|
Это второе из творений Джона Лорда, сочетающих саунд рок-группы с академическим звучанием. Однако оно получило куда меньшую известность, чем "Concerto for a Group and Orchestra", а краткий период истории Deep Purple, когда была создана и записана "Сюита близнецов", историографы группы обычно обходят стороной. Несмотря на выход совершенно рОкового альбома - "In Rock" - клавишник Джон Лорд решил продолжать взятое на "Concerto..." направление. Горячий спор между ним и гитаристом Ричи Блэкмором едва не привёл к разрыву. Лорд проиграл, и все последующие альбомы Deep Purple были выполнены без академических элементов. Однако группа успела "в живую" записать эту шестичастную сюиту в 1970 году. Блэкмор и вокалист Гиллан отказались участвовать в записи её студийного варианта годом позже, поэтому последний был выпущен как сольник Джона Лорда с участием гитариста Альберта Ли и вокалистов Тони Эштона и Ивонн Эллиман.
Сюита поделена на пять частей, где доминирует один из инструментов группы (или голос), а шестая, завершающая, часть представляет в равной мере все из них (замечу, что на компакт-диске части объединены попарно, так что получаются три трека). Оркестр, как и в "Concerto...", является не фоновой "подкладкой", а самостоятельной и очень весомой частью звучания – в сюите очень много полностью академических фрагментов.
Первая часть - гитарная, и в ней поразительно агрессивно звучат партии Блэкмора. Несмотря на то, что ему проект Лорда не нравился, он сработал на высшем уровне (но вот после первой части надолго пропал, появляясь только в середине последней). Интересно и то, что "Gemini Suite", в общем-то, звучит более цельно и органично, чем "Concerto..." - который, кажется, составлен из совсем не связанных друг с другом фрагментов. В каждой из частей сюиты (кроме, пожалуй, второй) звучит чётко различимый повторяющийся оркестровый мотив. Да и группа демонстрирует отличную сыгранность, один из козырей Deep Purple второго состава, взаимодействие с оркестром тоже налажено отлично.
Вторая часть - органная. Группа в ней не участвует вообще, а сама атмосфера более соответствует классическому концерту. Разве что Лорд местами углубляется в импровизацию (без поддержки оркестра), которая в академической музыке не к месту. Эта часть наименее структурирована (или я просто не уловил этой структуры) и поэтому сложнее всего для восприятия.
Затем наступает очередь Гиллана блеснуть своими талантами. Эта часть сюиты начинается очень красивым оркестровым пассажем. Вместе с голосом тихо вступает ритм-секция группы. Этот фрагмент звучал бы идеально, если бы не довольно невнятный текст, не идущий ни в какое сравнение с лирикой в "Concerto...". "I need a glass of ale" - ну какое это имеет отношение к прекрасной оркестровой музыке? (для студийной версии 1971 года лирика была переписана... впрочем, клише вроде "Fight for peace, make love not war" слушались не намного лучше). После первого куплета к оркестру присоединяется утяжелённая бас-гитара Роджера Гловера, лидирующая во время припева.
Вокализы Гиллана подводят к резкому переходу в четвёртую часть, где блистает как раз Роджер Гловер. Мне, как бас-гитаристу, эта часть нравится больше всех остальных (хотя "снять" партию Гловера я так до конца и не сумел). Звучание четырёхструнки, как ни странно, прекрасно сочетается с оркестром, хотя в середине есть и полутораминутный фрагмент, где Роджер играет в одиночестве.
С гулких ударов барабана начинается пятая часть, отданная на откуп свирепому барабанщику Яну Пэйсу. Начало звучит почти как военный марш, а затем начинается адское барабанное соло. Хеллхаммер, говорите? Тогда он ещё пешком под стол ходил, а "отцы" вроде Пэйса уже вышибали из слушателей остатки мозгов, терзая "кухни". Впрочем, о чём это я... Оркестр вскоре возвращается, и сопровождает Пэйса вплоть до триумфального завершения его части - довольно короткой, как и обе предыдущие.
"Finale" - так обозначена последняя часть сюиты, длиной более 12 минут. Начало полностью оркестровое, но нет-нет, да и добавит группа свой вклад. Вот органный пассаж от Лорда, вот Гловер извлекает пару нот из своего монструозного "Рикенбахера". Затем - небольшой фрагмент на пианино, снова тихий и спокойный кусочек от оркестра, а следом за ним всё взрывается, группа и оркестр звучат одновременно - Блэкмор снова появляется только теперь, чтобы сменить Лорда и сыграть красивое, хоть и короткое, соло. Спокойные и "взрывные" фрагменты от оркестра ещё пару раз сменяют друг друга, а затем звучит потрясающий, воистину классический басовый рифф Роджера, к нему присоединяется остальная часть группы, ещё одно соло Блэкмора, великолепный орган Лорда... Тут бы и подвести всю сюиту к грандиозному финалу (примерно как в “Concerto...”), но нет - снова оркестровая перебивка, и ещё одно органное соло - почти "забитое", впрочем, духовой секцией оркестра. Музыкальное полотно смазывается, будто на холст выплеснули несколько баночек краски и как следует перемешали. Завершается сюита почему-то не грозным крещендо, как можно было бы предполагать, а тихим кусочком со скрипочкой. Поэтому концовка кажется немного неубедительной, и только лишь поэтому оценка в итоге - не десять баллов из десяти.
В общем, после "Concerto..." и "Gemini Suite" все рок-группы, кому не лень, кинулись записываться с симфоническими оркестрами. Metallica, Scorpions, даже скоморохи из Kiss... Впрочем, настоящими продолжателями дела Лорда и компании стали всё же группы, сделавшие оркестр неотъемлемой частью своего звучания, подобно Therion. Теперь, спустя 36 лет, звучание Therion не кажется чем-то необычным, а в 1970 году попытки "срастить" рок и академическую музыку были в диковинку. Но именно благодаря "Concerto..." и "Gemini Suite" рок-музыканты, с высокомерием юности поглядывавшие на "стариковскую" и "закосневшую" академическую сцену, и академисты, презрительно смотревшие на "волосатых недоучек с гитарами", наконец-то нашли друг друга.
Вердикт: |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет