|
Группа Mahavishnu Orchestra была образована гитаристом и пианистом Джоном Маклафлиным, первоначально игравшим ритм-энд-блюз, а затем обратившимся к авангардному джазу. В конце 60-х Маклафлин перебирается в Штаты, где его "открывает" Майлз Дэвис, предложив записать несколько альбомов, благо идей у Маклафлина было предостаточно. В этот же период Джон серьёзно увлекается индуизмом, и его гуру, Шри Чинмой, даёт ему новое имя - Махавишну, от которого и было образовано название коллектива. В его состав вошли также скрипач Джерри Гудман (экс-The flock), барабанщик-виртуоз Билли Кобэм, клавишник Ян Хаммер и басист Рик Лейрд. В этом составе Mahavishnu Orchestra записывает альбом под красивым и поэтичным названием "The Inner Mounting Flame", на котором вся музыка была соченена самим Джоном Маклафлиным.
Жанр трудно поддаётся чёткому определению. Команда смешивала в своей музыке и электрическое жжужание рока, а-ля Джимми Хендрикс, и джазовые импровизации, и жёсткий фанк, и сложные ритмы, навеянные индийской народной музыкой. Вкупе с высочайшим мастерством всех музыкантов, и в особенности отца-основателя Mahavishnu Orchestra, все эти элементы явились слагаемыми большого успеха творчества ансамбля. Надо сказать также, что первые альбомы содержали только инструментальные композиции, собственно песни появятся несколько позже и в них будет чувствоваться сильное влияние ритм-энд-блюза.
Если описывать непосредственно альбом "The Inner Mounting Flame", то можно в первую очередь отметить его значимость для всего мира джаз-фьюжна. Ритмически разнообразная и внимательная к деталям, эта работа при этом очень динамична и по-хорошему неистова. Мелодии Маклафлина зачастую основаны на риффах, однако они существенно разнообразней большинства роковых коллективов. Благодаря сочетанию тонкости и напора, альбом возымел большой успех как среди любителей прогрессивного рока, так и среди любителей джаза. Колоссальная внутрення свобода музыкантов полностью отразилась в их творчестве - открытость экспериментам, готовность сделать оригинальным даже самый незначительный переход или проигрыш...
Альбом действительно очень разнообразен. Напряжённая атмосфера, взрывные ударные Кобэма, ритмичные и страстные джемы, созерцательные соло в исполнении гитары и скрипки, поддерживаемые вкусным джазовым басом. Все инструменты получают шанс "высказаться", нет перекоса в сторону чего-то одного, благодаря чему музыка становится очень насыщенной. Одновременно многочисленные соло-партии дают возможность посмаковать каждый инструмент (и мастерство и талант играющих) по отдельности. Есть быстрые, даже агрессивные треки, а есть очень лиричные баллады ("Dawn", например), что говорит о том, что и с композиторским даром у Маклафлина всё было в порядке. Особенно эффектно слушаются фрагменты, когда после головокружительной импровизации всё замедляется и сам Маклафлин или Гудман (на скрипке) выдают короткие, но очень красивые соло. Вообще, лидер группы настолько идеально сочетает техничность и страсть в своей игре, что многие современные гитарные "виртуозы" по сравнению с ним - сонные мухи, еле двигающиеся после ударной доли транквилизаторов. Так что это не техника ради техники. Это страсть и техника в лучшем своём сочетании. Вместе с этим, назвать Mahavishnu Orchestra продуктом творчества одного человека никак нельзя. Музыка группы характеризуется тем, что каждый участник слушает и слышит другого, отчего получается настоящий interplay, настоящий оркестр. Возможно, после первого прослушивания может показаться, что ходы слишком часто повторяются, но это впечатление вызвано скорее высокой плотностью материала. В действительности же, следить за мыслью на "The Inner Mounting Flame" очень интересно, количество неожиданных и нестандартных, даже странных переходов очень велико.
Трудно выделить что-то конкретное из представленных треков, но, пожалуй, "A Lotus On Irish Streams", где подкупают короткие молниеносные соло Маклафлина там и тут, мрачноватый и эпичный "The Dance of Maya", уже упомянутый "Dawn" и медленный джем "You Know, You Know", костяк которого составляют тягучие и вкусные партии басса и арпеджио, инспирированные ритм-энд-блюзом. В общем, тому, кому нравятся Хедрикс или Заппа, да и King Crimson (хотя сравнение очень аккуратно необходимо здесь делать), Mahavishnu Orchestra и этот альбом в частности послушать стоит. Во всяком случае, влияние музыки этой группы на King Crimson периода 1973-1974 годов несомненно есть, хотя по мне то, что делали Mahavishnu Orchestra богаче и интересней благодаря сильной джазовой и ритм-энд-блюз составляющим. Одна из лучших работ джаза-фьюжна с элементами прог-рока. Высший балл, ибо интересно, ярко и нестандартно. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет