|
Пока "Соловьи и бомбардировщики" ("Nightingales & Bombers", предыдущий LP группы Manfred Mann's Earth Band) продолжали тиражироваться и распространяться по странам и континентам, внедряясь в людское сознание и привлекая группе новых почитателей, пока рейтинги альбома неуклонно стремились вверх в чартах по обе стороны Атлантики, а боссы в Bronze Rec. подсчитывали барыши и удовлетворённо потирали руки, жизнь коллектива во всех её проявлениях продолжала идти своим чередом. Как-то незаметно-буднично и, казалось бы, без весомых на то оснований группу покинул гитарист и единственный в составе вокалист Мик Роджерс. Должно быть, неуёмное желание начать строить сольную карьеру аргумент и серьёзный, но не настолько, чтобы уходить из столь успешной команды. Судя по всему, Манфред Манн был уже к этому готов и потому без видимых проблем нашёл кем заменить М. Роджерса. Их было даже двое.
Вокалист Крис Томпсон родился в Англии, но детство и юность вместе с родителями провёл в Новой Зеландии и Австралии. В 1973 году (в возрасте 25 лет) он вернулся на Британские о-ва развивать карьеру музыканта (три года в составе MMEB много дадут и Крису и самой группе; в 1979 году Томпсон покинет квинтет и переберётся в Лос-Анджелес). Гитарист Дэвид Флетт до MMEB являлся участником малоизвестного шотландского бэнда Jock из Абердина. На момент своего прихода к Манфреду Манну, Дэвид был самым молодым музыкантом (24 года) в составе.
С разменом М. Роджерса на двух добротных новичков у М. Манна расширились возможности для освоения новых прог-роковых пространств. Катализатором для этого стали куда более значительные творческие потенциалы того и другого в своих "зонах ответственности", чем это концентрировалось в одном Роджерсе. Отчасти распознать те скрытые до поры потенциалы Томпсона и Флетта у М. Манна представилась возможность по ходу краткосрочного гастрольного тура по Великобритании и Штатам в канун начала студийной работы над новой пластинкой. Как и самим музыкантам показать себя в боевых, что называется, условиях.
Вокал К. Томпсона оказался весьма колоритным, выразительным и с достаточно широким диапазоном. А Д. Флетт, в сравнении с тем же Роджерсом, был и техничнее и вариативнее. Когда внимание "чистого" гитариста сосредоточено исключительно на своём инструменте, это всегда в его пользу.
В репертуаре группы в том туре, надо заметить, была апробирована пара рабочих версий будущих номеров для грядущей пластинки (к примеру, "The Road To Babylon" с ориентировочным названием "Well, Well, Well" и немного другим текстом).
Одной из первых в студии The Workhouse была записана инструментально-вокальная пьеса "Blinded By The Light". Очередной кавер MMEB, непревзойдёнными мастерами создавать которые М. Манн и его команда считались уже не первый год. Отменная работа квинтета, вновь ставшая куда более удачной и успешной, чем оригинал Брюса Спрингстина, на этот раз незатейливый фолк-блюзовый, под акустическую гитару самого автора трек из его дебютного LP 1973 года "Greetings From Asbury Park, N. J." Как и в случае с "The Roaring Silence" у MMEB, эта песня Спрингстина открывала программу той его пластинки и так же выходила отдельным синглом. Подобный нехитрый, но крайне удачный манёвр М. Манн провернул ещё на прошлогоднем своём альбоме "Nightingales..." с композицией всё того же Б. Спрингстина "Spirits In The Night". И это было по-достоинству оценено многочисленными американскими поклонниками MMEB, на которых, забегая чуть вперёд хочу отметить, М. Манн и ориентировал главным образом программу нового диска.
В формате сингла эта рок-сюита вышла за три недели до релиза самого альбома и это был очередной успешный коммерческий трюк менеджмента группы: на момент начала продаж LP "The Roaring Silence", сингл с "Blinded..." уже возглавлял британский UK Single Chart.
"Мама всегда говорила мне - не смотри в сторону солнца. Но, мама, это же самое интересное!" - стержневая мысль в "Blinded By The Light" с ещё парой примечательных моментов. Один из них - это поэтапное чередование соло гитары Флетта и клавишных Манна, другой - контрапункт завораживающего вокального многоголосья в завершении номера на фоне акцентированной бас-гитары и эл. органа. Самая же привлекательная часть композиции - это инструментальный фрагмент с сольной гитарной дорожкой, с крещендо в точке, где мощной волной накатывает смешанный хор из 12 человек с лидер-вокалом К. Томпсона, фортепьяно и струнной секцией одновременно.
Где-то здесь в записях вокальных партий поучаствовал и уже покинувший группу Мик Роджерс. Это был его прощальный акт в составе MMEB, после чего бывший, в своё время казавшийся незаменимым в квартете поющий гитарист, отправился в Австралию. Как сторонник странного творчества Фрэнка Заппы и его авангардно-джазового направления, М. Роджерс в течении нескольких лет будет пытаться наладить свою сольную карьеру. Тогда никто и предположить не мог, что спустя четыре года пути его и группы Манфреда Манна вновь пересекутся. Но это уже совсем другая история.
Ещё одна кавер-версия - "Singing The Dolphin Through". Это буколическая пьеса шотландского музыканта и композитора Майка Эрона (Mike Heron), известного по участию в струнном трио The Incredible String Band в 60-х и начале 70-х годов. Это объединение, впрочем, было известно ещё и своей принадлежностью к движению хиппи. Куда большего признания всё же Эрон добился чуть позднее с собственным проектом Mike Heron's Reputation.
Выбор М. Манна, исходя из названия этой песни, очевиден. Экологические проблемы занимали особое место в творчестве MMEB. Хотя, судя по тексту, эта композиция не совсем про это. Весьма трогательное вступление с женским мягким хоровым напевом, рефреном повторяющим фразу из заголовка одновременно с высокими звуками металлофона, имитирующими свист дельфина. Сложное инструментальное сопровождение с ведущими клавишными и периодически включающейся гитарой Д. Флетта. Ведущий вокал К. Томпсона органично сочетается с бэк-вокалом женского трио. Очевидный минус этого номера - излишне затянутая концовка с весьма сомнительным участием саксофона. Сама по себе эта партия вполне себе привлекательна (как и роскошная блондинка Барбара Томпсон, в чьём исполнении она звучит), однако, имело бы больший смысл этот фрагмент поместить где-то в середине трека. Или не использовать его совсем.
Неординарное название инструментального опуса "Waiter, There's a Yawn In My Ear" поначалу вызывает лёгкое недоумение. Впрочем, ближе к завершению этой интересной композиции какие-либо мысли о названии улетучиваются сами собой. Далёкое уже джазовое прошлое Манфреда Манна проявляется здесь в его импровизационных "выходках" с пограничными и с джазовыми, и даже психоделическими вариациями в фрагментах с двумя, а порой и с тремя параллельными партиями клавишных. Впрочем, в этих своих экзерсисах Манн не позволяет себе заходить слишком далеко, своевременно на смену синтезатору подключая гитару Флетта с его романтическим звучанием в духе Карлоса Сантаны. Сложный микст гитары и клавишных завершает эту инструментальную пьесу, где уже на финише на пару секунд врывается интершум стадиона. Но эта иллюзия концертного номера обманчива - запись этой композиции от начала и до конца студийная.
Прелюдия псевдо-григорианского распева в "The Road To Babylon", плеск воды, создающий соответствующую атмосферу под женское песнопение ("У вод Вавилона мы легли и заплакали о тех людях, к которым принадлежу и я. Здесь мы вспоминаем, кто мы такие...") опять не должны вводить нас в заблуждение. Вскоре эта недолгая хрупкая идиллия исчезает, решительно вступает вокал К. Томпсона и вновь сложное инструментальное наполнение с сильной гитарной партией Д. Флетта, которая с восточным колоритом всё того же К. Сантаны доминирует в этой сюите. В завершении мощное хоровое крещендо с резко обрывающимся звучанием номера, способным слушателя-дебютанта на мгновение вогнать в ступор.
На протяжении всей программы альбома вариативность использования клавишных (эл. орган, акустическое фортепьяно, синтезаторы) во всевозможных сочетаниях обширна и разнообразна, изысканна и подчас просто совершенна. Изящные гитарные соло Дэвида Флетта, полные откровений и пока ещё неизведанной таинственности для бывалых почитателей MMEB, пробуждают разного рода эмоции - от недоумения до восторга. Уровень сложности мелодических схем и изощрённость аранжировок не идут ни в какое сравнение с тем, что эти самые почитатели у этой группы слышали до сих пор.
Но вот ведь парадокс! У этих без сомнений качественных подвижек, выводящих таким образом MMEB в один ряд с ведущими формированиями британского прог и арт-рока современности (King Crimson, Yes, Genesis), проявились неизбежные в таких случаях побочные свойства - музыка группы стала более манерной, академичной и, как следствие, скучной.
Вторая сторона этого LP получилась с оттенками техно-психоделии и обилием утомительных импровизаций М. Манна, очевидного доминатора этой части программы. Это симптоматично для последующих двух номеров ("This Side Of Paradise" и "Starbird"). Однако, в завершающей композиции "Questions" ситуация несколько иная.
Слишком флегматичное звучание для завершения, при том, что вокал Криса Томпсона с его брутальной хрипотцой просто бесподобен. Но вот философское содержание текста (барабанщик группы К. Слейд ещё на LP "The Good Earth" зарекомендовал себя, как автор серьёзной песенной поэзии) и соответствующая тексту меланхоличная мелодия, скатывающаяся к финишу в затухающее диминуэндо... Это что? Ощущение некой недосказанности и чувство лёгкого разочарования чуть смазывают впечатления от сильного в целом альбома.
Однако, победителей не судят. И хотя музыка Манфреда Манна в этой работе MMEB далека от коммерческих клише, именно "The Roaring Silence" оказался самым продаваемым альбомом в истории этой группы.
Самый продаваемый, впрочем, не всегда самый лучший. Как и не всё то золото, что блестит. Такое мы уже проходили. И не раз. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет