День 1
С каждым годом все больше фэнов из России едут в Европу на летние фестивали, едут за приключениями, за новыми друзьями, за насыщенными эмоциями и круглосуточной вечеринкой. И конечно, они едут туда за первоклассным металом. Но за пафосом блеском прожекторов огромных фестивалей скрывается менее заметная часть фестивальной жизни Европы - узкоспециализированные фестивали, как правило проходящие в закрытых помещениях и в менее теплое время года. Наиболее известными такими фестивалями являются голландские Neurotic Deathfest и культовый Roadburn, по стечению обстоятельств проходящие на одной и той же площадке в городе Tilburg. Речь же пойдет о фестивале Euroblast, проходящем в немецком Кельне. Euroblast, долгое время пребывавший в андерграунде и собирающий под своей крышей Djent и "Прогрессивный метал" год за годом завоевывал свое право на существовании и в 2013-м году он переехал на новое место Essigfabrik, обзавелся второй сценой, а также великой Мешугой в качестве хедлайнера. Я не зря упомянул слово "прогрессивный" в кавычках, так как, посмотрев большинство групп, выступавших на фестивале, я понял, что на этой сцене очень мало групп высокого уровня, а по-настоящему оригинальных и прогрессивных можно пересчитать по пальцам одной руки. В 2013-м году на фестивале участвовали группы из Франции, Германии, Великобритании, США, Австралии, Японии, Индии, и других. Очень приятным стало добавление на фестиваль русских Kartikeya, парни упорным трудом добились того, чтобы быть представлен На фестивале можно было встретить фэнов из Южной Америки, уникальный по специализации фестиваль стал глобальным. Вместе с переездом и расширением Euroblast также столкнулся с проблемами роста, такими, что проведение фестиваля в будущем году находится под вопросом, но об этом позднее.
Выйдя из скоростного и бесшумного поезда я набрал полные легкие воздуха. В сравнении с относительно тихой и провинциальной Германии Кельн сразу показался динамичным и деловым. Практически по-московски люди куда-то торопились, повсюду много туристов, которых привлекает красота Рейна Кельнского кафедрального собора, а также студентов, учащихся в крупнейшем в Европе Кельнском Университете. Кельн неприветливо встречает меня ветром и дождем, но пульс города не дает мне загрустить, быстро заселившись я отправляюсь прямиком на фестиваль, отложим просмотр достопримечательностей на лучшие времена. Несмотря на статус миллионника, центральный Кельн достаточно компактен и вполне доступен пешком. Если же желания гулять нет -в распоряжении скоростное метро, работающее даже ночью.
Сама площадка вмещает пожалуй тысячи полторы людей + пара сотен на второй сцене, которая располагается в подвале Essigfabrik, куда можно попасть только пройдя по улице мимо пары лотков с фастфудом и стендов спонсоров, где можно было потестировать 8-струнную гитару от Ibanez, усилители Randall и кастомные ушные мониторы Rhines. Звук на основной площадке разнился от приемлемого до чистейшего, на уровне был и свет, а экран позади сцены дополнял шоу групп. Площадка же внизу напоминала ряд клубных площадок Москвы самого низкого уровня - сцена на уровне со зрителями, интерьер в стиле "Релакса", полная тьма, плюс стоящие на бетонном полу порталы жутко гудели, так что о хорошем звуке мечтать не приходилось. Цены на алкоголь и еду по-европейски зашкаливали, но для таких случаев поблизости был супермаркет и заправка, где можно недорого подкрепиться.
День начался в полупустом зале с Aliases. Группа бывшего гитариста SIkth Грэхема Пинни, где он делит обязанности вместе с девушкой Леей - единственной на фестивале девушкой-гитаристкой, и весьма виртуозной к тому же. К ребятам недавно присоединился новый вокалист - Джо Россе, который несмотря на молодой возраст очень уверенно и энергично заводил публику. Но малочисленные слушатели были слишком трезвы, лишь малая часть завелась под хаотичную музыку Aliases и изобразила некое подобие слэма, в остальном все оставалось так же пассивно. Выступление Aliases задержалось, из-за этого
следующие две группы на основной и второй сценах начали одновременно. Забавно, что это оказались индусы Skyhabor во главе с экс-вокалистом Tesseract и русская Kartikeya, которая, как известно проповедует метал с очень сильным влиянием индийской эстетики, культуры и религии. Из-за этой накладки Kartikeya пришлось играть перед 30-40 людьми. Kartikeya вышли на
сцену частично в восточных костюмах и с поддержкой большого количества интро и интерлюдий, которые помогли создать нужную атмосферу. С трудом уместившиеся на маленькой сцене, Kartikeya со штатным перкуссионистом выдали хорошее шоу, хотя повторить плотность звука с альбома им не удается, может быть от того, что лидер Arsafes сейчас живет в Белграде и как в таких условиях возможны регулярные репетиции мне вообще непонятно. В то же время на главной сцене Skyhabor ничем, кроме цвета кожи не показывали своих корней - это был просто очень качественный прогрессив, на мой вкус даже слишком чопорный и стерильный. После ярких и энергичных Aliases индусы выглядели практически аристократами от джента.
Пропустив Bear в связи с несколькими интервью я пошел посмотреть группу Benea Reach, моих личных фаворитов фестиваля, которых редко можно увидеть на европейских площадках. Бородатые и немного хипстерные, с тремя гитаристами Benea Reach воплотили живьем все то, что замыслили на альбоме - шведский мелодизм вперемешку с пост-металическими ландшафтами, многослойный звук, смешанный с брейкдаунами - устоять на месте невозможно. Все было бы совсем хорошо, но на своем хитовом Awakening, норвежцы запоролись настолько, что им пришлось остановить песню посередине и начинать заново. Может виной тому плохой звук на сцене, а может парни в самом деле мало выступают живьем. Тем не менее все вышло очень неплохо.
Мне не удалось заценить канадских последователей Мешуги и Мнемика Threat Signal, однако по мнению очевидцев это было супер, даже для тех, кто никогда не слышал Through My Eyes или The Beginning of the End. На этом выступление канадской сборной на немецком поле не закончилось - место на сцене заняли The Agonist во главе с прекрасной синеволосой Элис. Не совсем джент, но достаточно прогрессивные, The Agonist работают как одна слаженная команда, так что в будущем им удастся потеснить Arch Enemy с трона брутальных женских групп. На этом фестивале масса высококвалифицированных вокалистов, но Элис достойно демонстрирует свое превосходство на всех уровнях, включая кусочки очень брутального вокала. Ребята исполнили как старые, так и новые песни, так что недовольных не было.
Наконец к вечеру в зале возникло ощущение заполненности, пусть и не битком, ведь Textures, хедлайнеры первого дня не зря являются одной из самых заслуженных команд, берущих свои истоки задолго до появления термина "джент". Следующие полтора часа были чистейшим удовольствием как для уха, так и для взгляда. Сет Textures пронизывал насквозь их дискографию, вылавливая оттуда лишь самое лучшее. Буквально впервые за вечер я увидел по-настоящему сильную отдачу публики, которая была вяловата в течение всего дня. Сцены массового мотания головами, сотни прыгающих людей, которые тянут руки в фронтмену Дэниэлу - наконец-то это стало похоже на настоящее метал шоу. Стоявший рядом со мной вокалист Kartikeya, Arsafes пропел вместе с группой почти все песни, рубился и прыгал вместе со мной. Музыка поглотила нас целиком. Даже когда парни ушли со сцены, люди продолжили скандировать имя Textures и те вернулись для позднего анкора, Первый день прошел не зря, хотя усталость сказывалась и я решил не испытывать судьбу, а отправиться в третьем часу ночи спать, ведь впереди еще два дня. Ночная жизнь в студенческом Кельне бурлила, пока такси несло меня прочь по мосту через величественный Рейн.
День 2
На второй день погода благоприятствовала тому, чтобы немного прогуляться перед фестом по городу - и не зря, один только
величественный кафедральный собор чего стоит - не зря Кельн считается жемчужиной Германии и потому привлекает такое количество туристов. Однако долг зовет и я вновь оказываюсь на площадке Essigfabrik, на этот раз совсем уж пустой - видимо афтерпати и афтер-афтерпати в первый день слишком уж затянулись и буквально человек 30-40 в зале наблюдали за выступлением группы Lifeforms, в которых отчетливо угадывалась калифорнийская школа дэткора. Вокалист демонстрирует
фирменные жесты руками и великолепную растяжку, но не подумайте, что я смеюсь - Lifeforms имеют в себе хороший потенциал, их мутировавшая форма прогрессивного дэткора с 8-струнными гитарами плюс первоклассная отдача делают их отличной открывашкой второго дня. Слишком много групп на Euroblast выставляют на первый план свою техничность и прогрессивность, забывая о первобытной и грубой энергетике в своих песнях. Я поймал себя на мысли, что сейчас не отказался бы посмотреть
на какой-нибудь Pathology или Jungle Rot. Но как назло следующими были Circles, еще одна группа с типично djent-овским названием, звуком, имиджем и всем прочим. Как и во всех остальных группах - высочайшая техника, в особенности вокалиста, но бледные и лишенные импульса песни, композиторские идеи в которых тонут в бесконечном потоке незапоминающихся мелодий. Немного более благоприятное впечатление оставила группа Ever Forthright, еще одна группа одного из ярчайших персонажей этого фестиваля - вокалиста Криса Баретто,чьи мягкие саксофонные партии стали свежим глотком воздуха в однообразном потоке прогрессива.
Тем временем зал понемногу заполнялся, протрезвевшие металхеды продолжили веселье в барах Essigfabrik, пришло время пожалуй самого неординарного проекта дня, если не всего фестиваля - The Algorithm. Мне удалось незадолго до этого взять небольшое интервью у Реми Гальего, основателя и основного участника The Algorithm, казалось бы случайного персонажа на этой металической тусовке - человека с необычным видением и подходом к своему делу. Реми рассказал, что проект The Algorithm является как бы ступенькой в его становлении как саунд-продюсера и композитора, и в будущем он хотел бы писать музыку к фильмам и видео-играм. Однако сегодня, заручившись поддержкой гитариста Макса Мишель и барабанщика Monuments, Майка Маляна, очаровательный блондин Реми занял свое место за диджейским пультом, непривычным для подобных мероприятий и устроил отличное шоу. Сет состоял из треков с первого и пока единственного альбома The Algorithm, Реми был очень мобилен и постоянно заигрывал с публикой, то включая миксы из What is Love (Baby don't hurt me) и Daft Punk, то
бегая по сцене с бутафорским мечом, к тому же под конец сета на сцену вышли несколько музыкантов Uneven Structure, а также Jon, организатор фестиваля и все они закончили это выступление как один большой капустник-квн в настолько несерьезной атмосфере, что улыбка не сходила моего лица - отличный момент в перенасыщенном серьезным настроением мероприятии.
Приятным дополнением к всему вышеперечисленному стали австралийцы Twelve Foot Ninja, выпустившие на данный момент только один альбом, но уже добившиеся определенной популярности, умело сочетая казалось бы несочетаемые стили в своих выступлениях, от фанка до ню-метала, от джента до регги, плюс очень напоминающий Паттоновский вокал. Пусть саму группу можно считать молодой, но участники группы явно не новички и на сцене ведут себя крайне уверенно, так что настроение у публики заметно поднялось, песни узнаются и публика прыгает вместе с группой, готовясь к основному блюду вечера - The Ocean. Выступая на своем поле, берлинцы The Ocean погрузили весь зал в пучину своего последнего альбома "Pelagial". Специально для них перед сценой установили проектор, который демонстрировал соответствующий видеоряд. Нервно-дерганое поведение в стиле Dillinger Escape Plan, смешанное с глубоким и насыщенным звуком сразу завоевало расположение зрителей, традиционно любящих свой местный метал. На этом фестиваль для меня не закончился, нас еще ждало афтерпати с агрессивно-прогрессивным диждей-сетом Remi из The Algorithm, где самые стойкие металисты продолжили отплясывать под ритмы Gojira и The Prodigy, cреди прочих. Отличное завершение дня, немного сна и вновь обратно на фестиваль.
День 3
Вот и наступил последний день Euroblast, как бы ни печально это звучало, ведь все хорошее подходит к концу, но у нас все еще остается несколько групп, среди которых такие важные как Monuments и Meshuggah. А начнем мы с утра в традиционно пустом зале с французов Hypno5e, которых кто-то разрекламировал в предыдущий день, как вторую Gojira. Что же, если это и Gojira, то для бедных, настолько простых и прямолинейных риффов пожалуй не знал еще ни один прогрессивный фестиваль в мире. Но, как я уже отметил очень немногим счастливчикам удалось увидеть это в действии. На их место пришли шведы Feared, куда более тяжелые и менее прогрессивные, чем большинство групп на Euroblast, но может оно и к лучшему. Впервые мне удалось увидеть
живьем достаточно известного по своей работе в Six Feet Under и The Haunted гитариста Ola Englund, который оказался настоящим гигантом под два метра ростом и действительно выдающимся гитаристом. Шведы вновь как и Lifeforms зарядили жестокостью и агрессией эту немного стерильную атмосферу. Французов Hacride я видел уже дважды, первый раз в 2007-м году, когда они показали невероятное шоу и второй раз в 2013-м, где на Brutal Assault с новым барабанщиком, новым вокалистом и новыми песнями, они подрастеряли той живости, что так увлекла меня вначале. И вновь я не был особо впечатлен, так что проболтал весь сет с Ola из Feared и Mайком из In-Quest у стойки с весьма дорогостоящим мерчом Meshuggah. Тем временем на сцене появился Jon, организатор фестиваля, чтобы произнести вдохновленную речь, в которой он поведал о том, что низкая посещаемость фестиваля привела к серьезным убыткам и ставит под вопрос проведение фестиваля в следующем году. В качестве спасательного круга Jon предложил купить мерч фестиваля или что-то положить в коробку для пожертвований, что выглядело довольно жалко. Вообще, подобные отчаянные жесты показывают насколько на самом деле плохи дела в андерграунде. На площадке висела карта, на которой каждый посетитель мог отметь страну, откуда он прибыл и помимо всей Европы там были Япония, Северная и Южная Америка. Тем не менее этот уникальный по составу независимый фестиваль, организуемый силами буквально группы друзей едва выживает и экономически несостоятелен. Впрочем это не первый пример крушения надежд о процветании в тяжелой музыке. То тут, то там мы видим примеры того, как люди банкротятся или отворачиваются от тяжелой музыки по причине невозможности выживать. Впрочем на момент написания этого репортажа уже стало известно, что организаторы объявили о проведении 10-го юбилейного Euroblast в следующем году, так что не все еще потеряно.
Но вернемся к фестивалю. О том, что так называемым Secret Act станут французы Uneven Structure стало известно еще в субботу, но на сцену все же они вышли в масках. Что же можно сказать, получившие определенную известность в годы расцвета djent, Eneven Structure представляют собой олицетворение всего плохого, что есть в дженте - бесконечно длинные и безликие мелодии и ритмы, утомительный и лишенный эмоций вокал, несобранность на сцене, скука, уныние, декаданс. Хочется скорее забыть этот кошмар. На Monuments, учитывая их типичное название особо не приходило надеяться, но спасение пришло в лице Криса Баретто сотоварищи. С первыми же нотами все частички паззла встали на свои места, музыка зазвучала, зрители запрыгали в едином порыве. Сыгранность, динамика и энергия повалившие со сцены заставили забыть об унынии, преследовавшем Euroblast c утра. Грандиозное шоу во главе с лучшим по моему мнению фронтменом Крисом, настолько легко он управлял
эмоциями публики, то и дело спускаясь к толпе держась за руки с кем-то из зрителей, как человеческий факел зажигая глаза и сердца всех кто был в зале. Невероятно сильная заявка на лидерство, с которой на сегодня не может потягаться ни одна djent-группа. К вечеру на площадке собралось уже максимальное количество людей за весь уикенд, ведь все уже были готовы лицезреть великих Meshuggah, но перед этим в последний раз спустимся на вторую сцену, где собрались играть бешеные японцы Cyclamen, на которых в маленький зал набилось 100-200 человек, стоящий вплотную к низенькой сцене, едва разместившей пятерых японцев. Уверен, что многие пропустили это выступление, а зря. Той жажды выступления, той искренней энергии, что шла от Cyclamen редко увидишь у западных коллективов, застрявших в собственном имидже важных и прогрессивных ребят. Cyclamen безумно счастливы выбраться на этот фестиваль и играть для всех пришедших. Не уступая в своей технике
ни одной группе на фестивале японцы тем не менее играют скорее как хардкор-панк группа, настолько чиста их отдача. Тем временем на главной сцене выстроили сет для Meshuggah, в котором как известно и звук и свет и баннеры полностью подчиняются безумной и в то же время безупречно продуманной музыке шведов. Jon вернулся на сцену с заключительной трогательной речи о том, как он когда-то мечтал создать фестиваль, который соберет всех его друзей под одной крышей и что теперь на этом фестивале выступает его любимая команда, после чего он чуть ли не расплакался. Что же сказать о Meshuggah? О, это будет лишнее, каждый кто когда-либо был на их концертах прекрасно знает, что они из себя представляют. Для остальных лишь скажу, что конкурентов на сегодняшний день у Meshuggah просто нет, а чувство очищающего опустошения, остающегося после их концертов не сравнить ни с чем.
Три дня пролетели очень быстро и можно оглянуться назад. Euroblast испытывает множество болезней роста и еще должен будет доказать свое право на существование. Разница между хедлайнерами и 80% других групп слишком велика, чтобы закрыть на нее глаза. Выбранная стилистика оказалась настолько узка, что большинство "прогрессивных" групп на фестивале совершенно не имеют своего лица, а самым ярким музыкантом среди сверхтехничных гитаристов, вокалистов, барабанщиков и саксофонистов стал диджей. Учитывая все это организаторам Euroblast есть над чем задуматься, так что в будущее этого в чем-то домашнего и очень душевного фестиваля я заглядываю с огромным интересом. А что же там нас ждет мы узнаем чуть меньше чем через год на юбилейном, десятом фестивале Euroblast.
Выражаем благодарность организаторам фестиваля за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).