|
Легендарная британская группа, ближайший "родственник" Caravan. Музыканты обеих групп раньше вместе играли в коллективе The Wilde Flowers, пока в 1966-м году Кевин Эйрс, Роберт Уайетт и Майк Ратледж под наставничеством самого старшего и наиболее опытного Дэвида Аллена не решили организовать собственный ансамбль.
Названный в честь романа Уильяма Берроуза (название романа "The Soft Machine" обычно переводят как "Машина размягчения", хотя здесь Берроуз сознательно использовал игру слов, т.к. Soft Machine - это еще и "нежная машина") коллектив успел засветиться в андеграундных музыкальных кругах, выпустить сингл, а также претерпеть изменения в составе, прежде чем записать свой первый альбом. Более того, состав группы менялся прямо во время создания дебютного альбома, и это станет своеобразным отличительным знаком Soft Machine. В ее истории не было и двух дисков, записанных одним и тем же составом. В конце концов эта текучесть кадров приведет к тому, что к записи альбома "Softs" (1976) из первоначального состава не останется вообще никого. Через группу пройдут такие великие музыканты, как гитаристы Алан Ходсворт и Джон Этеридж, духачи Брайен Хоппер, Алан Уэйкман (двоюродный брат Рика Уэйкмана из Yes), Линн Добсон, Джими Хастингс и несравненный Элтон Дин, после ухода которого (и с приходом Карла Дженкинса) группа станет неизбежно деградировать.
А пока "машинисты" - конкуренты Пинк Флойд по клубу UFO, исполняющие психоделический поп с едва заметным уклоном в джаз. Весьма точное представление о том, что являла собой группа в 1966-67-м годах, можно получить, послушав компиляцию "Jet Propelled Photographs", а еще лучше - бутлеги тех времен, чтобы убедиться, что Soft Machine тех лет играла вполне обычную и даже конформистскую по тем временам музыку (какую исполняли The Move, Idle Race, Kaleidoscope и еще куча психо-групп), иногда позволяя себе на концертах слегка почудить.
Однако к первому альбому, превратившись с вынужденным уходом Аллена (который вскоре организовал группу Gong) в трио, музыканты заметно выросли как в композиторском, так и в исполнительском планах. Игра Уайетта стала более изысканной и прочувствованной, Ратледж проявил себя достаточно техничным и изобретательным клавишником, извлекая из своего электроограна весьма необычные для этого инструмента звуки, а Кевин Эйрс явил образцы зрелой лирики (в "Why Are We Sleeping?") и склонности к эксперименту ("Joy Of A Toy"). Заменивший Эйрса новый басист Хью Хоппер также отлично вписался в общую экспериментаторскую направленность альбома, которая найдет продолжение и на последних реализах группы, достигнув апогея на великолепном "Third" (1970). Стилистически диск представляет собой весьма интересную разновидность психоделии. Являясь своего рода альтернативой Пинк Флойд, Soft Machine записали альбом по психоделическим канонам, но заменив при этом фолковые мотивы и электронно-шумовые эксперименты джазовыми импровизациями. Получившееся при этом звучание, весьма оригинальное, пока еще нельзя назвать джаз-роком, но крепкая синкопированная ритм-секция и умелая клавишная работа во многом предвосхищают звучание джаз-роковых коллективов грядущего десятилетия.
Диск открывается резвой композицией "Hope For Happiness", задающей тон всему альбому. Однако вся резвость предваряется атмосферным вступлением с завывающим вокалом Уайетта, разведенным по двум каналам, под аккомпанимент электронного фона электрооргана и почти произвольное постукивание по барабанам. Вокал Уайетта - тема отдельного разговора. Тембром он напоминет молодого Питера Гэбриэла, а также Хастингса из Caravan, и несмотря на всю свою хрупкость, являет собой образец великолепного джазового пения. Особенно впечатляет вокал на "A Curtain Kind", где магнетический и почти плачущий голос Уайетта вдруг неожиданно переходит в величественный хорал, гармонично сочетаясь с электроорганом Ратледжа. Не удивительно, что Уайетта как вокалиста приглашали к записи своих дисков Hatfield And The North и News From Babel (хотя у первых был Ричард Синклер, а у вторых - несравненная Дагмар Краузе). Вторым вокалистом (а заодно и басистом) на этом диске выступил Кевин Эйрс. Его солидный баритон является полной противоположностью вокалу Уайетта, удачно дополняя вокальную палитру на альбоме. Как басист и сочинитель Эйрс продемонстрировал умение не только создавать контрапункты к основной мелодии, дополняя при этом ударные, но и неординарность композиторской мысли. Его композиция "Joy Of A Toy" начинается запоминающимся бас-гитарным соло на фоне эфирных клавишных и ненавязчивой ритм-секции, однако в какой-то момент напряжение нарастает и можно услышать гениальную по своей простоте и изящности кульминацию, состоящей из одной пульсирующей ноты, воспроизводимой электроорганом и бас-гитарой и поддерживаемой мощными ударными Уайетта. Композиции "Save Your Self" и "Lullabye Letter" напоминиают о недалеком прошлом группы, являя собой поп-музыку, но с несколько саркастичными текстами. Короткий дивертисмент "We Did It Again", в котором вместе поют Эйрс и Уайетт - все, что осталось от получасовой (а иногда и более длительной) композиции, которой музыканты любили потрепать нервы слушателям на своих ранних выступлениях. А в инструментальной "So Boot If It All", похожей на студийный джем, группа похвасталась своей витуозностью: свингующий бас Эйрса, постоянно срывающийся на солирование, убедительные электроорганные экзерсисы Ратледжа и бесподобное ураганное соло Уайетта - все это стало свидетельством рождения безусловно выдающейся и экстраординарной группы, которая просто обязана рано или поздно явить свету нетленный шедевр. Ждать осталось недолго - два года.
Параллельно с выходом дебюта Soft Machine увидел свет и первый альбом Caravan. Нелишне отметить, что в начале своей карьеры обе группы играли вполне схожую музыку. Причем, схожую настолько, что многие ранние композиции Caravan'а органично бы вписались в ранние альбомы Soft Machine, и наоборот. Правда, в отличие от Каравана, "машинисты" были менее последовательны в своих творческих изысках, а если выражаться точнее - непоследовательны вообще. В то время как Хастингс и братья Синклеры спокойно эволюционировали в выбранном еще на дебюте направлении, то Soft Machine после ухода Уайетта, стало просто лихорадить: помимо непрекращающихся и ничем не оправданных перестановок в составе, таких резких стилистических колебаний от импровизационного джаза ("Fifth", 1972) до откровенной электронной попсы через год ("Seven", 1973) не знал, пожалуй, ни один прогрессивный ансамбль тех времен.
Ну а этот альбом уже давно стал классикой не только прогрессивного рока, но и всей современной интеллектуальной музыки. Настоятельно рекомендую. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет