|
|
|
Katatonia
« The Fall of Hearts »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
01 | Takeover [07:09]
|
| 02 | Serein [04:46]
|
| 03 | Old Heart Falls [04:22]
|
| 04 | Decima [04:46]
|
| 05 | Sanction [05:07]
|
| 06 | Residual [06:54]
|
| 07 | Serac [07:25]
|
| 08 | Last Song Before The Fade [05:01]
|
| 09 | Shifts [04:54]
|
| 10 | The Night Subscriber [06:10]
|
| 11 | Pale Flag [04:23]
|
| 12 | Passer [06:25] |
|
Jonas Renkse - Vocals
Anders Nyström - Guitar
Roger Öjersson - Guitar
Niklas Sandin - Bass
Daniel Moilanen - Drums |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
С трудом пережив сумасшедший две тысячи шестнадцатый год, что беспощадно лупил меня по лицу престранными релизами, я всё-таки решился написать рецензию на решающую работу года, которую откладывал до самого последнего момента, пока нетерпение не пересилило страх.
Прослушивание прошло в моих любимых условиях — в открытой степи, в пасмурную погоду; и такая же обстановка была, когда я впервые решил ознакомиться с BMD (ну что поделать, раз уж здесь традиция такая, ни с того ни с сего упоминать BMD в рецензиях на практически каждый их альбом). Как я и ожидал, песни отдались мне не сразу, завоёвывал я их довольно долго и не с первого раза (за редкими исключениями: пара песен пробились в мою тесную душонку с первой же прослушки). В принципе, такое было практически со всеми их работами после LFDGD включительно.
Я не уверен, в какой момент наши ребята вышли из депрессии, но на TFOH её место занимает задумчивость, местами лёгкая, местами способная неплохо так загрузить.
Да, дорогие мои, я говорю о лирике, знаменитой лирике Йонаса Ренксе, благодаря которой каждую песню Кататонии можно переслушать лишние несколько раз, просто чтобы уловить для себя очередную смысловую грань. Готов заявить, что в этом отношении группа не менялась никогда: о том, что творится в голове Йонаса с самого зарождения Кататонии, можно написать неплохую книгу, а то и несколько добротных томиков, в большей степени с размышлениями об отношении человека к другим людям, и, конечно, к самому себе. И в этот раз он не изменил себе, разве что уделил больше внимания чуть более привычным темам, отойдя в сторонку от самокопания (хотя, в самом-то деле, никуда он от самокопания не отходил и вряд ли когда-нибудь уйдёт, сейчас оно просто-напросто незаметно переплыло на второй план):
Smudged my heart for all to see
But it's so quiet now, makes it harder to shine
Had a dream about tomorrow
But with nothing more to think about, I fade out
Или так:
Map of nowhere is in my hand
The roads are blurred
Sojourners land
So take however long you want
But don't forget my love
You've pledged yourself to come along
Стремления, сомнения, надежды, межличностные отношения, отчаяние, депрессия и другие лирические составляющие уже привычно обрастают множеством метафор, переплетаются между собой, поди распутай; кажется, тексты Йонаса становятся всё более замысловатыми, но разве это когда-то останавливало нас?
Разумеется, нет!
Нас куда скорее остановит ворвавшийся в коллектив Роджер Оджерсон. Ох и делов он натворил на "Падении", голова кругом идет. Стоит только послушать "Passer", с первой же секунды бьющую своего слушателя cразу из всех орудий: хоть убей, а не могу припомнить скоростных соло ни в одном другом альбоме группы. Прослушав две или три минуты песни, я был вынужден отмотать её на начало, т.к. нехилый ступор на некоторое время лишил меня возможности адекватно воспринимать какую-либо музыку. Примерно то же самое было с песней "Sanction": полминуты борьбы с отторжением, попытка понять задумку, ещё одна попытка, ещё две попытки — всё, теперь ложится на ухо и вроде бы даже хорошо, и по-другому не надо.
Главное здесь — уловить настроение песни и освободиться от страха перед новшествами. В "The Night Subscriber" я вообще поначалу услышал (только не бейте) ДЖЕНТ, и, опять же, не на шутку перепугался, но после тех же пары-тройки прослушиваний песня открылась мне, и всё встало на свои места.
Роджер молодец. Это то, что Кататонии действительно было нужно — талантливый гитарист, который сможет уловить общее настроение остальных участников группы, которая, как-никак, уже больше двадцати лет преподносит слушателю своё неповторимое звучание, и не испортить всё своим вкладом в её развитие, а даже улучшить, чтобы у поклонников не возникало мысли, что, мол, мужики уже скоро сгниют в своей нише, но чтобы кричали — а мужики-то ещё могут, это всё ещё интересно слушать и стоит того, чтобы ждать нового релиза несколько лет.
С выделением любимых песен, как вегда, проблема: такая ситуация, что есть песни, которые ты понял, и те, которые, соответственно, не понял (другими словами, их время ещё не пришло). В каждой есть цепляющие моменты, будь то припев ("Takeover", "Last Song Before the Fade", "The Night Subscriber"), инструментальная составляющая ("Serein", "Passer" и "Serac", которая в этом плане превосходит все ожидания и за семь с половиной минут даёт невероятных люлей всем, кто хотел от наших мэтров чего-то новенького), лирика ("The Old Heart Falls", "Vakaren" — на родном языке поёт, всё-таки!), общее настроение песни ("Shifts", "Residual"). Выбирай не хочу.
Перкуссия на альбоме, к слову, вовсе не плохая; она не раздражает, придаёт своеобразия новой атмосфере — а атмосфера-то, как ни крути, новая, и отличается даже от атмосферы своего предшественника. Чего там говорить, этот альбом (по крайней мере, для меня) — какое-то новое откровение, очередная новая эмоция, которую нужно понять и пропустить через себя. Задача не из простых, но вот посему я и люблю этих ребят.
Сложно, очень сложно для меня не ставить этой работе субъективную десятку. Во имя всех, кому тяжко даются последние работы Кататонии, и всех, кого раздражает прог — восемь упавших сердец из десяти. |
|
|
| |
| | | |
| |
Katatonia больше не хочет умирать. Это было понятно ещё после “Dead End Kings”, но если там ещё оставались какие-то подозрения во временном помутнении рассудка, то посредством “The Fall of Hearts” окончательно сказано “Нет!” той густой тени, что неотступно следовала за группой всё это время. Ошмётки былой депрессивности, в лучшем случае, шныряют тут ностальгическими флэшбэками человека, пережившего двадцатилетний кошмар наяву, но нашедшего долгожданное успокоение. В объятиях любимой, наркотиков, или же просто отрешившись от реальности – не столь важно.
Целостность настроения не перешла в музыку, и оно, наверно, даже к лучшему. Обновлённое состояние музыкантов дало не столько простор для фантазии, сколь смелость претворить в жизнь те мысли, что эпизодически появлялись в головах шведов на протяжении двух последних релизов. Самое главное, самое заметное и, возможно, самое спорное решение – заметные слои прога. Katatonia и раньше не сказать, что была предельно простой группой, но в этот раз их рисунки окончательно обособились в стилевую конкретику, из-за чего порой возникает подозрение, что с Opeth они общаются больше положенного. Принимая чужое, очень уж легко потерять собственное, и в этом смысле на “The Fall of Hearts” Katatonia встала достаточно близко к краю. Дальнейшее проникновение проговых элементов чревато полной потерей идентичности, и от былой группы останутся только кислые рожи Renkse и Nyström’а в буклетах.
За широкой спиной проговых замутов остальные “нетипичности” выглядят уже как свои в доску. Акустика, ещё 7 лет назад воспринимавшаяся дичью в музыке шведов, на “Fall of Hearts” слушается логично и уместно. “Decima”, как наследник “Idle Blood” именно в этом смысле, может покоробить только если очевидной балладной направленностью и связанной с этим крайне сентиментальностью, но в общем контексте это уже плоть от плоти звучания группы. Услышь её поклонники группы в 2006-м – их бы парализовало. В этом смысле два предыдущих альбома были необходимым переходным звеном.
Но вот почему Katatonia так и не осмелились на полную ставку принять в свою музыку пост-рок, вокруг которого они ошивались уже давно – загадка, которую не хочется разгадывать. Ведь именно под нынешнее настроение группы эти характерные “тонкие балалайки” жанра будут, как влитые. Примером тому – “Passer”.
Казалось бы, всё. Ставлю крест на группе. Слишком всё стало “не так” с ней с точки зрения как вкусовых предпочтений, так и с точки зрения отношений с альбомами 1996-2006 годов. Тут и прог, с которым у меня конфликт на конфликте, и перкуссия, от которой воешь в потолок, и настроение, которое посещает крайне редко, чтобы найти точки соприкосновения с таким материалом. Тут просто, в конце концов, банальная разбитость материала. И при всём этом это лучший альбом со времён “The Great Cold Distance”. Он тупо нравится, и с этим ничего не поделать. Нет, не всё, весомая часть альбома так и осталась для меня вязким непроходимым туманом. Но даже те 5-6 песен, о которых я могу сказать хорошее – уже успех на фоне того, что было на двух предшественниках. Бонусом к тому: “Viva Emptiness” напылил здесь, как никогда. И дело не в риффах и звуке, которые и прошлый альбом сближали с ним. Не вдаваясь в грех “почему?” и “за что?”: “Serac”, “Passer”, “The Night Subscriber” и, в особенности, красивейшая “Shift”, - песни, словно выдранные пассатижами из “VE”, и преобразованные здесь в угоду актуальным веяниям. Но характерную апатию, тонкой ниточкой насквозь пронизывающую эти песни, никакими слоями светлой краски не замазать. Есть в них ещё, всё-таки, толика былых настроений, своего рода déjà vu, не позволяющие забыть “The Fall of Hearts”, как мучительный сон. Единственный нравящийся трек, не похожий, при этом, на призрак “Пустоты” – “Serein”. В то же время, это первая, со времён “BMD”, песня, о которой можно сказать: “Гроул (в припеве) тут не затерялся бы”. Благо, нетипичная структура позволяет.
Вероятно, оно к худшему, что “The Fall of Hearts” не стал точкой невозврата. Вновь появились надежды, и тем больнее будет расставание, если после всего этого будет ещё большее углубление в нынешнее состояние. По-хорошему, нужно было рвать в самом начале “выздоровления” группы, в 2009-м. Но слишком уж крепкой стала связь с Katatonia за всё это время, чтобы так легко отпускать её после всего происходящего. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 48880 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Почему ты у мамы такой категоричный? Может не дорос?
Night is the New Day вообще один из лучших их альбомов, если не лучший.
А вот влияние акерфельда на большое количество шведских музыкантов раздражает, надоел этот чсв говнарь из 70х. In morning стал говном, кататония всегда лучше опетха была и даже под большим влиянием этого прогрессивного кабзона всё ровно годная, но тенденция плохая.
NO.
У
Ч
Ш
И
Й
Послушайте альбом раз десять в течении пары месяцев, тогда мнение получится более взвешенным.
Здесь действительно прогрессивно, интересно. А вообще впизду ваш митол, пойду Скутер послушаю, айн-цвай полицай, туц-туц, ту-ту-туц!