Этого отчета по идее не должно было существовать в природе. На концерт мы приехали как простые фанаты группы Digimortal, прикатив из Питера в Москву дружной компанией только ради презентации альбома «Парад Мертвых Планет». Несмотря на то, что концерты давно стали не развлечением, а работой, некоторые группы заслуживают того, чтобы ради их выступления совершались переезды в почти тысячу километров и чтобы их выступления воспринимались в исключительном порядке…
Introduction
Больше сотни лет назад великий Рубинштейн навсегда определил суть игры света в силуэтном изображении на сцене, а его внезапная истерика во время постановки оперы до сих пор является историческим фактом, который цитируется на уроках сценографии во всех театральных вузах, обычно в начале курса, в качестве первой затравки перед освоением сложного искусства светопредставления.
Digimortal очень ответственно относятся к формату собственных шоу, поэтому даже в клубе Plan В, отличающемся отличным звуком, но порой слабоватым светом, в этот день случались чудеса. Например, на сцене появились мега понтовые световые сканеры, и заработала уже полгода как сломанная дым-машина (кто и как ее починил – науке неизвестно). А всем посвященным (а были другие в клубе?...) стало понятно, что Digi никогда не подумают изменить себе, своему отточенному годами фирменному стилю, в основе которого лежит многомерное, но идеально понимаемое в данном случае, слово атмосфера. Именно эту группу всегда отличало то, что прозрачная, обволакивающая и затягивающая атмосфера начинается ровно там, где звучит первая нота интро. Тогда же вспыхивает локального уровня протуберанец, включается нервный пульс светотени, задающий ритм сердца, и клубы тяжелого дыма расползаются по сцене, разбивая на осколки заиндевевший в мгновение воздух.
Их ждали на сцене больше года, Digimortal отличаются еще одной важной для современных артистов чертой – они не гонятся за количеством концертов в столице, предпочитая появляться перед публикой редко, но очень ярко, их пришествия (не назовешь по-другому) – всегда событие, похожее на все тот же парад планет, который оголтелая публика обожает наблюдать с различных высот и широт. Их выступление – событие, ради которого – дальше нужное дописать…
Зал взвизгнул и замер. Пауза, свет, звук, тишина….
Акт первый. Постижение
С первой же песни стало понятно, что “диги” все те же мега-эмоциональные красавцы, умеющие врываться на сцену властным потоком бессознательного. Взрывы света, брейки, буйные “гривотрясы”, рычание и сумасбродные возгласы фронтмена Серджа… Если до этого в воздухе ощущалась ментально-морозная взвесь, то сейчас он, кажется, раскалился до состояния плазмы. Напряженное ожидание, предположение, предвкушение – весь калейдоскоп накопленных фанатами эмоций носился по залу, оседлав волны гитарных риффов.
От бара отлепились самые беззастенчивые любители алконавтики, от стенок – самые отчаянные мизантропы и пугливые особы. Все, кто мог влиться в сплоченную команду под сценой, сделали это, повинуясь то ли мысленному приказу, то ли просто инстинктивному ощущению – но удивленный взгляд клубного администратора показал: подобная солидарность публики проявляется крайне редко. В большинстве случаев холеная московская аудитория предпочитает чинно покоиться на седалищных холмах, утвержденных поверх ближайшего доступного стула (кресла, насеста) и лениво наблюдать за происходящим с позиции «ну вы там поиграйте чего-нибудь, а я посмотрю».
Живейшее участие в создании неповторимой атмосферы всеобщего черт-знает-чего, где группа – одна из синегретических частей сложной схемы энергообмена – это сегодня из разряда большого нонсенса. Тем не менее, вышеупомянутый случился, и факт остался фактом – с первых же песен в буквальном смысле слова протащило всех, и с первых же возгласов «эй, спаситель» народ неплохо влился в текст, позволив Серджу иногда беречь голосовые связки.
Зато лично у меня уже через десять минут наступило стойкое ощущение, что в ближайшую неделю я буду разговаривать исключительно с помощью жестов. Так орать мне приходилось в жизни очень нечасто… А по-другому просто не хотелось – душа требовала зверства! До звукорежиссеров, точнее, до Колобка Всемогущего (респект ему огромный) тоже дошло, группа ведет себя очень профессионально, коррекции особой не требует и принудительное уменьшение громкости в местах проявления скоростных понтов не нужно. Поэтому саунд за считанные секунды выровнялся и подошел к предельной черте восприятия, ритмическая секция окончательно выровнялась и приобрела должный лоск и бухающий формат, каким он должен быть, и акт энергетического слияния вошел в кульминационную стадию.
Акт второй. Зенит
Рычание, вой, пронзительные крики зала, романтичные вздохи и охрипшие голоса, черт знает как закрученные в тугую спираль страсти, песни, следующие одна за другой… В нужных моментах под чутким руководством Серджио армия фанатов начинала вопить, прыгать, отплясывать, размахивать руками и от души орать, исполняя каждый на свой лад знакомые композиции. У песен Digimortal есть такая особенность - удивительный ритм, они динамичны и одновременно насыщены мелодикой и романтичным безумием, а где грань между приземленной жесткостью и романтичной невесомостью – определяется только по ходу пьесы. Чувствуется кожей.
Песни сложные, не только в поэтико-музыкальном плане, но и в исполнительском. Многие европейцы, даже мирового уровня (Nightwish, например) на таких вещах, да что там, на куда менее динамичных по дыханию, отчаянно халтурят, пропевая части текста, и части пропуская – не хватает вдоха. Студийные версии можно записать кусками, вживую приходится раскладывать партии на двоих или менять режим исполнения по ходу пьесы.
И снова поразительный талант фронтмена демонстрирует, что из каждого, казалось бы, жизнью утвержденного правила есть порядочные исключения. В композиции Необратимость скорость слов такая, что можно рехнуться, и динамика не позволяет даже на секунду остановиться и взять дыхание. А еще и дым машина, от которой легкие покрываются заметным налетом дряни, мешающей произносить даже два связанных слова. Но, как говорится, дарованиям такие мелочи не мешают – сложный куплет песни был спет с идеальной дикцией, а на припеве народ уже включился в полной мере так, что Серджа даже было не слышно. Прониклись и решили попробовать свои силы. Кстати, неплохо у нас получилось.
Ну и обязательно хотелось бы сказать, что редко у кого я вижу это умение – переключаться в одной фразе с чистого вокала на гроулинг и тут же скриминг. И все это – в течение каких-то десяти секунд! Подобные манеры я наблюдала только у вокалиста легендарных Dir en grey, все остальное – либо в более медленном темпе, либо не с таким завораживающим успехом.
«Цифромордые» улыбались и жмурились как стадо котов, получивших неограниченный доступ к цистерне с деревенской сметаной. Говорят, что сцена затягивает, что это как наркотик, от которого невозможно отказаться, если хоть раз прочувствовал его кайф. Возвращение в зал – это тоже особая фича, особое чувство, которое передавалось электрическим зарядом по плечам и шеям, расползаясь незримой сетью крохотных молний.
И в едином порыве синергетической подзарядки весь зал поднял вверх руки, а воздух, наполненный дымом, пошел синусоидой от единовременного движения. Припев песни «Страшнее меня», которые в студийной записи поется дуэтом, был исполнен, уже видимо по заведенной за концерт традиции, напополам с залом. Уже по прошествии концерта один мой знакомый скептически заметил, что Digimortal при всей своей кибер-прогрессивности была и остается народной группой. На что получил резонный ответ – за то и любим! Их тексты знает и с удовольствием подпевает каждый пришедший, концерт становится не просто наблюдением какого-то разворачивающегося на сцене действа, а полноценным совместным выступлением, обменом безумной биоэнергетикой, которую больше никогда и нигде не прочувствуешь, о которой еще квартирно-гитарный Чайф веско заметил, правда, в своей традиционной расхлябанно-совдеповской манере, но суть явления от этого ни разу не изменилась. Талантливые музыканты умеют не просто сыграть несколько вещей – они умеют поймать за скользкий хвост ту самую неуловимую волну, на которой происходит взаимосвязанная реакция, вызывающая ощущение колдовского ритуала. Зал живет в ритме качающей музыки, и этот чудовищный транс, в который входишь все сильнее, по силе ментального воздействия может сравниться только с полетом вниз головой с вершины Кавказа. Неважно, в каком формате происходит такой концерт – на кухне или у костра, на огромных просторах многотысячного феста или в локальном клубе. Декорации не главенствуют. В подобных эманациях вообще не имеет значения, где – важно только, как…
К сожалению, или кто его знает – подобные мероприятия встречаются в истории музыкальных перфомансов крайне редко. Возможно, это к лучшему – что не каждый день мой хрупкий мозг подвергается такой чудовищной атаке. С другой стороны – если бы такое творилось с чуть большей периодичностью, предположу, что новизна ощущений стерлась бы и потеряла свой шик. Возможно, я бы тогда не смогла ощутить такой водопад шальных эмоций, когда во время исполнения «Клетки Крови» Сердж резко обернулся и посмотрел мне в глаза. Боюсь, что описать словами весь многоликий спектр ощущений не получится…
Взбесившийся кардан тем временем наращивал обороты, раскаляя воздух до предельной температуры, угроза выпадения из реальности нависала все ощутимее, музыканты слаженно прыгали и летали по сцене, улыбались или срывались на дикие гримасы, от которых отшатывались смельчаки, подобравшиеся к сцене. В протянутый к залу микрофон зачумленно орались знакомые слова, где-то в середине сам собой организовался ритуальный хоровод… каждый отрывался в силу способностей, предпочтений и пожеланий, но еще раз подчеркну – что это был натуральный апогей эмоций, сконцентрированный до предельности.
Акт третий. Завершение
По всем правилам отлично сыгранной драмы вслед за кульминацией должна наступить развязка, финализирующая всю чехарду перекрестных сюжетов. И мы даже поспорили – какая из двух самых красивых баллад Digimortal прозвучит последней – “Кассиопея-Кода” или “Антарес”. То, что это должно произойти, сомнений не было – Сердж прирожденный артист, тонко чувствующий зал и драматургию собственного выступления. После того бешеного, бунтарского и агрессивного упомомешательства, которое он устроил, требовался спокойный и размеренный финал. “Кода”. Аминь и что-нибудь аналогичное…
Все-таки это была “Антарес”. Композиция, которую любовно называют космической колыбельной. Красивая и очень лиричная. Идеальное завершение более чем часового драйва. Умиротворение, покой. Звездная ночь и медленно проплывающая по небу одинокая комета… Все обладающие достаточным творческим мышлением увидели эту картину…
А группа еще минут пять постояла в раздумьях, стоит ли продолжить процесс успокоения заведенной до предела публики – или оставить все как есть, а потом наблюдать в прессе скандальные факты о том, как осатаневшая толпа фанатов Digimortal… Видимо, парни пришли к выводу, что стране и так хватает угля, поэтому больше решили не жечь, а медленно и плавно довести до окончательного финала этот головокружительный перфоманс. Песня “Татуировщик”, исполненная на бис, одна из немногих, где текстовая составляющая больше похожа на повествование, нежели на калейдоскоп метафорических изысков. В меру спокойная, качающая, распевная – она и вышибает из заклинившего состояния дикарства, и возвращает к реальности, и просто…. Просто вещь хорошая.
Постскриптум
По идее тут предполагается сказать «пару слов в завершение». А их, слов-то, и нет. Одни эмоции, голые, как Адам и Ева до грехопадения. Невозможно превратить в банальную прозу то, что ощущается на инстинктивном, первобытно-генетическом уровне. Невозможно объяснить, каким даром обладают музыканты, способные так работать на сцене. Такое надо просто видеть, в это надо вливаться сознанием и это надо пережить лично. А потом молча переглянуться и отразить на лице понимающие улыбки – мы там были. Дальнейшие комментарии излишни.
Текст: Ангелина Кипелова
Фото: Свиридова Евгения
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).