|
| |
Что бы там ни говорили, Дио в Black Sabbath отметился очень хорошо, и альбомы с ним мне кажутся интереснее по крайней мере двух последних творений с Оззи. Да и его уникальный голос мне нравится гораздо больше. Вот интересно было бы послушать все классические творения «Черной Субботы» в его обработке. Частично это желание исполняется благодаря этому двойному концертнику, выпущенному после двух номерных дисков, однако помимо старых «блэк-саббатовских» композиций, синьор Падовона не забыл, конечно, и песен своего собственного сочинения. Вторые, кстати, звучат получше, а первые хоть и приобрели более современное звучание, а поет Дио посильнее Оззи, но вот беда – у Осборна вокальные данные действительно похуже, но когда он пел, мрака нагнеталось больше. В любом случае, ребята выбрали классические вещи в основном с двух первых студийников и лишь одну с третьего, потому что они звучат более зловеще, чем дальнейшее творчество команды.
Удивительно, но в течение почти 15 лет это лишь второй концертный альбом группы, причем первый, «Live at Last», был выпущен всего на 2,5 года раньше и без разрешения участников группы, так что именно «Зло вживую» считается первым официальным диском Black Sabbath подобного рода. Сюда вошли записи с выступлений группы в таких американских городах, как Сиэтл, Сан-Антонио (штат Техас) и Даллас, но смикшировано все в одно целое так, что этого и незаметно. Выпустили эту двойную пластинку 18 января 1983 г., хотя есть сведения, что за месяц до этого она вышла в США, а потом в остальных странах. Подтверждению последнего факта со стороны участников группы нет. Вероятно, альбом действительно хотели выпустить в конце 1982 г., но потом отложили. Простое палиндромное название возникло, возможно, благодаря почти одноименному двойному альбому Майлза Дэвиса «Live-Evil», выпущенному в 1970 г. На обложке слово «evil» представляет собой зеркальное отображение слова «live». Концепцию кавер-арта придумал Пол Кларк, а за дизайн ответственность несет Джей Вигон. Идея, как мне кажется, была прекрасной – собрать образы из песен, которые звучат на этом концертнике. Тут вам и «железный человек» с мечом в руке, и солдат со свиным рылом, и «параноик», и «дети моря», и зловещая «фигура в черном», а молния эффектно выполнена в виде головы с рогами.
В целом альбом, спродюсированный Тони и Гизером и смикшированный в Лос-Анджелесе, получился действительно хорошим, только вот звук, не слишком далеко ушедший от моно, оставляет желать лучшего. Ударные глуховаты и время от времени вообще пропадают. Видимо, в 1983 г. мобильная звукозаписывающая техника была еще далеко не идеальной. (Не знаю, правда, как изменилось звучание после ремастеринга.) Также Айомми слишком полюбил искаженный гитарный саунд, что не всегда хорошо.
Помимо четверых основных «блэк-саббатовцев», в концертах участвовал и Джефф Николс, который всегда был вынужден играть за сценой. Если бы я о нем не знал, то даже бы не сказал, что на альбоме где-то есть клавишные. Однако знание обострило внимание: да, клавишные есть, даже в классических вещах, в оригинальных версиях которых их не было, но звучат они очень тихо.
Немного меня не радует также то, что Дио слишком, видимо, любит свой голос, потому что частенько умудряется что-то кричать или говорить даже во время соло, что он вытворял еще в Rainbow. Временами это раздражает. Правда, Оззи, судя по «Live at Last», тоже мог что-то вставлять в инструменталах, но все же не так много. Зато мне нравится, что поклонников, пришедших на концерт, еле слышно, словно группа выступала на высоком помосте. В этом отличие от многих других «живых» альбомов. Я, правда, не знаю, в чем тут дело: вероятнее всего, это фишка микширования, потому что мне трудно поверить в вялость зрителей или в то, что шум вообще добавили после. В любом случае, мне так даже лучше, потому что я никогда не любил, когда на записи орущие фэны перекрывают музыку.
Начинается концертник с записанного на кассету инструментала «E5150» (1). Данная мрачная вещь, под которую группа выходит на сцену, задает тон всему альбому, так что если и было какое-либо отличное начало для этого «лайва», то только это.
После инструментала следует родной для Дио боевик «Neon Knights» (2), звучащий не менее зажигательно, чем в оригинальной версии, только вот вокал звучит чуть послабее. Кроме того, поскольку в оригинале было окончание диминуэндо, то здесь всем участникам приходится отдуваться, чтобы завершить ее достойным образом, после чего синьор Падовона в восхищении представляет: «Гизер Батлер!»
Совершенно неожиданно далее идет классный начальный басовый риффинг композиции «N.I.B.» (3) с дебютника группы. Жаль, что нет басового интро, но зато вещь, по моему мнению, получилась не хуже, а то и лучше оригинала, хотя есть и противоположные мнения. Голос Дио идеально подошел к теме любви Люцифера к земной женщине, словно эту песню под него и писали. Особенно хорошо вышел припев, в котором Ронни Джеймсу подпевают зрители.
Потом вокалист предлагает нам две песни собственного сочинения. «Children of the Sea» (4), начинающаяся с прекрасного лирического вступления, перерастающего в бескомпромиссный металл, изменилась мало, но стала мощнее и эмоциональнее, чем в студийном исполнении. Более энергичная «Voodoo» (5), запоминающаяся мощным риффингом, отличается наличием в середине пары дополнительных куплетов, начинающихся со слов «Зло таится у тебя в мозгу, оно прячется у тебя в душе», а также долгим окончанием с ревущей гитарой и криками Дио.
Затем ребята обращаются аж к трем композициям классического состава группы. Синьор Падовона просит нас вспомнить песню с самого первого альбома, который назывался так же, как и группа, да и композиция эта носит точно такое же название. Да, тягучая и суровая «Black Sabbath» (6). Начинается она, правда, почему-то с фолк-рокового гитарного вступления, но затем уже идут знаменитый гитарный вой и медленный, периодически эффектно усиливающийся вокал, которые повлияли на великое множество металлических групп, в особенности из лагеря дума. Дио отлично справляется со своей ролью, издавая леденящие кровь крики и добавляя жутковатого смеха. Первую часть композиции несколько замедлили по сравнению с оригиналом, а в быструю вторую часть поместили более длительный инструментал в конце.
В медленном вступлении к «War Pigs» (7) риффующая гитара настолько искажена, что поначалу не сразу понимаешь, что это за вещь началась. Кстати, голос Ронни Джеймса в ней звучит уже не так органично, хотя и неплохо, а общая продолжительность композиции увеличилась за счет соло на ударных в конце. В отличие от многих подобных «Моби Диков» здесь присутствует определенный ритм, который то убыстряется, то замедляется, хотя Винни Эпписи (так называет его после соло Дио и именно так и нужно произносить эту фамилию) не самый лучший ударник на свете. (Гораздо позднее синьор Падовона как-то в шутку сказал, что манера Винни напоминает тупой стук дубинкой пещерного человека.)
Со стука ударных начинается и «Iron Man» (8). Риффинг, звучащий вскоре, вызывает у аудитории бурную реакцию, а голос Дио, ревущий «Я – железный человек!», весьма близок к гроулингу, что вносит в песню еще большее ощущение опасности. Вспомним, что голос Оззи на этом фрагменте в студийном варианте был роботизирован благодаря каким-то примочкам, а тут ничего подобного не понадобилось – Ронни Джеймс справился сам. Соло отличается пронзительностью и является музыкальной иллюстрацией путешествия во времени, через которое прошел герой песни. Ближе к концу Винни отлично отбивает быстрый ритм, сопровождающийся ревом гитары.
Показав, что он может более или менее неплохо заменить Оззи (хотя и нужно было бы еще поработать), синьор Падовона возвращается к своим песням. Сначала звучит энергичная «The Mob Rules» (9), где голос Дио местами вновь звучит слабее, чем в оригинале (студийные чудеса, что поделаешь?), а затем идет самый продолжительный номер – «Heaven and Hell» (10), зачем-то растянувшийся на неопределенно долгое время и смешавшийся с другими композициями, так что даже трудно понять, сколько же он точно длится. После вступления с мощным риффингом, когда музыка затихает, а гитара выдает блюзовые аккорды, вокалист решает обратиться к залу, предлагая петь вместо него слова «Рай и ад». Договорившись таким образом, он начинает первый куплет, после которого сообщает: «Мы не только снимаем это на видео, но наш следующий альбом будет наконец “живым” альбомом от Black Sabbath». Упоминаемое видео, которое действительно планировалось, так до сих пор и не выпустили, и сейчас эти записи можно где-нибудь найти в виде бутлегов. Наиболее интересной получилась сольная часть – продолжительная и очень мелодичная, в которой самый класс показывает Айомми. Отчасти напоминает, кстати, середину «Fools» Deep Purple. В конце гитара еще долго воет в одиночку, а потом внезапно замолкает. После короткой паузы следует тревожное гитарное начало прекрасной «The Sign of the Southern Cross» (11), но ее по какой-то странной причине не доводят до конца, плавно перейдя к продолжению «Heaven and Hell», как если бы 12 минут было мало. Видимо, очень нравится им эта вещь. Дио тут вставил достаточно продолжительный кусок текста: «На меня смотрит какая-то большая черная фигура» и т.д. Сначала он произносит его речитативом, а потом уже поет. С довольно медленной музыки ребята переходят к более энергичной, а припев Ронни Джеймс уже поет сам (без зала), после чего темп ускоряется и звучит последний куплет. Без всяких пауз мы переходим к энергичной классике в лице «Paranoid» (12), которую Дио поет с каким-то странным заиканием, а в конце вновь звучит риффинг из «Heaven and Hell», после чего вокалист благодарит зрителей под гитарный вой.
Последней песней стала «Children of the Grave» (13), еще одна энергичная композиция, в которой синьор Падовона вновь показывает, что он не хуже Оззи. В начале нет «Orchid», а лишь небольшой проигрыш. В самом же конце альбома, судя по трек-листу, еще звучит акустический инструментал «Fluff» (14), но на диске присутствует только его начало, которого и так практически неслышно из-за оваций зала, а потом все затихает. Это была студийная версия инструментала, записанная на кассету и раздававшаяся из динамиков, когда группа уже покинула сцену, а зрители, они же слушатели, тоже уходили.
Данный концертник показывает группу в отличной форме. (Кстати, так получилось, что занявшийся сольной карьерой Оззи Осборн выпустил в этом же году свой собственный «лайв» «Speak of the Devil», где были представлены только песни Black Sabbath. Получилась своеобразная дуэль!) К сожалению, это оказался последний альбом Дио в составе группы (если не считать «Dehumanizer» в 1992 г.). Парня, которого обзывали «Маленьким Гитлером», просто решили выгнать, поскольку он вместе с Винни якобы шатался по ночам в студии с намерением вокал и ударные в этой записи сделать погромче, а гитару Тони и бас Гизера – потише. Такие глупые обвинения появились в связи с тем, что две стороны никогда не встречались в студии и не знали, что делается в ней в их отсутствие. Ронни с Винни приходили, ждали вторую половину состава, но те не появлялись. Так продолжалось три-четыре дня. По словам Дио, в конце концов ему позвонил Батлер и сказал, что продюсированием займется Тони. Вокалист понял, что басист чего-то не договаривает и спросил прямо: «Если вы не хотите, чтобы я работал над этим альбомом, значит, все кончено?» «Ну… наверное, да», – ответил тот. Обидевшийся Ронни Джеймс после этого позвонил Винни, сообщил, что его дни в «Черной Субботе» сочтены, и предложил ударнику организовать вместе новую команду. Таким образом, уже отметившись в нескольких великолепных группах, Дио вплотную занялся довольно успешной (как и у Оззи) сольной карьерой, а вот у Black Sabbath начались годы шатаний, во время которых группа, превратившаяся в сольный проект Айомми, не смогла выпустить ничего по-настоящему классного. А концертник, кстати, был выпущен уже тогда, когда и этот состав канул в Лету.
P.S. Ремастеринг-версия данного альбома состоит только из одного диска, из которого вырезали все обращения Дио к слушателям, а также заключительный «Fluff». |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет