Когда в январе 2020 года американские постпанк-экспериментаторы ALGIERS выпустили в свет свой третий альбом «There Is No Year», никто и не подозревал насколько пороческим станет его название – для всей мировой концертно-музыкальной индустрии того года действительно не было. Мало того, не случился толком и год 2021. Но, рано или поздно, заканчивается не только хорошее, но и плохое. Дожили и мы до появления в афише концертов, которые не исчезли в никуда, а реально свершились. PAIN стали одной первых зарубежных металл-группой, разорвавших порочный круг переносов и отмен. До мистицизма символично что именно Петер Таргтгрен стал одним из первых, кто вернулся к нам после паузы, ведь в марте 2020 года он был чуть ли не последним иностранным музыкантом, кто успел выступить на российских концертных площадках за считанные дни до обрушения ковидного занавеса. Теперь же занавес, взметая тучи пыли и поскрипывая проржавевшими петлями, робко приподнимается (кто же знал, что нет), а мы радуемся тому, что время «вечеринок в головах» и неутешительных онлайн-развлечений уходит, уступая место сценам, танцполам и живому звуку на расстоянии вытянутой руки. Дождались.
В последний раз я переступала порог концертного клуба 14 февраля 2020 года. Приятно щекочущее волнение, которым активно насыщался организм в преддверии встречи со скандинавскими «первопроходцами», стимулировало возвращение сладких подзабытых эмоций от неизбежного слияния с живой музыкой. Много раздавалось за истекшее двухлетие панических опасений, смехотворных предсказаний и горячих дискуссий о новом мире, который, якобы, не будет прежним после Пандемиии, превратится то ли в гуманитарный рай, то ли в постапокалиптическое чистилище. Любопытно было выяснить какие сюрпризы и премьеры уготованы нам в организации и проведении зрелищ. Забегая вперед скажу что для потребителя не изменилось в этой сфере почти ничего – и это прекрасно. Единственное что мне пришлось проделать впервые – воспользоваться QR-кодом, который я получила около восьми месяцев назад и вот, наконец-то, пустила в ход. Двор клуба, билетный контроль и гардероб нужно было пересечь в маске. За этой чертой начиналась зона, свободная от ковида и мыслей о нем. В зале об ограничениях и суровых мерах безопасности дозволялось благополучно забыть и спокойно погрузиться в комфортную обстановку старых добрых времен. Старого и забытого было в избытке и в музыкальной программе вечера, потому что люди, ответственные за фоновую музыку в зале перед выступлениями и в перерыве между оными, старательно возвращали «свой 2007», выдавая доскональную подборку музыкального наследия из эпохи юности миллениалов, так что увесистый груз альтернативного металла, который я в последние лет так 10-12 старательно избегала, — весь в концентрированном виде услышала здесь. Что ж, ностальгическую ценность вкупе с исторической важностью этой музыки для моего поколения никто не отменял и, судя по реакции собравшихся, она все еще им нужна. Удивительно даже. Я же лично выражаю благодарность за изумительную и вневременную «Only For The Week» IN FLAMES, неизвестно каким свежим ветром ворвавшуюся в плейлист в тот момент когда вялотекущее музпросвещение стало окончательно удушающим.
Ровно в 20.00 на сцену вышла открывающая лайн-ап московская группа с поэтическим наименованием DIVIDED ISLAND. Тут стоит отметить что все разогревающие PAIN в этом российском туре артисты подверглись строгому отбору не только организаторов, но и самих титулованных шведов, поэтому справедливо было ожидать чего-то, скажем так, бонтонного. И в самом деле, бодро грянувшая смесь альтернативного и готик-металла с примесью электроники, была глубоко вторична (так только и возможно в 2022 году), но отнюдь не дурна и сшита ровными плотными стежками, нитки почти не торчат. Нашитое на инструментальную ткань тонким кружевом ласковое и чувственное, без грамма металла, лирическое сопрано в исполнении милой девушки Алены и являет собой ощутимый контраст с довольно жесткой и грубой для него музыкальной текстурой, но это вопрос привычки. Внешний облик участников группы обратил на себя внимание любовью к интенсивно фиолетовому цвету – у всех четверых имелся предмет гардероба или амуниции этого загадочного оттенка, а вокалистка с ним вообще не расстается, так как выкрасила в этот цвет волосы. Видеоряд пестрит фиолетовыми калейдоскопами, ему вторят обложки релизов и даже их названия (песня «Ultraviolet Poison», альбом «Shades of Purple»). Все это не могло не напомнить мне о любимых THE BIRTHDAY MASSACRE, с которыми DIVIDED ISLAND солидарны, похоже, не только в фиолетовой обсессии, но и – если прислушаться – электронно-индустриальной обертке некоторых своих песен. О любых качественных сравнениях тактично умолчю. Лучше похвалю вокалистку, которая не только обладает добротными голосовыми данными, но и вполне компетентно демонстрирует их в живом выступлении. В репертуаре коллектива есть песни на обоих языках и парочка русскоязычных была представлена на суд слушателей в рамках этого сета. Возможно, стоило воздержаться – и не только от исполнения, но и от сочинительства на великом и могучем. В данном жанре тяжелой музыки русскоязычная лирика звучит инородно, она дешевит и деклассирует даже хорошие песни. И это не вопрос вкусовщины, а природное коренное концептуальное несовпадение характерных инструментальных линий со звучанием языка. Чистый голос возьми, либо экстремальный вокал, — результат на выходе ездит по ушам асфальтовым катком и надсадно сверлит мозг.
Однако вовсе по другой причине выступление симпатичных DIVIDED ISLAND мне не понравилось. Оценка была бы зачетной, не поспеши милая девушка Алена после первой же песни начать пафосно-назойливый обратный отсчет до пришествия PAIN. Было торжественно оглашено о возложенной на группу «миссии» по подготовке площадки и зрительской массы к этому долгожданному акту. К сожалению, задачу ребята восприняли слишком буквально и на свой собственный перфоманс легкомысленно подзабили. Как много раз уже я наблюдала эту жалкую модель поведения на сцене российских разогревающих групп – не сосчитать. Невольно руки зачесались встряхнуть скромнягу фонтвумен за упакованные в ультрафиолетовый винил плечи и обьяснить ей элементарную истину. Дорогие ребята! Мне плевать сколько вам осталось песен, минут, строчек и букв. Если вы считаете что зал отнесется к вам с большей симпатией, если вы сходу, извиняющимся тоном, выклянчите прошение потерпеть вас, великодушно переждать пока вы отыграете и уберетесь вон – вы считаете неверно! Ничего кроме раздражения и брезгливости это не вызывает. Никому не нужны музыканты, которые выходят к зрителям словно под пыткой, корчат из себя сирых-убогих-нищих и не могут дождаться чтобы поскорее удрать. Правила игры почтеннейшей публике хорошо известны: перед хэдлайнером будет разогрев, а с протухшими яйцами и гнилыми помидорами в зал никого не пускают, так чего бояться? Если вас выпустили на сцену – значит поступок этот совершенно легален и санкционирован всеми инстанциями, так используйте свой шанс. Вас выбрали – покажите что не зря. Аудиторию нужно завоевывать делом, хватать за горло со звериной пылкостью, а не трусливо заискивать перед ней. Хоть бы раз кто вышел и жахнул невозмутимо, широко, уверенно. Как будто нет никакого хэдлайнера не запланировано и вообще ни одной группы в мире больше не существует: «Мы к вам заехали на час / А ну скорей любите нас». Я не представляю юного Петера Таргтгрена затравленным и виновато бубнящим в зал «окажите милость, любезные, позвольте нам поиграть чуть-чуть». Такая самоуничижительная манера свойственна только нашим артистам, иностранцы дежатся куда свободнее и смелее, даже бездарные. Те же кто талантом и умением не обделен, могут запомниться не меньше главных действующих лиц. Здесь же не столько пели, сколько призывали «покричать» и «похлопать», а то Дед Мороз, точнее Петер со своими верными оруженосцами, обидится и не придет. Народ в зале собрался лояльный, принимали DIVIDED ISLAND на диво благосклонно, но ребятам так и не удалось войти во вкус и почувствовать себя хозяевами положения – как будто над их головами застыло лезвие гильотины, готовое сорваться в тот момент когда они самую малость раскрепостятся. Окончание бесславного сего выступления утонуло в неловких паузах, вызванных техническими неполадками. Вокалистке пришлось заученно заполнять пустоту нагнетающим ажиотаж конферансом в русле «ответственной миссии» и, раз уж выдался случай, краткой справкой о своей группе. Последняя песня отменилась и квартет ретировался за кулисы. У меня, натуры жалостливой, мигом от сердца отлегло — отмучались, сердешные. Высокой цели, правда, добились: PAIN захотелось до дрожи, так что невмоготу.
Имя Петера Тагтгрена – легендарного музыканта с репутацией мультиинструменталиста, многостаночника и трудоголика от тяжелой музыки - хорошо известно любому меломану, хотя бы недолго интересовавшемуся металлом. Как минимум – эклектичная триада его собственных проектов (HYPOCRISY – PAIN – LINDEMANN), плюс гостевое участие в качестве вокалиста, композитора, исполнителя у ряда коллег по цеху. Знатоки добавят исполинский список спродюссированных Петером альбомов для несметного числа артистов. И, конечно, нельзя умолчать о визитной карточке — бешено популярной некогда песне «Shut Your Mouth», которая знакома, пожалуй, буквально каждому кто жил в нулевые. Укрыться от нее в ту пору было поистине невозможно, повсюду находился телевизор, радиоприемник или мобильный телефон, надрывавшийся этим сердитым суперхитом. В Россию Петя с успехом приезжает под разными вывесками уже около двадцати лет. Я его видела только однажды: память напряженно выдала истлевшие полудетские воспоминания о молодом вокалисте с грозными, мечущими молнии, глазами и вихрем рассыпающихся длинных волос, среди которых еще не было ни одного седого. Он играючи жонглировал впечатляющей палитрой расщепленных вокалов, а группа называлась HYPOCRISY.
Сет-лист нынешнего тура шведов был обнародован после премьерного шоу во Владивостоке, поэтому разразившиеся биллиайдоловской «Rebel Yell» колонки подали четкий сигнал, сродни третьему звонку в театре: внимание, пятиминутная готовность. PAIN на старте взвинтили безудержный темп, выбрав начальной композицией стремительно несущуюся «It’s Only Them», в одночасье разбудившую всех, на кого не подействовали доселе прозвучавшие прелюдии. Занявшие свои места на авансцене Петер, лохмато-чумазые гитарист с басистом, а также усевшийся за барабанами Тагтгрен-младший (сын Петера Себастьян) радовали глаз хорошей физической формой и вселяли надежду что эпический вояж через колоссальную Россию с пятью концертными остановками оставил им достаточно сил на оставшуюся часть гастролей. Известно что Петер и еще двое членов группы едва успели восстановиться от перенесенного накануне поездки в нашу страну коронавируса, что вызывало легкую тревогу в отношении вокального самочувствия лидера PAIN. В целом, справился он очень прилично, хотя местами откровенно боролся за чистоту и качество исполняемых партий, и до образцовой плотности и объемности звука немного не доработал, а также ощутимо сэкономил на эмоциональных вложениях в вокал. Технического умения и контроля много, а вот первозданной человеческой страсти и открытого огня, увы, дефицит. Пусть голос Петера никогда не отличался особой подвижностью и богатой эмоционально-экспрессивной окраской – это да. И все же на живом выстулении хочется большей гибкости, души и темперамента в первую очередь в голосе, и не только в движении и пантомиме. С последними вопросов не возникает, потому что такому яркому и от природы харизматичному персонажу как фронтмен PAIN не требуется значительных трудозатрат чтобы актерски отыграть тексты и крепко зафиксировать на себе внимание всего зала. Отводить от этого демонически притягательного человека глаза категорически не получается – это же гипноз настоящий. Меж тем, за спинами ребят мелькал скрупулезно подобранный видеоряд с добросовестно разработанной под каждый трек анимацией и прочими занятными материалами. Но распределять внимание в потоке насыщенного шоу непросто, а поющий Петер Тагтгрен лучше всех мультиков на свете. Фирменный грубовато-песочный тембр надежно сохранился, а когда звуковой поток нужно немного разнообразить, вокалист прибегает к легкому драйву или харшу, искусно отмеряя нужное количество голоса и расщепления. Натужность пения сглаживается, голос перезагружается и становится выразительным. Похоже, с экстремальными вокальными практиками у него полный порядок – хорошая новость для фанатов HYPOCRISY. А еще настоящее удовольствие следить за тем как он четко и математически точно раскладывает текст по музыкальной фразе. Может себе позволить и вальяжную гульбу и ленивую оттяжечку, и агрессивно-торопливую напористость, но в доли попадает идеально. Эталонная фразировка, которая обусловлена не только безупречным чуством ритма и хорошо поставленным дыханием, но и безошибочно выдает в вокалисте человека, успешно освоившего ударную установку.
Название российского тура группы – «360 of PAIN Tour 2022» — в полной степени поддержано содержимым сет-листа. Составлен он очень вдумчиво, так что емкие 18 песен презентуют все восемь студийных альбомов и разворачивают музыкальный арсенал команды на все 360 градусов. Расстановка треков такова, что в течение сета постоянно меняется темп, настроение, атмосфера. Шоу нигде не провисает и постоянно держит зрителя в тонусе: вот здесь нужно оторваться и побеситься, здесь можно отдохнуть и подпеть, здесь внимательно вслушаться и присмотреться – только скучать и выпадать из действия абсолютно некогда. Маховик звукового двигателя раскачивается во всех направлениях. Тяжелая монотонная поступь «Walking On Glass» сменяется разудалой бесшабашностью «The Great Pretender», а та открывает дорогу холодному выверенному индустриальному стилю «End Of The Line». Следом зубодробительной пулеметной очередью расстреливает зал олдскульный, почти дэт-металлический номер «On Your Knees Again», а за ней – развязно-глэмовая «Dirty Women» с таким цепляющим вступительным риффом и захватывающей вокальной эквилибристикой Петера. Цинично-скабрезную «Call Me», самый сомнительный и с музыкальной, и с лирической точки зрения трек, воспроизводят с похвальным вниманием к деталям, и лидер SABATON Йоаким Броден поет второй куплет с экрана, после эффектной паузы и пышного привлечения внимания к своей виртуальной персоне. Казалось бы, Петер мог преспокойно исполнить эти четыре строчки сам, но ведь заморочились, записали специальное видео. И аутентичность композиции сохранили, и гостевому вокалисту воздали почести. Заодно и занятный визуальный элемент в шоу ввернули. Далее следует вязкая и медленная «Just Hate Me» с ее прилипчивой поп-мелодией седативным воздействием на организм. Однако она в миг вылетает из головы с первыми звуками ураганной «Zombie Slam», воскрешающей на сцене рок-н-ролльное биллиайдоловское настроение, надлежащим образом метализированное. Потом «Suicide machine», деловито-размеренный, раммштайновского розлива, трек, который вытесняется угарно-шустрым номером «Monkey Business», где космическая скорость соседствует с космически-индустриальной музыкой и безапелляционным осуждением космического лицемерия и коррупции власть имущих мира сего. Но все это вместе взятое оборачивается лишь многоступенчатой увертюрой, когда музыканты приступают к монументальному шедевру «Same Old Song» — вещи глубокомысленной, искренней, где в голос Петера приходит и горечь, и надлом, и та самая пресловутая боль, звучит песня с почти стадионным размахом. И снова резкая смена декораций: обстановка становится камерной, интимной даже. Троица на авансцене рассаживается на стульях, и даже при том что барной стойки перед ними нет, мы предвкушаем что сейчас нам пропоют «Have A Drink On Me», — то ли кантри, то ли блюз, подаваемый доверительно-приглушенным тоном. Петер примеряет роль прожженого, умудренного печальным опытом дядьки, изливающего толпе зеленых юнцов саркастическую житейскую мудрость, резко предостерегая о разрушительной силе любви. В голос его закрадываются вкрадчивые, шутливо-стариковские интонации. Наступает эмоциональный пик основного сета – «Coming Home», логически связанная с предыдущей песней. Размышления усталого зрелого человека о пережитом, но в более драматическом ключе. Большинству стоявших напротив Петера зрителей еще жить да жить до «forty plus some years», но душераздирающий посыл этого произведения и эмоциональный перфоманс Петера обрели достаточную поражающую силу, чтобы пробиться через защитную броню тех, кто пока не позволяет себе заморачиваться над возрастом и неумолимо несущимся временем. А чтобы закончить на жизнерадостной ноте, неугомонный квартет играет боевитую «Buy/Die», реставрировав в зале отличное расположение духа. Перед сценой все привычно бурлит, народонаселение партера без устали прыгает, вскидывает руки, мотает головами, толкается, а между песнями скандирует матерный глагол в повелительном наклонении, который я здесь приводить не буду. Процесс выглядит как устоявшйся ритуал и происходит очевидно не впервые. Может иностранцу Пете этот набор звуков давно знаком и приятен на слух...
После короткого перерыва великолепная четверка возвратилась на сцену в узнаваемых нарядах из клипа на «Party In My Head»: Петер в уютном домашнем халате, потрясающий пакетом молока; музыканты в импозантных мехах, блестках и темных очках. По залу заметались надувные мячи, которыми азартно перебрасывались обитатели танцпола, пока на сцене наяривали этот хлесткий коронавирусный гимн. Беспощадная заразительность и кураж этой песни заставили, наконец, и меня отвлечься от прицельного наблюдения за объектом и вволю попрыгать, покричать, транспортировать вечеринку из головы в тело. Петер сбрасывает длиннополый будуарный вельвет и остается в простой футболке. В ней он выглядит лет на десять младше и как-то естественнее, привлекательнее. Звучит «On And On» — вот он, подлинный бриллиант в короне индустриального наследия PAIN. Потому что Петя, конечно, и ветеран труда, и авторитетный ударник тяжело-метального музпрома, но как индустриальщик едва ли состоятелен, да простят меня поклонники. А потом сбылась мечта – я нежно люблю роллинговскую «Gimme Shelter» и всегда верила что кто-то сделает на нее именно металлический кавер. Спасибо Пете что не постеснялся покуситься на такую святую вещь, пропустил ее через себя и заставил звучать веско, громоподобно и в духе времени! Для меня на этом состоялась и кульминация, и развязка всего шоу. «Shut Your Mouth» смертельно надоела еще в незапамятную пору неумолимой ротации, ее примитивный монотонный звук угнетает и сейчас, поэтому творящийся вокруг кипеж и экстаз меня оставил почти безучастной. Тем не менее, музыканты отыграли главную свою нетленку с неослабным энтузиазмом и Петер отработал канонически: пел нарочито небрежно, но с нажимом, микрофон в зал протягивал, «Let’s Go!», «Are You Ready?», напряженные во гневе мышцы лица, скупая и меткая жестикуляция. Град барабанно-тарелочных ударов и разрывная финальная точка. Вечеринка схлопывается со скоростью проколотого воздушного шара, оставляя после себя неприглядные горы мусора, черепки битой посуды и кислый запах въевшихся в пол разлитых напитков.
Поклоны PAIN отчего-то отвешивают под «My Way» Фрэнка Синатры, чинную салонную балладу, которая традиционно звучит на прощальных приемах и бенефисах заканчивающих карьеру звезд: от политиков до спортсменов. Но мы знаем наверняка что Петер Тагтгрен на пенсию не собирается, и список его творческих планов ненамного короче перечня уже имеющихся достижений. Несмотря на то что лирике PAIN ведущую роль играют мотивы апокалиптические, антиутопические и в целом отражающие негативные стороны бытия и боль от несовершенства мира, концерты этого бесконечно талантливого и беззаветно преданого музыке артиста вживляют в плоть и кровь могучий заряд жизненных сил и всесокрушающего позитива. А психика получает оздоровительный сеанс душеспасительного эскапизма, после которого выходить в измотанный проблемами неприветливый мир уже не так страшно. Для меня этот культпоход стал шагом на давно покинутую территорию метал-музыки, а репортаж – расчехлением затупевшего пера после нескончаемого простоя. Роковые обстоятельства, против которых мы бессильны, не дают достоверно предсказать когда продолжатся шоу. Нам остается заново взяться за интенсивные тренировки по надежде и ожиданию. Как-никак в этих дисциплинах мы все теперь полноправные Олимпийские чемпионы.
Сет-лист:
- Rebel Yell (Billy Idol song)
- It's Only Them
- Walking on Glass
- The Great Pretender
- End of the Line
- On Your Knees (Again)
- Dirty Woman
- Call Me
- Just Hate Me
- Zombie Slam
- Suicide Machine
- Monkey Business
- Same Old Song
- Have a Drink on Me
- Coming Home
- Bye/Die
Encore:
- Party in My Head
- On and On
- Gimme Shelter (The Rolling Stones cover)
- Shut Your Mouth
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
Текст: Gerda Lore
Фото: Маргарита Каррентс
Svarg_1349
MAX DE SADE
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).