|
В начале 1975-го года Дэвид Аллен и Джилли Смит покинули Gong, по сути, свое детище, оставив его на произвол судьбы. Причину ухода Аллен объяснял будто бы нездоровой атмосферой в группе, отсутсвием сплоченности, взаимопонимания и т.п. Тем не менее, то, что из уст любого другого экс-лидера некогда великой группы выглядело бы "левой отмазкой", у Дэвида выглядит вполне искренее, и ему можно верить. Если в первые дни своего существования Gong жили дружной хиппацкой коммуной, играя чудаковатую музыку просто себе в кайф, то чем дальше, тем все больше Gong напоминал мэйнстримовую проговую группу, серьезную до мозга костей и суперпрофессиональную. Уже на "You" влияние Аллена было минимальным и ограничивалось, главным образом, текстами и случайным вокалом, в то время как главным музыкальным заводилой был Хилледж. На "Shamal" же и Хилледжа почти не слышно. В общем-то, "Shamal" - самый безликий гонговский диск за всю историю их существования; с одной стороны, здесь нет харизматичной личности или какого-то явного лидера, который мог бы направить старания в безусловно талантливых музыкантов в нужное русло (на "Gazeuse" хотя бы был Холдсворт); с другой же стороны, при отсутствии лидера, Gong на этом альбоме не представлял собой цельного и сплоченного коллектива: Мерлен постоянно психовал и метался, Хилледж так и не завершил звукозаписывающие сессии, а новый клавишник Патрис Лемуан при всей его виртуозности вообще никак не вписался в стилистику группы. В общем, ни то, ни се. В итоге на этом диске Gong - это Лебедь, Рак и Щука. Хаулетт тянет в рок, Патрис Лемуан - в арт-рок, Малерб - в этнику и джаз, Мерлен - вообще в нью-эйдж.
"Shamal" по большей части напоминает скелет бывшего Гонга. Основа, вроде, та же: джаз-рок, саксофонно-флейтовые выкрутасы в восточном стиле, вибрафонные флюиды... Однако, начисто исчезли спонтанность и абсурдизм - их место заняли расчетливость и рассудочность; неповторимая атмосфера Дальнего Космоса уступила свое место земным ландшафтам, больше напоминающим рабочий кабинет; исчез воздух других планет, которым так и веяло от каждой работы группы - вместо него теперь какой-то удушающий смрад; не осталось и следа от человеческой теплоты, исходившей от предыдущих альбомов; не стало той неформальности, нетрадиционности. Все композиции на альбоме тщательно выверены и сбалансированы. Все ингредиенты дозированы и отфильтрованы. Добавьте сюда невероятно сухое и рафинированное звучание диска ("спасибо" Мейсону из Пинк Флойд) - и от Gong вообще ничего не останется.
"Wingful Of Eyes", написанная Хаулеттом, открывается неспешным ленивым инструменталом, звучащим, словно иллюстрация к обложке диска: так и представляются песчаные барханы, сухой ветер и однообразное синее небо. Вокал Хаулетта, в общем-то, уже более или менее традиционен для группы (он пел наряду с Алленом), да и фирменная гитара Хилледжа тоже присутствует, однако слушая эту нетипично прямолиненейную для Гонга вещь, начинаешь четко осознавать: Гонг кончился. Среди маловразумительной и откровенно скучной музыки, представленной на диске, явно выделяется красивая композиция Малерба "Bambooji", стилизованная под японскую народную музыку, с великолепной игрой на бамбуковой флейте и запоминающейся мелодией. Гитара Хилледжа и скрипка Пинчевского, звучащие в средней части этой вещи, добавляют рОковой динамики в этот вполне удачный псевдо-этнический эксперимент. Порадовал и Мерлен, сочинивший очень грациозную "Mandrake", построенную, как и следовало ожидать, на вибрафонно-маримбовых переливах, в то время как флейта Малерба, ведущего основную мелодию, придает композиции изящества и выразительности. Здесь же Малерб показал себя изумительнейшим солистом, расцветив и без того колоритную вещь, своими мелодичными и при этом техничными саксофонными кружевами. Одноименный с диском опус, сочиненный всей группой, представляет собой донельзя невыразительный фанк, однообразный и невдохновенный, и этой композицией музыканты как бы ставят в творчестве Gong даже не точку, а какую-то кляксу.
Альбом "Shamal" - показательный пример потери ориентиров и краха старой идеологии при отсутствии новой. Пожалуй, только профессионализм музыкантов и мелодический нюх Малерба и Мерлена спасают этот диск от неминуемого скатывания в бездну джаз-рокового формализма. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет