|
Я не знаю, в чем секрет очарования, которым эти итальянцы (фриульцы, горичане) безжалостно уничтожили всякое мое сопротивление, заставив слушать их альбомы целыми днями – но попытаюсь хотя бы догадаться. Если посмотреть на музыку ‘ZUF DE ŽUR трезвыми глазами и порассуждать на холодную голову, то ее ингредиенты окажутся давно и хорошо знакомыми, не раз слышанными и спокойно существующими где-то в запасниках памяти на тот случай, если понадобится блеснуть музыкальной эрудицией (ну или сесть с ней в лужу, что тоже не исключено). Итальянские песни тридцатых-сороковых годов были достаточно известны и популярны в Советском Союзе, тем более те, что были связаны с партизанским движением; балканский фольклор не без успеха продвигается в массы, в том числе благодаря усилиям Горана Бреговича и Эмира Кустурицы, с которыми тут возникает масса ассоциаций; еврейские народные мелодии тоже вполне узнаваемы и характерны… В-общем, «все понятно – но что конкретно?». Что конкретно такого делают эти итальянцы, чтобы знакомые (хорошо или смутно – не суть важно) мелодии зазвучали так, что оторваться от них можно только приложив изрядную силу воли? Голос Габриэлы Габриелли? Это лежит на поверхности… Но ведь не только в его красоте и богатстве красок дело. В конце концов, хороших певиц в мире (тем более в Италии) хватает. Оригинальность? Да, ‘ZUF DE ŽUR очень удачно вписывают аутентичное звучание традиционных инструментов во вполне современные аранжировки, которые, возможно, удивили бы современников этих песен, но ведь тоже самое делают многие фолк-группы. Компиляции мелодий, когда в одном треке сочетаются темы сразу нескольких песен? Старо как мир. И все же… Все же... “Lasciapassare”, предшествовавший альбому «Партизаны!», пожалуй, производит еще более сильное и цельное впечатление. Все-таки, взявшись позднее за концептуальную работу, музыканты невольно загнали себя в определенные рамки, из-за которых... В-общем, пара проходных номеров, присутствующих на альбоме исключительно из-за тематики, там имелась. А вот тремя годами раньше «горичийцы» выдали идеальную пластинку, все элементы которой подогнаны один к другому так, что швов и стыков не разглядеть даже под микроскопом. И партизаны на этих дорожках уже не шляются целыми толпами – только разведчиков высылают: действо у ‘ZUF DE ŽUR снова начинается с “partigiani” и периодически Габриэла со товарищи к этим бравым ребятам возвращаются (ну а куда деваться – в 40-х годах они в тамошних горах плодились почище, чем нынешние моджахеды, при этом все отчего-то петь норовили). А вот дальше… А дальше замечательный романс, спетый синьоритой Габриэлли (или синьорой Пунтери – тут уж как удобнее) готов вышибить слезу из особо сентиментальных, или просто добавить всему происходящему изрядную порцию печальной романтики. Написанная на стихи горичанского поэта и философа Карло Михельштедтера, эта песня сколь красива, столь и трагична, и голос Габриэлы открывает в ней всю свою глубину. Впрочем, так недолго и на пресловутый потрековый разбор сбиться… Но ведь чем читать, про что песня – лучше ее послушать. Послушать выражение искренней и чистой любви к своей земле, к Гориции, которая для музыкантов единственна и неповторима. А еще – к людям, там живущим, к ее прошлому и настоящему. Песня “Gorizia”, в основу которой легла известная мелодия времен первой мировой войны, позднее использованная все теми же вездесущими партизанами (когда они воевать-то успевали?), стала квинтэссенцией альбома. Но вообще-то весь он, от первой до последней ноты – гимн Гориции и «горичийцам» (наверное, по-русски правильнее писать «горичанам», но пусть будет так, как в их песнях). При этом абсолютно неважно, кто они по национальности: итальянцы, австрийцы, словенцы, сербы, хорваты, евреи или цыгане. ‘ZUF DE ŽUR не забыли, по-моему никого, и забавно слышать, как на дорожках диска встречаются «ромалэ» и «чавэлэ» (в “Oj Meni Meni Me”), веселые итальянские крестьянки (“Bela Violanda”), югославские контрабандисты (“Klubzuba 1947”) и все вместе танцуют танго и вальс, слушают романсы и еврейские колыбельные, рожденные во Львовском гетто (“Lulinka” оставляет незабываемое впечатление). И не надо искать здесь признаки пресловутой «евротолерантности» и «терпимости». Свою Горицию эти люди не отдадут никому и ни за что. Так петь и играть можно только если веришь… Без сомнений и оговорок. И в этом, наверное, и заключается главный секрет ‘ZUF DE ŽUR. Они ВЕРЯТ – и делятся своей верой со всем миром... уже больше пятнадцати лет.
P.S. И кстати, не надо бояться того, что музыканты придерживаются крайне левых убеждений – в конце концов вот в эту-то веру они никого обращать не собираются. Да и революция… пока подождет. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет