Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  Срочныи Ремонт ноутбуков. register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <-

Thirty Seconds To Mars

->
+

Дата
2018
April
Sat
28

Город
Москва

Кыєс
СК "Олимпийский"

Постмодернистское Евангелие от Джареда



История группы 30 Seconds to Mars — это история изменений и перерождений, экспериментов и поисков. Став одним из ключевых имен альтернативной музыки нулевых, 30StM стремительно обрели мировую популярность, но, с каждым альбомом уходя от «фирменного» звучания все дальше и дальше, получали все менее и менее однозначную прессу и позитивную реакцию фанов. Альбом America — тур именно в поддержку этого релиза включил московский концерт в Олимпийском 28 апреля 2018 года — наиболее спорное творение калифорнийского трио. И во многом поэтому живое выступление было особенно важно для понимания того, что происходит с музыкой 30StM и куда движется популярный коллектив. Выступление в Олимпийском дало ответы, вероятно, не на все вопросы — но сделало для российских слушателей «Америку» ближе. Или запутало всех окончательно?

Некрутой Уокер



Впрочем, одна из интриг предстоящего концерта была достаточно очевидна: соберут «Марсы» Олимпийский или нет? В сознании российского слушателя именно Олимпийский считается таким универсальным мерилом успеха: то ли Рубикон, то ли Эверест. Стоит признать, что Джаред сотоварищи подтвердили свой статус сверхуспешной (как минимум — в коммерческом плане) группы. Несмотря на достаточно дорогие билеты, Олимпийский был заполнен практически полностью. Нет, ни о каком soldout’е говорить не приходилось: трибуны стадиона выглядели так, словно в Москву пожаловали не легендарные «Марсы», а условный пермский «Амкар», которому предстояло сыграть с не менее условным махачкалинским «Анжи». Чего не сказать о фан-зоне и танцевальном партере, которые с балконов выглядели не менее эпично, чем батальные сцены в исполнении Питера Джексона времен «Властелина колец». Сходства придавали и фанатские флаги, которые развевались тут и там: была и символика группы, и российский триколор, и флаг Украины, и — внезапно! — флаг ДНР. Убиваю интригу сразу и наповал: эти флаги были в разных частях зала, и милитаристические мотивы в этот вечер продуцировал только Джаред во время исполнения This is war.

Впрочем, забегаю вперед. До выступления 30StM зал Олимпийского должен был выдержать разогрев — и сложно было подобрать более неординарную кандидатуру на эту роль, чем… DJ Чак. Догадываюсь, что достопочтимая публика Darkside.ru крайне смутно представляет, что это за тезка Крутого Уокера. Поясняю: этот диск-жокей некогда был виджеем A-One (в те очень далекие годы, когда канал еще был в прямом смысле слова «альтернативным»), а ныне работает на радио MAXIMUM и гоняет на различные модные фестивали, раскачивая танцполы своими электронными миксами. Как этот человек коррелирует с 30StM — вопрос, прямо скажем, достаточно сложный. Даже сам DJ Чак не смог ответить на него — по крайней мере, своим сетом. Вероятно, его треки отражали актуальные тренды танцевальной музыки, но основная многотысячная масса посетителей концерта 30StM была крайне далека от подобного. Отдельно стоит отметить попытки Чака общаться с аудиторией: начиная с просьбы показать руки (вялое движение в толпе) и завершая оригинальными (нет) каламбурами из серии «скоро будет Лето!» (вялое «ууу» в толпе). Впрочем, в один момент, как показалось, диджей попал-таки в целевую аудиторию, включив в свой микс «Crawling» Linkin Park. Тысячи Олимпийского «разогрелись» за считанные секунды, потребовавшиеся на угадывание всеми любимой мелодии — и встретили трек хоровым пением. Это был потрясающий контраст с тем гробовым молчанием, которым зал отвечал на приглашения диджея спеть хотя бы припевы известных, как казалось, Чаку, песен. Впрочем, радовался Олимпийский недолго: в миксе Linkin Park прозвучал чуть дольше минуты, после чего из динамиков полилась прежняя электронно-танцевальная несуразица.
Хочу оговориться: ничего не имею против ни DJ Чака, ни электронной музыки в частном. Но такой разогрев — это, безусловно, неудачный шаг организаторов концерта. Впрочем, тема разогрева — одна из самых больных, и редкий концерт обходится без брюзжания публики на этот счет. Так что не будем более останавливаться на этом странном эпизоде.

Гений, миллиардер, плейбой, шоумен



Выступление «Марсов» началось с того, что Олимпийский погрузился во тьму, а загадочный блок, установленный на сцене (многострадальный диджей играл на самом краешке сцены, свободном от конструкции) озарился кроваво-красными всполохами. Оказалось, что то, что можно было принять за огромный гараж или большой рефрижератор, представляло собой сложную конструкцию из пяти экранов. Под экранами находилась сцена, на которой уже была установлена ударная установка Шеннона Лето. Экраны поднимались вверх, Шеннон выстукивал Up in the Air, Джаред выбегал на сцену, зал, дождавшийся своих любимцев, ликовал. А Томо Милишевич в тур не поехал: говорят, по семейным причинам. Вот так вот.
Описывая дальнейшее действо, сложно оставаться беспристрастным. Кому-то эстетика и стиль современных 30StM близки, у кого-то они могут вызвать резкое отторжение. Постараюсь быть объективным: Да, это ярко. Джаред носится по сцене в нарядах, которым мог бы позавидовать Филипп Киркоров времен расцвета своей карьеры. Но, да, это импозантно и абсолютно не вяжется с образом рок-музыканта: сумасшедшие принты, стразы, безумные сочетания цветов и фактур, халат, просторная рубашка, мягкие штаны, блестящие перчатки…

Да, это мастерство — так работать с аудиторией. Джаред перебегает от одного края сцены к другому, бесконечно ревет «chop, chop, chop!», заставляет публику прыгать, петь, махать руками и эмоционировать по полной (Чак, учись!). Но, да, это прикольно только для первых рядов «фанки»: большинство зала слышит лишь инструментальные части песен (с относительно редкими вступлениями Лето) и его бесконечные вопросы к аудитории.
Тут стоит сделать, наверное, ключевое замечание. Действительно, одна из ярчайших особенностей концерта 30StM — это тотальное включение зала в действо. Наверное, мало найдется вокалистов, которые настолько мало бы пели на своем собственном концерте, намеренно отдавая эту роль почтенной публике. Как талантливый вокалист Джаред проявляет себя на альбомах — и, как бы ни относиться к музыке 30StM, вопросов относительно вокального мастерства Лето ни у кого возникать не должно. На концерте же Джаред раскрывается скорее как МС, шоумен. Кажется, лидер 30StM не питает иллюзий: вот эти 15-20 тысяч пришли на него. Посмотреть, поглазеть, попялиться, попускать слюни — на него, на Джареда Лето. И он делает все, чтобы эти ожидания не были напрасными. Он отдает ключевые вокальные партии залу, он тащит на сцену фанатов, заставляя тех то определять, какая часть стадиона поет громче, то плясать, то просто устраивает обнимашки со счастливыми поклонниками. Вершина коммуникативного мастерства Лето — это включение прямой трансляции в Инстаграм прямо со сцены, во время исполнения Walk on Water. Напомню, Дэвид Дрейман, вокалист Disturbed, как-то довел до слез посетительницу своего концерта, уличив ее в большем внимании к смартфону, нежели к музыке Disturbed. Но Джаред Лето не таков: он транслирует концерт во всемирную сеть, его аккаунт ломится от тысяч он-лайн лайков, и эта самая трансляция выводится на экраны Олимпийского. Мы встроили трансляцию концерта в твой концерт, чтобы ты мог смотреть концерт, пока смотришь концерт. Это уже больше, чем просто «преодоление четвертой стены», которым в свой серебряный век так гордились символисты: это абсолютный постмодерн.

Highway to heart



И в этом, повторюсь, заключается чуть ли не ключевая фишка современных 30StM. Джаред создает, по сути, уникальную смесь из рока, шоу и культа личности. Его мессианские замашки, его идеи относительно новой церкви и общественного движения (напомню, «Эшелон», функционирующий как передовое объединение фанатов 30StM, успешно занимается благотворительностью) — это не просто влажные мечты зазвездившегося голливудского актера. Это интересная творческая концепция, основанная на создании уникального «культа», в контексте которого концерты становятся чем-то большим, чем просто выступление рок-группы.

Это объясняет, например, то, что Джаред на своих шоу так мало поет. Ему важнее дать петь залу. Каждый посетитель такого действа — не просто зритель, а совершенно реальный участник. Лето нужен масштаб: он собирает многотысячные хоры по всему свету, и в Москве он дирижировал двадцатитысячной громадой Олимпийского. Он проповедник своего культа, и каждый концерт — и проповедь, и исповедь. Сама музыка 30StM рассчитана на такой сложный диалог с залом: оцените богатство хоровых вставок, объем вокализов, бесконечные повторы, превращающие некоторые песни в мантры, на последних альбомах группы. И именно в живом исполнении раскрывается эта специфика музыки 30StM.

Стоит, правда, отметить, что новый альбом стал менее «хоральным» — но именно ставка на электронику дала Лето еще больше свободы для своего действа. На новую Rescue он вытаскивает с полдюжины фанатов, заставляя тех отплясывать и пускаясь в пляс сам; на новой Walk on Water калифорнийский мессия выходит в астральную связь со всем миром посредством своего смартфона. Может быть, это прозвучит цинично, но для 30StM на концертах уже не так важна музыка. Она является той силой, которая объединяет людей, создает культ Лето. Дальше уже начинается бесконечное шоу. Да, шоу. Московский концерт — это большое и странное, непонятное для профана, бесконечное шоу. Например, игра с залом «кто кого перепоет» — правая или левая сторона. Победила дружба? — ничего подобного: в середине состязания Лето просто использует «двуголосие» Олимпийского как интро для Do or Die, совершенно не интересуясь результатом игры, и уже хватает заранее приготовленный российский триколор. На This is War в зал вылетают огромные белые шары, которыми аудитория самозабвенно играет в волейбол. В качестве приглашенной звезды на сцену выходит… ASAP Rocky? Halsey? Кто бы вы думали? — самый смешной человек в России, по словам Лето — Иван Ургант. Ваня с небывало серьезным лицом исполняет завершающую часть Dangerous Night (тоже, обратите внимание, трек с нового альбома) и исчезает со сцены — как и не приходил. Интересно, насколько возросла цена любого билета за эту минуты славы ведущего Первого канала?..

И так далее и так далее. Повторюсь: то, что делает 30StM, может приводить в восторг, вызывать раздражение или просто оставлять равнодушным. Но такие концерты, как выступление в Олимпийском, свидетельствуют о том, что калифорнийское трио (или уже личный проект Джареда, воспринимайте, как хотите) решает крайне нетривиальную творческую задачу.

Вероятно, именно это и отличает по-настоящему уникальные проекты. Вероятно, это и есть стратегия вхождения если не в зал славы рок-н-ролла — то в сердца миллионов людей по всему миру.

А для оскароносного Лето, это вероятно, гораздо важнее.

Выражаем благодарность агентству Мельница за предоставленную аккредитацию.


Текст: Алексей Токарев

КомментарииСкрыть/показать

Сообщений нет



Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


опубликовано: 2 May 2018      просмотров:7292

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом