|
Полстолетия назад Дэйв Гринслейд был клавишником весьма привлекательного арт-рок-коллектива Colosseum, в первой половине 70-х годов он собрал и в течение нескольких лет продвигал в одному ему ведомом направлении собственную группу Greenslade. В 1976-м, ввиду неконкурентноспособности, тот квартет им был распущен. Последующие четверть века Гринслейд ни шатко ни валко занимался сольной деятельностью: сочинял музыку для театра, кино и телевидения, между делом записал под своим именем четыре полновесных диска ("Cactus Choir", 1976 г.; "The Pentateuch Of The Cosmogony", 1979 г.; "From The Discworld", 1994 г.; "Going South", 1999 г.), которые с тем же успехом мог выпустить и под вывеской Greenslade. Это ровным счётом ничего бы не меняло, т.к. состав его сопровождающих музыкантов если периодически и ротировался, то не так уж и радикально. А бас-гитарист Тони Ривз так и вовсе ещё со времён Colosseum оставался неизменным участником всех формирований Д. Гринслейда.
Неизменным оставался и принятый им на вооружение ещё с 70-х годов метод формирования составов - никаких гитаристов и "чистых" вокалистов, лишь два клавишника и ритм-секция.
Впрочем, каким бы составом Гринслейд ни писал свои персональные диски, результат бывал неизменно скромным. Отсюда и отсутствие постоянного контракта с какой-либо из компаний звукозаписи и, как следствие, невозможность осуществлять серьёзную концертную деятельность.
Возможно, чтобы как-то переломить эту ситуацию, на стыке веков Дэйву пришла в голову мысль попытаться изменить свой статус непризнанного гения. Как когда-то в 1972 году. Локальный успех первых двух пластинок, выпущенных в 1973 г. квартетом Greenslade, видимо, всё ещё согревал душу пианисту Д. Гринслейду, который в те давние времена мнил себя клавишником никак не ниже уровня Кита Эмерсона. И тогда у него на то были основания.
Ввиду отсутствия контракта с фирмой грамзаписи, вопросы финансирования нового проекта тяжким бременем легли на плечи самого Гринслейда. Привлечь голой идеей удивить мир эпохальным альбомом, не подкрепив её солидным денежным бонусом, серьёзных музыкантов с именами ему было вряд ли возможно. Даже для Дэйва это было более чем очевидно. Помимо верного соратника Тони Ривза, в группу нового созыва тогда вошли свободные на тот момент от каких-либо обязательств барабанщик Крис Коузенс, известный по работе с английским музыкантом Аланом Паркером, и поющий пианист Джон Янг. У этого товарища был более интересный послужной список - недолгое пребывание в перманентно рефлексирующей Asia и участие в пафосном, но безнадёжном проекте под названием Qango с такими известными личностями, как Джон Уэттон и Карл Палмер. Это трио объединилось в 1999 году после безрезультатной попытки поднять из руин многострадальную Asia, однако, проведя ряд концертных выступлений, летом 2000 года триумвират Qango распался, оставив в своём активе "посмертный" концертный диск.
Таким составом, практически в домашней обстановке, Д. Гринслейд и готовил программу альбома "Large Afternoon". Ожидать чуда от спонтанно сложившейся четвёрки столь разномастных музыкантов было затруднительно. Его и не случилось. У молодых интересантов, следящих за музыкальными новинками в области прогрессивного рока, эта работа неведомого им образования под названием Greenslade вряд ли вызвала сильные эмоции, почитателей же подобной музыки со стажем, а истовых поклонников тех же Colosseum и Greenslade 70-х годов в особенности, альбом просто обескуражил.
Всё те же финансовые проблемы не позволили зачинщику этой затеи для усиления звуковой палитры программы "Large..." пригласить музыкантов-акустиков, саксофониста, допустим, или скрипача. Или парочку бэк-вокалисток. Кстати, к качеству звукозаписи этой работы есть вопросы. Строго говоря, уровень её звучания хуже, чем на виниловых пластинках группы начала 70-х годов. Но даже не это тянет оценку альбома вниз. Сама музыка.
Стремясь, вероятно, показаться современным, Д. Гринслейд решил на сей раз обойтись без традиционного набора клавишных инструментов, убрав из собственного привычного арсенала орган Hammond, эл. пианино Fender Rhodes, mini Moog, отдав предпочтение синтезаторам, которые ко всему прочему ещё и не в должной мере были им освоены. Отсюда в звучании клавишных на "Large..." много пафосного шума-звона, похожего порой на звучание той же Asia или Стива Уинвуда образцов 80-90-х годов, и почти ничего из того, что было характерно для тандема пианистов Гринслейд-Лоусон образца 1973 г.
Складывается впечатление, что либо Гринслейд подрастерял своё былое незаурядное умение за два с лишним десятка лет вялой творческой деятельности, либо умышленно вознамерился упростить программу нового альбома до такой степени. Тем самым как бы приблизить её к пониманию современного слушателя прог-рока. В итоге же скатился до тривиального непритязательного звучания, свойственного посредственным музыкантам в ресторанных джаз-бэндах. Хотя, замечу, и у подобной музыки есть свои поклонники.
Впрочем, сами по себе мелодии многих композиций совсем даже не плохи, а в паре номеров так и просто хороши, но вот с аранжировками беда. В большинстве своём они настолько примитивны и однообразны, что ничего кроме недоумения не вызывают. Четыре трека из девяти с вокалом. И здесь ещё одна болевая точка альбома. Голос Джона Янга не впечатляет, к тому же, на мой придирчивый взгляд, совсем не монтируется с мелодическими схемами композиций. Понимал это, по-видимому, и сам Д. Гринслейд, оттого в каких-то случаях он сам подключался в качестве второго вокалиста, местами весьма удачно, к терпящему бедствие Дж. Янгу.
Самая обнадёживающая вещь программы с привлекательной мелодией - это "On Suite". В целом, набор номеров в "Large..." далёк от арт- или прог-роковых стилистических направлений, но как раз-таки в этой сюите, в инструментальных её фрагментах, есть успешные попытки импровизаций клавишников в отчётливом прог-роковом звучании с искусной имитацией духовых и струнных инструментов синтезаторами.
Интересна композиция “In The Night”, даже несмотря на минорное её настроение, близкое к депрессивному. Мягкая, с намёками на блюз мелодия, аскетичное инструментальное сопровождение при минимуме одновременно звучащих инструментов. Здесь в какой-то мере и вокал Янга преобразился, особо стоит отметить концовку номера с органичным подключением бэк-вокалистов.
Большинство инструментальных номеров в программе альбома по своему содержанию весьма напоминают саундтреки к познавательным документальным фильмам или видовым зарисовкам с горными массивами, океанскими или небесными просторами, разнообразными природными ландшафтами. Незамысловатые, ненавязчивые атмосферные мелодии, исполненные в лёгком жанре поп-рок.
Критическая реакция музыкальной общественности на эту неоднозначную работу квартета Дэйва Гринслейда была достаточно негативная, жесткая и, быть может, даже неожиданная для самих музыкантов. Как бы там ни было, впредь группа подобных студийных экспериментов не проводила. Сразу же после завершения работы над "Large Afternoon" в составе квартета произошла ожидаемая замена - вместо неубедительного ударника К. Коузенса, был приглашён некто Джон Троттер. С ним группа провела гастрольную поездку, в ходе которой был записан материал для концертника "Greenslade 2001 - Live: The Full Edition", вышедший в релиз в 2002 году.
2003 год. Очередная смена барабанщика, и на этом, собственно, в истории Greenslade следовало бы поставить точку.
Впрочем, эта группа и по сей день считается действующей, хотя деятельность старины Д. Гринслейда, которому уже под восемьдесят, и его команды скорее символична, чем реальна. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
В 1997 году Colosseum тем же составом записали студийный диск "Bread And Circuses" и провели ещё ряд концертов всё в той же Германии, куда периодически приезжали и в последующие годы для, как правило, участия в разных рок-фестивалях по специальным приглашениям организаторов. Д. Гринслейд неизменно был участником всех этих мероприятий.