Наверное, все так или иначе слышали про Wacken Open Air. Это - как Woodstock современного хэви-метала, его столица и главный подиум. Начавшись в 1990 году как местный фестиваль для немецких групп, он постепенно превратился в самый главный металлический фестиваль с 80 группами, выступающими на 4-х сценах, 60 000 посетителей (именно столько билетов было продано) и около 72 000 участников с учётом артистов, прессы и т.д. В этом году фестиваль почтили своим вниманием такие мэтры металла, как Dimmu Borgir, In Flames, Subway To Sally, Stratovarius, Saxon, Blind Guardian, Rage и многие-многие другие. Музыка была на любой вкус - от камер-дэта Haggard до готик-дума Type O Negative.
Публика также была более чем интернациональна: большая часть, конечно же, приехала из Германии, но также было очень много шведов, американцев, швейцарцев. К сожалению, за всё время мы встретили только 10 русскоговорящих, приехавших из России было и того меньше. Что обидно, так как поездка того стоит и, на самом деле, не так сложно организуема, как принято считать. Но об этом - позже, а для начала мы расскажем, что же мы увидели на W:O:A.
На Вакен!
Большая часть посетителей добирается до Вакена на машинах, к услугам остальных - поезда и автобусы. Достаточно свободные поезда помогают добраться до местечка Itzehoe, где прямо у вокзала обнаруживается толпа металлистов, совершенно не по-немецки впихивающиеся с огромными рюкзаками в явно слишком маленькие автобусы. Впрочем, путь на Вакен - это ещё цветочки, уезжать оттуда значительно "интереснее", или, как бы сказали англоговорящие, “challenging”.
Несмотря на то, что мы приехали на фестиваль утром 2 августа, многие приехали днём раньше, чтобы занять лучшие места в кемпинге и заранее погрузиться в атмосферу праздника. А погружаться было во что - всю неделю перед фестивалем шли проливные дожди, и ещё вечером накануне территория фестиваля представляла собой сплошную грязь. Надо отдать должное организаторам - они проявили чудеса смекалки и целеустремлённости, и к открытию фестиваля луг перед сценами был действительно похож на луг, а не на полигон для проверки гусеничной техники на проходимость. Чего нельзя сказать о площадках для кемпинга - по словам очевидцев, ещё утром второго числа по ним нельзя было перемещаться.
Тем не менее, ровно в 17.00 2 августа фестиваль официально начался, на Чёрную сцену вышли Blitzkrieg, и на пока ещё не очень многочисленных слушателей обрушился мощный NWOBHM. К сожалению, не будучи знакомым с творчеством этой команды заранее, трудно оценить качество исполнения и сет-лист. Могу только отметить, что солист в чёрном плаще и больших чёрных очках смотрелся очень харизматично, а сама музыка была очень добротной - лучшего слова, пожалуй, не подобрать.
На "младшей" сцене примерно в это время выступали немецкие дэт-металлисты Narziss. Если бы не явно второсортный звук, они бы могли претендовать на второе место в моём личном рейтинге групп первого дня, так же им остаётся довольствоваться тем, что они стали единственной группой "малой сцены", которой я уделил внимание в этот день.
Слащавый солист австралийской группы Rose Tattoo постоянно обращался к зрителям не иначе как "Brothers and Sisters", и постоянно призывал всех "смотреть там за своими братьями и сёстрами", из-за чего создавалось ощущение присутствия на каком-то мероприятии тоталитарной секты. Некоторые зрители весьма оригинально отреагировали на слова Angry Anderson'а и устроили бои в грязи, благо к этому моменту закрывавшие грязь опилки и сено сдались под напором фанатов. Впрочем, многие восприняли предложение буквально и действительно смотрели не на сцену, а на валяющихся в грязи "братьев и сестёр".
Хедлайнерами первого дня, безо всяких сомнений, были британцы Saxon. Как написано в какой-то статье про них, "не достигнув в 80-х популярности своих сограждан Iron Maiden, они продолжили усердно трудиться". Усердно трудятся они до сих пор - выступление было на твёрдые 4+. Конечно же, среди прочих были спеты и “The Princess Of The Night”, и “Crusader”, меня же они особенно порадовали песней, которую россияне воспримут неоднозначно - совершенно шикарная баллада “Red Star Falling” воспевает падение коммунизма в восточной Европе.
Теперь о 4+. Saxon честно старались сделать выступление интересным: позади них на всю сцену растянулся огромный экран, на котором показывался видео-ряд, а в какой-то момент "взлетел" их бессменный орёл. Но анимация на экране была совершенно неадекватной для 2007 года, а орёл был явно расположен слишком низко и "давил" музыкантов. Но самое главное - что они были совершенно такие же, как год назад на Earthshaker Fest 2006, настолько, что если бы не попроще оформленная сцена (год назад она была многоэтажной), ни за что бы на свете не отличил одно выступление от другого.
Надо отметить, что на фестивалях, несмотря на спартанские условия и громких соседей, сон всегда отменный - видимо, сказывается усталость. Даже у жаворонков (а среди нас таких не было) утро начинается не рано, а у нас - и подавно: я с трудом проснулся в 10 (пусть читателей не смущает столь маленькое число, 10 утра по немецким меркам - это как час дня у нас). Вопреки принципу "металлисты не моются" мы приняли холодный душ (желающих много, а бойлеры - маленькие!) и отправились на осмотр городка Вакен. Судя по всему, основной источник его дохода - как раз сам фестиваль; по крайней мере, никаких магазинов, кроме одного супермаркета и малюсенькой лавки с одёжкой, мы не заметили. Зато почти у каждого дома можно было наблюдать предприимчивых вакенцев, продававших "домашние пирожки" и прочие съедобные мелочи. Иногда этим занимались даже дети лет 10 (интересно, вырастут ли они металлистами?). Достопримечательностей мы в городке не обнаружили, зато нашли музыкальную школу (что характерно - закрытую, непонятно только, на лето или навсегда).
Пока мы проталкивались через толпу фанатов Napalm Death, занявших место перед второй сценой аж за полтора часа до выступления группы, в воздухе запахло жареным, или, точнее - горелым. Загорелось сено, которым для борьбы с болотом было устлано поле перед сценами. Надо отметить оперативность и организованность служб фестиваля в борьбе с огнём: секьюрити мгновенно оттеснили толпу, "подвинув" даже фанатов Napalm Death, а доблестные пожарные тут же забегали с огнетушителями. Так что единственными жертвами пожара стали фанаты Amorphis: финнов поменяли местами с Napalm Death, и фанатам первых пришлось ждать лишний час. Что же касается Napalm Death, то, не будучи фанатом группы, могу только сказать, что было громко. Очень громко. Фанатам должно было понравиться.
Выступление Therion было одним из самых ожидаемых мною событий на фестивале: ещё ни разу я не видел этих гениев на сцене. И Therion не обманули ожиданий: они не просто выступили, они показали Шоу с большой буквы, и сразу же стала понятна причина их недовольства организацией московского фестиваля (в результате которого они даже рассорились с Blind Guardian). На сцене для фанатов и сочувствующих им была устроена настоящая церковь - церковь Therion, конечно же. Литургию вёл Snowy Shaw, державший в руках сборник своих псалмов (очень элегантная замена суфлёру!). По итогам выступления можно сказать, что он вполне способен заменить не поющего больше Christoferа Johnsson`а: хотя песни с "Лемурии" и "Сириуса" и звучали не так, как на альбоме, впечатлений от концерта это не испортило.
Сет-лист THERION:
1. Rise of Sodom and Gomorrah
2. Schwarzalbenheim
3. Blood of Kingu
4. Seven Secrets of the Sphinx
5. Wine of Aluqah
6. Son of the Staves of Time
7. Muspelheim
8. Tuna 1613
9. Lemuria
10. Ginnungagap
11. To Mega Therion
12. Cults of the Shadow
Но уделим немного внимания подрастающему поколению. Пока ещё не известные в России молодые финны Sturm und Drang у себя на Родине уже на слуху. Это совсем не удивительно: 15-летние вундеркинды играют каверы на Judas Priest без сучка и задоринки, мейденовский “Fear of The Dark” был потрясающ, а в их собственных песнях нет ни капли ребячества. Единственным, что заставляло журналистов (на спец-мероприятие пускали не всех) снисходительно улыбаться, было усердие, с которым юные дарования трясли головами - давала себя знать Финляндия.
Следующим был Манни Шмидт вместе с командой землекопов из Grave Digger. Несмотря на то, что я - фанат Rage со стажем, творчество Манни мне никогда особенно не импонировало. Так что его выступлению я предпочёл пред-прослушивание нового альбома JBO. JBO - это немецкая пародийно-металлическая группа, мало известная российскому слушателю. Этот печальный факт легко объяснить - большинство своих песен они поют на немецком, и их юмор местами - более чем "локальный". Поэтому и их новый альбом, который мы имели удовольствие послушать, вряд ли станет популярным в России. А зря - JBO очень заводные и весёлые. Таким же заводным и весёлым был их концерт, во время которого они успели пошутить как над главой Баварии Штойбером (непереводимая игра слов опущена), так и над скинхедами (а вот тут шутка была интернациональной - "когда вы бреетесь на лысо, вас можно спутать с Britney Spears!”).
Предстоящее выступление Blind Guardian требовало подготовки и отдыха, и поэтому Lacuna Coil пришлось почти полностью пропустить. Сила Вакена обернулась его же слабостью: такое количество "сильных" групп тяжело адекватно воспринять при столь высокой плотности их подачи. Therion, Blind Guardian, Dimmu Borgir, Iced Earth и Die Apokalypischen Reiter в один день, да ещё и без перерыва, внимательно слушать просто невозможно, и в какой-то момент начинаешь ловить себя на мысли, что "перебор". “Enjoy the Silence” в исполнении Lacuna Coil был как никогда к месту.
Flying: В то время как одни отдыхали, другие со всех сил прорывались в первый ряд по центру, что, несмотря на всю немецкую вежливость, оказалось даже, наверное, потрудней, чем в забитых российских залах. В толпе творилось нечто неописуемое. Обычно на концерте (и даже на фестивале) в Германии можно СПОКОЙНО пройти до третьего ряда, а затем протолкаться без особых усилий в первый, в данном же случае уже во время выступления J.B.O. (за два часа до Blind Guardian) публика напротив true metal stage была плотно упакована людьми в майках стражников, которые бились за каждый сантиметр своего места.
...Я не был на последнем московском выступлении Blind Guardian и поэтому не могу их сравнить, но, по сравнению с позапрошлым их московским концертом, Ханси буквально превзошёл сам себя. Он всё ещё был похож на Бутусова, во время своих концертов индифферентно стоящего на сцене и механически извлекающего аккорды из своей гитары, но уже совсем чуть-чуть. Ханси ходил по сцене, махал руками, и на его лице можно было видеть эмоции!
Flying: Несмотря на то, что последнее московское выступление “гвардейцев” на "Хаммерсаунде" было сильным, тут же, на Вакене, было ощущение из серии "мы отдадим вам всё". О выразительности Кюрша уже сказано выше, но то, что гитаристы BG еще могут СКАКАТЬ по сцене, было для меня, пожалуй, главным сюрпризом, а вовсе не обещанный мега сет-лист, который оказался не таким уж и "мега", хотя довольно длинным.
Тем не менее, впечатление от замечательной музыки было более чем средним: во-первых, непонятный сет-лист (хотя “Bard's Song” они, конечно же, исполнили), во-вторых, представленная на суд фанатов компьютерная графика заставляла вспомнить советские игровые приставки и была ещё менее впечатляющей, чем у Saxon, а свет был совершенно "никакой" (ярко, но не разнообразно). Однако, музыка сама по себе была прекрасна, немного разочаровала только “Otherland”, исполненная невнятно.
Ещё одним воспоминанием от концерта Blind Guardian стало рекордное количество Crowd-сёрферов, проплывших надо мной, хотя я и стоял совсем не в первом ряду. В воздухе даже происходили маленькие авиакатастрофы - один раз трое столкнулись совсем неподалёку от меня, к счастью - без последствий.
Сет-лист Blind Guardian:
- War of Wrath
- Into the Storm
- Born in a Mourning Hall
- Nightfall
- Script for My Requiem
- Fly
- Valhalla
- Otherland
- Welcome to Dying
- Traveler in Time
- The Bard's Song
- Bright Eyes
- Time Stands Still
Encore 1:
- Imaginations From The Other Side
- Punishment Divine
- Lord of the Rings
- This Will Never End
Encore 2:
- Mirror Mirror
А потом внезапно стало темно. По крайней мере, должно было - на сцену вышли Dimmu Borgir. Конечно же, места их фанаты занимали ещё во время выступления Blind Guardian (напротив соседней black metal stage). Но результат превзошёл все мои ожидания: стоило разойтись фанатам последних, как всё свободное место было мгновенно занято любителями "чернухи". Судя по всему, место они занимали не зря: было очень громко и мрачно. Настолько громко, что не помогали беруши, и настолько мрачно, что не оценить было нельзя. Не знаю, как это удалось светотехникам и постановщикам, но музыканты будто были освещены чёрным светом, а бушующее позади них пламя только усиливало это ощущение.
...В это время на "детской площадке" выступали баварские фолк-металлисты Schandmaul. Народу было меньше, звук был тише, свет светлее... в общем, соперничать с мэтрами блэка баварцы никак не могли. Чем и были замечательны: они буквально заряжали хорошим настроением и давали отдохнуть ушам. Единственный недостаток их выступления – звук, который был не только тихим, но и не очень качественным. А, может, надо было ближе к сцене подходить.
К моменту выступления Iced Earth зрители уже порядком подустали, и даже в первых рядах многие лежали и сидели (а ещё во время выступления Dimmu Borgir камню было негде упасть). Музыкантам должно было быть очень обидно, ведь они честно выкладывались на полную: во время исполнения новой песни “A Сharge To Keep” у ударника от усердия даже выпал наушник. Тем удивительнее было, что "колыбельные" от Die Apokalyptischen Reiter не только не убаюкали их фэнов, но даже разбудили в некоторых crowd-серферов! И это - в два часа ночи! Толпа была меньше, чем год назад на Eartshaker'е, но тогда группа выступала днём. Можно смело утверждать, что у "Die Apo Reiter", как их сокращают в Германии, есть истинные фанаты. И группа их честно старалась обрадовать - Фукс (солист) начал выступление прямо из-под крыши, а Доктор Пест (клавишник) все время концерта был заперт в клетке, да ещё и одет был в садо-мазо-одеяние.
Так незаметно подошло время заключительного, третьего дня. И знаете, не любую бочку мёда портит ложка дёгтя - даже совершенно никакое выступление Stratovarius не смогло испортить впечатлений от последнего дня фестиваля. Может быть, из-за совершенно отвратительного звука, а, может быть, из-за того, что Толкки ещё не до конца пришёл в себя после известных событий, желание слушать его пропало буквально через несколько минут первой же песни – “Hunting High And Low”. О качестве звука можно судить по тому, что в 15 метрах от будки звукорежиссёра уже невозможно было понять, что же именно играют "страты". “Speed of Light”, “Distant Skies”, “Million Light Years Away”, “Father Time”, “Visions, Paradise”, “Last Night on Earth” и “Eagleheart” слились в некое подобие шума, выделялась только заключительная “Black Diamond”.
Самым главным событием третьего дня для меня должно было стать выступление Rage с симфоническим оркестром, и так оно и случилось. Разочаровала только продолжительность: Rage играли всего час с небольшим. Концерт, по хорошей традиции, начался с вступления к “XIII”, плавно перетекшим в, конечно же, “From The Cradle to The Grave”. На этом песни с “XIII” закончились, зато началось то, чего я ждал 10 лет: “Lingua Mortis”. После “Alive But Dead” музыканты исполнили более позднюю “French Bourree”, чтобы тут же вернуться в 1996 год и сыграть, наконец, “The Lingua Mortis Medley”. Отдам должное Виктору: его соло ни капельки не испортило шедевра гения Christiana Wolff'а, и очень органично вписалась в, пожалуй, самое смелое творение Rage за всё время их существования. Но вот 1996 год кончился, и музыканты снова ненадолго вернулись в замечательный 1998 и сыграли философскую “Turn The Page”, после чего перешли к "гвоздю программы": “Suite Lingua Mortis” со своего последнего альбома. Отмечу очень хороший звук: если днём раньше на Blind Guardian он едва позволял наслаждаться концертом, то у Rage он был практически идеальным - лучше звук был только на совместном концерте Rage-Кипелов во Дворце Спорта «Лужники» год назад (а там он был потрясающе хорош). Всё хорошее заканчивается, и вот музыканты прощаются с фанатами - все вместе поют “Higher Than The Sky”, после чего Rage уходят... Чтобы вернуться через пять минут скандирования "Zugabe" ("добавка" - нем.) и сыграть уже действительно последнюю на этом концерте “Refuge”.
Вскоре после того, как Rage покинули сцену, с другой стороны "зрительного зала" под открытым небом стала собираться необычно большая толпа: на самую маленькую и "несерьёзную" сцену вышли финны Turisas. "Туристы" - боевые финские метал-фолкеры, любящие блэк. Такая комбинация обречена на успех, и группа его обязательно добьётся. А пока же под вопли измазанных в кетчупе музыкантов толпа, не вмещавшаяся в относительно маленькую палатку возле сцены, рубилась, как могла, а особо проникшиеся атмосферой дрались на надувных молотках.
После небольшого технического перерыва я пошёл на презентацию второго альбома "Nemesis 2665" молодой немецкой группы Spellbound и не пожалел. Ребята играют трэш таким, каким он был во времена юной Металлики - быстро, агрессивно, с огоньком. Обязательно уделите им внимание - они того стоят.
Следующей группой, удостоившейся моего внимания, стала In Flames. Шведы собрали огромных размеров толпу, после чего исполнили первоклассный дэт... Ко всему прочему, они были единственными, у кого "графика" удалась на пятёрку - в первую очередь, за счёт минимализма: позади угловатыми буквами было написано In Flames, и эти буквы время от времени меняли свой внешний вид. Концерт шёл без сучка и задоринки, и вдруг... Anders Fridén сказал, что он любит баллады в исполнении Scorpions, и толпа стала недовольно ворчать. Андерс, правда, быстро поправился: любит он период до 1991 года, когда это были "настоящие скорпионс". После чего попросил всех взять в руки зажигалки и мобильные телефоны: In Flames потянуло на романтику... а в это время на информационных "бегущих строках", которые были установлены по всей территории, неизвестный автор обращался к своей девушке: "Wirst du mich heiraten?" (выйдешь за меня замуж?)
Последним открытием фестиваля и последней группой, выступление которой я дослушал до конца, стали немцы Haggard. Очень удачно совмещая мотивы барокко с дэтом, они, однако, не всё строят на этом контрасте: некоторые их композиции вообще не включают в себя гроулинг. Совершенно сказочному концерту мешал только время от времени слишком хорошо слышный шум с большой сцены: там бесчинствовали Cannibal Corpse. С трудом дослушав Haggard до конца, я пошёл к палатке, по пути пожалев о том, что сил слушать как раз начинающих играть Subway To Sally не просто нет, а нет совсем; плюс, на следующий день надо было рано вставать - автобусов (от фестиваля до ближайшей станции железной дороги) на следующий день обещалось много меньше, чем желающих на них уехать.
Flying: В заключение хочется сказать, что Вакен, называющий себя "металлической Меккой", наверное, действительно заслуживает этого громкого статуса. Для многих людей поездка в этот маленький городок - это уже многолетняя традиция и событие, которого они ждут весь год. Не знаю, поеду ли я туда снова, но точно могу заявить: лучше один раз увидеть! ;-)
Выражаем благодарность W:O:A за предоставленные аккредитации.
Текст: Лев "oleo" Ольхович, Нина "Flying" Воронова
Фото: W:O:A (Bright Eyes Magazine), Нина "Flying" Воронова (Rage, Blind Guardian, Sturm und Drang, Spellbound пресс-конференции, публика),
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).