|
Вся музыкальная карьера шведов Katatonia являлась сплошной борьбой как с внешними обстоятельствами, таки с собственными демонами. Они отдавали последние силы, следуя за умиротворением и душевным покоем, но раз за разом не поспевали, спотыкались, падали, и в бессилии вскидывали руки к небесам, оставаясь наедине с одиночеством, вкушая лишь горести и несчастья. Они возвели пессимизм в культ, который исповедовали на протяжении 20 лет. Всё это время их музыка – оголённый нерв, натянутый до предела через десятилетия депрессий. При разных способах выражения, - от прерывистых воплей и ядовитого гроула первых двух альбомов до апатичного декларирования бессмысленности бытия, - посыл всегда был определённый и конкретный. Неизбежное (и, иногда, радикальное) изменение форм не сказывалось на концепции. Музыканты просто “меняли наряды”, укрывающие под собой аморфную действительность.
Но как неизбежны были перемены в стилистике, так они и неизбежны и в настроении. Перелом произошёл в конце 2009-го года. Свет увидел “Night is the New Day”. Смещение акцентов от риффов в сторону интригующей недосказанности, внедрение бархатной, ненавязчивой электроники, прог-акустические загоны, звук виолончели в хрупкой “Inheritance”… Изменений на единицу пространства вышло, прямо скажем, многовато. И если раньше кататонические метаморфозы лишь сближали, взаимодополняли музыкальную и лирическую основы, то тогда, 3 года назад, изменения в музыке просто-напросто нивелировали очередные попытки Йонаса состроить грустную мину. На мгновение показалось, что в форточку психиатрической лечебницы, куда группа “заселилась” аккурат во времена “TGCD”, подул лёгкий ветерок, и проникли тоненькие лучики света. То, чего Katatonia, казалось, никогда и не видела. Не чувствовала.
Что должно было за этим последовать? Подтверждение неких намерений, едва очерченных в 2009-м, или закрытие наглухо форточки и возвращение в привычную кому? Буду предельно честен и выражу частное мнение: мне не очень понравился курс, взятый группой 3 года назад, и поэтому, услышав “Dead Letters”, кинутую группой в интернет для затравки, меня насквозь пробила леденящая дрожь: “О нет, всё тоже самое…”. Реальное же положение вещей оказалось куда как лучше. Да, группа действительно пошла несколько иной дорогой, взяв за основу “Night is the New Day”, добив риффов для приличия и ещё больше осветлив атмосферу. Уйдя из полупозиции и пугающей неопределённости в сторону открытости и расправив, наконец, крылья, Katatonia зазвучала свежо (в собственных рамках, конечно) и в меру интересно.
Да, чем-то пришлось пожертвовать. На “Dead End Kings” нет песен вроде “Idle Blood”, что лишний раз говорит о разовости такого эксперимента. Наличие изрядного количества “железа” поспособствовало большему сковыванию эмбиентных элементов в металлических рамках, однако без полной их изоляции. Группа вернулась к монолитности былых творений. В принципе, не сильно согрешу, если скажу, что в рамках рассматриваемого альбома Йонас и Андерс убили сразу двух зайцев: остались на волне “Night is the New Day”, одновременно с этим сделав пару шагов назад – во времена “Last Fair Deal Gone Down” и ”Viva Emptiness”. Перекличка заметна не только в монохромном оформлении обоих дисков (Трэвис Смит поработал на славу, улучшив свою карму после мутных артворков двух прошлых альбомов), но в настроении и в некоторых чертах композиционного строения соответственно. И если рассматриваемый альбом и “Viva Emptiness” объединяет тяга к плотно прилегающим к стержню релиза риффам, создающим некое подобие “стены звука”, то в поисках общих черт с творением 2001-го года можно рано или поздно обнаружить себя в тупике. “Dead End Kings” не является притворным, не направляет по ложному следу. Группа чётко говорит своей музыкой, в каком она сейчас состоянии. “LFDGD”, в свою очередь, выглядит безмятежным и умеренно-эмоциональным лишь на первый взгляд. Эмоции так и хлещут из него, вырываясь наружу вместе со строчками “How could it go so very wrong?”, ставшими неким собирательным образом концепции Katatonia. Внешнее спокойствие - лишь ширма для сокрытия болезненной рефлексии.
Но определённые сходства с прошлыми работами, однако, не лишают “Dead End Kings” своего лица. Лик его напоминает сразу многих, он слегка размыт и неясен, но по контурам и, самое главное, взгляду, всё же рисуется образ некого индивидуума. Но личность эта - проблемная. “Dead End Kings” из того ряда релизов, что прекрасно воспринимаются на подсознательном уровне, играя фоном. Можно даже сказать, что его можно использовать в качестве элемента обстановки окружающего пространства: под него легко думается, работается, мечтается. Но когда дело неизбежно доходит до конкретики, приходит горькое осознание, что альбому просто нечего тебе дать. Непосильная ноша или даже проклятие (в зависимости от контекста) - воспринимать этот диск как музыкальное произведение, состоящее из нот, риффов, слов, сложенных в определённом порядке… Другими словами, подход с точки зрения материализма убивает альбом. Тут, конечно, есть место вещам, цепляющим именно с музыкальной стороны, например, плотной, качающей на своих риффовых переливах “Buildings” или меланхолично-томной (если не сказать “пассивно-пофигистичной”) “Leech”, словно наследующей “One Year from Now”. Но это – частности, вырывающие из полотна в совокупности лишь 8 минут времени.
Katatonia всё так же остаётся вне сезонов, ища контакта с настроением слушателя, невзирая на внешние факторы. Но если раньше они встраивались своей музыкой только лишь в поганое настроение, насыщая, усиливая симптомы, то теперь они запросто могут идти рука об руку с лёгкой меланхолией, не углубляя её до депрессии. Но одно осталось неизменно – лето ли на дворе, или морозная зима, Katatonia по-прежнему помогает не согнуться в крендель от обыденности, являясь хорошим компаньоном, помогающим проводить безликие дни с едва заметной улыбкой на лице. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Поддержу
Если огрублять то состоит примерно из 30% Viva Emptiness 30% Night Is the New Day и 40% прогроковых мотивов в стиле Opeth.
Вот прямо про крайний альбом написано. Но не в том месте.
Отныне буду согласовывать свои комменты с Вами (на самом деле нет).