|
Все сольное творчество Сержа Танкяна - суть утверждение в ранге разностороннего автора и исполнителя, интересующегося самыми разнообразными музыкальными стилями. Была тут и симфоническая "адаптация" "Elect The Dead", принятая публикой весьма позитивно, и колба с биркой "Imperfect Harmonies", со взболтанной и потенциально взрывоопасной жанровой смесью, убедительно продемонстрировавшая, что попытки Сержа преуспеть сразу и во всем как минимум не находят должного отклика в сердцах поклонников. Так элементы "Гармоний" было решено разложить по полочкам - отдельным релизам, а лучше - отдельным проектам. Рок, электроника, джаз, симфоническая музыка. Ровно четыре, как в классической традиции. Правда, появление "пятого элемента" - чем черт ни шутит? - исключать также нельзя.
Возникает закономерный вопрос: сколько в таких проектах результатов композиторских, а сколько - сугубо организаторских талантов Сержа? "Элемент джаз", например, недаром был воплощен в виде проекта Jazz-Iz-Christ. Голос улыбчивого бородача мы здесь услышим лишь в четырех композициях из пятнадцати. Симфоническая "ORCA" наличия вокальных партий и вовсе не подразумевает, как и в принципе партий инструментов, на которых, во всяком случае, официально, Серж умеет играть. Однако же здесь мы видим фамилию "Танкян" на обложке, "Symphony No.1" вполне официально числится его четвертым полноценным сольником. Что в представленном материале является мыслью сугубо авторской, а что привнес зачисленный аранжировщиком Винсент Педулла, помимо всего прочего "симфонизировавший" "Elect The Dead" и отметившийся на все том же "Джазз-из Крайсте" - предмет возможных споров. В том числе и детального анализа его многочисленных работ под девизом "to create killer audio for media" - что осложняется вполне объяснимым преобладанием среди них сугубо коммерческих пустышек "под заказчика". Так не стал ли Серж для Винсента тем самым идеальным клиентом? Впрочем, до будущих работ тандема с конспирологией стоит завязать. Что же там, все-таки, с "Касаткой"?
Цитаты из пресс-релизов уже растиражированы сверх всякой меры. "Все считают, что касатка – кит-убийца, но на самом деле это темный дельфин. Я рассматриваю это как символ дихотомии человечества" - о посыле альбома. "В четырех актах "Orca" сочетаются влияния композиторов начала XX века и современной музыки для кинофильмов в диапазоне от Эннио Морриконе до Филипа Гласса" - ну а это о содержимом. С первой частью второго утверждения осмелюсь поспорить: все-таки, Рихарда Вагнера и - особенно - Гектора Берлиоза, наследие трудов которых здесь наиболее ощутимо, не позволяет отнести к числу композиторов начала двадцатого века досадная деталь в их некрологах, а именно - дата смерти. Зато размашистый экспрессивный почерк Морриконе более чем ощутим, не хватает лишь смелости его композиторских решений. При всех разговорах о "неклассическом подходе к классической музыке", данный релиз в общем и целом оформлен согласно давно уже устоявшимся жанровым канонам, без нарушения принятых форм и размеров. Достаточно медленные, спокойные и продолжительные вступительные части, постепенно обретающие объем и эпичность, непременные "вспышки", предваряющие истинную кульминацию и разбивающие композицию на неравномерные (и неравноценные) доли, а также медленный и спокойный финал, разве что более "эпичный" по насыщенности по сравнению с начальными отрезками. Всё это, впрочем, не означает, что само существование данного альбома - факт необязательный. Отбросив все разговоры о новаторстве, следует признать:"ORCA", прежде всего, произведение очень красивое. Где-то трогательное, где-то более воинственное. Берущее свое масштабом, но в иные моменты располагающее к себе непередаваемой лиричностью. Полновесное и очень насыщенное. В чем-то уступающее лучшим жанровым образчикам последних эдак десяти лет, а в чем-то и выступающее наравне. Потрясает и слаженная работа всех участников ансамбля, и то, что она вовсе не перечеркивает особую роль выступлений сольных. Причем особенно прекрасными получились этюды на фортепиано... Возможно, еще большей выразительности добавил бы (еще одно несдержанное обещание!) пресловутый колорит народной армянской музыки. А так здесь есть лишь дудук в "Act IV - Lamentation Of The Beached", причем его присутствие не так уж легко обнаружить, не зная о самом факте его присутствия. Впрочем, быть может, следующие "симфонии" еще продемонстрируют развитие и в этом направлении.
Пока что имеем хороший и по-своему "правильный" релиз, лично меня впечатливший куда сильнее, нежели неоднократно упоминаемый выше "Jazz-Iz-Christ". Он пригодится и тем, кто с симфонической музыкой знаком только понаслышке, и тем, кто специально не отслеживает новинки жанра, "срывая" уж если не лучшее, то хотя бы самое известное, и даже тем, кто может считать себя давнишним поклонником данного стиля. А вот нужен ли подобный альбом собственно поклонникам Танкяна, не меньше половины которых младше своего кумира как минимум в два раза, покажет время... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Диск нужен для людей с разносторонним вкусом. Танкян - гений.