Gus G :
Сейчас, когда все доступно, нужно быть идиотом, чтобы пользоваться пиратскими сайтами
Буквально на днях греческий гитарист-виртуоз GUS G (ex-Ozzy Osbourne, Firewind) выпустил свой сольный альбом “Fearless” на лейбле AFM Records. На диске - десяток разнообразных треков в хард-роковом ключе с утяжеленными моментами, фееричными гитарными соло, инструментальными частями. Гитаристу помогали заслуженный продюсер и бас-гитарист Dennis Ward (Pink Cream 69, Unisonic) и барабанщик Will Hunt (Evanescence, Black Label Society). Сие незаурядное событие на тяжелой сцене подвигло меня на весьма детальную беседу с GUS'ом по Скайпу. Честно признаюсь, что до этого интервью у меня были некоторые предубеждения, опасения, что музыкант окажется немного суховатым и снобливым гитарным дроч..., простите, виртуозом. А по окончании беседы я была в полном восторге: GUS не проявил ни капли "звездности", охотно отвечал на любые вопросы, много смеялся, и был рад поговорить не только о новом альбоме и о любимых гитарах, но и о многих других вещах. Конечно, не обошлось без разговоров о работе с Ozzy Osbourne'ом, но, наверное, самый большой отклик у музыканта вызвали вопросы о его способности заниматься организацией собственной карьеры и достоинствах цифровых стримингов.
>Привет, как дела, ты сейчас в Греции?
Да, и здесь, думаю сейчас намного теплее, чем в России! А ты сама где сейчас, в каком городе?
Я недалеко от Москвы и тут еще самая зима (разговор происходил в марте). В прошлом году ты был в России с Firewind, это твой первый визит в Россию?
Если с Firewind, то да. И все было круто! Я уже был здесь до этого дважды, один раз – с Ozzy, и один раз сольно, выступал с гитарными мастер-классами.
Какие у тебя сложились основные впечатления о России?
Само шоу было офигенное, фанаты – потрясающие. А еще мы приехали в самое правильное время – в мае, когда тепло и светило солнце. Мне очень понравилось, как мы ехали ночным поездом из Санкт-Петербурга в Москву. Мы так давно хотели выступить в России, и было круто, что все наконец-то получилось. Нам все понравилось!
“Fearless” – это уже твоя третья сольная работа, она вышла 20 апреля. Что нового ожидает слушателей на этот раз?
Если сравнить эту запись с двумя предыдущими сольниками, отмечу, что те были скорее экспериментальными работами, знаешь из серии, когда участвует много разных певцов, разных музыкантов и продюсеров. В то время как “Fearless” мы записывали как трио, без приглашенных музыкантов. Только я, Dennis Ward, который сыграл на басу и спел, и Will Hunt, сыгравший на ударных. Это скорее больше похоже на группу, чем на проект с участием различных гостей.
Какие идеи, которые не удается воплотить Firewind, ты выражаешь через свои сольники?
Это просто разный материал. Например, тут я собрал идеи, которые звучат более хард-роково или наоборот, тяжеловаты для Firewind, или инструменталы. И, конечно, большое отличие в том, что в Firewind звучат клавиши, а тут их нет. Здесь более прямолинейный звук.
А как гитарист в сольных работах ты чувствуешь себя свободнее, чем в Firewind?
Да нет, все то же самое! Все-таки Firewind – моя группа, сама знаешь. Я собрал ее, когда мне было 18, у меня всегда была возможность делать то, что мне нравится с Firewind. Просто сейчас у группы уже своя история, уже сформировался свой узнаваемый стиль, и все свои идеи вмести в ее рамки попросту невозможно. Иногда идеи, которые у меня появляются, требуют иного пути выражения отсюда и сольные работы.
Довольно неожиданно было увидеть Dennis Ward, широко известного продюсера и бас-гитариста Pink Cream 69 и Unisonic, в качестве певца. Это большой сюрприз!
Да, это для всех стало сюрпризом. Никто не знал, что Деннис так хорошо поет! Дело в том, что вместе с ним мы написали почти все песни для последнего на сегодняшний день альбома Firewind «Immortals». А сочиняем мы так: я набрасываю идеи, рифы, программирую ударные, играю на других инструментах, и посылаю все ему. А он предлагает свои варианты вокальных линий. Логично было продолжить с ним работу в той же манере и с моим сольным альбомом. И мы уже сочинили порядка 7-8 треков, и я задумался, а кто же будет все это петь. Было понятно, что это непросто, так как Деннис уже спел на демо-записях очень хорошо. И тогда он предложил работать в качестве трио, где он поет и играет на басу. Знаешь, на самом деле для Дениса это стало «сбычей мечт», он с детства мечтал совместить и то, и другое. Для меня это интересный и новый опыт, который сильно отличается от того, что я делаю в Firewind.
На альбоме Ozzy Osbourne’а “Scream”, для которого ты записывал гитары, есть песня с тем же названием “Fearless”. это совпадение или…?
Да, это просто совпадение, как и много других песен, у которых бывают названия, которые встречаются в названиях альбомов. Например, у нас был трек «World And Fire» лет восемь назад, потом Slash выпустил альбом с таким названием, затем Ингви Мальмстин выпустил альбом под названием «World And Fire». Название превратилось в клише, и теперь все так называют альбомы (смеется). В конце концов, это всего лишь название! Самое важное – это музыка!
Было весьма прикольно услышать каверн на песню Dire Straits “Money For Nothing” (Gus сразу начинает смеяться). Почему вы решили взять эту композицию?
Знаешь, это одна из тех песен, на которых я вырос. В прошлом году я составлял лист песен, на которые я бы хотел записать кавер. Я всегда прокручивал у себя в голове, как я мог бы сделать свою версию этой вещи, потяжелее, пожестче, побыстрее по сравнению с оригиналом. В итоге я решил попробовать и понял, что звучит круто.
Ты использовал те же гитары, что и для Firewind?
Более-менее. Есть пара моделей, которые я не использую для Firewind. Конечно, я играл на своих именных гиарах, а также использовал Charvel ProMod для более хард-роковых частей. А для более тяжелых я брал те же самые гитары, на которых играю в Firewind.
Как ты понял, что хочешь стать музыкантом?
Я понял это, когда мне было 9 лет, и я услышал "Comes Alive» Peter Frampton’а, классический альбом 70-х. Потому что я услышал, как он играет через "talk box" и действительно заставляет гитару говорить! И тогда я немедленно решил связать свою жизнь с музыкой!
А почему именно гитаристом?
Не знаю! Гитара сама выбрала меня!
А кто еще был твоим кумиром?
Многие гитаристы! Когда я был ребенком, это, конечно были Peter Frampton и David Gilmour, позднее я услышал более тяжелую музыку благодаря MTV: Metallica, Slash из Guns N’ Roses, но также и Black Sabbath, и этот момент тоже стал определяющим, понять насколько тяжелым может быть звук, и мне захотелось воспроизвести его… Tony Iommi, Yngwie Malmsteen… На самом деле, их очень много, если я захочу назвать всех, мы до утра будем говорить, хаха!
Когда ты был подростком, у тебя была возможность посещать концерты больших групп в Салониках или Афинах? Тогда в Грецию приезжали Iron Maiden, Scorpions, Manowar, Blind Guardian, Gamma Ray…
Я был на концерте Iron Maiden в Салониках в 1995, они приезжали с альбомом «X-factor» с Blaze Bayley. Мне было 13, и меня тогда просто унесло… Тогда я не понимал еще всей этой разницы, кто поет, а шоу было великолепным. Когда мне было 14, я ездил к своему дяде в Штаты и видел там реюнион-шоу Eagles. Что еще? Yngwie Malmsteen в Афинах. Тогда мне было 15. Но не могу сказать, что в Греции в то время было очень много крупных концертов, группы начали приезжать позже.
Ты играешь с музыкантами из самых разных частей света… С представителями каких стран тебе комфортнее работать? Из родной Греции? Есть ли какие-то сложности в работе в интернациональных проектах?
У меня лично нет никакого языкового барьера. Если остальные говорят по-английски – я без проблем с ними работаю. У меня нет проблем с национальностью, мне все равно, откуда люди, с которыми я работаю. Главное – что собой представляет тот, с кем ты имеешь дело, как человек. Насколько он гибок, открыт и легок. А откуда он приехал – не имеет значения.
А ты ведь живешь в основном в Греции?
Да, в Салониках.
Думаю, в этом случае с международными проектами все-таки работать сложнее…
Да нет, у нас один парень из Firewind живет в Испании, один в Германии, один в Афинах. Все, что нужно – это собраться на пару дней раньше и порепетировать перед тем, как ехать в тур, который будет длиться около года. Это теперь не так важно. Я никогда не играл в местной группе, которая бы репетировала три дня в неделю и типа того, для меня лучше порепетировать неделю, а потом гастролировать год, чем репетировать годами для того, чтобы отыграть три шоу (смеется).
Слушай, а у тебя в Firewind играет Боб Кационис – он клавишник, но также и сильный гитарист. Как тебе с ним работается? Он не пристает к тебе с советами, как играть на гитаре?
Да все отлично! Мы написали много прекрасных песен вместе, он очень разносторонне талантлив, но, если честно, я всегда видел в нем, прежде всего клавишника, и он принимает меня в качестве основного гитариста в группе. При этом Боб всегда хотел играть и на гитаре, иногда неплохо иметь в группе парня, который может сыграть тяжелые риффы, когда это нужно на концерте или когда реально надо сыграть вдвоем. Но для меня он, прежде всего, клавишник. Это именно та область, в которой он очень ярок, и когда он играет на клавишных, никто не может его тронуть.
Это забавно, потому что я-то узнала его именно как гитариста благодаря группе Serious Black.
Правда? Хаха! Меня если честно всегда удивляло, почему он играет на гитаре в этой группе, если он клавишник! Уникальный клавишник! Но я также знаю, что он очень любит играть на гитаре. Может быть, потому что у клавишника довольно статичная позиция на сцене, а он хочет двигаться с гитарой.
В свое время ты успел поработать с шведской хэви пауэр группой Dream Evil. Как это было, и почему ты покинул группу в 2004?
О, это было так давно, я уже не помню! (дружный смех). Думаю, мне было лет 19, я был в Швеции и зайдя проведать своих друзей в студии Fredman, там я подружился с продюсером Фредриком (Fredrik Nordström), и мы начали писать песни, тусить вместе. В итоге появилась группа Dream Evil. Так у меня возникла причина остаться в Швеции на несколько лет, работая с группой. Но, несмотря на успех коллектива, ребята были не очень серьезно настроены, это скорее была группа «выходного дня». А я относился к музыке серьезно. Логично, что я в итоге решил уйти, так как хотел заниматься музыкой профессионально, а не как хобби.
Слушай, надеюсь, ты понимаешь, что я не могу не задать несколько вопросов о твоей работе Ozzy Osbourne’ом...
Да без проблем!
Как вообще это было, и что ты при этом чувствовал, когда получил приглашение присоединиться к группе?
Я получил приглашение в группу на прослушивании в Лос-Анджелесе. Я не знал, что они кого-то ищут. Они позвонили мне и спросили, могу ли я прилететь на прослушивание. Конечно, я это сделал! Это было безумное время – я примчался из Греции в Лос-Анджелес, встретился с Оззи, с Шэрон и музыкантами, и мы начали джемовать. В тот же день они предложили мне выйти на сцену, я чуть я ума не сошел!
А ты принимал какое-то участие в составлении сет-листа Ozzy?
Нет, меня наняли играть на гитаре, и в эти дела я не вмешивался. Иногда я, конечно, мог предложить включить какую-то песню, но ни на чем не настаивал. И, положа руку на сердце, любая его песня – классика, что ни возьми.
Помнишь, как в 2012 ты выступал на фестивале Rockwave в Афинах с Ozzy & Friends?
Да, конечно! Это было последнее шоу Ozzy&Friends.
Последней песней была “Paranoid” с Slash, Zakk Wylde и Geezer Butler на сцене. Что ты тогда ощущал, будучи на сцене с этими музыкантами у себя на родине?
Это было потрясающее чувство! Выйти на сцену в своей родной стране с такими великими музыкантами – это прекрасно! Может быть, это самая серьезная вещь, которую я когда-либо делал у себя в Греции.
Твой последний концерт с Ozzy был в 2015 году на фестивале Ozzfest в Японии, где в конце шоу к группе присоединился Zakk Wylde. Ты уже тогда знал, что это твое последнее выступление с Ozzy, или не было никакого знака, что сотрудничество подходит к концу?
Нет, я не знал этого. Ничто этого не предвещало. Думаю, и они об этом не знали, возможно, до прошлого года. Первый знак, который я увидел, произошел уже в 2017 году, когда я летел в Лос-Анджелес и увидел анонс концерта Ozzy, о котором я ничего не знал. Я спросил у менеджмента, и они попросили немного подождать официального пресс-релиза. Через пару месяцев мне позвонила Шэрон и сказала, что они хотят сделать прощальный тур с Закком Уайлдом. Я ответил, что все вполне честно и логично. Вот… так я и узнал.
Ты являешься эндорсером Jackson, во времена Ozzy ты играл на гитарах ESP. По какой причине ты сменил бренд?
Пришло время поменять что-то и попробовать новое. На самом деле, речь идет не столько о гитарах, сколько о людях. Многие сотрудники, с которыми я работал в ESP, были уволены или сами ушли из компании. Все изменилось. В какой-то момент два года назад представители Jackson вышли на меня и предложили ряд интересных идей, которые мне понравились. Знаешь, с ними ведь работает знаменитый гитарный мастер Mike Shannon, который принимал участие в создании гитары Randy Rhoads. Для меня большая честь, что этот мастер изготовил для меня гитару. Мне нравятся ребята, которые там работают, их идеи и как они видят меня в качестве части компании. Это хорошая возможность для меня двигаться вперед!
Насколько важно для тебя быть не просто музыкантом, но и организатором своей карьеры?
Думаю, неплохо иметь такой «дар». Я уверен, что это именно дар, ну, может быть, скорее навык, скилл. Если он есть, его нужно развивать. Я верю в себя, верю, что никто лучше не позаботится о тебе, как ты сам. Однако не у всех музыкантов это умение есть. Им нужно уповать только на то, что найдется человек, который реально поможет им продвинуться и не обманет. Мне не посчастливилось встретить такого менеджера на своем пути. Зато у меня есть талант заниматься музыкальным бизнесом. Я очень неплохо «подкован» в этой области. Обязанности менеджера добавляют много работы. Может быть, мне бы и хотелось побыть ленивым музыкантом, хаха, но каждое утро мне приходится вставать и разгребать почту, звонить, ходить по встречам. С другой стороны, мне все это приносит удовольствие. Мне нравится создавать возможности самому себе. Все зависит от твоих особенностей. Люди должны понимать, где их сильные, и где их слабые стороны. Например, я знаю, что я не умею писать хорошие тексты. Так я и не пишу! Я не гребаный поэт! Я неплохой гитарист и сосредоточен на этом. А для текстов я найду кого-то еще.
Как ты относишься к современным трендам потребления музыки, к цифровому стримингу?
Это будущее, которое уже пришло к нам! Физические продукты – это лишь малая часть продаж, которая была основной раньше. Поэтому сейчас стараются делать специальные лимитированные издания для фэнов, которые готовы платить. Думаю, стоит стараться понять особенности продаж музыки в 2018 году, а не сидеть и ныть по этому поводу. Сейчас все идет по стримигу, через плей-листы, люди так открывают для себя новых артистов. И это прекрасно! Вся система намного прозрачнее. Все цифры открыты. Если раньше лейбл мог продать сто тысяч дисков, сказать тебе, что продал десять, а разницу положить себе в карман, то сейчас ты можешь контролировать ситуацию. На самом деле, и лейбл то не нужен, молодые музыканты вполне могут позволить себе работать самостоятельно. Это таким старым пердунам, как я, с лейблами работать привычнее…
У меня есть знакомые, которые покупают физические диски, если им понравился альбом: они его сначала скачивают у пиратов, а потом принимают решение…
А зачем? Все ж доступно в Youtube или Spotify, можно это все стримить неограниченно, практически бесплатно. Пиратские сайты просто не нужны. Надо быть идиотом, чтобы продолжать ими пользоваться. Я сам использую Spotify и Apple music, так как много езжу, и я просто не могу таскать коллекцию физических дисков с собой. У меня есть подписка, я плачу десять баксов в месяц и могу слушать практически все, что угодно.
Беседовала: Ирина The Sinner Иванова
Неоценимую консультативную помощь оказал Филипп Дегтярев Промо-фото: Tim Tronkoe