|
Грайнд с человеческим лицом
|
История московской группы Educated Scum достаточно типична для тяжелой сцены – собрались друзья поиграть просто так, для себя, но результат их творчества оказался интересен не только узкому кругу заинтересованных личностей, но и просто любителям хорошей музыки. И вот вчерашний стеб-проект превращается в полноценный коллектив, дающий концерты и выпускающий альбомы. Далеко не все музыканты легко переносят эту трансформацию, но к Educated Scum это не относится. В активе группы – регулярные выступления в московских клубах и участие в ряде более серьезных акций (совместные концерты с Dead Infection, Behemoth и Neolith), а также альбом “From Chaos To Disorder”, реализованный в 2004 году в виде сплита с группой Fight Back. Более того, на подходе и второй альбом, о котором, равно как и об истории коллектива, мы пообщались с идеологами Educated Scum – Dimebag (тексты, вокал) и MishGun (музыка, гитара).
|
Насколько я знаю, вы сами слушаете грайндкор далеко не каждый день, и нельзя сказать, что это ваша любимая музыка. С чем же связано решение работать именно в этом стиле?
Dimebag: Наверное, это моя идея. Просто хотелось ради прикола сделать что-то экстремальное, но сделать по-своему, по-человечески, более-менее музыкально. И мы ради прикола в 2000 году записали пятипесенную демку, чисто для себя, позабавились, после чего MishGun занялся более реальными музыкальными проектами. Потом мы долго подумывали: «А не записать ли нам целый альбом?» И однажды так сложилось, что все собрались и довольно быстро записали его.
MishGun: Нет, грайндкор мы слушали, но когда-то давно. Помню, мы с Димой были классе в 10-м, один наш общий товарищ снабжал нас всякой тяжелой музыкой, и тогда-то мы и услышали Cannibal Corpse, первый миньон Kataklysm, Brutal Truth и т.д. Одно время я много слушал подобного безобразия, по крайней мере, достаточно много. Но сейчас я больше его слушаю, чтобы знать, как это делают другие. Просто интересно, что там можно придумать.
Вы как-то выбирали текстовую направленность группы? Вы изначально хотели играть политизированный грайнд, или же это сложилась само собой?
Dimebag: Нет, это специальная фишка. Естественно, я почитывал тексты Napalm Death, мне всегда было интересно видеть, как сложно они пишут о простых политических вещах. К тому же, среди засилия «мяса» хотелось сделать что-нибудь с намеком на интеллектуальность, что я в итоге и сделал.
MishGun: К тому же, “мясо” играли и пели все, а переплюнуть Carcass все равно невозможно, если только не уходить совсем в пошлость и «чернуху».
То есть, самим записать что-нибудь в стиле порно-грайнд никогда не хотелось?
MishGun: Мне нет.
Dimebag: Мне тоже.
В журнале Dark City вас назвали «антиглобалистами». Насколько это справедливо на самом деле?
Dimebag: На самом деле, это одна из самых смешных курьёзов, касающихся Educated Scum. У нас есть двухсекундная песня, которая называется “Anti-Globalistic Manifest”, в которой мы высмеяли такое непонятно кем проплаченное движение, как антиглобализм. Текст состоял из крика “No!!!”, то есть, смысл был в том, что одними криками эти люди мало чего смогут добиться. А кто-то просто читает названия треков и судит о нас уже на основании этого.
MishGun: В реальности, это был шарж, пародия на антиглобализм, эпиграмма, если можно так выразиться. А многие подумали, что мы толкаем какие-то антиглобалистские идеи, что совершенно не так. Более того, мы никаких идей не толкаем в принципе.
То есть, нельзя сказать, что вы своей музыкой к чему-то призываете, за что-то выступаете?
Dimebag: Вот именно! Мы просто хотим выразить то, что мы думаем, в данном случае, по поводу политической или социально обстановки. Мы все-таки немножко саркастический, юморной проект, мы не выдвигаем никаких лозунгов, не поддерживаем никаких политических партий и движений, а просто пишем о том, что все плохо.
MishGun: Там, где это реально плохо.
Расскажите о вашей первой демо-записи длиной две или три минуты. И почему она была сделана псевдо-концертной, с шумом беснующейся публики?
MishGun: Что касается шума беснующейся публики, это мы закосили под ВИА Metallica, у них идейку подрезали.
А откуда сэмпл брали?
MishGun: С концертника Стиви Рэя Воэна. (Дружный смех). Вообще, мы делали разные эксперименты и дурака валяли достаточно много. Я начал свои первые эксперименты году в 1987, когда у меня был магнитофон «Весна». Я проводил с ним всякие манипуляции, например, запускал лентопротяжный механизм, а пленку брал не с кассеты, а сам двигал руками туда-сюда. Получались всякие интересные эффекты. Я пытался записывать очень большое количество всяких шумов, всякой гадости. А уж эту запись… Дело в том, что у музыкантов часто бывает так, что идеи рождаются разноплановые. И как-то в конце какого-то джемования с самим собой родились вот такие идеи. Вообще я всегда пытался играть тяжелую музыку, и в итоге у меня накопились очень брутальные идеи. Часть идей подбросил Димон.
Dimebag: Тогда как раз вышел неожиданно брутальный альбом Napalm Death “Enemies Of The Music Business”, что тоже немножко подтолкнуло к этому.
MishGun: Мы, например, в своё время делали какие-то кавера на Ace Of Base с брутальным вокалом, одним словом, «немоляевщиной» занимались. И в итоге скопилось пять песен. Я уж не помню, почему пять – то ли было лень дальше писать, то ли идей больше не было.
Dimebag: Скорее всего, просто занятость сказалось.
Хорошо, давайте теперь обсудим официальный альбом. Расскажите о том, как вы писали “From Chaos To Disorder”.
MishGun: Осенью 2003 г. у меня и у Димы, выкроился отрезок времени, мы оба были в отпусках. И сначала мы записали совсем немного композиций, всего две-три. А потом я уже начал их доводить до ума – первоначально были барабаны, потом легли гитары, и когда я уже добился того, что самому понравилось, я сказал: «Димон, давай писать дальше!» Так и появился альбом, хотя когда мы начинали его писать, грандиозных планов не было, мы даже не представляли себе, какое количество песен там будет.
Dimebag: Запись заняла два месяца, и это с учетом того, что мы встречались всего два-три раза в неделю. Правда, потом мы еще долго подбирали сэмплы, делали artwork, сайт и все остальное. Все это мы делали сами, без чьей-либо помощи и полностью всё готово было к январю 2004-го.
MishGun: Да, сэмплы подбирались нереально долго. Я помню, я просто сидел у телевизора и ловил их, причем это не всегда удавалось поймать в один день, поэтому приходилось сидеть и ждать. Сидишь, смотришь, и если «Запись» не успел нажать, то все, до следующего выпуска новостей.
Dimebag: Особенно это касается вступительного сэмпла. Мы долго думали, с чего же начать альбом, и в итоге взяли сэмпл из ролика новостей на одном из каналов. Правда, у нас осталось еще два варианта, которые можно в других альбомах использовать.
Есть ли у вас какие-то секреты, как добиться именно такого чистого и мощного звука?
MishGun: Все записано на домашней студии, не было никаких гор аппаратуры. Ничего особенного не было. Использовался гитарный процессор-эмулятор фирмы Line 6 POD, который музыканты называют «красной жопой», «красным бобом». Ну, он и правда похож на жопу. (Смеется). Еще использовалась профессиональная звуковая карта M-Audio, студийные мониторы, обычный концертный микрофон Shure, немного софта и все.
Были ли какие-нибудь команды, на которые вы ориентировались в плане звучания?
MishGun: Нет, во всем, что касалось звука, я ориентировался сам на себя. К примеру, мне нравятся, как звучат усилители Mesa Boogie Rectifier, и в этом процессоре можно эмулировать звучание этого усилителя, поэтому я брал то звучание, которое объективно нравится мне без оглядки на какие-то группы, какие-то записи, и использовал его. А звучание подбиралось из того, что было под рукой, исходя из того, насколько оно будет звучать в контексте подобной музыки.
Как началось ваше сотрудничество с лейблом Not Like Most Records? Довольны ли вы лейблом?
Dimebag: Мы даже этот альбом писали для себя, не думая выпускаться. Но потом мы стали рассылать промки по нашим лейблам, и самое выгодное предложение поступило от лейбла Not Like Most. Они оказали нам большую поддержку на старте.
Не мешает ли вам активная политическая позиция лейбла? Я помню, что когда вы должны были играть на каком-то фесте, но потом к участникам добавилась группа ДИВ, и то ли вы, то ли лейбл отменили ваше выступление.
MishGun: Да, действительно была такая ситуация. Разумеется, что мы ни в коей мере не сочувствуем фашизму, но если говорить с позиции просто музыканта, для которого цель - просто играть музыку, то мне это не понятно. Вообще, мне неприятны политические игры в музыке, потому что, на мой взгляд, суть музыки – это развлечение публики, и наша цель, по большому счету – это развлекать приходящих на концерт людей. Для меня было неприятной неожиданностью, когда все сложилось так, что мы оказались привязаны к каким-то околополитическим «пирогам».
Dimebag: Нам пришлось стать частью этой игры. Естественно, какое у нормального человека может быть отношение к фашизму? Особенно в стране, которая стала его жертвой. Но, тем не менее, очень неприятно, что все время надо думать о том, как на тебя отреагирует та или иная сторона.
И в завершение темы лейблов такой вопрос: представьте, что кто-то из наших читателей ознакомился с этим интервью и захотел купить ваш диск. Где это можно сделать?
MishGun: Злые языки (смеется) говорят, что его можно найти где-то на Горбушке.
Dimebag: На самом деле, тираж уже закончился, и был разговор о допечатке, но на ближайшее время она не планируется. Так что, фактически альбом распродан. Ищите mp3 в Интернете, они там есть, причем даже не в одном месте.
MishGun: Мы уже подумываем о том, чтобы сделать высококачественный архив в Интернете, откуда все это можно будет скачать. Но пока мы больше заняты новым альбомом. Материал готов практически весь, осталось его аранжировать, записать и кое-где довести до ума.
Давайте мы о новом диске поговорим чуть попозже, а сейчас еще несколько вопросов про первый диск. Как получилось, что вашими напарниками по сплит-релизу стала новосибирская команда Fight Back? Вы как-то принимали участие в определении того формата, в котором выйдет ваша запись? Насколько соседство с Fight Back для вас удачно?
MishGun: Это была идея лейбла. Когда решение о том, что мы выходим у них, уже было принято, лейбл-менеджер Миша нам периодически названивал, мы обсуждали, как все это будет выглядеть. Но время шло, и все время были какие-то технические накладки. То были проблемы с обложкой, то еще какие-то технические моменты. Как-то он мне позвонил и сказал, что есть предложение выпуститься вместе с фаст-коровой группой, и мы согласились, даже не слушая их материал.
Dimebag: Речь изначально шла о сплите, с кем-то сплит надо было выпускать все равно, а желательно еще и побыстрее. В принципе, никаких претензий по этому поводу у нас нет.
MishGun: С Fight Back мы общались по электронной почте, у нас с ними сложились вполне дружеские отношения, по крайней мере, в рамках переписки. А музыкально мы, грубо говоря, друг другу не конкуренты.
При издании диска на Not Like Most вы поменяли порядок треков, а несколько композиций вообще выкинули. В частности, исчез сэмпл с голосом Юджина (второй ведущий передачи «Хранитель снов» на радио «Эхо Москвы» – прим. авт.). С чем это связано? Юджин не дал разрешение на использование своего голоса?
Dimebag: Там был сэмпл Юджина, который восхвалял нас. На самом деле это фрагмент передачи «Хранитель снов», которую ведут Игорь и Юджин – в тот момент им позвонила моя сестра, речь зашла о том, кому какие вокалисты нравятся, а так как она училась в хоре, Юджин попросил ее спеть. После того, как она спела, реакция Юджина была запечатлена в этом сэмпле. Она была очень хвалебной, и получается, что мы его словами себя похвалили…
MishGun: Попросив разрешения!
Dimebag: Хотя Игорь и Юджин были первыми, кто услышал альбом, и он им действительно понравился. В результате этого они стали ставить песни из альбома в своей передаче. Но при выпуске альбома мы решили, что не совсем скромно хвалить себя чужими словами. А второй изъятый трек - это наша пародия на все японские бонус-треки. Так как японские бонуса доступны только на дорогих дисках, многие фэны, в том числе отчасти и я, возмущены такой ситуацией, когда некоторые песни любимой группы можно достать только в таком виде. И мы решили сделать такой «японский» бонус-трек, который вроде бы является бонусом, но никакого интереса не представляет. И при этом обладатели обычного издания не будут ни о чем жалеть! Мы взяли песню Джона Леннона “Nutopian International Anthem”, которая состоит из пяти секунд тишины, и сделали extended version – шесть секунд тишины. Но потом его тоже решили убрать – мало ли… авторские права…
Еще из диска хотелось бы выделить трек “Psalm To Life Part 2”, в котором вы использовали текст английского поэта Лонгфеллоу. С чем связан такой неожиданный выбор? Я не помню ни одной другой тяжелой группы, которая использовала бы тексты Лонгфеллоу…
Dimebag: Я уже давно прочел это стихотворение, и оно поразило меня своей мрачностью. При этом речь шла о позитивных вещах, но изложено это было очень мрачными словами. Позже я прочитал, что это стихотворение Лонгфеллоу сочинил, когда выходил из депрессии, и оно по идее должно быть ободряющим. Но поскольку все это было изложено таким брутальным образом, я подумал, что текст реально подойдет под такую экстремальную композицию. Возможно, мы в будущем еще сделаем что-нибудь подобное, но пока таких планов нет.
Хотелось бы подробнее поговорить о ваших концертах. Во-первых, Дмитрий, почему ты решил на концертах не петь сам, а найти другого человека?
MishGun: Исходя из того, что мы записывали все это для себя, о концертной деятельности тогда речи и не шло. Это отдельная работа и большой труд. Ну и Дима “refuse/resist” выступать…
Dimebag: Ну, начнем с того, что я не доволен своим голосом. А во-вторых, нужен был реальный фронтмен, который умеет себя вести на сцене. Такого человека мы изначально искали, когда речь зашла о концертной деятельности, и нашли его в лице басиста группы Breakwar Андрея «Абаддона» Шморгуна.
MishGun: И как фронтмен Андрей нас полностью устроил. Как только он к нам пришел, решение было принято на первой же репетиции.
Интересно, а Андрей репетирует как-то свое сценическое поведение, или же все эти прыжки в публику и т.д. происходят спонтанно?
Dimebag: Все это экспромт. У него богатый опыт концертных выступлений с Breakwar, где-то под сотню концертов, так что он очень комфортно чувствует себя на сцене.
MishGun: Ну а мы никогда не знаем заранее, где он это выкинет. Для нас это всегда полная неожиданность, и мы никогда не знаем, когда его вытаскивать из толпы, как это было в Рязани. (Смеется).
Трудно ли найти в Москве музыкантов, которые хотели бы и могли бы играть грайндкор?
MishGun: Невероятно трудно. На постоянные поиски музыкантов мы потратили месяца три. Влад Крыжановский присоединился к нам в момент записи и записал на диске соло к песням “Cannon Fodder” и “Psalm To Life Part I: Rejuvenation”. Я с Владом знаком года с 1994 и всегда знал его как выдающегося музыканта. То, что он согласится сыграть соло, я был на 100 процентов уверен, но для меня было полным откровением, когда он сказал: «Ребята, я готов с вами и дальше продолжать». После того, как все уже было закончено – запись, обложка, все-все-все – и лейбл начал нам намекать на то, что должны быть живые выступления, мы с Владом и озадачились поиском остальных людей. Все лето 2004 года мы искали, проcлушивались музыканты, имена их мы называть не будем, но по разным причинам мы с ними расставались. И мы уже были на пороге отчаяния, когда появился некто Алексей Миронов (бывший вокалист и гитарист Eternal Sick, а ныне фронтмен Butterfly Temple – прим. авт.). Мы решили, что он будет играть с нами на басу, но у нас все еще не было барабанщика. По поводу драммера мы были практически в отчаянии, и тогда нам Мирон сказал, что можно из бывшего состава Eternal Sick взять барабанщика Вадима. Собственно говоря, концертная программа отрабатывалась стахановскими темпами, месяца за полтора, а за такой срок такую работу выполнить – задача не из простых.
Что входит в вашу концертную программу, помимо песен с альбома?
Dimebag: На данный момент есть еще две новые песни и кавер-версия Земфиры «Прости меня, моя любовь».
Сколько концертов вы отыграли к настоящему времени?
Dimebag: Думаю, десятка два с половиной или три. Первое время у нас было до пяти концертов в месяц.
MishGun: Я могу точно назвать выездные концерты – это Питер (Petrogrind Fest), Рязань с Behemoth и Neolith, а также Ярославль.
И какой из них запомнился больше всего?
MishGun: Мне больше всего запомнился Ярославль, концерт в клубе «Партизан». Публика в Ярославле – просто чумовая! Такого угара, такого приема у нас нигде не было. В Рязани нас тоже очень тепло принимали, но в Ярославле публика на редкость безбашенная, по-доброму безбашенная.
Вы неоднократно появлялись на концертах вместе с западными командами, в том числе, с Dead Infection или теми же Behemoth. Бытует мнение, что выступать у звезд на разогреве – занятие достаточно бесперспективное, поскольку и звук у наших команд хуже, и публике вы не интересны, да еще и платить за это приходится. Что скажете по этому поводу вы?
MishGun: Безусловно, играть на разогреве полезно в плане опыта, это однозначно. В плане промоушна это вопрос для меня до сих пор открытый, мы очень часто с музыкантами, не только Educated Scum, но и других групп, его обсуждаем, но я так до конца для себя и не определил, насколько это дает эффект. Хотя, наверняка, какой-то эффект есть. По поводу звука – это зависит от того, с каким эшелоном групп выступаешь. Когда мы играли в Рязани с Behemoth и Neolith, у них звук действительно был очень достойный. Но этот звук шел еще и от профессиональной игры, от невероятной сыгранности этих коллективов. Здесь все в наших руках – если заниматься, то к этому уровню можно приблизиться. Что касается концерта с Dead Infection, то, как нам показалось, часть публики пришла и на нас, уж по крайней мере, никто в зале не был против того, что мы там выступаем. А по поводу звука, здесь никаких претензий. По моему мнению, звук был одинаковый что у нас, что у них, видимо, потому что Dead Infection – группа не такого уровня, чтобы привозить с собой техников и фуры оборудования. А по поводу платы за разогрев – мы никогда не платили.
Еще одно распространенное мнение – в Москве грайндкор стал превращаться если не в тренд, то в своего рода тенденцию. За последнее время появились вы, Necrobass, Anal Nosorog и т.д. Согласны ли вы с этим, и что, на ваш взгляд, обуславливает столь активный рост грайндкоровой сцены в Москве?
Dimebag: Я думаю, это заслуга двух лейблов, которые стали резко продвигать брутал – Not Like Most и Корпорация Монстров. Они стали организовывать много концертов и выпускать релизы, и так это просто совпало. Но мы, в принципе, многими обзываемы не то что «не грайндом», а даже лощеной попсой. Так что мы уже сами стали сомневаться, грайндкор мы или нет.
MishGun: Иногда мне кажется, что мы просто позеры. (Дружный смех).
Ну а теперь вопросы о новом альбоме, который вы уже упомянули. Что на нем будет, и когда примерно вы планируете его записать?
MishGun: Запись уже какое-то время идет. Другой вопрос в том, что это вялотекущий процесс, но, тем не менее, два трека у нас готовы целиком. Они в общем и целом записаны… Сейчас мы сортируем и дорабатываем идеи. Мы решили, что на этом альбоме мы поработаем еще плотнее и над звуком, и над содержанием.
Dimebag: А поскольку в этот раз речь уже наверняка будет идти о его выпуске, мы будем работать для слушателя.
MishGun: Да, здесь уже будет более кропотливая работа.
Dimebag: У меня, например, готово текстов уже на полтора альбома.
MishGun: Музыкальные идеи постоянно сортируются. Я вообще очень критично отношусь к музыкальной составляющей записи, хотя за это частенечко подвергаюсь критике со стороны Dimebag’а.
Dimebag: Да, самокритика у Мишгана порой переходит все границы.
На записи вы будете опять играть вдвоем, или же будут участвовать и остальные музыканты?
MishGun: Остальные ребята будут играть однозначно. Вот только вопрос барабанов мы сейчас обсуждаем. Дело в том, что запись барабанов – дело очень трудоемкое и, к сожалению, затратное. Мы сейчас прорабатываем этот самый сложный и очень ответственный вопрос записи.
В каком направлении будет развиваться музыка Educated Scum? Вы планируете и дальше играть в духе “From Chaos To Disorder”, или же на следующем диске нас ждет что-то совсем другое?
Dimebag: На мой взгляд, диск будет сильно отличаться, но при этом это будет Educated Scum на все 100 процентов. Это то, к чему мы давно шли, и сейчас мы уже однозначно решили, в какую сторону двигаться. Песни однозначно будут длиннее, разнообразнее в плане ритмики, это будет уже не стопроцентный грайндкор. Вокал будет оставаться таким же, может быть, еще добавятся различные бэки.
Сколько вам требуется времени для того, чтобы сочинить пяти-секундную композицию, например, “Where Is Justice”?
Dimebag: Наверное, меньше, чем секунда. Достаточно того, чтобы она родилась в голове.
MishGun: В голове – да, а чтобы ее реализовать, требуется дня четыре. (Смеется). Самое главное в таких песнях – это идея. Она должна быть как тост, а тост должен быть как выстрел: коротким и лаконичным. Должна быть какая-то действительно угарная идея, рождение таких песен сродни рождению рекламных слоганов – просто и доступно, «коротко о главном».
Dimebag: На самом деле, таких песен будет не больше, чем на первом альбоме.
MishGun: Но одна точно будет. С другой стороны, обходить такие песни не стоит, потому что реакция публики на них совершенно бесподобна. Люди на концертах просто в восторге от таких композиций.
Расскажите о том, где еще вы играете помимо Educated Scum. Есть ли у вас какие-то сайд-проекты?
Dimebag: У меня планируется техно-дэтовый проект с басистом Rest In Pain, там я буду сочинять тексты и вокальные партии. Еще я сотрудничаю с несколькими группами в плане написания текстов. Одна из них – это Diversia, очень классная команда из Нижнего Новгорода, которая уже утвердила один мой текст.
MishGun: Я тоже приял участие в одном проекте, пока у него нет названия, состав тоже формируется, есть уже кое-какие соображения по этому поводу, но раскрывать я их раньше времени не буду. Могу сказать, что в этом проекте будет еще один участник Educated Scum. Естественно, это не будет техно-дэнсом, это тоже будет тяжелая музыка, хотя, конечно, не грайнд-кор. Современная тяжелая музыка, на мой взгляд, прогрессивная, то есть, не в смысле «прогрессив», а в смысле, что «в ногу со временем». Но это только планы.
Кстати, я вас так и не спросил, откуда взялось название Educated Scum. Есть ли у него какой-то особый смысл?
Dimebag: Название родилось давно, точную историю возникновения я уже не помню. Может быть, на подсознательном уровне сказалось то, что я слышал альбом Napalm Death “Scum”. И в то же время, по текстам это остро-социальный проект, а большинство политиков в нашей стране можно назвать не иначе, как “educated scum’ами». Также в названии есть некий антагонизм: scum – подонки общества, educated – образованные, вещи вроде бы несовместимые, но в то же время, они описывают категорию людей, о которой я уже сказал. К тому же, название получилось звучное и поэтому прижилось.
MishGun: К тому же, название Educated Scum само по себе показательно. Вряд ли от группы с таким названием можно ожидать «чернухи», порнухи и т.д. Лично я поддержал это название потому, что оно заранее предупреждало слушателя, что если ты хочешь услышать о «могиле, полной какашек» (смеется), то это не к нам.
Роман Патрашов
11 октября 2005 г.
10 ноя 2005
просмотров: 2399
|
|
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).