![](/img/music-revpage-borderl.png) |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/music-revpagel-top1.jpg) |
Dirkschneider
« My Way »
![](/img/blank.gif) | ![](/img/music-revpagel-top2.jpg) |
![](/img/blank.gif) |
| ![](/img/blank.gif) |
![](/img/blank.gif) ![N](/img/icon-music-n.gif) |
![Название](/img/icon-music-name.gif) |
![](/img/blank.gif) | |
![](/img/blank.gif) | |
![](/img/blank.gif) | |
01 | Faith Healer (Alex Harvey)
|
![](/img/blank.gif) | 02 | Fire (The Crazy World Of Arthur Brown)
|
![](/img/blank.gif) | 03 | Sympathy (Uriah Heep)
|
![](/img/blank.gif) | 04 | They Call It Nutbush (Ike & Tina Turner)
|
![](/img/blank.gif) | 05 | Man On The Silver Mountain (Rainbow)
|
![](/img/blank.gif) | 06 | Hell Raiser (Sweet)
|
![](/img/blank.gif) | 07 | No Class (Motorhead)
|
![](/img/blank.gif) | 08 | Rock And Roll (Led Zeppelin)
|
![](/img/blank.gif) | 09 | The Stroke (Billy Squier)
|
![](/img/blank.gif) | 10 | Paint It Black (The Rolling Stones)
|
![](/img/blank.gif) | 11 | He’s A Woman, She’s A Man (Scorpions)
|
![](/img/blank.gif) | 12 | T.N.T. (AC/DC)
|
![](/img/blank.gif) | 13 | Jealousy (Frankie Miller)
|
![](/img/blank.gif) | 14 | Hell Bent For Leather (Judas Priest)
|
![](/img/blank.gif) | 15 | We Will Rock You (Queen)
|
![](/img/blank.gif) | 16 | Kein Zurück (Wolfsheim)
|
![](/img/blank.gif) | 17 | My Way (Frank Sinatra) |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/icon-music-v.gif) ![Состав группы](/img/icon-music-band.gif) ![->](/img/icon-arr-1r.gif) Udo Dirkschneider — Vocals
Stefan Kaufmann — Rhythm Guitar, Lead Guitar (05), Backing Vocals
Peter Koobs — Rhythm Guitar, Lead Guitar (01, 02, 10, 13), Backing Vocals
Peter Baltes - Bass, Backing Vocals
Sven Dirkschneider - Drums, Backing Vocals |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/icon-music-v.gif) ![Информация](/img/icon-music-info.gif)
Recorded during pandemic times at various location between May and September 2021
Producer – Martin 'Mattes' Pfeiffer
Co-producer – Peter Koobs
Co-producer, Engineer, Edited By – Stefan Kaufmann
Lead Guitar – Andrey Smirnov (04, 07, 08, 10 to 12, 14), Dee Dammers (04, 08, 09, 14 to 16), Mathias "Don" Dieth (03)
Organ – Harrison Young (03, 05)
Saxophone – Tommy Schneller
Trombone – Dieter Kuhlmann
Trumpet – Jens Buschenlange
Backing Vocals – Boris Delic, Manuela 'Ella' Bibert
Percussion [Military Snares] – Martin 'Mattes' Pfeiffer |
|
![](/img/music-revpagel-bot1.png) |
![](/img/blank.gif) |
![](/img/music-revpagel-bot1.png) |
|
|
![](/img/blank.gif) |
| ![](/img/blank.gif) |
|
![](/img/blank.gif) |
![](/img/music-revpager-logo1.gif) ![](/img/music-revpager-logo2.gif) ![](/img/music-revpager-logo3.gif) ![](/img/music-revpager-logo4.gif)
![](/img/music-revpager-top0l.png) |
![](/img/blank.gif) «Не стареют душой ветераны»!
Бывают в жизни моменты, когда ты оборачиваешься назад, смотришь в прошлое и пытаешься взвесить всё плохое и всё хорошее, что было на твоём пути. Для кого-то достаточно просто смахнуть пыль со старого фотоальбома, а кто-то рвётся не только вспомнить, но и окунуться в минувшие дни с головой, тряхнуть стариной, доказать самому себе, что даже если он уже стар, то наверное еще далек от конца своих дней.
Ко второй категории людей относится и небезызвестный Удо Диркшнайдер. На счету маэстро и практически единоличное создание германской Heavy Metal сцены, и создание легко узнаваемого звучания в стиле "Accept", и весьма сильное влияние на мировую тяжёлую сцену. Но что привело такой категорический талант к музыкальному Олимпу? Именно на этот вопрос решил ответить Диркшнайдер, записав альбом каверов "My Way".
У альбома ровно две отличительные черты:
1) Подбор песен. Каждая песня - известный хит. Удо не стал идти по пути духоты, выбирая для перепевки малоизвестную композицию известной команды, как это любят делать различные каверисты. При этом основная идея заключалась в том, чтобы отдать дань уважения тем артистам, которые и повлияли на создание уже классического звучания Accept: здесь и очевидные The Sweet, в любви к которым германец признается с удивительным постоянством, и AC/DC (голос Джонсона очень часто сравнивают с голосом Диркшнайдера), и старые друзья вроде Motorhead и Judas Priest, и многие другие.
2) Подача. Маэстро не пошёл по пути каких-нибудь пресловутых Iced Earth, не стал переигрывать и перепевать песни один в один. Все песни звучат в фирменном стиле Accept. Даже незабвенная "We Will Rock You" зазвучала, как песня с альбома "Time Bomb". Проще говоря, Удо не просто сформировал под влиянием этих исполнителей свой стиль, но еще и сумел перетянуть их под своё фирменное звучание.
В итоге вроде бы уже матёрый музыкант не только сумел отдать дань уважения прошлому, но и вполне готов создавать будущее. Плодовитость маэстро не вызывала вопросов, энергетика его концертов вовсе отметала сомнения в неугасающем таланте, а подобный релиз лишь в очередной раз доказывает, что Удо Диркшнайдер может не только доказывать, но и способен через музыку передать нам частичку неутомимого себя. |
![](/img/music-revpager-top0r.png) |
![](/img/music-revpager-botll.png) |
| ![](/img/music-revpager-botrr.png) |
| | | |
| |
![~](/img/icon-zig.gif)
|
| ![](/img/music-revpage-borderr.png) |
просмотров: 13352 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).