|
Не замечали, что народ в большинстве своём гораздо больший интерес проявляет к несчастью других, чем к счастью? Это, собственно, и не вопрос даже, а констатация факта. Потому как ответ лежит на поверхности: чужое счастье нагоняет скуку, а несчастье нет. К чему это всё?
Применительно к данному альбому американской группы Boston этот незатейливый жизненный постулат соответствует непосредственным образом. Сама по себе эта дебютная работа "бостонцев" была бы малоинтересна, кабы не занятная история его происхождения. Как, пожалуй, и история самой группы. По сути - это одна и та жа история.
История эта поистине уникальная. История пластинки и группы, о которой до 26 августа 1976 года ничего не было известно. Вообще ничего. А между тем 26 августа того самого 76-го у этой неизвестной бостонской группы состоялся релиз их первой пластинки, феномен которой вызывает интерес и по сей день. Да и сама группа по-существу сформировалась за несколько месяцев до этой знаменательной даты, не успев провести ни единого публичного выступления.
Меж тем уже в конце октября объёмы продаж их альбома с яркой привлекательной обложкой обеспечили ему статус "золотого", а в ноябре того же года уже "платинового". К январю 1977-го LP под лаконичным названием "Boston" разошёлся тиражом уже под 2 млн. экземпляров, а к концу того года было реализовано 6 млн. LP. Более 9 млн. копий к 1986 году, и это только в Штатах. Наконец в 2003 г. были зафиксированы такие цифры - 17 млн. проданных экземпляров в Северной Америке, а всего по всему миру более 20 млн.
Что должна была из себя представлять эта пластинка, вызвавшая подобный ажиотаж? По моим представлениям ничего настолько уж выдающегося в ней нет. Просто удивительным образом всё сошлось - пластинка появилась ровно в тот момент, когда американская (в первую очередь) публика была максимально к этому готова.
Этот лонг-плей оказался одним из самых продаваемых дебютных альбомов (наряду с дебютником Guns n' Roses "Appetite For Destruction", 1987 г.) в истории мировой рок-музыки - первая "платина" и премия Century Award от RIAA (Recording Industry Association of America) за менее, чем три месяца продаж.
Маниакальная потребность у основателя и лидера гр. Boston Тома Шольца все свободные вечера после работы на корпорацию Polaroid на протяжении нескольких лет пропадать в своей студии в городке Уотертаун, что рядом с Бостоном, у близких и просто знающих Шольца людей могла в равной степени вызывать как чувства восхищения, так и вполне обоснованной тревоги. В тесном подвальном помещении он наигрывал какие-то мелодии, подбирал к ним какие-то тексты и вряд ли задумывался, что подспудно уже готовит материал для будущей пластинки своей будущей группы. Впрочем, Шольц не ограничивался лишь сочинительством. Это была масштабная комплексная работа, содержащая в себе ещё и внедрение своих же инновационных разработок в студийное оборудование, что являлось частью его основной профессии инженера-электронщика, а ещё упорное стремление освоить все мыслимые инструменты, используемые в рок-коллективах.
Это был человек не от мира сего, с головой погрузившийся в свою рок-н-ролльную мечту. В конечном итоге эта его мечта чудесным образом реализовалась в виде чёрного винилового диска с восемью треками, семь из которых он выстрадал практически в одиночку.
Принято считать, что группа Boston стала тем самым проводником господствовавшей в американских штатах и уже к середине 70-х годов достаточно устаревшей музыки blues-based-proto-metal (апологеты этой музыки The Beach Boys, The Byrds), устаревшей настолько, что на западном побережье она уже считалась традиционной, к прогрессивной формуле power pop (AOR). Но вряд ли о чём-то таком думал тогда Т. Шольц, сидя в четырёх стенах своей студии с гитарой в руках. Всё, что он делал, он прежде всего делал для себя, ему нравилось этим заниматься. Но так уж вышло, что разработанные Шольцем усложнённые мелодические гармонии, те, что легли в основу композиций той самой пластинки Boston, задали импульс целому направлению мелодического хард-рока, которое поначалу так и называли "Boston-sound".
Вокальные гармонии для Брэда Делпа Том Шольц вместе с Брэдом смоделировали с малоизвестной американской команды The Left Banke, что было и смело и верно. На фоне впечатляющего пронзительно-мощного вокала Делпа меркнут банальные тексты песен с нейтральным псевдо-философским уклоном и трафаретными словосочетаниями по-американски - "обо всём и не о чём". Пожалуй, лишь в песне "Rock & Roll Band" прослеживается некое подобие сюжета, но похожих сюжетов о доблестных рок-бэндах и до Boston было немало. Партию ударных, кстати, для этого разудалого номера Т. Шольц выудил из своих архивных демо-записей ещё с участием барабанщика Джима Мэсди. Прочий инструментал был наигран пару лет назад силами прежнего состава Mother's Milk с ведущими гитарами Шольца и Гудро.
Ещё один огненный рок-н-ролл "Smokin'" в духе англо-американского квартета Foghat (самой рок-н-ролльной группы того времени) вообще записан в 1973 году под названием "Shakin'" (текст с вокалом обновлены в калифорнийской Columbia Studios). Сольная партия Шольца на органе (а-ля Джон Лорд начала 70-х) в сочетании с дуэтом гитар длится более трёх минут. Этот захватывающий инструментальный фрагмент - настоящее украшение даже не трека, а всей программы LP.
Разумеется, невозможно обойти вниманием стартовый номер "More Than A Feeling". Считается, что это визитная карточка группы и самый титулованный трек в истории Boston. "Ода грёзам наяву" с гитарным соло, которое Шольц, по его же словам, раскопал и реставрировал из инструментальной пьесы пятнадцатилетней давности "Telstar" заштатной британской группы The Tornados. Тему этой помпезной композиции Тому вроде бы как навеяла его собственная любовная история, оставшаяся в недавнем прошлом.
"Песню "More Than A Feeling" впервые по радио я услышал в ходе рабочего дня на Polaroid. Было ощущение, что это чья-то чужая песня," - делился воспоминаниями Шольц.
Ему, как и всякому начинающему сочинителю музыки, было трудно избежать мелодических повторений. Созвучная с "More Than..." песня "Hitch A Ride" по сути единственная в программе, что в ходе калифорнийской сессии была переписана с новой версией текста (первоначальное название "San Francisco Day").
Обращает на себя внимание каскад "Foreplay / Long Time". Инструментальная заставка "Foreplay" целиком и полностью записана Томом Шольцем в его Foxglove-студии ещё в 1972 году и на слух это достаточно ощутимо. Та же история и с инструментальной частью "Long Time". Здесь я заметил определённое влияние Grand Funk Railroad, одного из лидеров северо-американского хард-рока начала 70-х годов, в особенности это касается вокала. В какие-то моменты приходят сомнения, что на вокале Брэд Делп, а не Марк Фарнер, настолько идентичны их голоса даже в интонациях.
Самая сложная композиция в альбоме - это завершающая программу "Let Me Take You Home Tonight". Единственный трек, который был придуман и записан в Columbia Studios. И это уже не похоже на унитарные номера Шольца с его синтезированными мелодиями, здесь заметна аранжировочная работа продюсера Джона Бойлэна. Усложнённое дискретное мелодическое построение с расширенным спектром гитарного звучания, с виртуозными инструментальными переходами и впечатляющей сольной гитарной дорожкой, здесь много органного наполнения и сочного бэк-вокала. Так, или примерно так зазвучит Boston на следующем альбоме группы 1978 года "Don't Look Back".
Эта же их первая пластинка не год, не два, а несколько десятков лет была популярна в Штатах. Все восемь композиций регулярно звучали в радио-эфирах, некоторые на old-school-радиостанциях звучат до сих пор.
Первый тур группы в поддержку LP был пробным и сравнительно коротким (1,5 месяца по Среднему Западу), где они как правило выступали на разогреве у более статусных команд (Black Sabbath, Foghat). При этом Boston публика принимала настолько горячо, словно это они являлись хедлайнерами. Более расширенный 10-месячный тур они начали с роскошного Мэдисон Сквер Гардена в Нью Йорке, как самый что ни на есть великий коллектив уровня The Rolling Stones или Kiss.
В том же 1977-м Boston были номинированы на премию Грэмми как "Лучший новый исполнитель".
Это было похоже на сказку. Недолгую, но яркую. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
В составе их любительской группировки Mother's Milk, в которой помимо Шольца поначалу выделялся лишь барабанщик Джим Мэсди (Jim Masdea), со временем стали появляться более умелые музыканты. Одним из первых таковых был гитарист Барри Гудро (Barry Goudreau); Самые ранние свои записи группа пыталась делать в студии Шольца, однако стеснённость помещения затрудняла этот процесс. По большей части Том делал записи в одиночку, исполняя практически все партии на всех инструментах самостоятельно. Кроме вокала.
Когда в 1972 году в команду влился добротный вокалист Брэд Делп (Bradley Delp), Mother's Milk начали делать демо-записи и пробовать пробиться с ними на разные лейблы на восточном побережье США. Надо заметить, что среди них уже были и не слишком убедительные "эмбрионные" версии некоторых из композиций, что со-временем войдут в программу дебютной пластинки будущих Boston; Неудивительно, что отовсюду приходили отказы, порой в жёсткой форме. Такое невесёлое положение дел привело к тому, что музыканты начали разбегаться. Закончилось всё тем, что к 1975 году Том Шольц остался совсем один.
С клубной сценой было покончено и он сосредоточился исключительно на студийной работе, продолжая совершенствовать оборудование и свои навыки владения инструментами, сочиняя и записывая инструментальные партии будущих песен. Когда Шольц уговорил Брэда Делпа вернуться и записать вокал для некоторых композиций ("Peace Of Mind", "Rock & Roll Band", "Something About You"), группы как таковой не существовало.
Между тем одна из кассет с последними их демо-записями попала на ABC Records и дело сдвинулось с места. Записями заинтересовались в далёкой Калифорнии на Epic Records и оттуда пришло обнадёживающее сообщение, что Шольцу стоит показаться на телеканале CBS, чьё руководство было не против взглянуть на "этого сумасшедшего гения из Уотертауна, который записывает демо в подвале";
Том спешно собрал обновлённый состав (Фрэн Шихан - басс, Дэйв Курье - ударные, плюс "ветераны" Брэд Делп и Барри Гудро) и в ноябре 1975 г. Mother's Milk устроили показ в простаивающем ангаре, где базировались Aerosmith, на тот момент находящиеся где-то на гастролях. Люди с CBS одобрили то, что увидели и услышали, и дали отмашку на Epic Records подписывать с новичками контракт. Группа заключила соглашение с довольно-таки авторитетным продюсером Джоном Бойлэном (John Boylan) и поменяла название на Boston. Тогда же в состав пришёл новый барабанщик с армянскими корнями Сиб Хашаян (Sib Hashian);
И вот с этого-то места и начались осложнения. В то время, когда вся инструментальная часть программы будущей пластинки была записана на домашней студии Foxglove Тома Шольца, на Epic Rec. затребовали всё заново переписать в Калифорнии. Это в корне противоречило замыслам Т. Шольца, для которого весь смысл будущего LP и заключался в том, что в нём будут использованы записи, целиком и полностью выполненные им в его студии. Сильно рискуя при поддержке Дж. Бойлена Том пошёл на хитрость - в Columbia Studios группа записала весь вокал (включая бэк-вокал) и только одну новую песню "Let Me Take You Home Tonight". Однако, когда началась стадия микширования повылазила куча проблем. Нестыковки между записями в студии Шольца и "калифорнийскими" (с вокалом прежде всего) были весьма значительными. Но Шольц упорно стоял на своём, не позволив продюсеру и звукоинженерам Columbia Studios что-либо корректировать в его гитарных (главным образом) партиях. Всё висело на волоске... Каких усилий всем им тогда стоило найти приемлемое решение можно лишь догадываться.
На момент выхода пластинки в релиз Т. Шольц всё ещё состоял на службе в Polaroid. Он не был уверен в успехе LP и не разрывал рабочих отношений с корпорацией. Более того, в случае неудачи Том намеревался поставить крест на своей рок-н-ролльной мечте. Потому-то столь высокие показатели по реализации уже первого тиража альбома стали для него полнейшей неожиданностью.
В интервью журналу "Rolling Stone" он рассказывал: "Я получал информацию о высоких цифрах продаж, когда всё ещё был занят на Polaroid полный рабочий день. После этого нелегко было оставаться там ещё две недели. Я наконец осознал, что действительно занимаюсь музыкальным бизнесом".
Это означало, что пришла пора выбираться из тесного подвала студии Foxglove и выходить на большую сцену.
... А рецензия - огонь, как всегда!