|
Потерять все, чтобы обрести себя
|
С одной стороны, современный Pantheist (Англия) имеет уже не так много общего с некогда известным философским учением, а с другой, всё становится на свои места, если принимать во внимание, что это полумистическое течение берёт своё начало в Греции, откуда родом вокалист, клавишник и просто основная движущая сила группы Костас Панагиоту (Kostas Panagiotou). Pantheist с каждым новым альбомом удивляют свою аудиторию, теряя наиболее твердолобых поклонников и приобретая новых из числа тех людей, кто открыт для нового и необычного. Прошло шесть лет с момента выхода “O Solitude”, но малограмотные критики всё равно вешают команде ярлык “funeral doom”, а ведь кто только не играл в составе Pantheist, в каких только группах не участвуют музыканты настоящего состава – всё меняется, лишь музыка, какую бы форму она ни приняла, остаётся всегда оригинальной, искренней, идущей из самого сердца.
|
Салют, Костас! Как понимаешь, наш разговор, очевидно, не случаен, тебе придётся отдуваться за весь Pantheist! Как сам? Как твои коллеги по Pantheist?
Приветствую, Алекс! Дела идут неплохо, готов предположить, что у всех ребят из группы всё в порядке. Хотя не могу сказать наверняка, так как на этих выходных все свалили в другие страны. Здорово – играть в одной группе с представителями разных национальностей!
Скажи, вы уже взялись за подготовку материала для нового LP или всё ещё пожинаете плоды предыдущего диска “Journey Through Lands Unknown”?
Я всегда смотрю на 2-3 альбома вперёд, так что – да, уже запланированы новые песни. Уже готовы 2 демо-трека, но только с клавишными, в последующие месяцы появится остальное. Когда я в настроении создавать, мой темп сочинения становится просто безумным, так что альбом может появиться буквально на пустом месте! Однако же всегда новые композиции должны быть отработаны с группой на репетициях, существующие демо-записи доведены до ума, а материал окончательно отредактирован.
Вы сказали «спасибо» Грегу Чэндлеру (Esoteric), мучившему Pantheist в своей студии в деревне, за отличную рекорд-сессию? Он всё так же жёсток (и, конечно, профессионален) в своей работе, как прежде?
Думаю, что мы все сказали ему наше коллективное «спасибо» за его усердный труд и преданность. И, конечно, за его безжалостные пытки (смеется). Его рабочий темп ужасает, он может легко проводить в студии по 16 часов в сутки. Так что он продолжал шлифовать и доводить до ума наш материал даже после того, как мы, выпивши, лежали замученные там на диване, ха-ха… И, если серьёзно, такие группы, как наша, имеют весьма скромный бюджет на запись альбомов и, как следствие, сильно зависят от качества и, пожалуй, количества работы звукоинженера, нам просто чертовски повезло с тем, что Грег работал над нашими альбомами.
Окей. Позволь тогда перейти к песням вашего альбома “Journey Through Lands Unknown”: расскажи для начала о том, что за дела с паровозом, чей свист, открывает вашу первую песню “Deliverance”? Почему альбом открывает именно эта тема? Я слушал этот диск, обдумывал вопросы к этому интервью в поезде Архангельск – Санкт-Петербург, так что мой интерес практически профессиональный!
Эти звуки старинного локомотива – символ долгого путешествия, которое предпримет слушатель; в альбоме много намёков на этот мотив путешествия, как пример – шум бриза, открывающий “Unknown Land”, мягкий шелест волн в “The Loss Of Innocence”. Многие группы из числа моих любимых при прослушивании оставляют впечатление о совершённом путешествии, это вернее, чем разбивание альбома на отдельные дорожки. Мы следуем этой традиции, преподнося каждый диск как путешествие, а не как простой набор песен.
Ха! А почему вы не использовали до кучи семплы «северный ветер» (ты ведь знаешь, что это не то же самое, что обычный семпл «ветер»), «вой голодных волков» или «карканье чёрного ворона»?
Во-первых, волки и ворон не укладываются в концепцию путешествия. (смеется) Кроме того – и это уже серьёзно – этот альбом очень личный, и ссылки на «северный» ветер или вообще на то, что не вызывает ощущение «тепла» моей родной страны, моего темперамента, свели бы на нет личностную составляющую моей музыки. Я никогда не понимал греческие группы, поклоняющиеся Вотану или Одину, это как пример; я думаю, что если твоя музыка личностная, те или иные образы музыки и текстов автоматически отражают коллективное бессознательное (если только ты не грек норвежского происхождения или реинкарнация Еуронимуса, что тоже не лучший вариант).
Оба варианта как минимум странные… А какое самое долгое путешествие ты предпринимал в своей жизни?
Хороший вопрос! Однажды я путешествовал из Фессалоники (Греция) до Мюнхена (Германия), а потом ещё трижды менял поезда (Мюнхен – Кёльн, Кёльн – Брюссель, Брюссель – Антверпен). Да, это был воистину судьбоносный день, когда я переехал из Греции в Бельгию, где было посеяно первое семя Pantheist! По-моему, на всю дорогу ушло 2-3 дня.
Осмелюсь предположить, что альбом “Journey Through Lands Unknown” в некотором роде поставил творчество Pantheist где-то между древнегреческой драмой и классическими работами философов Европы с их методиками самоанализа и самоисследования… Хотя я могу ошибаться. Как ты рассматриваешь Pantheist с этой точки зрения?
Мне твоя точка зрения нравится, хотя, вынужден признаться, я не рассматривал этот вопрос под таким углом! Вопросы самоанализа и исследования на самом деле поднимаются в этом альбоме; всё было написано с моей личной позиции, и раскрываемые темы нарочно остаются туманными и затемнёнными, так как я не хотел представлять их с позиций рационализма, вместо этого я позволил моему подсознанию пронести меня через весь альбом. Так что, пожалуй, я подбросил вам ещё одну переменную – подсознание; мы вполне можем согласиться с тем, что наша последняя работа – это огромная пропасть между Платоном и Фрейдом вкупе с английским эмпиризмом и немецкой феноменологией в разумных пропорциях!
Ладно, да будет так! А как часто ты прибегаешь к самоанализу? Любой личностный рост невозможен без этого.
Это зависит от того, о какой сфере моей жизни идёт речь; некоторые аспекты моей личности – своего рода тёмные углы, и мне очень сложно отойти от них в сторону и рассмотреть с холодным рационализмом. В связи с этим мне требуется помощь извне. У меня получаются лучше другие дела, например, анализ моей музыки (а это тоже одно из проявлений моей личности), которую я рассматриваю в весьма критичной и аналитической перспективе, так как очень не хочу издавать материал, который не является моим личным на все 100%.
На этот счёт я прочёл недавно интересную заметку. Там говорилось, что в действительности Искусство – это сочетание трёх составляющих: 1. Науки (которая приносит свет); 2. Религии (которая приносит тепло); 3. Искусства самого по себе (как естественной потребности личности к творческому процессу). Применима ли эта теория к Pantheist?
Интересный взгляд на вещи; посмотрим, можно ли отнести это к музыке Pantheist: наша наука – это осознание того, что все вещи так или иначе взаимосвязаны, потому каждый компонент может быть использован для дополнения картины в целом, покуда он несёт в себе положительную энергию в отношении неё; ок, дальше религия. Это фактически атмосфера музыки, духовная и чистая одновременно с тем, что в ней есть элементы жёсткие, суровые или просто наводящие тоску, как насмешливая улыбка продажного священника за алтарём. Искусство как необходимость созидать: отсюда всё и начинается, созидательная энергия, которая оборачивается волей создавать и выражать себя. В этом весь смысл искусства, иначе и быть не может и в случае Pantheist.
С выпуском “Journey Through Lands Unknown” ваш подход к концертам изменился? Я не могу себе представить, что этот материал можно было бы исполнять статично, просто как обычные песни. Вы не дополняете свои выступления каким-нибудь видео-рядом или декорациями?
Мы всегда старались сделать наши выступления особенными, но думаю, что с последним альбомом этот процесс пошёл интенсивнее. У нас есть для этих целей плащи, специальное облачение, мы используем свечи, чтобы создать соответствующую атмосферу. Нас очень волнует то, как группа смотрится на сцене, ведь наша музыка сравнительно статична, хотя видели бы вы это синхронное хэдбэнгерство на сцене, мы всё же одна из самых «физических» doom-команд здесь!
Название песни “Dum spiro despero” (“пока дышу, отчаиваюсь”) не стало, я надеюсь, твоим девизом? Это ведь просто занятная шарада, верно?
Это образ жизни, идеальный. Если ты ни на что не надеешься, тогда ты свободен от страхов. Сравни это выражение с эпиграммой на могиле Казанцакиса: «Я ни на что не надеюсь; я ничего не боюсь; я свободен». Если ты можешь превратить своё отчаяние в положительную энергию, тогда ты контролируешь себя. Иначе ты можешь получить полный контроль, только отказавшись от него в первую очередь. Ты мог заметить, что текст песни включает в себя определённые идеи учения Чистой Земли в Буддизме, которые базируются на том, что ты должен довериться «другой силе», если хочешь получить власть над «своей силой».
Да, конечно, мы свободны, если мы ничего не боимся, и мы ничего не боимся, когда мы ничего не хотим, не желаем страстно… Но в таком случае мы должны искать гармонию внутри нас самих, а не во взаимоотношениях с окружающими. Известный парадокс. Хех, ладно, как ты превращаешь своё отчаяние в положительную энергию?
Полагаю, что мой ответ – тема нашего интервью: большая часть создаваемой мною музыки – конечно, Pantheist в том числе, ведь это мой личный опыт – это всё моё стремление выразить и объяснить страдание, боль и отчаяние, которыми полон мир, что тут может быть ещё?
Костас, слушал я ваш последний диск и задался вопросом: кто повлиял на твою манеру игры на клавишных и кто повлиял на тебя как на вокалиста? Твоя манера петь становится всё более ритуальной и вместе с тем театральной…
За всё время существования Pantheist я чувствовал на себе влияние разных источников: классической музыки, экстремального doom’а, народной музыки, progressive rock’а и так далее. На этот раз, всё это влияние вылилось вместе в каждую композицию этой работы. То, что вы слышите, – это не результаты различных внешних воздействий, но скорее более интенсивное применение все их за один раз. Мне пришлось бы обсуждать индивидуально каждый трек, просто чтобы показать, как я пришёл к этому звучанию клавишных или к этой манере петь; в “Deliverance” клавишные очевидно взяты из progressive rock’а, в то время как партии вокала выдержаны в традициях экстремального металла (так называемое «больное» тёмное металлическое звучание); в “Unknown Land” вокал и клавишные – это греческая ребетика, музыка дна городов Греции. Вокальное вступление – это также дань традициям панихид 19го века (аманес) Смирны. У “Dum Spiro Despero” превосходные вибрации, а что касается вокала – я хотел ухватить ритуальную составляющую таких групп как Sleep и Om. Однако хэмонд орган – это прямиком от рок-групп 70-х. “The Loss Of Innocence”, с другой стороны, по вокалам и аранжировкам близка к таким группам как Bathory. Я мог бы и дальше продолжать. Я допускаю проявления в нашей музыке этих влияний, потому что так наша звуковая палитра становится богаче, ведь мы открываем простор для экспериментов. Никого в группе не устраивает прилепленный под нашим логотипом ярлык “funeral doom”, что обычно ассоциируется с музыкой, которую исполняют суицидально озабоченные мизантропы, как понимаешь, такое описание всегда было далеко от правды, когда дело касается Pantheist.
Зачётный ответ! Я не хотел тебя спрашивать о музыкальных влияниях, это занудный вопрос (хотя и не в твоём случае). Я бы тебя лучше вот о чём спросил – кто из исторических личностей тебя наиболее вдохновляет? Чьих добродетелей ты бы хотел достичь?
Я бы хотел достичь внутреннего покоя такой исторической личности как Будда, или мудрости Карла Густава Юнга. Иногда я завидую наблюдательности таких писателей и поэтов как Достоевский, Кавафис и Казанцакис.
Вашу музыку называют авангардной, интеллектуальной, драматичной, но постой! Костас, такие заголовки песен как “Oblivion” или “Eternal Sorrow” чересчур популярны, они пафосны для всякого, кто прослушал хотя бы 3-4 думовых альбома, ты как считаешь?
Я иногда думаю, что простой подход срабатывает лучше всего; я мог бы назвать “Oblivion” иначе – “The Land Of Forgotten Dreams” или “Black-clad I faced Minos”. Но сделало бы это лучше саму композицию? Если слишком часто думать о клише, тогда твои попытки избежать их станут клише сами по себе. Я всегда верил в чистоту эксперимента (полагаю не все, кто слушал мою жутковатую музыку, с этим согласятся (смеется)), и порой “forgotten land” вызывает такой ассоциативный ряд: забвение, страдание непрекращающейся тоски, что идеально суммируется в названии “Eternal Sorrow”.
Но ты ведь не веришь в возможность состояния вечной печали? Гипотетически… Человеческое существо должно быть само по себе вечным, чтобы переживать некую вечную эмоцию, но это смахивает на деградацию, э? Всё постоянно изменяется… Хотя, прости, я, видимо, слишком близко к сердцу принял твои слова.
Не думаю, что «вечная печаль», о которой я говорил, должна пониматься буквально; то, как я вижу это, смотрится иначе – она может не быть вечной, но она может «переживаться» как вечная. Мгновения, когда такие благородные переживания как любовь и преданность отвергаются объектом твоего внимания, могут длиться во времени пару секунд, но очевидно, что боль, унижение и тоска будут чувствоваться именно как бесконечные…
Ты говорил о «суде древних богов» над душой лирического героя песни “Eternal Sorrow”, как ты в действительности представляешь себе этот интересный момент? В «Бардо Тхйодол» (что упрощённо и в принципе неверно переводится как «Тибетская книга мёртвых») говорится, что образы посмертного суда человека «добрыми» и «злыми» божествами обусловлены лишь накопившейся суммой его «добрых» и «злых» состояний в этой жизни плюс личностными стереотипами касаемо загробного мира, это кармические видения, принявшие удобную для умершего форму. Ну да ты в курсе этой теории.
Уф… Тут определённо надо подумать. Я абсолютно согласен с буддистской теорией страданий души, обусловленных неверным видением и восприятием вещей и событий. В то же время я совсем не верю в какие бы то ни было формы божественного (или небожественного) суда, когда это касается этического выбора. Человеческое существо судится по последствиям его/её поступков, в этом смысле твои поступки сами себя судят, хотя истина где-то на поверхности, даже если уйдут века, чтобы её там отыскать. В песне использовались образы из греческой мифологии для того, чтобы показать суд, в котором неотзывчивый возлюбленный осуждается за своё безразличие. Тема безответной любви по определённым причинам встречается в моих текстах, так или иначе она появлялся и на прошлых альбомах!
Не помню такого на “Amartia”. А как ты думаешь, почему тема забвения столь популярна в текстах андеграундных команд? Ведь забвение – пассивное, в том числе, бездейственное состояние существа в вечности, хотя активность, энергичность наиболее свойственны вечно ищущей человеческой природе.
Определённо тема популярна в связи с тем, что это самый страшный кошмар вечно ищущего разума: никто не хочет быть забытым, а для некоторых людей забвение – крайняя степень агонии из тех, что возможны в их жизни. Андеграундные команды любят «негативную» тематику, так ведь крайний негативизм не может не обсуждаться?
Есть у меня ещё вопрос о песне “Loss of Innocence”: готов спорить, что речь идёт не о физиологической стороне вопроса, но о духовной… Можем ли мы различить, как и когда человеческое существо теряет свою чистоту? Без неё мы смотрим на мир сквозь призму нашего эго, не воспринимая реальность такой, какая она есть, но возврата как будто бы нет…
Нам нужно переоценить наши взгляды на сознание. Большинство учёных, философов скажут тебе, что личность обретает сознание в самом юном возрасте, когда начинает осознавать себя и рассматривать себя и свои жизни в перспективе. Для меня, сознание приходит позже – с тем болезненным осознанием, которое я описал в “The Lost Of Innocence”: ты полностью обретаешь сознание, когда испытываешь сожаление о том, что сделал в своей жизни. Вина за совершённые поступки, вина за то, каким ты стал, – это всё показывает тебе твоё положение во вселенной как некий уже провалившийся космический эксперимент. Я говорю «уже», потому что некто может побороть сожаления и снова взять под контроль свою жизнь, но это требует большого сосредоточения, принятия собственных ошибок, а также мужества.
Пошли вопросы попроще. Ты вместе со Стийном Ван Куттером (Until Death Overtakes Me, Ethereal и т.д.) 2 года назад записал полноформатный альбом Wijlen Wij. Было ли это сотрудничество в рамках одного альбома? Или у нас есть шанс услышать ещё раз марш этой триумфальной похоронной процессии под твой аккомпанемент?
Я боюсь, что этого больше не повторится; лично я не хочу продолжать этот проект в этом направлении; что было сказано, то сказано.
Кстати, а что значит “Wijlen Wij”?
Это очень оригинальная игра слов на голландском языке, Лоренс придумал, означает что-то вроде «последние мы». Наилучший перевод – «мы, которые были» или «мы, умершие».
Как обстоят дела у твоего коллеги по Pantheist Ильи с его группой Indesinence? Они уже на пути в логово Чэндлера или всё ещё шлифуют новые композиции на репетициях?
Хмм… я думаю, тебе лучше поговорить на этот счёт с Ильёй. Я только знаю, что они пишут новые песни, но у них на первый альбом ушло 4 или 5 лет, так что можно расслабиться.
Я так и сделаю! Кстати, вот ваш последний альбом весьма необычен, даже сравнить не с чем – на doom-metal сцене точно нет аналогов, на прежние ваши работы тоже не похоже, хотя это всё тот же Pantheist … Тебя волнуют ожидания слушателей? Не боишься быть непонятым?
У музыканта всегда есть два варианта: либо давать аудитории то, чего она хочет, либо делать то, что нравится тебе и надеяться на то, что это понравится другим, всё вот так просто на самом деле. После “O Solitude” я отбросил саму идею записать “O Solitude part 2” просто потому, что я не верю в самоповторы; я скорее брошу вызов слушателю – пусть ему достанется что-нибудь «посложнее», что даст ему пищу для размышления, что-то, на что потребуется время – чтобы понять, чтобы оценить. Да, нас всю дорогу недопонимают. Например, возьмём трек “Unknown Land”: как я сказал выше, вокальные партии выстроены схоже с манерой погребальных песнопений Смирны 19-го века. В Греции, родине этой музыке, в металл-прессе говорили, что трек просто провальный – бессвязные авангардные эксперименты с чистым вокалом. Меньшинство поняли, что основа композиции – греческая народная музыка! Для металл-групп это слишком – уважать свои национальные, греческие корни. Слишком много лицемерия в экстремальных металл-жанрах. Так называемые экстремальные группы штампуют год за годом предсказуемые альбомы, которые фанаты жадно и доверчиво поглощают один за другим. Чего в этом экстремального – только потакать нуждам фанатов? Экстремальная музыка должна постоянно стремиться выйти за свои пределы, бросать вызов слушателям, даже если кого-то из них это разочарует. Вместо этого людей больше занимает то, сколько ударов в минуту выдаёт ударник (должно быть как можно меньше, если речь идёт о doom’е), насколько низко настроены гитары, использует ли группа клавишные, каково процентное соотношение чистого вокала по отношению к остальным. Недавно слышал, что парень из Worship хотел провести переговоры за круглым столом с фанатами funeral doom на счёт того, приемлемы ли его идеи касаемо нового альбома в рамках стандартов этого стиля. Куда мир катится? Мы утратили все стандарты, больше нет творческих личностей, такое ощущение, что остались лишь те, кто угождает нуждам фанатов.
Я слышал, что “В этом году альбом Pantheist “Journey Through The Lands Uknown” номинировался на звание «лучшего экстремального doom-metal альбома». Чем это закончилось? Вы ещё лучшие?
Нас регулярно номинируют в таких категориях, но побеждаем мы не часто; нашу музыку нельзя назвать полностью «экстремальный doom-metal», так как в ней чувствуются многие другие влияния, а в подобных конкурсах места обычно занимают группы, более преданные канонам жанра, а не такие гибриды как Pantheist. И ответ на твой последний вопрос: да, мы лучшие, но только в нашем сознании (смеется).
Не будь так пессимистичен! Однако на этом вопросы заканчиваются, Костас, успехов и удач тебе и группе во всех начинаниях. Прими мои наилучшие пожелания и передай их своим коллегам!
Спасибо, Алекс, за последние несколько лет это интервью было самым интересным. Я передам группе твои пожелания, а ты передай то же нашим читателям в России. Я вряд ли смогу прочитать кириллицу, но надеюсь, что мы когда-нибудь выступим в России и пообщаемся там с фанатами. В конце октября мы отыграли в Польше, так что мы уже двигаемся в правильном направлении!
Беседовал А.М.
© Russian DarkSide E-Zine
15 фев 2010
просмотров: 2535
|
|
MAX DE SADE
epic_serj
Хехе, концерт уже подтверждён.
SERG_deathsign
Archaic Equilibrium
Glop
>> Экстремальная музыка должна постоянно стремиться выйти за свои пределы, бросать вызов слушателям, даже если кого-то из них это разочарует
Просто золотые слова. Лозунг "oldschool or die" давно пора переиначить "oldschool must die" :)
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).