|
Так, господа, рецензию на этот альбом я писать не буду… Просто не получается воспринимать сделанное здесь ДАРКЕСТРОЙ критически, несмотря на все попытки отстраниться и попробовать услышать «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» непредвзятым ухом. Стоит зазвучать музыке и… мурашки по коже, перехваченный дух и выпадение из жизни очередного часа. А потому – ну ее, эту рецензию. Вместо нее будет панегирик во славу лучшего альбома 2008 года. Ничего иного не остается…
Пэган-блэк метал… Ну скажите, что еще в этом жанре можно придумать: в его основу какие-только мелодии не клали – и скандинавские, и славянские, и германские, и кельтские… даже арабские. Да и сами DARKESTRAH успели уже отметиться на этом поприще тремя альбомами тюркского пэган. Оригинальными и интересными, заставившими обратить на группу внимание и сказать о ней немало лестных слов, но, пожалуй, не более того. Но “The Great Silk Road” – это уже другой уровень. «Заоблачный»… Музыка, слушая которую невозможно не представить себе картины караванов, пересекающих заснеженные горные перевалы, бескрайние просторы Великой Степи, цветущей по весне мириадами красных и желтых тюльпанов, кибитки кочевников среди бесчисленного множества пасущихся стад, легендарных багатуров и чернокосых красавиц… Все то, что столетия видело под собой Небо-Тенгри и что еще, может быть, сохранилось в некоторых уголках родной для Асбата и Кригталит Киргизии. «Мы не киргизы», - как-то написал мне Асбат, и сам же опроверг эти слова своей музыкой. Протяжные мелодии, словно застывшие в ослепительно-синем небе, оживляют дух тех, кто веками странствовал по Великому Шелковому Пути, везя товары, преследуя купцов с жаждой наживы, перегоняя стада или просто, подобно Марко Поло – с неистребимой жаждой знаний. Аккуратные вкрапления фольклорных инструментов придают этой картине такой эффект присутствия, что вы оказываетесь среди этих странников почти въяве. А Кригталит… Я никогда не думал, что она может так спеть… Шаманские заклинания, гимны Небу, седые легенды – все оживает в ее голосе, который раньше я, честно говоря, считал не самым сильным местом в DARKESTRAH. Песни альбома кажутся бесконечными, как степи, как небо, как горы, но чем дольше они длятся, тем меньше хочется, чтобы заканчивались. Музыканты оказались настолько убедительны в них, что невольно закрадывается мысль, что блэк-металлические приемы изобрели тюркские народы: монотонное гитарное тремоло, скрим-вокал, атмосферность так идеально ложатся на среднеазиатские мелодии, что всякие упоминания о Скандинавии, Германии и Альбионе на этом фоне кажутся смешными – эта музыка словно всегда жила там, в Центральной Азии, и DARKESTRAH просто извлекли ее из-под спуда и дали возможность свободно жить под взором Тенгри. Даже если вы никогда не были в казахских или киргизских степях, то с этим альбомом сможете на один час ощутить на себе их величие и красоту. Ну а если эти земли знакомы вам не понаслышке, то передать все впечатления от «Великого Шелкового Пути» будет просто невозможно. Богатство красок этого альбома сравнимо только с цветущей в конце апреля степью – кто видел, тот поймет; или… с книгами Чингиза Айтматова, дух которых, вольно или невольно оживает в песнях группы. Кстати, о творчестве последнего Асбат и Кригталит отзывались с большим уважением.
Ах да, за всеми этими дифирамбами я ничего не сказал по сути… Да тут и говорить особо нечего: блэк-метал с эпическими мелодиями, национальными киргизскими мотивами, мелодичными чистыми гитарами в некоторых проигрышах и клавишной атмосферой на бэкграунде, придающей музыке объем. Словом, все то, что DARKSESTRAH играли и раньше… Хорошо играли, даже отлично. Но эти определения по отношению к этому альбому выглядят столь же ничтожно, как проселок между деревнями Пупкино и Гадюкино перед «Великим Шелковым Путем».
P.S. А музыку к фильму о Чингиз-хане писали явно не те люди… |
|
|
| |
Выше все толково и детально расписано о физическом воплощении данной пластинки в тварном мире. Не буду повторяться, но при этом возьму на себя смелость не согласиться с выводами уважаемого обозревателя. Да, действительно, музыка звучит весьма ярко и искристо. Она гладко, слишком уж гладко, ложится на слух. Но эта яркость безнадежно больна аляповатостью дешевой бижутерии и мишуры. Блеск благородных металлов и кристаллов не отличается такой назойливостью. Как хитрые конкистадоры заманивали наивных индейцев вульгарно показным сиянием стеклянных бус, так и музыканты Darkestrah надеются заманить мало-искушенного слушателя обывательской "лепотой" здешних песен. Но с нами этот фокус не пройдет. Мы то знаем истинную ценность и долговечность такой вот стеклянной мишуры...
old man вон даже проводит параллели с творчеством Айтматова. Я бы, пожалуй, несколько оскорбился таким сравнением на месте покойного литератора. Для его творчества, как и для любого настоящего произведения искусства, свойственен действо-образующий конфликт, будь то конфликт внутренний или мировоззренческий конфликт с окружающим бытием. Взять хотя бы того же Авдия Каллистратова, которого разрывало между богоугодной миссией и плотскими соблазнами тварного бытия. Такие вот конфликты и внутренняя борьба и определяют глубину и долговечность произведения искусства, будь то литераторство или музыкальные формы. Здесь же конфликт отсутствует напрочь. Слишком уж плоским, линейным и одно-мерным получился материал; не в формальном музыкальном аспекте, а в цивилизационном плане. И если Чингиз прославился литературой с большой буквы, то у Darkestrah получилась форменная гладкопись - ровная и привлекательная по форме, но ущербная и недолговечная по сути. Релиз "Великий шелковый путь" подобен профессионально сделанной туристической открытке с нереально яркими видами да ландшафтами. Открытки же, как известно, имеют мало общего с реальностью и служат приманкой лишь для простаков. Не обманитесь яркой оболочкой. Не все то золото что блестит. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет