Помаленьку, силами энтузиастов, доезжают к нам в Россию группы определенного эстетического мировоззрения, далеко не последние влиятельные в 2000-х годах. Rosetta – не отцы пост-металла, как Neurosis, и не пионеры его среди молодежи ранних 00-х, как Isis, это группа, дебютировавшая в середине десятилетия и ставшая одной из самых атмосферных в этой и без того воздушной стилистике. Хотя при всем при этом уж никак нельзя сказать, что пафоса им не занимать. Группа кажется одной из наиболее демократичных, космополитичной и внестилевой, но определенно менее металличной, чем их коллеги по жанру. У Розетты не было периода наивного сырого сладжа, они родились с пост-роком на уме и хардкором в генах, поэтому, наверное, и не пригрели их Метал-Архивы, но не в этом счастье, конечно… Счастье для них в сохранении лица, а для нас – в их посещении России и получении нами космических эмоций, которые от концерта дает, пожалуй, только этот самый жанр-последователь металла.
Открыв двери в 19:00, Арктика с 20:00 отдала латышам из ВИА Tesa почти час эфирного времени. Уже за несколько недель до концерта замена американцев City Of Ships бравыми сладжерами из Латвии воспринималась как манна небесная и даже звучали высказывания, мол, разогрев будет получше главной группы вечера. Так, конечно, не случилось: см. раздел «харизма фронтмена». Трио из Риги нарезало явно тяготеющий к инструментальности атмосферик-сладж (доля последнего, металличность, у группы куда больше, чем у американцев) без явных чекпойнтов, ровный и словно обезличенный в своем мощном развитии. Такая одновременно потрясающая воображение работа с риффами и незаметность, то, что Tesa нисколько не заменяла главных героев вечера с козырями в лице человечности, обусловили ее успешность как разогревающей команды. Повзрывали зал светом и звуком, подымили и оставили ожидать главных космонавтов жанра. Нужно сказать, что жаловаться на недостаток народа не приходилось – группу (а точнее группы) уважили многие любители пост-хардкора, а также менее тяжелых музыкальных форм, ортодоксальных же металлеров Rosetta, видимо, не очень привлекает...
Бригада из Филадельфии доверилась слушателям в том, что их не нужно раскачивать более хитовыми 5-6-минутками и начала с длинной открывающей вещи с «Wake/Lift», но в количественном отношении больше всего играла все же «A Determinism of Morality» (5 песен), для которого в целом было характерно сокращение продолжительности звучания трэков и соответственно большая хардкоровая их динамичность. Так, неумолимо быстро было развитие “Je n'en connais pas la fin”: не успели оглянуться, как Rosetta уже исполняла агрессивный ее финал с будоражащей ритм-секцией. Немного удивительным (но только со стороны) кажется, что группа не играет вещи со своего наиболее оригинального формой и определяющего содержанием альбома – «The Galilean Satellites», но невозможно играть визитки все время, это тоже надо понимать. Rosetta справедливо представила материл последних 2-х альбомов и дважды вспомнила сплит с Balboa во второй части концерта. Новое было хорошо, но вряд ли его можно было сравнить с “Wake” или таким опустошающим взглядом в бездну, как “Clavius”, сэмпл которой напоминал о глобальности концепции пост-метала и масштабности его воздействия на аудиторию в особенности на концертных площадках.
Что касается феномена Розетты как группы разрушительно-созидательной, пост-роково умиротворяющей и околосладжево-громкой, очень инструментальной и одновременно очень вокальной, то оба начала естественно имели место быть. Инструментальный рок был в меру красив, в меру нуден, а метало-хардкоровые атаки в крещендо поднимали всеобщий дух. Достаточно отсмотреть лишь немного выступления команды живьем, чтобы понять, кто есть кто в ней и какова она на самом деле. Американский коллектив своим поведением на сцене в точности повторяет высказывание Аарона Тернера об Isis в рамках выступления на шведском телевидении: мол, мы довольно статичная группа, сосредоточены на исполнении, как можно более лучшем… В целом Rosetta live – это 3 человека, поглощенных только музыкой, и вокалист, берущий на себя помимо звуковых манипуляций всю массу контактов с публикой, и делающий это, нужно сказать, самоотверженно (но об этом чуть позже).
Rosetta не показала да и не должна была показывать баланс инструментов, атмосфера закономерно наслаивалась на ритм, проводимый басистом и барабанщиком. Надежные ритмические каркасы Брюса Макмёртри были подлинным фундаментом для атмосферного монолита, неудивительно поэтому, что связка рабочего барабана и бочки стала для многих главным акустическим впечатлением вечера, если касаться составляющих целого. Звук был максимально удовлетворяющим эстетике: скелеты песен из ударных и баса были очерчены безукоризненно, желать более чистой гитары в имеющихся условиях было сложно, жаль только, сэмплы иногда нарушали звуковой баланс непроизвольным гудением. В песенные смычки, состоящие из эмбиента и дрона, нужно было «въехать» и, вероятно, полностью это можно было сделать лишь во второй половине концерта по мере увеличения пауз и появления все более ортодоксально-эпического материала, в который было грех не нырнуть. Порадовал свет, подчеркнувший все нюансы инструментальной эволюции и затишья мглой и вокально-инструментальной бури агрессивным мерцанием, импрессионистски изображая динамику хаоса.
Уже на 1-й песне гитарист Дж. Мэтью Вид и басист Дэвид Гроссман выдали приличный хэдбэнг, чем немного удивили, хотя в дальнейшем делали это не столь часто. Температуры стояли высокие, на разреженных пассажах ударник и вокалист вливали в себя литры воды и утирали обширно застилавший глаза пот. Майк Армайн, до и после концерта представавший скромным жителем какого-нибудь наукограда, покорял своей простотой и коммуникабельностью. Чувствовалось, что, и сняв футболку на первом же трэке, он руководствовался не только жарой и наступавшим чадом концертного угара, но и соображениями быть как можно естественнее, ближе к публике. Единственный раз за все время он исчез из поля зрения, отойдя с первого плана к стенке, дав команде отыграть добродушное пост-роковое вступление к “Revolve”, в основном же его голый торс маячил по центру бесперебойно. Резкие движения с микрофоном и без наподобие силовых приемов постоянно напоминали о том, что музыка команды полна напряжения и расслабляться особо некогда. Фронтмен Розетты постоянно аппелировал к публике, иногда эмоционально жестикулируя и оря (с разрешения В.В.Маяковского) без микрофона. Публика отвечала на его жесты восторженными репликами, поднятием рук (видимо, американцы хотя бы на вечер вернули надежду в пост-рок); имели место и факты краудсерфинга, и это оживление для начала первых рядов (а на последних трэках и фанатская стена, закрывающая левый фланг сцены) разбивало миф о том, что Розетту можно только внимательно слушать. Как же можно статично слушать эмоциональные взлеты композиций группы, когда воздух подогревается интенсивностью сбивок барабанщика, уверенностью бас-линий и пронзительной вязью атмосферных текстур вкупе с отчаянным ором Армайна? Это невозможно ни в “Wake”, ни в “Red in Tooth and Claw”, ни где бы то ни было еще…
Между тем, все без малого 1,5 часа, которые вещала команда, тоже было нелегко впитать, и если не быть фанатом стиля и команды, в частности, легко возникало чувство перенасыщения эпосом. Вместе с тем и покинуть это нестадионного масштаба помещение было бы кощунственно, когда там вовсю разворачивала свою деятельность одна из пост-метал-легенд из Штатов. Такая вот дилемма – и отъем сил эпиками, и невозможность оторваться от них – не могла не мучить более далеких от минимализма посетителей концерта.
Rosetta сыграла больше, чем во все предшествующие концерты тура, как никогда угодив русским слушателям, оправдав их чаяния на то, что первое посещение коллективом такой страны, как Россия, не должно обойтись если не без сюрпризов, то без солидной продолжительности выступления и исполнения максимального количества песен. Действительно, из современного и актуального для самой Розетты репертуара не было исполнено, пожалуй, только “Release”, примечательной как раз редчайшим для группы фактом использования чистого вокала, да и совсем нечастого гостя сетлистов группы “Monument”. В остальном же американцы накормили до отвала и дали запить конкретный материал астральным соком эмбиента.
Итак, представив на бис опустошенную, но одновременно интенсивную “Clavius”, музыканты далеко не сразу покинули сцену, а долго жали руки поклонникам, еще больше убеждая в том, что они не формалисты, а просто-напросто душевные люди, делающие все не во имя самоутверждения, а для публики. Подвести итог концерту непросто. Сложно найти лексику, которая бы объяла происходившее в этот вечер в Арктике. Можно сказать, что это было смелое открытие космоса, включавшее в себя как бережное обволакивание звуком через пост-рок и эмбиент, так и сокрушительный удар по мозгам средствами атмосферного хардкора. И если в студийных опытах пост-металических команд иногда слышится нездоровая доля занудства, знайте – практически никогда вы не почувствуете это живьем. Радостно сознавать, что когда составы стиля, который уже пережил пик креативного расцвета, добираются наконец до нас, они не теряют ничего и продолжают светить как в золотые периоды. В заключение хочется выразить надежду, что Booking Machine продолжит праведное дело по привозу в нашу достаточно темную еще страну разнообразных арткоров от мала до велика: нужное дело!
Сет-лист:
- Red in Tooth and Claw
- Je n'en connais pas la fin
- Revolve
- Wake
- Renew
- Ayil
- TMA-1
- A Determinism of Morality
Encore:
- Clavius
Выражаем благодарность Booking Machine Agency за предоставленные аккредитации.
Jok3r
SleepingSun
Blackknot
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).