- Девушка, здесь свободно?
- Да, пожалуйста, садитесь.
Этот короткий диалог состоялся между мной и миниатюрной обаятельной леди в одном из конференц-залов отеля Арарат-Хаятт, примерно за полчаса до начала пресс-конференции Black Sabbath. Будучи уверенным, что рядом коллега-журналистка, я завел было разговор о предстоящем событии, но нашу милую беседу довольно быстро прервали. Девушка оказалась вовсе не журналисткой, а вокалисткой группы Команда Б.А.Г. – Александрой, а представил её менеджер группы, заодно презентовавший представителям СМИ новейший альбом группы, и кое-какую пресс-информацию. Саша скромно постояла рядом, после чего ответила на стандартные вопросы. Из любопытного: сказала, что совершенно не испытывает волнения от того, что предстоит делить сцену с легендами. Однако невооруженным взглядом было видно, что девушка все же волнуется. Кроме того, Команду Б.А.Г. совершенно не напрягает тот факт, что разогревы у нас, в общем-то, не любят и не особо поддерживают. О группе можно также сказать то, что они были победителями баттла на фестивале «Музыка-Москва-2012», а название их альбома удивительным образом совпало с названием актуального релиза Black Sabbath – 13.
Это была импровизированная прессуха, посвященная разогревающей группе. Сами же Black Sabbath появились в зале с небольшим опозданием. «Всякое могло случиться, люди-то пожилые», - то ли в шутку, то ли всерьез шептались в переполненном зале журналисты. Им, кстати, организаторы строго-настрого запретили задавать вопросы о политике, а также приближаться к легендам: никаких фото, никаких автографов. Больше половины коллег, которые, видимо, за этим и пришли, слегка приуныли. Но не уходить же. Осборн, Айомми, Батлер. Эти фамилии всю нашу сознательную жизнь на слуху, и вот они, живые, перед нами сидят. Особого трепета испытать не получилось, тем более коллеги быстро опустили с небес на землю своими вопросами. В большинстве своем они были совершенно не о концерте: о музыкальном пиратстве (Оззи и Гизер отшутились), о том, без чего нельзя представить группу Black Sabbath (этот вопрос не поняли ни музыканты, ни переводчица, а потому Оззи слегка раздраженно напомнил, что Билл Уорд болен, и не может выступать), и о предыдущих визитах в Москву (ответ был такой же шаблонный, как и вопрос). Вообще, Оззи выглядел примерно так, как в сериале о самом себе, которые несколько лет назад был в эфире MTV: невнятная речь, рука, приложенная к уху во время вопроса. Что поделать – многолетнее употребление алкогольных и наркотических веществ, как известно, не молодит. Гизер и Тони чуть поживее, больше улыбались и шутили. Минут двадцать вопросов пролетели, как одна песня Black Sabbath, и вот уже организаторы попросили последний вопрос. Наконец-то спросили про концерт: испытывают ли они какие-то особые чувства от визита в Россию, учитывая, что раньше за прослушивание их пластинок, по рассказам наших отцов, можно было получить серьезные проблемы с законом. Оззи ответил, что безусловно, это будет особенный день для фэнов всех поколений, и, учитывая, что в нашей стране с тех пор многое изменилось, отцы, да и все зрители, могут не опасаться проблем с полицией, и насладиться концертом.
После вопросов уже упомянутая вокалистка Команды Б.А.Г., Саша, подарила музыкантам цветы. А затем настала очередь представителей одного из лэйблов, которые наградили Оззи призом за внушительные продажи альбома 13 на территории России. Увы, но эту часть церемонии разглядеть толком не удалось, потому как фотографы, невзирая на просьбы не приближаться к музыкантам, и наплевав на коллег, повскакивали со своих мест и подбежали прямо к столу. Начался небольшой балаган, под шумок в зале материализовалась Шерон Осборн, которую тоже окружили желающие взять интерью. Но довольно быстро все лица, хоть как-то связанные с Black Sabbath, удалились. До исторического концерта – сутки.
Концерт.
Этот репортаж изначально задумывался совсем иным. Куда более злобным, конечно. Но потом было решено остыть, взвесить, как говорится, все «за» и «против». Народ, конечно же, в курсе, к чему я клоню, тем более, что произошедшее зафиксировано на видео, современные технологии уже давно отодвинули значимость текстовых репортажей на второй план. Ну и правда, зачем читать много букв, когда можно просто посмотреть видео на Youtube и самостоятельно дать оценку того или иного события. И тем не менее. Два традиционных для нашей действительности вопроса – «что делать?» и «кто виноват?». Первый вопрос возник у организаторов и музыкантов в конце исторического выступления Black Sabbath, а второй – у большинства, если не у всех зрителей. Каким только матом не выражались разочарованные фэны самых разных возрастов, будто состязаясь в изощренности собственных фраз по пути к метро. А что оставалось делать людям, многие из которых фанатеют от Black Sabbath дольше, чем я нахожусь на этом свете? Нашим отцам, которых многие парни приводили с собой, в надежде подарить им пару часов радости, которой они были лишены в советские времена. Потому что это, пожалуй, единственный шанс увидеть живьем классический состав группы и услышать классические хиты, которые слушали даже не годами – десятилетиями. Помните, наверное, виниловую пластинку конца 80-х? Такая – красно-черная обложка, 8 или 9 песен с ранних альбомов и офигенный готический шрифт? За этой пластинкой еще нужно было отстоять нехилую очередь в музыкальный магазин «Мелодия». У нас на Профсоюзной был такой. Сейчас там какой-то супермаркет уже давно, или просто магаз какой-то. Но память об этом ведь сохранилась? У многих это ведь одно из ранних воспоминаний детства у многих, верно?
Так вот. Что ещё оставалось делать разочарованным такой смазанной концовкой людям? Конечно, злость – это первая реакция. Тем более, как это нередко бывает у нас, никто не удосужился объяснить, что группа на сцену сегодня больше не поднимется. Black Sabbath, конечно, тоже хороши. Неужели трудно было выйти хотя бы на поклон? Видно, тоже опешили. Потом Гизер извинился за всех в твиттере. Для тех, кто в танке. Во время исполнения Children of the Grave изо всех колонок внезапно пропал звук, и музыканты доигрывали песню, как в немом кино. А на бис, в ходе которого должны были исполнить Paranoid, песню, с которой у многих всё и началось в этой жизни, и вовсе не вышли. Ну как же так? Ну почему именно в Москве? Такой классный концерт, реально исторический, и такая смазанная концовка. С такими мыслями побрели домой, уверен, несколько тысяч человек.
Хотя сейчас уже, по прошествии недели, это вспоминается, как досадная случайность, а в целом концерт ведь действительно удался. Оззи вовсе не напоминал полуслепого и глухого дедушку, а вполне себе активно двигался, обливал первые ряды водой, хотя для этого использовал не десяток ведер, как в былые годы, а всего одно. Да и то, когда вспоминал, примерно раз за 2-3 песни. Раньше-то ему только успевали подносить снаряды, а сейчас с этим вполне справлялся один человек из стаффа группы. Однажды изобразил гориллу. Увы, уже именно после звукового коллапса. Гитаристы так и вовсе были великолепны. Иначе я просто сказать не могу. Услышать живьем легендарные риффы Тони Айомми – это был один из главных пунктов концерта. Галочку можно ставить смело – это просто супер, особенно на ранних хитах группы вроде моей любимой Fairies Wear Boots. Бас Гизера – не просто ради того, чтобы была бас-гитара, он именно играет на ней. И играет круто. Сейчас такое можно увидеть всё реже. Барабанщик помоложе, он не считается. Делал свое дело, и ладно. Руками и бородой много махал, с энтузиазмом, фотографам на радость, но вот одноименную песню Black Sabbath в первой её части, медленной, откровенно запорол. Так и не выучил. Если кто не понимает, о чем я, послушайте, насколько круто звучат барабаны в студийном варианте, а потом послушайте концертный вариант этого, Клофелинаса, или как его там…
На пресс-конференции накануне концерта организаторы признались, что аншлага не будет. Ещё бы, с такими-то ценами, да ещё и летом. Да ещё и со странным разделением на «партер» и «фан-зону», что вызвало просто бурю негодования в Интернете как до, так и после концерта. В итоге напротив сцены собрались во многом более спокойные фэны, чем те, которые стояли по бокам, где билет подешевле. Особенно активничал левый угол, если стоять лицом к стене. Впрочем, какой-там стоять, большинство пришедших спокойно сидели, как в театре, и не подпевали даже там, где это делать просто необходимо – в ходе War Pigs и Iron Man. Оззи старался, но бесполезно. Обвинять в пассивности людей я бы не стал – слишком уж разнородная публика пришла. И разновозрастная. Слишком велик был соблазн просто постоять/посидеть и послушать музыку. Хотя вы можете возразить, что в других странах суппорт был гораздо шумнее и активнее. Да, это так. Но у нас в принципе народ довольно скуп на эмоции, северяне мы, не латиносы явно. И давно пора забыть о стереотипе, который нередко доводилось слышать, что, мол, россияне обеспечивают всем заезжим звездам классный прием и суппорт. Мы скорее где-то в середине списка по темпераменту, не более того. Хотя Оззи, как обычно, заводил публику с пол-пинка. Ему достаточно было просто поднять руки, и уже весь партер вторил ему таким же жестом. Хотя несколько раз старина Осборн, видимо, ожидая более бурной реакции, повторял «ку-ку», чем изрядно веселил собравшихся. Это что-то новенькое, по крайней мере, для меня.
Спустя сутки появилось официальное сообщение от организаторов. Увы, но и оно не смогло пролить свет на произошедшее. "Уважаемые зрители! Группа BLACK SABBATH и организаторы концерта приносят свои извинения за технический сбой в работе звукового пульта артиста в финале концерта 1го июня в СК “Олимпийский”. Инцидент произошел по независящим от организаторов и спорткомплекса причинам. Группа BLACK SABBATH благодарит зрителей за теплый прием и надеется, что концерт Вам понравился". Ну это же банальная отписка. Ну а как ещё это назвать? Мы не виноваты, от нас ничего не зависело, надеюсь, вам понравилось. Да понятно, что организаторы не виноваты, что это технический сбой, но если пульт, принадлежащий группе, действительно сгорел, то почему бы так и не написать? Уверен, разочарованных было бы гораздо меньше. В комментариях к одной из новостей об этом происшествии отметился некий человек, утверждавший, что в тот момент находился за кулисами. Не знаю, можно ли верить его словам, или нет, но вот, что он написал (орфография и пунктуация автора сохранены):
1. Ни Олимпийский, ни прокатная контора Live Sound не виноваты. Завис собственный пульт Саббатов, который они с собой возят. Он под завязку напичкан всякими Waves плагинами и что-то у них там было не то уже на саундчеке.
2. Музыканты сначала это не поняли и Осборн орал в гневе всякое про Россию, которая, как вы уже понимаете, не при делах. Когда они поняли, что это быстро не поправить, они просто сели в два огромных джипа, которые стояли прям за сценой и уехали...
Только это были, наверное, не джипы, а микроавтобусы, они же стояли накануне концерта у отеля. Но это уже детали. Выходит, виноваты действительно люди со стороны группы. Странно, что ни у них, ни у россиян не нашлось какого-то резервного варианта на экстренный случай. А может, обеспечить подобное было просто нереально. Если честно, я не силен в подобных технических вопросах. В Питере, говорят, всё прошло нормально, без эксцессов. Москвичам и гостям столицы не повезло. Но, в любом случае, это был исторический концерт. А благодаря современным технологиям им в полной мере можно насладиться, посмотрев любительскую запись. Ну разве не кайф? А самое главное, сотни, а может и тысячи людей, которые в свое время с упоением ставили нам, первоклашкам, эти легендарные песни, ругаясь с соседями, мамами и бабушками у подъезда, эти уже фактически дедушки, наши отцы, были в этот день вполне себе молоды и счастливы.
Сет-лист:
- War Pigs
- Into the Void
- Under the Sun/Every Day Comes and Goes
- Snowblind
- Age of Reason
- Black Sabbath
- Behind the Wall of Sleep
- N.I.B. (Preceded by "Bassically" Geezer Butler bass solo)
- End of the Beginning
- Fairies Wear Boots
- Rat Salad (with Drum Solo)
- Iron Man
- God Is Dead?
- Dirty Women
- Children of the Grave
Выражаем благодарность SAV Entertainment за предоставленные аккредитации.
Fantomas
Reverend
Eu_Gene
Urasick
streame
Публика в правом танцпартере абсолютно нулевая. ЗА исключением нескольких человек стояли с покерфейсами. Вы пришли на отцов металла! А им влом руки в воздух поднять, 3,14здец. Стыдно. Одним словом, очень рад, что съездил в Хельсинки.
А что до самого концерта, то он был прекрасным! Айомми - Бог, Батлер - Бог, Оззи лажал мало, Клюфетос - на уровне!
alex i spy
Eu_Gene
Fantomas
Vomit79
1. Разогрев - нахрена приглашать на разогрев такой команды как БС а-ля Чичерину???? Опплевался, она еще просила постоянно зал послать ее нах... вот это я впервые вижу.....И вообще нах он нужен этот самый разогрев? Все и так разогреты!
2. Сгоревшая аппаратура, но здесь в первую и последнюю очередь вопросы только к олимпу, в этот раз звук на концерте был хороший на удивление, но это удивление не обошлось без ложки дегтя так характерной для олимпа и обосрать такую песню в конце... и без параноида...Но и не исключаю что это был форс-мажор, хотя если прикинуть все концерты на кот я побывал в олимпе - нормальный звук и организация были только на двух из них, включая и вчерашний концерт, за исключением такого облома в завершении... отсюда делаю вывод насчет олимпа вцелом....
Но Блэк Саббат - мощща!!! Нисколько не жалею о потраченных мною 5 руб.!
teil
Vomit79
streame
В любом случае, на следующий день негатив от организации и окончания сменился на радость от самого концерта, чего и всем желаю!
Serj7388
Очень сильно порадовал Оз, трезвый, с нормальным цветом лица, сильно не лажал и голос нне срывался, опять же, год назад в Японии на сцене ковылял бледный полумертвец, который сильно и часто не попадал в ноты.
Очень рад за Тони, наконец он отрастил свои волосы.
В остальном все также - держался скромно и незаметно, ну остальное не обсуждается. Ну и это не концерт с Дио, где он разворачивался на полную катушка исполняя соло по десять минут.
Ну Гизер стабилен и крайне мощен как всегда, бас был очень "сочным" и пробирающим, - супер!
Бен Ла... То есть Клюфетос - профессионал, хотя конечно хотелось бы видеть за установкой Билла или Винни.
По поводу ситуации со звуком, это конечно ужас, такой позор, еще и при таких людях на сцене.
Сетлист конечно хотелось бы другой, мой любимый период - это поздние альбомы, и еще очень жаль, что не исполняют The Wizard и After Forever, в плане вокала они вроде бы не сложные.
Ребят, несмотря ни на что, такие мероприятия надо посещать, ведь скоро они уйдут в историю.
Serj7388
LOR
john-4
Serj7388
Blindman
Alekseenk0
Blindman
Blade2k9
drew23
Airbourne_90
А что за охрана такая и насколько этим данным можно доверять?
Blindman
Airbourne_90
Сколько людей поместятся на поле, мне трудно сказать, т.к. я не знаю как рассчитывается квота билетов. Но если исходить из расчёта, 4 человека на метр квадратный(11340м - площадь футбольного поля), то получаем 45т. Это голая цифра без учёта всяких технических зон, сцены, конфигурации зала. В олимпийском используется половина футбольного поля, плюс отнимаем какой-то процент площади, занятый Випами и техническим оборудованием, и получаем цифру в районе 15-20 тысяч.
Итого имеем 13000 на центральной трибуне и Випах и 15-20т на поле.
Airbourne_90
Глупый вопрос, ко кто-нибудь из Москвы ещё едет? Скучновато одному будет :(
drew23
_Chimera_
Rrobb
Заявляю как очевидец, народу было столько же, сколько и на аэросмитах, хоть оные и звучат из каждого утюга. А если ленкинпуки и переплюнут по посещаемости, то только за счет обилия студенческой аудитории, которым не надо кормить семьи, отправлять их на отдых в летний сезон, оплачивать кредиты, ипотеки и т.д.
Blaсkw1ngеd
Rrobb
streame
Damien
Vomit79
Damien
Но я, хоть убейте, никогда не забуду, как в том же "Олимпийском" на концерте Iron Maiden летом 2008 года какой-то благообразный додик в майке Ramones, невесть зачем купивший билет в партер на IM, весь концерт озирался, что твой Юлий Цезарь, на беснующийся и откровенно кайфующий народ вокруг себя с гневно-осуждающей миной — ВИДИМО, ПЛЕБЕИ ПОМЕШАЛИ ЕМУ В ПОЛНОЙ МЕРЕ, СПОКОЙНО И ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕ СТАТУСУ НАСЛАДИТЬСЯ КОНЦЕРТОМ!!!11
Vomit79
Blindman
streame
Искренне рад за питерцев!
Crane76
Airbourne_90
Подтверждаю, был и на концерте в Петербурге. Звук на голову лучше Олимпийского. А вот что действительно разочаровало, так это публика, а точнее её отсутствие! Как так получилось, что на верхнем ярусе яблоку негде было упасть, на поле билеты закончились ещё с месяц назад, а основной первый ярус оказался полупустым?!!!!!!!!!
сергей нечаев
Blindman
за 6к из Питера есть варианты, поверьте мне :)
Rrobb
Airbourne_90
В то же время верхний ярус за 2.5К в ледовом был забит под завязку. Вот уж не думал, что для Петербуржцев разница в 2000р окажется принципиальной в вопросе посещения концерта группы, которая в первый и возможно последний раз посетила город.
strawberry kills you
Creepshow
Crescent_Moon
Blindman
Airbourne_90: я бы за пять не пошел. Как и многие мои знакомые. Так что да, разница в 2.5к принципиальна
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).