|
|
|
Sonata Arctica
« Stones Grow Her Name »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
01 | Only The Broken Hearts (Make You Beautiful)
|
| 02 | Shitload of Money
|
| 03 | Losing My Insanity
|
| 04 | Somewhere Close To You
|
| 05 | I Have A Right
|
| 06 | Alone In Heaven
|
| 07 | The Day
|
| 08 | Cinderblox
|
| 09 | Don't Be Mean
|
| 10 | Wildfire II
|
| 11 | Wildfire III |
|
Tony Kakko — vocals, keyboards
Elias Viljanen — guitars
Marko Paasikoski — bass
Tommy Portimo — drums
Henrik Klingenberg — keyboards |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Способность Sonata Arctica к эффектным и очень быстрым изменениям музыкальной концепции остаётся сильно недооценённой. От ранних дней Tricky Beans/Tricky Means с полупародийным поп-роком к классическому мелодик-пауэру, затем резкий поворот в прогрессив - и столь же резкий выход из него на "Stones Grew Her Name". Правда, хоть и резкий, но не полный. Часть идей явно "застряла" там, в две тысячи девятом. Вообще, проблема альбома видится мне в том, что финны сочиняют как будто без общего видения и конкретной цели. Тони, такое чувство, решил руководствоваться английской идиомой "throw against the wall and see if it sticks". В данном случае это означает примерно следующее: генерируем некоторое количество не самых сочетающихся друг с другом идей в попытке понять, какие из них сработают на публике. Например, на "The Days of Grays", предыдущей "плите" финнов, были композиции попроще и посложнее, с симфоническим оркестром - и фолковыми мелодиями, с агрессивными, выпирающими дисторшированными риффами - и с гитарой практически невесомой. Но всё это добро достаточно гармонично сосуществовало, за парой исключений в виде классического пауэрного боевика о сдвоенной бас-бочке "Flag in the Ground" и проходной баллады "Breathing". Да и те видятся мне скорее своеобразными подачками старой фан-базе, не слишком-то довольной этим вашим прогрессивом и прочими "сомнительными" экспериментами.
"Stones Grow Her Name" же будто объединяет под одной крышей несколько очень разных релизов. И главный из них описывается как "Sonata goes pop". Поп-металл, поп-рок или же просто поп-баллада, коей тут является "Don't Be Mean" - не суть важно. Главное, что инструментальные партии подчёркнуто просты, композиции прямолинейны и процентов девяносто поражающего эффекта в них будет заложено в припеве, который, в свою очередь, будет повторён максимальное количество раз. Однако даже здесь мышление группы, ну и конкретно Тони как основного её композитора, расслаивается минимум по двум направлениям. "Only the Broken Hearts...", " I Have a Right", "Alone In Heaven" (текст которой раскрывает смысл метафоры, давшей название всему альбому) - качественный, ощутимо меланхоличный европоп с качественными мелодиями. "Shitload of Money" и влившая в себя пару стаканов крепкого блюграсса "Cinderblox" - это контент для стереотипного стрип-бара в южных и центральных штатах США. Причём мускулистый хард-рок первой из указанных Какко зачем-то попытался разбавить сахарными мелодраматичными бриджами про "падшего ангела", которые режут слух не меньше, чем натурально осточертевающая от бесчисленных повторов строчка про "дохрена денег". В целом обе песни - тревожный симптом того, что на альбомы группы начала проникать откровенная безвкусица. Но если "Cinderblox" хотя бы забавная, то уж банальная песня про шлюху - несколько шагов назад для Тони как автора. Что до "Don't Be Mean", то она может быть отнесена к любому из указанных подразделов. И это не комплимент - настолько универсально заурядной она является.
Релиз номер два - это попытка вернуть старый добрый пауэр, пускай даже без прежних скоростей. Что "Losing My Insanity", что "Somewhere Close to You" - песни очень достойные. Но последняя из них любима мной больше. По-настоящему жирный гитарный рифф, мощный припев, клавишные, включающие режим птицы-пересмешник в соло... Однако это и самый скучный раздел "Stones Grow Her Name" - в том плане, что здесь особенно нечего обсуждать.
Ну и, наконец, релиз третий, замешанный в общую кучу - тот, где Sonata Arctica пытается продолжать следовать по прогрессивной тропе. Причём сюда я отношу не только очевидных кандидатов, оформляющих "Wildfire" в трилогию, но и композицию "The Day". Хотя бы потому, что "прогрессив" у финнов - это отнюдь не только изломанная ритмика и лихие сюжетные повороты, но и эксперименты со структурой песен. В "The Day" нет привычных куплетов и припевов - скорее, поступательное развитие вокальных линий, приводящее к катарсису в финале. Мелодия, её открывающая - просто изумительная, да и сам саунд клавишных тут видится мне идеальным. Но главный поражающий эффект создаёт сочетание мелодики и лирики. И если в первой - лишь лёгкий минор, то вот текст является одним из самых тяжёлых (в эмоциональном плане, разумеется) за всю историю группы. Тем ценнее, кстати, что историю человека, потерявшего всю семью во время цунами, Тони хватило такта подать без откровенно слёзовыжимательных интонаций. Я даже сомневаюсь, что люди, не слишком хорошо воспринимающие английский на слух, в принципе поняли, какая трагедия здесь разыгрывается.
С обеими частями "Wildfire" ситуация сложнее. Такое впечатление, что мужчины сами перед собой поставили цель: любой ценой дотянуть их до восьмиминутной отметки. В ход идёт все: сэмплы разряда "sounds of nature", внезапные паузы, многочисленные повторы одних и тех же инструментальных и вокальных рисунков. В "One With the Mountain", допустим, отличный припев, в "Population 0" - великолепный открывающий рифф, но целиком не работают ни та, ни другая. Более того, "Лесной пожар" не работает и в целом как трилогия. Вместо адекватного продолжения истории мы получаем пшик с привкусом дыма. Вот о чём была оригинальная песня 2004-го года рождения? Некий человек (предыстория остаётся за кадром), обвиняемый жителями родного города в неких (неназванных) преступлениях, да ещё и с, судя по всему, "плохой" родословной (и вновь никаких подробностей) решает в отместку поджечь родное селение вместе с окружающими его горными рощами. Так вот, ничего из оставшегося за кадром истории здесь не раскрывается - зато сам Город превращается в некую метафору человечества в целом, причём венчается всё достаточно мизантропичными посылами о перенаселённости планеты.
"Stones Grow Her Name" демонстрирует многое из того, что мне кажется ключевыми грехами поздних Sonata Arctica: разобщённость материала, проседание общего его уровня, чрезмерная незатейливость композиций попроще и откровенная сумбурность композиций посложнее. Наконец, паразитирование на идеях и образах из раннего творчества, причём без развития этих самых идей, но порою с навешиванием достаточно абсурдных смыслов. Именно этот альбом ознаменовал начало заката группы, заметный спад интереса к которой прослеживается даже на данном сайте, при прямом сравнении с разделом рецензий "The Days of Grays". Он всё ещё заслуживает достаточно высокий балл по совокупности музыкальных заслуг... правда, при определённой снисходительности к его грехам. Поблажка, в которой группа ранее совершенно не нуждалась. |
|
|
| |
| | | |
| |
Незадолго до прошедшего 17-18 февраля 2012 года Finnish Metal Expo мне поступило приглашение от Nuclear Blast принять участие в прослушивании нового альбома Sonata Arctica, выход которого заявлен на май этого года. Студия Sonic Pump оказалась очень уютным местом, где по-свойски бродила, собственно, группа, а также представители лейбла и концертного агенства. Журналистов не обидели: в достатке были еда и питье самой разной степени крепости. Кухоньку студии осеняли традиционные рамки с «золотыми дисками» — Cоната, Аморфис и ряд других. Дав журналистам утолить жажду и голод, представитель лейбла предложил нам пройти в студию для прослушивания. В общем, атмосфера была полностью домашней, за что спасибо организаторам.
Группа играет на финской металлической сцене большое количество лет — тем не менее, музыканты искренне волновались за произведенное впечатление. Не исключаю, что мы были одними из первых, кому довелось услышать альбом за пределами узкого круга. Диск будет состоять из 11 треков. Открывает пластинку "Only the Broken Hearts" − композиция сложная, боевая и ритмично-«качовая». Вокал на ней тонул в инструментах, но как я потом выяснил, запись еще не до конца сведена, и данная проблема музыкантам вполне очевидна, так что можно надеяться на сведение получше (благо на ряде других треков этого эффекта не наблюдалось). На мой взгляд, композиция оказалась слегка затянутой. Следующая, "Shitload of Money" — посвящается девице, которая хочет выиграть деньги, и выполнена в стиле утяжелённой баллады. Пожалуй, основное, что останется у слушателя в голове — это название песни, постоянно повторяемое в припеве множество раз. Мне песня показалась слегка монотонной. "Losing My Insanity" — боевичок в традиционном стиле группы, с красивым интро на клавишах, в общем звучащий явно посложнее, чем предыдущая композиция, снова присутствует постоянное повторение названия в припеве. Вероятно, такая любовь к рефренам вытекает из логики живого выступления — речёвки легко подцепить на слух и скандировать вместе с группой. "Somewhere Close to You" — запомнилась своей мощностью вкупе с мелодичностью, а также обилием «гитарных запилов». Середина песни порадовала эффектом «качовости», а вся композиция целиком — приятной минорной гаммой. "I Have a Right" — обилие клавиш в красивом вступлении и речитативный текст. В этой композиции звукоинженер, наконец, вывел на первый план чистый вокал, есть хорошая мелодия, и даже в «академической» атмосфере студии слушается нескучно. "Alone in Heaven" — песня в минорной гамме про любимую многими финнами «вечную зиму» и на прочие философские темы, интересный контраст тематики с начальным треком о «куче бобла». Отмечу мощный и интересный припев с рефреном про небеса. Звукоинженер, тем временем, снова забылся, и вокал временно потонул. "The Day" — очередное клавишное интро, мажорная тональность, темп музыки средний. Строение песни ровное с включением «утяжелённых» моментов. В мелодии — очень красивые гитарные вставки, воздушность «саунда» и замедление к самому концу.
"Cinderblox". (Здесь грех не поставить отдельный абзац.) Начало альбома я бы в целом охарактеризовал как материал для live-шоу, проводимого со всей подобающей пальбой, «качом», единством с аудиторией через стократно повторяемые речевки, демонстрацию традиционной сонатовской стилистики и с некоторым, так сказать, эволюционным сдвигом. То есть как бы все нормально, солнышко в небе, все в мире хорошо, группа никуда не делась и добротно воспроизводит материал имени себя. На этом же треке наша слушательская аудитория заметно оживилась. Сначала композиция ещё как бы прикидывается металлом, из ниоткуда возникают пропадают сонатовские «спидушные» электрогитарные кусочки, однако ритмический рисунок и мелодия напоминают нечто до боли знакомое. Ближе к концу музыканты сдаются, перестают маскироваться и начинается искреннее честное расколбасное кантри. Безусловно свежо и прикольно. Далее следует "Don’t Be Mean" — баллада про то, что лирическому герою некто должен обязательно оставить некий ключ. Текст простоват, мелодия эксплуатирует всевозможные балладные красивости, присутствуют скрипка и художественные вариации на тему «барабан + акустика + голос».
Наверное, если бы на этом альбом закночился, слушатель решил бы, что перед ним добротное «очередное» творение в духе «всем сестрам по серьгам»: обязательные баллады, боевички и немного прикола. Но что действительно порадовало меня, как привыкшего к вдумчивому вслушиванию — это две последние композиции, "Wildfire II" и "III". Это сложные, эпичные вещи с логикой развития темы и несколькими частями в каждой. Первая из них начинается с кантри, затем музыка отходит на второй план и возникает «звуковое пространство» с громом и природными шумами, далее следует сильная минорная мелодия и боевой припев, ещё далее — акустическая вставка, появляется сложный бэк-вокал. По сравнению с первыми вещами — две большие разницы. Наверное, одна из лучших вещей для слушания наедине со всего диска. На завершающем треке симфонизм сменяется тяжеляком и ритмичной мелодией, не теряющей при этом красоты, ударяет быстрый ритм (ещё не бластбит, но вполне в эту сторону), возникает сложный, продуманный замес атмосферных элементов и скрипок с барабанами и метальными гитарами. В конце, конечно же, всё приходит к «балладному» катарсису и происходит мажорное «традиционно сонатовское» завершение. Затихает всё это великолепие под хриплую начитку некого текста лирическим героем.
Лишний раз повторюсь — сведение альбома не завершено и есть сильная надежда, что огрехи с утонувшим вокалом пропадут с релиза, кроме того, не все партии ещё пока присутствуют на записи, — например, журналистский коллектив по окончании прослушивания был приглашен к записи неких вспомогательных криков толпы для второго трека. Резюме — слушать определенно стоит, вышло интересно и достаточно разнообразно.
Выражаем благодарность Nuclear Blast / Jaap Wagemaker за приглашение на прослушивание альбома. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 39747 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Эх, интересно, наврное вот так на Nuclear Blast прослушивать диск одной из самых значимых групп в мировом power?
"Кажется, Соната все-таки вернется к музыке той Сонаты, которую мы слышали на первых альбомах."
Спасибо, не надо. Судя по рецензии, слава Богу этого не будет.
альбом - полная туфта, можно сказать даже хуже предыдущего
хотя, я, поставив Серым Дням в рецензии 2 балла не думал, что может быть хуже
вердикт - однозначно не рекомендуется!
и не уверен, что послушаю их следующий альбом
"Кажется, Соната все-таки вернется к музыке той Сонаты, которую мы слышали на первых альбомах."
Спасибо, не надо.
==============
+много
Эмоции от альбома - самые положительные. Группа развивается, это уже давно не просто сплошные двухбочечные павер-ритмы 90х и начала нулевых, - нет, сегодня это крайне разнообразная музыка, которую нужно слушать не один раз, чтобы понять её и, поняв, полюбить."Stones Grow Her Name", на мой взгляд, шедеврален. Но оценил я его по-настоящему только с прослушивания так 20го))
Кстати, не разделяю их музыку на "тру сонату" и "не тру", мне нравятся в одинаковой степени как Silence, так и Unia.
И я очень рад как слушатель и поклонник их музыки, что они не стоят на месте и постоянно развиваются, привносят новые элементы. Кантри-метал песня на последнем альбоме - это, действительно, нечто!)