|
|
|
Jethro Tull
« Aqualung »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Aqualung 6:31
|
| 2 | Cross-Eyed Mary 4:09
|
| 3 | Cheap Day Return 1:23
|
| 4 | Mother Goose 3:52
|
| 5 | Wond'ring Aloud 1:56
|
| 6 | Up To Me 3:18
|
| 7 | My God 7:10
|
| 8 | Hymn 43 3:18
|
| 9 | Slipstream 1:13
|
| 10 | Locomotive Breath 4:25
|
| 11 | Wind-Up 5:42 |
|
Ian Anderson - vocals, flute, acoustic & electric guitars
Martin Barre - guitars
John Evans - piano, organ, Mellotron
Jeffrey Hammond-Hammond - bass, alto recorder
Clive Bunker - drums
Guest musicians:
David Palmer - string arrangement and conducting |
|
Recording location/date: December 1970 and February 1971 at Island Studios, London
Production: Terry Ellis and Ian Anderson
Cover Art by Burton Silverman |
|
| Aqualung
(Anderson/Anderson)
Sitting on a park bench
Eyeing little girls with bad intent
Snot running down his nose
Greasy fingers smearing shabby clothes
Drying in the cold sun
Watching as the frilly panties run
Feeling like a dead duck
Spitting out pieces of his broken luck
Sun s |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Этим альбомом Jethro Tull как никогда заявили о силе своей хард-рок энергетики и живописности фолкового колорита. Он более доступный, чем его предшественник «Benefit». Если сказать, что с альбома 1970 года лучше не начинать знакомство с Jethro Tull (хотя я его очень люблю), то следует также сказать, что если Вы начнете с ЭТОГО альбома, Вы непременно продолжите знакомство с группой.
«Aqualung» очень артистичен и стабилен в своей хитовости. Это один из тех альбомов, которые, не будучи полностью концептуальными, обладают сквозным идейно-эмоциональным настроем и особой изобретательностью, т.е. искусством приковывать внимание слушателя.
Для начала можно сказать, чем этот альбом типичен и в этом качестве полезен для поклонников хард-рока. Он буквально до краев заполнен риффами, могущими составить конкуренцию маститым работам Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Примеры рассыпаны по всему альбому. Что и говорить, Jethro Tull – группа широкой специализации, а Мартин Барр – из плеяды недооцененных гитаристов.
Далее сам мозг группы и главный фолк-агрессор рок-музыки. Йэн Андерсон проделал замечательную работу сразу в нескольких категориях: язвительный и проницательный текстовик, человек, умеющий варьировать свои вокальные способности, наконец, виртуоз флейты. Как лирик, он глубоко проникает в гущу жизни и представляет нам разнообразные ее картины, окрашенные богоборческой и не только философией. Как вокалист, он заложил фундамент разнообразия музыки Jethro Tull, заключающийся в интересных переменах темперамента и пафоса: то мы слышим его тихие лирические напевы в “Cheap Day Return”, “Wond'ring Aloud”, “Slipstream” (здесь это зависит от формы), “Mother Goose”, то грубоватый и прямо нахальный голос в “Cross-Eyed Mary” или циничный в “My God”. Флейта – стол и квартира Йена Андерсона. Он потрясающе ловко использует ее, как никто другой давая почувствовать спонтанность своей игры. Если, например, Питер Гэбриэл осторожен и щепетилен в отношении ее применения, то Андерсон с ней, без сомнения, на «ты».
Jethro Tull обладает искусством быстрого переключения внимания слушателя на каждый вновь зазвучавший инструмент (гитара, флейта, фортепьяно). Это нужно приписать скорее не пресловутой прогрессивности группы, а свободе их творчества, представление о которой складывается при прослушивании (трудно поверить, что Андерсон был таким уж кровавым диктатором). Jethro Tull себя не ограничивают, но преобладающий вектор их движения – фолк-ориентированный хард-рок.
Прогрессивный козырь альбома – содержательная и в немалой степени театрализованная “My God”. Тут вам и интересные партии акустической гитары, и драматичное фортепьяно, и мощная электрогитара Барра, и находчивая флейта, которая с издевкой руководит хоровыми партиями. Хиты на все времена – “Aqualung” и “Locomotive Breath”. В первой песне, прославленной своим разнообразием, особенно великолепны вокал и продолжительное гитарное соло. “Locomotive Breath” проходит странный путь от джазового фортепьяно к блюзовым запилам Барра, а затем появляется этот знаменитый ритм и знаменитые слова “…the train won't stop going – no way to slow down”. Что касается 2-х минутных песен, то они живо напоминают о «Benefit», но кажутся намного более светлыми.
Что сказать в заключение? Лучше не говорить ничего и просто поставить оценку. Да, я еще забыл похвалить художественность обложки: увидев раз, уже не забудете. |
|
|
| |
| | | |
| |
Что ж, вышло так, что этот классический альбом я услышал уже после того, как познакомился с десятком других работ этой замечательной группы, выпущенных позже. Я не считаю «Акваланг» лучшим произведением Jethro Tull (кстати, сам Иэн Андерсон впоследствии называл его незрелым и слишком наивным), но все равно следует признать, что это очень сильная работа – последняя в хард-роковом ключе (после этого Иэн пошел на сближение с арт-роком, фолком и даже поп-музыкой). Довольно интересным замыслом было поставить несколько коротких акустических песен между достаточно жесткими остальными композициями. Нашему вниманию предлагается первый истинно концептуальный альбом группы, на котором резким нападкам подвергается религия. Подобный замысел появился у Иэна уже давно. Так, например, в интервью журналу «Рэйв» в 1969 г. он говорил: «Сейчас происходит разрушение многих важных моральных ценностей… Секс вышел из подполья, а любовь и романтику задушила порнография… Я не христианин, но верю в существование Высшего Разума. Библию я вообще не читал, но знаю, о чем она». Андерсон предложил свою собственную трактовку бытия, и, надо сказать, весьма оригинальную. Согласно ей, давным-давно Человек создал Бога по образу своему и подобию, чтобы влиять на бедных и никчемных созданий – Аквалангов, которые, несмотря на всю Его неприязнь к ним, все-таки сумели выжить и рассеялись по миру. Потом уже Бог создал Землю, на которой теперь живут эти бездуховные твари, а настоящих людей крайне мало. Правда, любой Акваланг может стать Человеком, если произойдет какое-нибудь из ряда вон выходящее событие, которое откроет ему глаза. 1) «Aqualung». Отличная вещь с совершенно неожиданными изменениями темпа. Резкое гитарное начало и жесткая ритм-секция куплета сменяется лирическим припевом, после которого музыка становится быстрой и почти танцевальной. Перед нами предстает образ старого бродяги-туберкулезника (ведь aqua – это «вода», а lung – «легкие»), который изображен также на обложке. Он живет на дне, однако, по утверждению Андерсона, «в нем столько же божественного, сколько в папе римском». Таким образом, каждый человек духовно равен со всеми остальными. 2) «Cross-Eyed Mary». Красивое вступление клавишных и флейты сменяется размеренным хард-роком с отличными риффами. «Косоглазая Мария» – это проститутка, имя которой выбрано, естественно, для того, чтобы напомнить о Марии Магдалине, а заодно, возможно, и о матери Иисуса. 3) «Cheap Day Return». Небольшая гитарная композиция, лиричная и красивая. 4) «Mother Goose». Полуакустическая вещь, построенная на игре гитары и флейты, которую потом подменяет жесткая электрогитара. Текст весьма запутанный: лирический герой встречает разных странных персонажей – Матушку Гусыню, ту самую, которая якобы написала многие детские стихи, школьниц, рыдающих в носовые платки, бородатую женщину, Джонни Пугало, укравшего плащ у снеговика. Чтобы понять все эти аллюзии, нужно, видимо, быть хорошо знакомым с английским фольклором. 5) «Wond’ring Aloud». Вновь короткая гитарная зарисовка. В середине к акустической гитаре присоединяются фортепьяно и струнный оркестр. Песня явно повествует о семейной жизни Иэна. 6) «Up to Me». Весьма запоминающаяся тема, то грустная, то задорная. В тексте Иэн говорит о том, что каждый человек делает свой собственный выбор. 7) «My God». Начинается как медленный акустический блюз под фортепьяно и гитару, жесткая электрогитара вступает совершенно неожиданно. Здесь наконец-то звучит отличное соло на флейте, в хоре слышны даже мотивы русских народных песен. Андерсон сетует на то, что религией пользуются для выманивания денег, а не для духовных целей: «Люди, что вы наделали? Заперли Его в позолоченную клетку… не призывайте Его, чтобы спасти вас от милостей общества и грехов, от которых вы отказывались». 8) «Hymn 43». Интересная композиция, основанная на фортепьянной игре. «Блюз для Иисуса», по словам Андерсона. Довольно резкое обличение людей, которые, прикрываясь именем Христа, совершают преступления («кровавые искатели славы»). 9) «Slipstream». Последняя короткая вещь, вновь с гитарой и оркестром. В иносказательной манере Иэн говорит о смерти, намекая на возможность реинкарнации. 10) «Locomotive Breath». Фортепьянное начало, к которому присоединяется звучащая на заднем плане гитара, резко уступает место жесткому харду с прекрасной гитарой и перкуссиями. Прекрасные риффы, соло на флейте, запоминающийся вокал. Лучшая вещь на альбоме. Мы мчимся на поезде жизни, который невозможно остановить, потому что «Бог стащил рычаг управления». 11) «Wind-Up». Вновь разнотемповая композиция, напоминающая самую первую вещь. Медленное, почти снотворное акустическое начало сменяется хард-роком, после которого мы вновь возвращаемся к началу. На этот раз Андерсон нападает на систему образования, в которой немаловажная роль отведена религии; он утверждает, что когда он спросил Бога, тот ответил ему: «Я – не тот, с кем тебе нужно иметь дело по воскресеньям». К сожалению, вскоре после выпуска этой замечательной работы Андерсон развелся с женой, также неординарной творческой личностью, которая помогла ему в написании текста к заглавной песне и, видимо, не смогла долго терпеть диктаторских замашек мужа, не принимавшего идеи конкуренции. Однако, как мы видим, даже диктаторы, пишущие все тексты и всю музыку, да еще и играющие на куче всевозможных инструментов, могут выпускать истинные шедевры. |
|
|
| |
| | | |
| |
Совершенно потрятсающий альбом. Оригинальное сочетание гитар, пианино и флейты в совокупности с грубоватым вокалом, отдающим издевкой и нахальством, создают впечатление какого-то средневекового рока. Такое ощущение, что запись сделана бродячими музыкантами веке эдак в двенадцатом, хотя электрогитар тогда точно не было… И это просто здорово! Простые и красивейшие мелодии навсегда задерживаются в голове после первого прослушивания, по крайней мере, так было со мной. Альбом слушается на одном дыхании. Все песни – хиты. Особо следует отметить заглавную “Aqualung” – одна из величайших вещей рока, наряду с такими шедеврами, как “Smoke On The Water”. С одной стороны, она очень разнообразная в композиционном плане, изобилует сменами ритмов и красивейшими очень простыми мелодиями; но с другой стороны, очень цельная. Просто гениальная вещь! Настроение, создаваемое ей, не покидает слушателя на протяжении всего альбома, несмотря на то, что он очень разнообразен, и в его состав входят, в том числе, и очень простые акустические вещи. Еще мне хотелось бы отметить композицию “My God” . Но не потому, что она лучше других, а потому что она, как и заглавная песня, очень разнообразна и содержит потрясное соло на флейте. Пожалуй, главная изюминка музыки Jethro Tull – это активное использование флейты. Соло флейты просто чудесны – местами легкие и воздушные, а местами грубоватые, с пробивающимися сквозь шершавое звучание инструмента вдохами и выдохами исполнителя. И это делает музыку живой в самом прямом смысле слова. Чрезвычайно красивый, свежий и зрелый альбом, обладающий только достоинствами. Классика рока! Классика музыки! |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 40602 |
Taking time the only way he knows
Leg hurting bad as he bends to pick a dog-end
He goes down to the bog and warms his feet
Feeling alone, the army's up the rode
Salvation a la mode and a cup of tea
Aqualung, my friend, don't you start away uneasy!
You poor old sod, you see, it's only me
Do you still remember
The december's foggy freeze?
When the ice that clings on to your beard
Is screaming agony
And you snatch your rattling last breaths
With deep sea diver sounds
And the flowers bloom like
Madness in the spring
Cross-eyed Mary
(Anderson)
Who would be a poor man, a beggarman, a thief?
If he had a rich man in his hand
And who would steal the candy from a laughing baby's mouth?
If he could take it from the money man
Cross-eyed Mary
Goes jumping in again
She signs no contract
But she always plays the game
She dines in Hampstead village
On expense accounted gruel
And the jack-knife barber
Drops her off at school
Laughing in the playground, gets no kicks from little boys
Would rather make it with a letching grey
Or maybe her attention is drawn by Aqualung?
Who watches through the railings as they play
Cross-eyed Mary
Finds it hard to get along
She's a poor man's rich girl
And she'll do it for a song
She's a rich man stealer
But her favour's good and strong
She's the Robin Hood of Highgate
Helps the poor man get along
Cheap day return
(Anderson)
On Preston platform
Do your soft shoe shuffle dance?
Brush away the cigarette ash
That's falling down your pants
And you sadly wonder
Does the nurse treat your old man the way she should
She made you tea, asked for your autograph
What a laugh!
Mother Goose
(Anderson)
As I did walk by Hampstead Fair
I came upon Mother Goose
So I turned her loose
And she was screaming
And a foreign student said to me
Was it really true?
There are elephants and lions too
In Piccadilly Circus
Walked down by the bathing pond
To try and catch some sun
Saw at least a hundred schoolgirls sobbing
Into hankerchiefs as one
I don't believe they knew
I was a schoolboy
And a bearded lady said to me
If you start your raving
And your misbehaving
You'll be sorry
Then the chicken fancier came to play
With his long red beard
And his sister's weird
She drives a lorry
Laughed down by the putting green
I popped'em in their holes
Four and twenty labourers were labouring
Digging up their gold
I don't believe they knew
That I was Long John Silver
Saw Johnny Scarecrow make his rounds
In his jet-black mac
Which he won't give back
Stole it from a snow man
As I did walk by Hampstead Fair
I came upon Mother Goose
So I turned her loose
And she was screaming
Walked down by the bathing pond
To try and catch some sun
It must have been at least a hundred schoolgirls sobbing
Into hankerchiefs as one
I don't believe they knew
I was a schoolboy
Wond'ring aloud
(Anderson)
Wond'ring aloud
How we feel today?
Last night sipped the sunset
My hand in her hair
We are our own saviours
As we start
Both our hearts beating life
Into each other
Wond'ring aloud
Will the years treat us well?
As she floats in the kitchen
I'm tasting the smell
Of toast as the butter runs
Then she comes
Spilling crumbs on the bed
And I shake my head
And it's only the giving
That makes you what you are
Up to me
(Anderson)
Take you to the cinema
And leave you in a Wimpy Bar
You tell me that we've gone too far
Come running up to me
Make the scene at Cousin Jack's
Leave him, put the bottles back
Mends his glasses that I cracked
Well, that one's up to me
I buy a silver cloud to ride
Pack the tennis club inside
Trouser cuffs hung far too wide
Well, it was up to me
Tyres down on your bycicle
Your nose feels like an icicle
The yellow fingered smoky girl
Is looking up to me
Well, I'm a common working man
With a half of bitter bread and jam
And if it pleases me I'll put one on you, man
When the copper fades away
The rainy season comes to pass
The day-glo pirate sinks at last
And if I laughed a bit too fast
Well, it was up to me
Take you to the cinema
And leave you in a Wimpy Bar
You tell me that we've gone too far
Come running up to me
My God
(Anderson)
People, what have you done?
Locked Him in His golden cage
Made Him bend to your religion
Him resurrected from the grave
He is the God of nothing
If that's all that you can see
You are the God of everything
He's inside you and me
So lean upon Him gently
And don't call on Him to save you
From your social graces
And the sins you used to wave
The bloody church of England
In chains of history
Requests your earthly presence
At the vicarage for tea
And the graven image you-know-who
With His plastic crucifix, he's got him fixed
Confuses me as to who and where and why
As to how he gets his kicks?
Confessing to the endless sin
The endless whining sounds
You'll be praying 'till next Thursday
To all the gods that you can count
Hymn 43
(Anderson)
Oh, father, high in heaven!
Smile down upon your son
Whose busy with his money games
His women and his gun
Oh, Jesus, save me!
And the unsung western hero
He killed an indian or three
And then made his name in Hollywood
To set the white man free
Oh, Jesus, save me!
If Jesus saves
Well, He'd better save Himself
From the gory glory seekers
Who use His name in death
Oh, Jesus, save me!
Well, I saw him in the city
And on the mountains of the moon
His cross was rather bloody
He could hardly roll His stone
Oh, Jesus, save me!
Slipstream
(Anderson)
Well, the lush separation unfolds you
And the products of wealth
Push you along on the bow wave
Of the spiritless undying selves
And you press on God's waiter your last dime
As he hands you the bill
And you spin in the slipstream
Timeless, unreasoning
Paddle right out of the mess
And you paddle right out of the mess
Locomotive breath
(Anderson)
In the shuffling madess
Of the locomotive breath
Runs the all-time loser
Headlong to his death
Oh, he feels the piston scraping
Steam breaking on his brow
Old Charlie stole the handle
And the train, it won't stop going, no way to slow down
He sees his children jumping off
At the stations one by one
His woman and his best friend
In bed and having fun
Oh, he's crawling down the corridor
On his hands and knees
Old Charlie stole the handle
And the train, it won't stop going, no way to slow down
He hears the silence howling
Catches angels as they fall
And the all-time winner
Has got him by the balls
Oh, he picks up Gideons Bible
Open at page one
I think God, he stole the handle
And the train it won't stop going, no way to slow down
No way to slow down
No way to slow down
No way to slow down
No way to slow down
Wind up
(Anderson)
When I was young and they packed me off to school
And they taught me how not to play the game
I didn't mind if they groomed me for success
Or if they said that I was just a fool
So I left there in the morning
With their God tucked underneath my arm
Their half-assed smiles
And the book of rules
And I asked this God a question
And by way of firm reply, he said:
"I'm not the kind you have to wind up on sundays"
So to my old headmaster
And to anyone who cares
Before I'm through
I'd like to say my prayers
I don't believe you
You had the whole damn thing all wrong!
He's not the kind you have to wind up on sundays
Well, you can excomunicate me
On my way to sunday school
And have all the bishops
Harmonize these lines
How do you dare tell me that I'm my father's son?
When that was just an accident of birth
I'd rather look around me, compose a better song
'Cause that's the honest measure of my worth
In your pomp and all your glory
You're a poorer man than me
As you lick the boots of death
Born out of fear
When I was young and they packed me off to school
And taught me how not to play the game
I didn't mind if they groomed me for success
Or if they said that I was just a fool
So I left there in the morning
With their God under my arm
Their half-assed smiles
And the book of rules
Well, you can excomunicate me
On my way to sunday school
And have all the bishops
Harmonize these lines
When I was young and they packed me off to school
And taught me how not to play the game
I didn't mind if they groomed me for success
Or if they said that I was just a fool
So to my old headmaster
And to anyone who cares
Before I'm through
I'd like to say my prayers
Well, you can excomunicate me
On my way to Sunday school
And have all the bishops
Harmonize these lines
I don't believe you
You had the whole damn thing all wrong!
He's not the kind you have to wind up on sundays