|
|
|
The Jimi Hendrix Experience
« Are You Experienced »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
| Original UK and international edition:
|
| 1 | "Foxy Lady" 3:10
|
| 2 | "Manic Depression" 3:31
|
| 3 | "Red House" 3:45
|
| 4 | "Can You See Me" 2:35
|
| 5 | "Love or Confusion" 3:05
|
| 6 | "I Don't Live Today" 3:48
|
| 7 | "May This Be Love" 2:55
|
| 8 | "Fire" 2:30
|
| 9 | "Third Stone from the Sun" 6:30
|
| 10 | "Remember" 2:43
|
| 11 | "Are You Experienced" 4:02
|
| | Total length: 38:34
|
| | UK and international CD reissue bonus tracks:
|
| 12 | "Hey Joe" (Billy Roberts) 3:30
|
| 13 | "Stone Free" 3:36
|
| 14 | "Purple Haze" 2:51
|
| 15 | "51st Anniversary" 3:15
|
| 16 | "The Wind Cries Mary" 3:20
|
| 17 | "Highway Chile" 3:32
|
| | Total length: 20:04 |
|
Jimi Hendrix – guitar, piano, lead vocals
Noel Redding – bass guitar; backing vocals on "Foxy Lady", "Fire", and "Purple Haze"
Mitch Mitchell – drums; backing vocals on "I Don't Live Today" and "Stone Free" |
|
All songs written and composed by Jimi Hendrix, except "Hey Joe" by Billy Roberts
Produced by Chas Chandler
Originally released in May 12, 1967 (UK), August 23, 1967 (US)
The Breakaways – backing vocals on "Hey Joe"
Chas Chandler – producer
Dave Siddle – engineering on "Manic Depression", "Can You See Me", "Love or Confusion", "I Don't Live Today", "Fire", "Remember", "Hey Joe", "Stone Free", "Purple Haze", "51st Anniversary", and "The Wind Cries Mary"
Eddie Kramer – engineering on "The Wind Cries Mary", "Are You Experienced?", and "Red House"; additional engineering on "Love or Confusion", "Fire", "Third Stone from the Sun", and "Highway Chile"
Mike Ross – engineering on "Foxy Lady", "Red House", and "Third Stone from the Sun" |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Первый альбом величайшего гитариста-виртуоза всех времен (и его группы) носит гордое название «Are You Experienced?». Гений вопрошает нас, опытны ли мы. Его же подкованность и профессионализм не оставляют сомнений уже, я думаю, тогда, когда мы взираем на обложку альбома, имеющую кислотный вид. Уже здесь Джими показал себя талантливым художником (в широком смысле слова) и трюкачом; он узнаваем, но способен создавать непохожие друг на друга композиции. Я бы выделил 3 направления его творчества: классический рок, блюз, психоделия. Этот альбом был прославлен такими хитами, как “Hey Joe”, “Purple Haze”, “Foxey Lady”, “Fire”… Из остальных номеров я хотел бы отметить две волшебные лирические песни “May This Be Love” и “The Wind Cries Mary”. Титульная композиция “Are You Experienced?” своими фишками очень и очень напоминает мне битловскую “Tomorrow Never Knows”. В “Stone Free” отмечу интересный ритм, звучащий, как тиканье часов. Наконец, одна из моих любимых композиций на этом альбоме - “Highway Chile” радует запоминающимся риффом и отличным гитарным соло (коих в альбоме и так много). Целых 17 треков на пластинке – это показатель необычайной креативности и неиссякаемого творческого потенциала.
На первых порах я сомневался в вокальных умениях Джими, но затем понял: это не просто гитарист, это артист с большой буквы: все очень цельно и органично.
Мастерство Хендрикса в плане гитарной работы, конечно, не обсуждается. Но стоит заметить, что в его команду попали очень сильные музыканты – барабанщик Митч Митчелл и басист Ноэль Рэддинг. Как свидетельство прекрасной слаженности работы этой команды особенно рекомендую психоделический опус “Third Stone from the Sun”, который, видимо, следует рассматривать как инструментал.
У «Are You Experienced?» только один минус – некоторая грубоватость материала и его реализации.
В заключение хочу сказать, что данный альбом вобрал в себя наиболее характерные черты звучания того времени. У Хендрикса тогда был только один конкурент – группа Cream с Эриком Клэптоном на гитаре. Очень сильный дебют! |
|
|
| |
| | | |
| |
Не за горами 12 мая. А это значит, что самое время вспомнить о том, как 53 года назад в тот ничем не примечательный день в английской столице в продаже появилась новая пластинка с никому неизвестными лицами на обложке. И вряд ли кто из покупателей мог тогда предположить, что он приобретает альбом, которому будет суждено в какой-то степени стать революционным, навсегда изменившим природу рок-музыки.
Здесь сразу стоит уточнить, что та пластинка была с другой обложкой, не с той, что мы видим сейчас перед собой. Та была в чёрно-бело-зелёных тонах и с другим рисунком, хотя и с тем же самым названием.
1967 год выдался годом особым. Помимо Джими Хендрикса, дебютными альбомами тогда отметились Grateful Dead, The Doors, Pink Floyd, Procol Harum, Velvet Underground... Определившие музыкальную стратегию ближайших лет "битловский" "Sgt. Pepper's..." и "роллинговский" "Their Satanic Majesties...", а ещё "Something Else..." у The Kinks вышли всё в том же 67-м году. Тогда же образовались The Nice, Genesis, T. Rex, Fleetwood Mac, King Crimson...
За пару лет до этого, у себя на родине в Штатах, 22-летний темнокожий гитарист Джими Хендрикс из кожи лез, чтобы как-то заработать себе на жизнь - снимался в массовках в кино и играл на ритм-гитаре всюду, куда приглашали. В 1965-м его позвали к себе братья Айли и он это приглашение принял, хотя это было определённо не то предложение, от которого не отказываются. Затем какое-то время он состоял в группе своего кумира Литтл Ричарда, гастролировал с Айком и Тиной Тёрнер и, в конце концов, прибился к бэнду Кёртиса Найта, одного из проводников северо-американского ритм-энд-блюза. Вот здесь Джими в полной мере познал казуистику договорных отношений и издержки работы на доверии.
Именно тогда его, обозлённым на весь мир, и привлекли к себе Майкл Джеффри (Michael Jeffry), экс-менеджер английской группы The Animals, и Чез Чендлер (Chas Chandler), недавно покинувший эту же команду бас-гитарист, намеревавшийся сменить амплуа музыканта на продюсера.
Это Чендлер увлёк Хендрикса идеей сделать "предельно жёсткую" версию всё ещё популярной в Америке песни "Hey Joe" известного музыканта и композитора Билли Робертса.
В сентябре 1966 г. Дж. Хендрикс и его новые менеджеры перебрались из Америки в английскую столицу. Единственным приятным воспоминанием о родине, по признанию самого Джими, было знакомство с Фрэнком Заппой. Тот был едва ли ни первым, кто разглядел в этом неопрятном афро-американце невероятный потенциал и в знак признательности презентовал будущей рок-звезде "квакер" (или вау-вау-бокс), только начавшее применяться приспособление для модуляции звука и голоса.
Без промедлений Ч. Чендлер устроил просмотр музыкантов в будущую группу. Ноэл Реддинг (Noel Redding) был принят басистом, хотя по факту являлся достаточно своеобразным гитаристом и бас-гитару в руках никогда не держал. Последними группами, в которых Ноэл участвовал, были The Burnettes и The Loving Kind. То, что этот парень чертами лица весьма заметно смахивал на Боба Дилана, пожалуй, и определило выбор Хендрикса главным образом. Из множества кандидатов-барабанщиков Джими выбрал Митча Митчелла (Mitch Mitchell), до этого поигравшего в нескольких разномастных коллективах (последний из них The Blue Flame пианиста Джорджа Фэйма) и имевшего солидный опыт сейшнмена. Об уникальной технике владения гитарой, мастерстве и несомненном таланте самого Дж. Хендрикса всё давно уже сказано, однако не отдать должное Хендриксу-композитору и одному из основоположников психоделического хард-рока никак невозможно. "Сан-францисский саунд" - этот термин возник и закрепился с выходом дебютного альбома трио Джими.
Студийная работа над LP "Are You Experienced" растянулась более, чем на пять месяцев - с октября 1966-го до апреля 1967 года, и состояла из 16 (!) коротких сессий в трёх лондонских студиях. Поначалу, впрочем, была неудачная попытка заключить контракт с Decca Records, одной из ведущих на британских о-вах компаний того времени, но с Track Records менеджменту Хендрикса удалось найти взаимопонимание.
Предваряли большой диск, однако, три сингла-разведчика: "Hey Joe" / "Stone Free" (декабрь 1966 г.); "Purple Haze" / "51 Anniversary" (март 1967 г.); "The Wind Cries Mary" / "Highway Chile" (май 1967 г.). Все они пробивались в Top 10 британских рейтингов, но, как это было принято в те годы в консервативной Англии, в программу дебютного альбома они не были включены.
Другое дело в США, где пластинку издали на Reprise Rec. только в конце августа 67-го с существенно изменённым трек-листом. И это тоже было делом обычным - американцы прежде всего ориентировались на своего потребителя. Но что примечательно, именно в Великобритании альбом поначалу произвёл больший фурор (33 недели в чартах и 2-е наивысшее место сразу после "Sgt. Pepper's..." The Beatles). В Штатах "Are You Experienced" согласно рейтингам Billboard Top 200 не поднимался выше 5 места, в списках Top 40 продержался 27 недель, а в Top 200 целых 106 (!) недель, то есть целых два года.
В почётном пантеоне журнала "Rolling Stone" "500 величайших альбомов всех времён" эта дебютная работа Джими Хендрикса и его группы на сегодняшний день занимает 15 место (сразу следом за "Abbey Road" The Beatles). Там же, кстати говоря, и два других студийных LP, что успели записать и распространить The Jimi Hendrix Experience при жизни своего лидера. Второй их диск "Axis: Bold As Love" (1967 г.) расположился на 33 позиции, а последний "Electric Ladyland" (1968 г.) - на 55-й.
Я осознанно не намерен касаться непосредственно музыки этой знаменательной пластинки, потому как: а) считаю, что не вправе рассуждать и, возможно, у кого-то формировать искажённое представление о музыке, поклонником которой сам не являюсь. И б) если перефразировать одно известное выражение - лучше самому один раз услышать, чем много раз об этом прочитать.
И даже принимая в расчёт, что для подавляющего большинства нынешних почитателей суровой тяжёлой музыки это даже не олдскульная история, а нечто запредельное, из другой эпохи, пройти, образно говоря, мимо и не вспомнить об этом значимом событии, столь радикально повлиявшем на дальнейший ход развития рок-музыкального движения и мировой музыкальной культуры, было бы неправильно.
Ведь если не сейчас, то когда ещё?... |
|
|
| |
| | | |
| |
Нуждается ли имя Джими Хендрикса в представлении? Один из первых гитарных героев и богов, который для многих так и остается вершиной, любимым кумиром и источником вдохновения. Новатор, экспериментатор, гитарный гений - как только Хендрикса не называли! Конечно, на его звучание повлияли и классический блюз, и ряд групп "британского вторжения", но в 60-х его гитара звучала как ни одна другая. Для тех лет это была "тяжелая музыка", очень смелая и цепкая. Его игрой вдохновлялись и современники, и куда более молодые музыканты. Тони Айомми, Кей Кей Даунинг, Дэйв Мюррей, Стиви Рэй Воэн, Кирк Хэммет - список можно продолжать очень долго. Сейчас, когда слушатели привыкли к сверхскоростным гитарным запилам и разнообразным гитарным эффектам, игра Хендрикса может вызвать недоумение: "и это гитарный бог?". Но более 40 лет назад, когда звукозаписывающая техника была куда менее совершенна, а "миллион нот в секунду" еще никто не играл, Хендрикс воспринимался совсем иначе. Конечно же, это не значит, что сейчас его музыку невозможно оценить по достоинству. Можно говорить какие-то громкие слова: "эта музыка бессмертна", "она как хорошее вино" - и это будет справедливо. Данный альбом имеет ценность не только потому, что он старый и весь такой классический.
Справедливости ради стоит сказать, что альбом был выпущен группой The Jimi Hendrix Experience, а не как сольный альбом Хендрикса. В формировании группы принял непосредственное участие Чес Чедлер, который пригласил Хендрикса в Англию. Хендрикс принял приглашение только после того, как получил обещание познакомить его с небезызвестным Эриком Клэптоном. В конечном итоге, к Хендриксу присоединились басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчелл. В самом начале музыканты исполняли каверы, но успех пришел к ним очень быстро, еще до выхода дебютного альбома. Группа давала множество аншлаговых концертов, и, как это обычно бывает, пристрастилась к алкоголю и наркотикам. Дебютный альбом "Are You Experienced" вышел в 1967 и
стал очень успешным.
Во-первых, при прослушивании альбома сразу дает о себе знать качество записи. Для тех лет оно вполне на уровне, но сейчас избалованным ушам оно может показаться совсем неприемлемым. Шумы, поскрипывания, отсутствие глубины звучания инструментов - все это может испортить впечатление. С другой стороны, "атмосфера", "дух времени", "винтаж" и т.д. - все это чувствуется.
Во-вторых, Джими известен не только как гитарист, но и как неплохой вокалист. На мой взгляд, он обладал очень запоминающимся голосом. Особенно радует, как он произносит разнообразные междометия, и совсем не радует, когда он кашляет в микрофон.
В-третьих, пластинка вышла в двух разных изданиях. Оригинальная британская версия вышла 12 мая 67-го года. Треклист к альбому соответствует именно этому изданию. Американское издание вышло в августе того же года, и оно явно интереснее. Композиции «Red House», «Can You See Me» и «Remember» были заменены на три хитовых сингла «Purple Haze», «Hey Joe» и «The Wind Cries Mary». Прокол, однако, состоит в том, что прекрасный блюз «Red House», на мой взгляд, заменили совершенно напрасно.
В 67-м году в США был расцвет психоделического рока, под влиянием которого в Англии также сформировалась соответствующая сцена. The Jimi Hendrix Experience принято относить к представителям этой сцены. "Are You Experienced" действительно несет в себе элементы психоделии, однако, в остальном - это настоящий блюзовый хард-рок. Музыка на альбоме отлично показывает стиль и манеру игры Джими: запоминающиеся и оригинальные (для тех лет) риффы, соло, несущие в себе практически осязаемый дух наркотического угара, особенная техника и приемы игры (которые пытаются копировать до сих пор, большинство - безуспешно), различные эффекты, без которых не был бы достигнут этот специфический звук. Есть и классические композиции, например,
вышеупомянутая «Red House» - потрясающий номер в лучших традициях "черного" блюза. Здесь Джими показывает свое мастерство блюзового гитариста, играя с потрясающим чувством и энергией. А вот такие номера как «3rd Stone from the Sun« и «Are You Experienced» - примеры музыкальных экспериментов. Тут и психоделия, и джаз, и зачатки фьюжна и спейс-рока. Надо сказать, что почти все песни несут в себе отпечаток психоделии. Что касается треков на американском издании, то это настоящие хиты: очень красивый и спокойный номер «The Wind Cries Mary», напористая хард-роковая «Purple Haze» - одна из самых известных рок-песен, а также кавер на песню Билли Робертса «Hey Joe», которую популяризовал именно Хендрикс.
Отдельной похвалы заслуживают и другие два участника группы. Митч Митчелл - бог ударной установки. Он почти никогда не выбивал один и тот же ритмический рисунок на протяжении песни, поэтому партии ударных всегда были очень разнообразны. Бас, к сожалению, слышно не очень хорошо на студийной записи, но на концертах Ноэль показывал себя как отличный басист.
Неудивительно, что этот дебют стал столь успешным, а коллектив снискал славу и почет, и был введен в Зал Славы Рок-н-Ролла в 92-м году. Мастерство музыкантов и тяга к экспериментам не остались без внимания. На концертах Джими творил совсем безумные вещи, оставляя всех, с кем он делил сцену, далеко позади. Да, сейчас такая музыка, скорее всего, не произведет такого же впечатления (да и качество записи может помешать восприятию), но ценность альбома от этого меньше не становится. По субъективным впечатлениям от прослушивания (не делая скидку на время) я бы поставил 8 баллов. Если же принять во внимание, что это 67-й год, а также то, какое влияние оказала данная пластинка - меньше 10-ки ставить никак нельзя. Да-да, это классика. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 19595 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Конверт следующего диска Хендрикса "Axis: Bold As Love", 1967 года оформляла целая группа художников-дизайнеров, среди них была и Линда Истман, будущая жена Пола Маккартни.
Side 1:
1. Purple Haze (Jimi Hendrix) 2:46
2. Manic Depression (Jimi Hendrix) 3:30
3. Hey Joe (Billy Roberts) 3:23
4. Love Or Confusion (Jimi Hendrix) 3:15
5. May This Be Love (Jimi Hendrix) 2:55
6. I Don't Live Today (Jimi Hendrix) 3:55
Side 2:
1. The Wind Cries Mary (Jimi Hendrix) 3:21
2. Fire (Jimi Hendrix) 2:34
3. Third Stone From The Sun (Jimi Hendrix) 6:40
4. Foxey Lady (Jimi Hendrix) 3:15
5. Are You Experienced? (Jimi Hendrix) 3:55
(P) 1967 Reprise Records; Made in U.S.A.
Орфография американского издания сохранена.