|
Блестящая новаторская американская группа, кристаллизовавшая вместе с Mahavishnu Orchestra и Return To Forever зародившийся в конце 60-х жанр джаз-рока.
В целом, звучание дебютного альбома Weather Report во многом схоже с относительно недавним эпохальным полотном "Bitches Brew" (1969) Майлза Дэвиса, для которого Завинул сочинил практическу всю музыку. Однако, здесь есть и принципиальные отличия. В найденную совместно с Дэвисом формулу джаз-рока Завинул добавил немного амбиента и этнических мотивов, преимущественно африканских и латиноамериканских. При этом, в отличие от Soft Machine среднего периода, Weather Report основывали свои амбиентые экскурсы исключительно на гладком атмосферном звучании, почти не прибегая к пульсации "звуковой петли". Типичнейшим примером такого подхода является вступительная "Milky Way". Этническая составляющая музыки, которая в гораздо большей степени найдет свое отражение в будущих работах группы, на этом альбоме проявилась в продолжительном опусе Завинула "Orange Lady" с явными тибетскими мотивами.
Игра первого басиста и сооснователя группы Мирослава Витуса (чеха по происхождению) кардинально отличается от манеры исполнения его будущих заместителей - Альфонсо Джонсона, Жако Пасториуса и Виктора Бейли. Витус гораздо чаще прибегал к акустическому басу (как, например, в композициях "Morning Lake" или "Eurydice") с несколько фри-джазовыми акцентами при исполнении (особенно это заметно в неистовой "Seventh Arrow" - первом и единственном полностью фри-джазовом эксперименте группы). Игра же Витуса на электрической бас-гитаре гораздо ближе к фудаментальному джаз-року, в то время как Джонсон и Пасториус развивали, скорее, фанковые приемы. Очень впечатлает сочинение Витуса "Waterfall" с изумительным соло на акустическом басу на фоне атмосферных клавишных Завинула.
В записи диска также принимал участие известный бразильский перкуссионист Аирто Морейра, игравший на альбомах самого Антонио Карлоса Жобима (очень рекомендую его работу "Matita Pere" 1973 с участием Морейра - блестящая смесь босса-новы, современной классики и джаза!)
С самого начала, группе, в которой всегда присутствовали виртуозные исполнители, будет свойственно вуалировать свое техническое совершенство при записи студийных альбомов, но зато полностью "раскрываться" на концертах (чему служит блестящим подтверждением двойник "Live And Unreleased", на котором собраны живые записи группы 1975-83 г.г.). И Завинул, и Шортер на этом и последующих альбомах предпочитают строить свою игру на коротких, но законченных фразах, иногда состоящих из одной-единственной ноты, как, например, в футуристической (благодаря своеобразному звучанию электропианино Завинула и плотному ритму) "Umbrellas" или же почти танцевальной "Tears" с великолепной игрой Витуса на бас-гитаре.
Несмотря на то, что зенит творчества группы придется на альбомы 1974-77 г.г., лично я склонен считать их дебют одной из сильнейших работ Weather Report. Здесь группа звучит как никогда сплоченно и свежо; Завинул еще не подошел вплотную к тотальному пресыщению звучания группы электронными клавишными, а группа в целом не скатилась до самопародии в результате истощения кладезя оригинальных идей. После распада группы Завинул соберет недолговременный проект Weather Update с Виктором Бейли, Питером Эрскином (в общем, с музыкантами последних альбомов Weather Report минус Уэйн Шортер) и какое-то время еще будет препарировать дух великой группы. Впрочем, это все еще впереди. А пока - новое слово в джаз-роке, так и крутившееся на языке в последние года два, наконец-то сказано. Ура! |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет