродились практически по ошибке, так что мы четверо - просто хорошие друзья, и мы стараемся сохранить эти дружеские отношения и делать наше общее дело столько, на сколько нас хватит. Время покажет.
Рэй: И все это не имеет никакого отношения к судебным процессам. Мы решили распасться еще до всех них.
Что вы можете сказать о каверах Dead Kennedys, которые делали другие группы? Ведь есть даже трибьют Dead Kennedys…
Рэй: "Virus 100".
Да, и в нем принимали участие cамые разные группы, от Napalm Death до Neurosis.
Ди Эйч: Sepultura сотворили нечто просто невероятное из "Drug Me"! У меня нет слов!
Клаус: Кавер "Looking Forward To Death" (в исполнении L7 - прим. авт.) очень неплох.
Ди Эйч: А у Мождо Никсона просто потрясающе получилась "Winnebago Warrior". И для нас очень большая честь, что на наши песни делают кавера, причем в совершенно разных стилях; нам это очень приятно.
Клаус: А с Sister Double Happiness я играл на басу на "Holiday In Cambodia", так что составителям трибьюта по-любому пришлось включить в него эту вещь.
Брэндон: Dr. Know тоже хотели участвовать в этом трибьюте, но нам никто не предложил! (Дружный смех)
Клаус: А есть еще разные прикольные трибьют-группы, что, безусловно, очень приятно. Например, группа Kat Dennedys из Японии просто фанатично исполняет "Too Drunk To Fuck". Они поют по-английски, но не могут сказать на нем ни слова, просто совершенно не владеют языком. Тем не менее, они сняли вещь один в один, что очень прикольно.
Рэй: Нельзя воспринимать себя слишком серьезно, панк-рок - это не культ, и Dead Kennedys - тоже не культ, так что очень здорово, что во всем этом присутствует здоровая доля юмора. А в наших песнях - много юмора.
Клаус: Когда мы приезжаем на концерт и видим бутлеггеров, а народу в зале не очень много, мы не устраиваем повальный обыск на входе, не выпроваживаем их вон, не вызываем полицию, а просто говорим друг другу: "Знаешь, а это самые крупные капиталисты из всех, кого мы знаем". (Смеется)
Значит, вы не имеете ничего против бутлеггерства?
Клаус: Я не говорил, что мы не имеем ничего против бутлеггерства, я лишь сказал, что мы не можем указывать им, что делать. Пусть это остается на их совести.
ОК, но представь: вы приезжаете в Москву в первый раз, большинство фэнов вас никогда не видело, и, возможно, многие из них использовали бутлеги для того, чтобы поближе познакомиться с группой. Конечно, есть официальные концертные записи, но концертники часто доводятся до ума в студии.
Рэй: Он абсолютно "живой".
Клаус: То же самое относится и к DVD, на котором можно будет услышать и совершенно "непричесанный" вокал, и достаточно сырую игру музыкантов. Все записано так, как оно звучало.
Многие из участников Dead Kennedys в 80-е выпускали сольные альбомы. Почему у вас возникла необходимость работать сольно?
Клаус: Да, я выпускал сольники в 80-х и даже один в 90-х, но, к сожалению, наш лейбл Alternative Tentacles абсолютно не был заинтересован в раскрутке и промоушне кого-либо из музыкантов группы, за исключением одного, и мы все знаем, кого я имею в виду. В результате мои диски просто канули в лету. Некоторые из них я сейчас переиздаю самостоятельно, добавив к ним новый материал. А тогда я, если можно так сказать, "свернул свои паруса", потому что у меня не осталось ни малейшего желания выпускать что-либо, пока я связан обязательствами с Alternative Tentacles - я точно знал, что все это уйдет практически в никуда.
Рэй: Мы доверились тому, кто совершенно этого не заслуживал. Первый альбом Клауса был на втором месте среди самых продаваемых дисков Alternative Tentacles, и ему обещали усиленный промоушн следующего диска. Но когда диск вышел, то не получил совершенно никакой поддержки, в то время как Биафре выделили на "раскрутку" 3 000 долларов (Биафра является владельцем Alternative Tentacles - прим. авт.) А Клаусу они "втирали": "У нас совсем нет денег на промоушн". В ходе судебного разбирательства выяснилось, что деньги-то у них были, только они не хотели их тратить на Ди Эйч, меня и Клауса.
Вообще-то ответа на вопрос мы так и не получили, но зато узнали много любопытных подробностей. Ладно, едем дальше …
О первом концерте Dead Kennedys ходит множество легенд и слухов. Один из них, например, гласит, что в какой-то момент Джелло Биафра спрыгнул со сцены в зал и кого-то поколотил …
Рэй: Он никого не бил, он вылил на зрителей пиво. (Дружный смех)
Клаус: Видите разницу? Он не дал зрителям остаться безучастными. Дело в том, что некоторые из них сидели за столиками, как сейчас мы с вами, и никак не реагировали на происходящее. Тогда он заявил: "Не будьте такими самодовольными, не будьте в стороне! Если вы не будете участвовать в шоу сами, то я вас заставлю! Я заставлю вас разозлиться на меня!"
Рэй: Dead Kennedys всегда были против насилия.
Клаус: Да-да, мы никогда не начинали потасовок. Наоборот, иногда нам приходилось мирить их участников.
Еще один вопрос о вашем старом материале…
Клаус: Нам больше нравится слово "классический". (Смеется)
ОК, о классическом материале. Были ли у вас какие-либо проблемы с цензурой и общественным мнением после выхода мини-альбома "In God We Trust, Inc" в 1981 году? Какую реакцию он вызвал?
Ди Эйч: Думаю, он слегка потревожил так называемое "моральное большинство". Например, Типпер Гор и ее "Parents Hypocrisy Association" (речь идет о знаменитой PMRC, правда, в то время ее еще не существовало - прим. авт.). Но люди должны знать о том, что происходит.
Рэй: Был один парень, который сжег наши записи; по-моему, у нас даже где-то есть его фотография в процессе сжигания винила. А наши тексты даже цитировались в какой-то церкви!
Ди Эйч: Так что мы - на одном уровне с Оззи! (хохот)
Рэй: Да, наши тексты действительно зачитывали в одной воскресной школе, чтобы продемонстрировать, насколько низко пал панк-рок. Они даже выпустили памфлет, который основывался на текстах из "In God We Trust, Inc".
Клаус: В свое время мы вступали в ряды правых организаций типа "Морального большинства", чтобы получать их издания. Возникало какое-то странное чувство, когда приходилось платить им за то, чтобы нам присылали весь этот бред, хотя мы и платили лишь минимальные членские взносы. Я слушаю радио, у нас в Америке по радио постоянно выступают проповедники-евангелисты, и я их слушаю, потому что они влияют на огромное количество людей, и если ты не знаешь толком, против чего именно ты борешься, у тебя вряд ли получится бороться эффективно.
Брэндон, насколько легко ты вписался в группу? Ведь для тебя это была совершенно новая группа, совершенно другая обстановка. Трудно было учить старые песни?
Брэндон: Dead Kennedys стали одной из моих любимых групп с того момента, как я их впервые услышал. Но одно дело, когда ты едешь в машине или сидишь дома и слушаешь музыку, думая, что знаешь каждую ноту, и совершенно другое дело, когда ты находишься в студии с легендами и пионерами панк-рока, к которым уже много лет испытываешь глубокое уважение. Во время первой репетиции вообще было так: Клаус начал играть, а я словно окаменел. Тогда он меня спрашивает: "Ты петь-то собираешься?" (Дружный смех) И тогда я, наконец, осознал: "Да я ведь играю с Dead Kennedys!" Он начал играть снова, и вот тогда я показал все, на что был способен!
Клаус: …и вот мы в Москве…
Брэндон: Да, и вот мы в Москве. (Новый взрыв хохота) Некоторые песни выучить было довольно трудно, потому что в них много ритмических сбивок, и музыканты играют куда лучше, чем большинство панк-рокеров, с которыми мне приходилось общаться. Есть масса групп, в которых играют невероятные музыканты, но мне, к сожалению, раньше не доводилось играть ни в одной из них. Поэтому этот тип панк-рока - барабанные партии Ди Эйч, басовые партии Клауса и игра Рэя на гитаре - был для меня чем-то абсолютно новым. Было очень непросто запомнить, где должен вступать мой вокал, из-за всех этих ритмических сбивок и переходов. Пришлось потратить на это немало времени. Но после того, как я все выучил, мне становится все легче и легче с каждым концертом, а мы отыграли вместе уже где-то 150 концертов.
Клаус: Первое время нам приходилось достаточно близко придерживаться альбомных версий, потому что именно их Брэндон слышал уже миллион раз и прекрасно знал. Но очень скоро мы уже могли что-то менять и импровизировать, потому что притерлись друг к другу. Хотя Брэндон и тогда не всегда определял, где игра "один в один", а где импровизация.
Брэндон: Да, но теперь я уже могу определить, когда они хотят растянуть соло, или когда Ди Эйч хочет поимпровизировать на ударных. Я стал более чутко улавливать, что они, как музыканты, хотят сделать в данный момент, научился понимать, когда надо петь, а когда - нет.
Не могли бы вы поделиться с нами впечатлениями о Москве? Насколько подтвердились ваши представления о России?
Клаус: Мне всегда казалось, что коммунизм - очень наивная система.
Рэй: Как и капитализм. (Дружный смех).
Клаус: Он хорош лишь в теории. То же самое можно сказать и о свободе предпринимательства в капитализме. Все равно во всех странах тип экономики - смешанный. В США, например, государство владеет транспортной системой и частично субсидирует индустрию продовольствия - и где же здесь капитализм? В некоторых отраслях должны быть капиталистические отношения, например, в производстве одежды, но некоторые отрасли должны оставаться полностью государственными, например, медицина и образование.
Брэндон: И даже несмотря на то, что Америка одно время считала Россию врагом, я никогда ничего подобного не думал и никогда не опасался, что вот из России прилетит бомба и уничтожит Америку. (Дружный смех)
Даже в 1969-м?
Брэндон: Ну, в 1969-м я был еще слишком мал. А вообще я никогда не чувствовал угрозы из России. Я считаю, что намного большая угроза исходит от моего президента, хотя он, собственно, и не мой президент, потому что я за него не голосовал. А что касается России, то я думаю, это прекрасная страна, где очень много красивых и замечательных людей, в чем я уже успел убедиться…
Рэй: Правда, некоторые здания больше напоминают свадебный торт…
Клаус: Сталин был не слишком силен в архитектуре. (взрыв хохота)
Да он, вообще-то, и не был архитектором…
Клаус: Но он решал, какой проект выбрать. Вы поняли, что за здание в виде свадебного торта я имел в виду? По-моему, это Московский Университет.
Брэндон: Возвращаясь к так называемой "русской угрозе"… Сейчас, хотя я на гастролях, я отслеживаю кое-какие новости, и я слышал, что Россия собирается наложить вето на резолюцию по Ираку в ООН, и это делает нас союзниками, а не врагами. И я считаю, что Россия поступила очень смело, заняв такую позицию; на самом деле, было бы гораздо проще стать союзником Соединенных Штатов, но зачем становиться союзником психопата? А ведь у Буша явно не все дома.
Наверняка есть люди, которые считают, что состав с Биафрой был самым лучшим, и они говорят, что у них нет ни малейшего желания идти на концерт Dead Kennedys без его участия…
Клаус (немного раздраженно): Это просто консерваторы, отвергающие все новое.
Рэй: А почему бы им не прийти на концерт, и не оценить все самим?
Ди Эйч: Музыку создает не один-единственный человек.
Клаус: Dead Kennedys - это группа, а не чей-то сольный проект.
Брэндом: Хотя мой голос и манера поведения на сцене очень отличаются от Биафры, но песни и их суть остались прежними. Иногда меня спрашивают, почему я пою песни, которые написал совсем другой человек, но тогда я говорю: "Когда вы читаете ребенку книгу, и благодаря ей он что-то познает, не все ли равно, что ее написали не вы?" Да, я не писал эти песни, но я всем сердцем их разделяю, в противном случае меня бы здесь не было, потому что все это было бы ложью. А панк-рок и Dead Kennedys значат для меня слишком много, чтобы позволить умереть идеям, которые несут эти песни, причем из-за того, над чем я все равно не властен. Когда Ди Эйч пригласил меня в группу, я в первую очередь почувствовал огромную гордость, но вторым чувством, которое я испытал, будучи панк-рокером уже долгие годы, было чувство ответственности за то послание, которое я буду нести людям, потому что это очень важно. Когда я был еще молодым панком, Dead Kennedys круто изменил мою жизнь. Тогда я думал, что бить морду хиппи - это очень круто, но когда я стал все чаще слышать о Dead Kennedys и, наконец, услышал их самих, и не просто послушал, а понял то, о чем они хотят сказать, я очень изменился.
Клаус: Люди, которым по-настоящему интересны Dead Kennedys, должны быть достаточно открыты, потому что в своих песнях мы постоянно говорим о том, что нужно быть открытыми, и если для них важно то, что мы несем, то они должны быть открытыми, чтобы хотя бы… Я вовсе не пытаюсь повысить наш рейтинг, но те, кто говорят, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любят Dead Kennedys, но не хотят слушать то, что мы делаем сейчас, просто очень косные люди. Если бы они мыслили немного шире, то они бы рискнули. Иногда после концертов к нам подходят люди и говорят: "Знаешь, нам намного больше нравится то, что вы делали раньше". И мы отвечаем: "ОК, это ваш выбор". Но эти люди хотя бы увидели новый состав своими глазами. А когда единственное, на что хватает человека, это болтать и высказывать свое недовольство, то это нас мало трогает.
Ну и в завершение интервью, ваше послание российским фэнам.
Клаус: Берегите себя, заботьтесь об окружающих вас людях, относитесь ко всем так, как хотите, чтобы относились к вам, потому что все перемены начинаются с нас самих.
Рэй: Все, что ты хочешь изменить в мире, сначала измени в самом себе.
Выражаем благодарность Наталье Каштановой (Клуб Б2) за организацию этого интервью.
Вопросы задавали - Роман "Maniac" Патрашов и Феликс "the Comrade"
Перевод с английского - Наталья "Lynx" Хорина
12 апр 2003
просмотров: 2698
|
|
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).