Cтараюсь не придерживаться какой-то конкретной формы в своей музыке
Группа ТВЕРДЬ была образована десять лет назад участником группы Pagan Reign. В 2008 году коллектив выпустил дебютный альбом «Вслед за солнцеворотом», этот релиз стал заметным явлением на российской пэган сцене. Затем довольно долгое время о группе из Твери практически ничего не было слышно, пока пару лет назад не появились новости, что группа собралась снова и занята работой в студии. Предлагаем вашему вниманию интервью с Ветродаром – лидером проекта, и Павлом Быковым, он же князь Рюрик, о новом альбоме группы, который называется «Русь: Вещий Олег».
Не будем долго ходить вокруг да около. Многие считают, что Твердь – логическое продолжение Pagan Reign и что это один и тот же проект, получивший какое-то новое музыкальное понимание. Так ли это или все-таки это твой сторонний проект?
Ветродар: Приветствую, Вероника! Действительно, есть такое мнение, что проект Твердь – это последовательное развитие проекта Pagan Reign. На самом деле, в чем-то здесь есть и правда, потому что мы продолжаем идею Pagan Reign в том взгляде на прошлое, взгляде на какие-то идейные вещи, но в целом это мой сторонний проект. Здесь я воплотил все мысли, которые не мог реализовать в Pagan Reign: это, прежде всего, приглашение профессиональных академических вокалистов в мой проект. На этапе записи альбома «Вслед за солнцеворотом» это Светлана Лебедева и Александр Иванов.
К слову, будет сказано, что вместе с Ореем и Димостеном мы возродили проект Pagan Reign. Там действительно будет несколько иной взгляд на музыку, иная подача, иной посыл. Там мы будем использовать более брутальные направления стиля: там будет и melodic death, и black, и более сильная, мощная подача музыки сама по себе.
Приятная новость о том, что Pagan Reign будет снова существовать. Для многих фанатов группы. Так что же такое Твердь?
Ветродар: Что касается названия группы «Твердь» - это очень многогранное слово, оно имеет разное значение. В историческом плане «Твердь» по одной из версий – это первое название города Тверь, откуда, собственно, родом и Pagan Reign, и Твердь. Второе значение этого слова более сакральное, оно уходит в славянскую мифологию и означает такое понятие, как «твердь небесная». Это тонкая граница миров, тот слой нашей реальности, откуда проистекает живительная сила небесная.
Что отличает стиль группы Твердь от pagan metal, в частности от pagan black или death metal, это то, что главенствующую роль в нашей группе играют, прежде всего, вокалы. Здесь у меня получилось соединить сразу три направления: это, соответственно, metal, folk и академическая школа.
Вот, кстати, интересный момент. Наличие академических элементов, в принци
пе структура работ Тверди: альбомы звучат более ортодоксально с точки зрения фолк музыки. Если брать в сравнение другие профессионального, высокого уровня группы folk metal сцены, то они стараются как-то модернизировать свое звучание, ищут новые формы, экспериментируют внутри жанра. Вы же придерживаетесь классической школы славянского метала, если можно так выразиться. И в принципе академической школы и классической музыки. Чем вызван такой выбор?
Ветродар: Учитывая, что первый альбом группы Твердь выходил еще в 2008 году, то, наверное, мы одни из тех коллективов, которые это классическое звучание pagan metal и задавали. Сама по себе классическая музыка, я имею в виду период наших великих композиторов конца 19-го века: Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов – это те композиторы, которые в свое время нарушали границы, нарушали какие-то стандарты, нормы. Поэтому в своей музыке я стараюсь не придерживаться какой-то конкретной формы: то есть, если того требует повествование, текст, какие-то образы, то можно использовать абсолютно разные жанровые подтексты. Поэтому в нашей музыке есть элементы и art rock, и progressive, и классического crossover, когда классический вокал используется и как эстрадный инструмент, и как академический. Светлана Лебедева, в частности, использует народное пение, сочетая его с академическим, поэтому здесь нельзя сказать о какой-то конкретной школе.
Как пришла идея создать именно folk metal оперу? По сути, это первая folk metal опера, как минимум, в России. Достаточно интересное и смелое решение. Что тебя на него сподвигло?
Ветродар: На предыдущем нашем альбоме «Вслед за солнцеворотом» есть такая композиция – «Богатырская застава». В принципе, уже тогда, в 2008 году она выстроена как некая фольклорная metal-кантата. То есть, там нет строгих чередований, определенных стандартных фишек, так скажем. Там идет именно повествование музыки, оно взаимосвязано непосредственно с текстом. Поэтому там уже были определенные наметки того, что будет в дальнейшем.
Павел, очень интересно, как ты очутился в этом проекте? Потому что, насколько я знаю, ты оперный и эстрадный певец, солист Москонцерта и, внезапно, folk metal опера.
Павел Быков: Для меня эта история действительно необычная. Я получила во Вконтакте сообщение от Ветродара, что предлагается записать моим голосом одну из партий в rock опере. Folk rock опере! Для меня это прозвучало очень страшно, ничего подобного я не делал в своей жизни, но мне это сразу показалось интересным. А рекомендовал меня мой старинный друг Александр Гами (ударение на последний слог - прим.автора), который живет в Бремене, у которого я бывал в гостях, мы гуляли по городу, я держал осла за лапу на памятнике Бременским музыкантам и с тех пор он мне приносит удачу (смеется - прим.автора).
Ветродар прислал мне ноты, прислал минусовку, плюсовку, то, что есть, все голоса. Там была работа уникально интересная! Сразу она мне показалась интересной и очень сложной, потому что все голоса уже были записаны, и мне нужно было князя Рюрика встроить в это все!
Драматургически надо было провести очень тонкую работу: послушать, какую эмоцию заложили другие исполнители и очень точно попасть в это настроение. Поскольку работа тонкая, она сразу мне показалась очень интересной в плане моего личного развития и, вообще, прикоснуться к какой-то другой стороне жизни. Я действительно в основном работаю в оперном жанре и в жанре классической эстрады. Высокой эстрады, если так можно выразиться. Я попробовал и хочу сказать, что меня это захватило и надеюсь, что мы дальше будем работать. Ну, и, конечно, меня обрадовала перспектива постановки этой folk rock оперы! Тем более, в такой замечательной роли – основателя великой династии, князя Рюрика.
Расскажи немного о концепции альбома. Я так поняла, что это только одна часть большой работы, объединенной общим стержнем, и будут какие-то еще пластинки? И, если так, то знаешь ли ты уже, сколько этих пластинок будет?
Ветродар: Дело в том, что в свое время, еще году в 2005 на меня очень сильное впечатление произвело творчество Ильи Александровича Маслова. Многие его знают под псевдонимом Масел. Этого человека, к сожалению, уже нет с нами, но если брать то творчество, которое он оставил, я считаю, что оно должно звучать.
Забегая вперед, я сразу могу порадовать тех людей, которым понравилось наше творчество: это только начало трилогии, которая будет издаваться
в дальнейшем. Следующая часть будет посвящена Игорю Злосчастному – это сын Рюрика. Все его жизненные перипетии, в том числе взаимоотношения с княгиней Ольгой и то, как в то время решались семейные проблемы (смеется - прим.автора). И третья часть будет посвящена очень сильной великой фигуре нашей истории – это Святослав Хоробрый. Его исторические свершения, начиная с эпизода, когда он положил конец Хазарскому каганату и, заканчивая его походами в Грецию на Византию, когда он расширил государство вплоть до Болгарии.
Между вторым и первым альбомом был значительный перерыв. С чем это связано?
Ветродар: Это связано, прежде всего, с тем, что я потратил это время на дела, важные для моего личного развития и для развития моей семьи. Я защитил кандидатскую диссертацию, я расширил свою собственную семью – у меня появились прекрасные дети. Я все это время продолжал заниматься музыкой, нельзя сказать, что я поставил крест на каких-то своих творческих изысканиях. В том числе я собрал свою собственную студию – Yarko Music Records и мы можем воплощать на очень качественном уровне все свои идеи и мысли.
Насколько я поняла, в этом альбоме ты занимался саундпродюсированием от начала до конца, полностью это все легло на тебя. Скажи, в связи с этим новым опытом, изменилось ли что-то в процессе записи? Было ли сложнее или, быть может, проще, интереснее? Может быть, какие-то курьезные или забавные случаи были? Или наоборот, большие трудности?
Ветродар: Для меня это был действительно новый опыт. У меня подобные мысли были, в принципе, давно, даже когда я работал с таким известным саундпродюсером как Евгений Виноградов. Очень много интересного, естественно, я у него перенял, из его школы. Что это дало для нашего проекта? У нас было больше возможностей для экспериментов: мы могли пробовать разное звучание, разные настройки... то есть, действительно у нас получилось сделать такое звучание, которое мы хотим. И благодаря тому, что такое большое количество и вокалистов, в том числе, эта работа стала такой незаурядной.
Немножко о том, как проходил процесс записи: если в плане металлистической части – то есть записи барабанов, баса и гитар это, в принципе, стандартный процес
с, который не является секретом ни для кого, то работа именно с академическим вокалом, с таким количеством вокальных партий действительно это очень сложный процесс был. И интересно то, что если Александр Иванов и Светлана Лебедева уже давно в моем проекте участвуют и знакомы с тем, что им предстоит вообще на записи, как это все можно воплотить, то, например, Александр Гами и Павел Быков впервые столкнулись с такой задачей сложной.
Я вообще хочу сказать, что, например, Александр Гами - это человек очень идейный: так как он живет в Германии, он самостоятельно записывал на студии в Бремене свои вокальные партии, естественно, по моим определенным раскладкам. И Александр порекомендовал такого великолепного баритона – Павла Быкова: я думаю, он сам скажет пару слов о том, как ему жилось в нашем проекте, с какими трудностями он сталкивался в процессе записи.
Павел Быков: Действительно, в этом проекте мне досталась очень непростая роль и в историческом плане, и в вокальном плане, потому что как академический певец я, конечно, привык работать, прежде всего, с нотным материалом, для меня это исходное. Здесь же Ветродар, как я понимаю, нотного материала не готовил, он сразу записывал гармонии. Сразу была создана минусовка и она была мне прислана. Я попросил Ветродара записать мою вокальную партию. Он мог бы, конечно, сделать ноты, но на это ушло бы дюжинное количество времени и мы решили пойти таким путем, что он просто напел то, что должен был петь я. Поверьте, это очень сложно – снимать, когда кто-то другой, да еще и не академист поет. И он, кстати, хорошо поет, не знаю, зачем я понадобился в проект (смеется - прим.автора). На мой взгляд, действительно владеет голосом и с пониманием это делает. Ну, в этом смысле было очень непросто осваивать материал по напетому кем-то, без нот, без всего, но мы справились, пришли на студию… чья студия была?
Ветродар: Дай Records Евгения Виноградова
Павел Быков: Мы пришли на студию Дай Records и за одну смену, за часа четыре, наверное, записали всю мою не такую уж и большую партию, но очень сложную. Мы работали, и это была такая, «кровавая» запись в моей жизни. Хочу так же сказать: так интересно совпало, что эта работа мистически повлияла на время, в которо
м я оказался, когда после этого предложения мне последовало сразу еще одновременно пять других предложений записей, но уже не rock folk опер, конечно (смеется - прим.автора), но академических или эстрадных песен. Две оперы записал после этого. Как-то вот притянуло, так что я благодарен этой работе.
В записи этого альбома использовано огромное количество народных инструментов. Скажи, они изготавливались специально на заказ или покупались? И, если изготавливались, то кем?
Ветродар: Да, действительно коллекция народных инструментов и не только народных, а акустических - очень большая. Это инструменты, которые мною отбирались самостоятельно. Есть те, которые специально сделаны на заказ, в том числе тверской рожок, оркестровые жалейки, некоторые свирели. Есть и фабричного производства инструменты. Но каждый инструмент мною отбирался с душой, что называется. Я ходил непосредственно в магазин, каждый инструмент держал, на нем играл, слушал, как он звучит и так далее. Многие заблуждаются, они думают, что если есть определенная разбивка на цену - вот это дорогой инструмент, вот это дешевый, и если я куплю дорогой инструмент, значит, он будет априори самый лучший. Часто бывает, что более дешевые по ценнику инструменты, звучат на порядок выше, чем какие-то дорогие, мажорные и так далее. То есть, не надо смотреть конкретно на цену инструмента, надо подбирать именно с душой, как этот инструмент ложится в твою руку.
Планируется ли какой-то тур по России в поддержку альбома или просто какие-то отдельные концерты группы Твердь? Чуть ранее Павел обронил пару слов о том, что планируется какая-то большая постановка – это очень интригует. Расскажите об этом.
Ветродар: Забегая вперед, я сразу озвучу такой момент, что это опять-таки только первая часть трилогии. Впереди предстоит дописать еще две части и тогда можно действительно говорить о театрализованном представлении, как таковом. То есть, это только начало.
Спасибо большое за такую интересную и насыщенную беседу. Спасибо, что уделили нам время. Так же хочу отдельно поблагодарить заведение Гарцующий Дредноут за предоставленное помещение. И поблагодарить вас за то, что смотрели, слушали нас. Читайт
е Darkside, покупайте диски Твердь, оставайтесь с metal музыкой!
Ветродар: Благодарим за внимание! Следите за новостями!
Беседовала: Вероника Акелловна
СМОТРЕТЬ ИНТЕРВЬЮ НА ВИДЕО:
8 сен 2017
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).