Я уже неоднократно писал о том, что концерт – это не только поток звуков, доносящихся из динамиков. Это целый ряд событий, порой не имеющих никакого отношения к музыке, но очень сильно влияющих на ее восприятие зрителями. Порой я очень завидую людям, для которых имеет значение только музыка, а такие факторы, как публика, охрана, звук, свет и т.д., являются третьестепенными и легко могут игнорироваться. Мне же, как и большинству зрителей, концерт представляется неким целым, где каждый из вышеупомянутых факторов играет свою роль, и каждый определяет то, какое впечатление останется о концерте у человека в зале.
Думаю, в этом вопросе со мной солидарен и Ричи Блэкмор. Ведь недаром концерты его группы Blackmore’s Night проходят почти исключительно в помещениях, в которых возможно воссоздать атмосферу ренессанса, так что чаще всего Ричи можно увидеть и услышать в замках и прочих «высококультурных» местах. В Москве же, по старой русской традиции, все довели до абсурда, в результате чего за концерт меня несколько раз охватывало бурное и продолжительное недоумение. В первый раз это случилось еще на подходе к ГКЗ «Россия». Как известно, зданию гостиницы «Россия», в котором находится концертный зал, предстоит то ли капитальная реконструкция, то ли разборка до основания, так что вместо эпохи ренессанса я, по сути, попал на стройплощадку – повсюду заборы, леса, пустые глазницы окон и прочие прелести технологического прогресса. Но мне еще повезло – я попал внутрь быстро и безболезненно, потому что шел через вход для прессы, а вот зрители, заплатившие за билет свои кровные денежки, вынуждены были стоять в очереди по часу и больше. Прекрасный повод подумать о музыке ренессанса, средних веках и о том, как тогда было принято расправляться с защитниками покоренных крепостей, не правда ли?
Впрочем, пресса тоже получила свое – фотокорреспондентам было предложено снимать артиста от левой боковой двери в зал. Расстояние до сцены там больше, чем с балкона до сцены в ДК Горбунова, так что результат, который вы видите ниже, был вполне предсказуем. Журналистам без фотоаппаратов предлагалось не менее веселое развлечение – самостоятельно найти себе свободное место в зале, в котором все места официально распроданы. Чтобы оценить все прелести этого занятия, представьте себе игру в морской бой, только в роли вражеского корабля, в который летят снаряды, выступаете вы сами. А пока шел «артобстрел», из динамиков раздавались объявления о правилах поведения на концерте. Запрет на аудиозапись и фотосъемку вполне понятен, но вот запрет на пользование мобильными телефонами и убедительная просьба «выражать свои эмоции только аплодисментами», сопровождающаяся предупреждением о том, что «артист оставляет за собой право в любой момент прервать выступление» - это что-то новенькое. Впрочем, я далек о того, чтобы обвинять в установлении таких драконовских порядков исключительно организаторов или администрацию зала. Когда в середине сета с галерки раздались громкие крики «More Rainbow songs!!», вокалистка Кэндис Найт сказала в микрофон: “Where is Michael? Michael, this is for you!”, и тут же в направлении криков ринулся мордоворот, выражение морды, ой, извините, лица которого, показывало, что он и есть тот самый Майкл. Минуты две он освещал фонариком ряды зрителей, но так и не нашел обидчиков, а вот мобильные телефоны на моих глазах отбирались неоднократно. Что же, Ричи боится, что своей музыкой удержать внимание зрителей он не в состоянии? Или атмосфера ренессанса в его понимании подразумевает присутствие на любом публичном событии стражников, которые в те времена могли дать тумака и забрать в кутузку кого угодно по своему собственному выбору? Так или иначе, атмосфера, которая была в итоге создана в зале, отличалась крайней нервозностью, и я с трудом представляю себе человека, который в такой ситуации мог в полной мере наслаждаться музыкой.
Музыка, впрочем, тоже оставила очень неоднозначные впечатления. С одной стороны, Ричи и его музыкантам вполне удается адаптация пан-европейского фолка к современным песенным традициям, и публика вовсю рукоплескала как балладам (“Wind In The Willows”), так и более энергичным композициям (“Cartouche” и особенно “Home Again”, во время которой зрители из первых рядов даже позволили себе кратковременные пляски перед сценой). Да и вокал Кэндис Найт с каждым годом становится все лучше, так что даже классическая “Soldier Of Fortune” в ее исполнении звучит теперь просто превосходно. Однако (и это не только мое мнение, почитайте хотя бы форум русского сайта Deep Purple) самыми яркими и запоминающимися моментами этого шоу были композиции, в которых Ричи, пусть и ненадолго, возвращался к рок-музыке – “Ariel”, “Fires At Midnight” и ставший апофеозом концерта короткий фрагмент “Difficult To Cure”, переходящий в новую песню “St. Teresa”. Похоже, Ричи и сам не может определиться, что ему делать – с одной стороны, душа просит рока, а пальцы сами собой тянутся к легендарному “Fender Stratocaster”, а с другой – когда тебе за 60, играть рок уже как-то не солидно, да и менеджер этого не поймет, а ведь она по совместительству теща, так что громкий семейный скандал неизбежен. В принципе, на свете есть немало артистов, которые прекрасно сочетают и фолк, и рок, но получается это у них (по крайней мере, «живьем») куда более органично, и контраст между любимыми народом боевиками и «правильными» композициями так не бросается в глаза.
Хотя на концерте Blackmore’s Night в глаза бросаются и другие контрасты – например, роскошные декорации с настоящими стогами сена и задником, на котором рисуется то пасторальная деревня, то гром и молния, соседствуют с кошмарным светом, благодаря которому разглядеть нормально можно было только Кэндис и изредка – басиста-гитариста. А филигранные цитаты из Бетховена в вышеупомянутой “Difficult To Cure” меркнут на фоне совершенно кошмарного исполнения мелодии из «Подмосковных вечеров» на скрипке. Надпись на афише “The Village Lanterne tour” также совершенно не вяжется с наличием в сет-листе всего двух (!) композиций с этого альбома. Но даже если рассматривать концерт как своего рода «бест-оф», подбор песен все равно остается более чем странным – ни одной песни с замечательного дебютного диска Blackmore’s Night “Shadow Of The Moon”, который многими, в том числе и мной, считается лучшей работой группы, зато в наличии имеется более чем своеобразная трактовка “Child In Time”, которая в студийном варианте звучит достаточно любопытно, но на концерте, урезанная раза в три, да еще со знаменитым голосовым подъемом в исполнении не Кэндис, а бэк-вокалисток, воспринимается как подачка жаждущей рока публике. Любому понятно, что, несмотря на все свои вокальные успехи, Кэндис не может тягаться с Яном Гилланом, но зачем же так расписываться в собственной немощи?
В общем, бардак на сцене, бардак в зале, а в душе - полное ощущение абсурдности происходящего. Из этого материала и этим же составом можно было сыграть замечательный концерт, но… наверное, не в этой стране или, по крайней мере, не сейчас.
Выражаем благодарность InterMedia за предоставленные аккредитации.
Сет-лист:
- Olde Mill Inn (Intro)
- Cartouche
- Queen For A Day
- Under A Violet Moon
- Soldier Of Fortune
- Instrumental (feat. violin solo)
- Streets Of London
- Ariel
- Back Home
- Wind In The Willows
- Fires At Midnight
- Ghost Of A Rose
Бис:
- All For One
- Difficult To Cure / St. Teresa
- Child In Time
Текст: Роман "Maniac" Патрашов
Фото: Сергей "Korvin" Луканкин
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).