Наверное, одним из самых неприятных чувств, которые могут остаться после концерта – это чувства обманутых ожиданий. Так бывает, когда от концерта ничего не ждешь, а он оказывается лучше, чем ты заранее о нем думал, и ты, в конечном итоге, помнишь его гораздо дольше, чем планировал, и наоборот, когда ждешь слишком многого (даже не всегда отдавая себе отчет в целом, чего же ты конкретно ожидаешь), в итоге этого не получаешь, то начинаешь испытывать беспокоящее где-то под ложечкой ощущение, что тебе чего-то недодали и не доложили…
О концертах в ДК “Ленсовета” и, в особенности, о двух концертах в ДК “Горбунова” в 2005 году было напечатано много лестных слов, высказаны килограммы восторгов и прочая, и прочая. С того концерта прошло чуть больше двух лет, и от программы “The Very Best Of 40 лет на сцене” все вправе были ожидать большего…
В этот раз для Jethro Tull выбрали, пожалуй, самый официальный петербургский зал – БКЗ “Октябрьский”, славный тем, что именно здесь проводят множество официальных мероприятий самого высокого ранга, чествуют заслуженных людей и вспоминают о подвигах ветеранов. Но кроме этого БКЗ может похвастаться и отличным звуком (в конце концов, именно для воспроизведения оного его и возводили) и хорошей вместимостью порядка 3 500 человек. В том, что зал окажется полным, сомневаться не приходилось – в городе группу любят и чтят, с рекламой никаких проблем не возникало, да и цены на билеты находились на достаточном для группы уровне, то есть совпало практически все… кроме программы.
Все началось лишь с небольшой задержки (минут на 20 от официального начала), что по современным меркам и не задержка вовсе, и началось достаточно аутентично – погруженная в темноту сцена была освещена только в центре, где находился Ян Андерсен и Флориан Опале, заменивший в срочном порядке почти такого же легендарного, как и сам Ян, гитариста Мартина Барра, сломавшего накануне гастролей руку и вынужденного по этой причине их пропустить как минимум до конца марта… Начали не только аутентично, но еще и скучно – с вещи с самого первого альбома “Benefit”, той самой, что идет перед известной, но тоже не сильно отличающейся драйвом “Beggars Farm”. И почти сразу исправились на отличной “Living In The Past”, во время которой освещение сцены уже включили на полную мощь, и перед зрителями предстали остальные коллеги Яна в турне – барабанщик Дон Перри (“старый добрый друг” – так тепло о нем отозвался в одну из музыкальных пауз Ян), басист Мартин Гудье и клавишник-виртуоз Джон О'Хара. После этой вещи, глядя на бодрого Яна, казалось, что этот концерт будет как минимум не хуже того, что было в 2005, но нет… Дальнейшая программа оказалась построена очень экстравагантно и походила, скорее, на вечер инструменталов/импровизаций, нежели на полноценное шоу JT под вывеской “Best Of”. Каждую песню Ян представлял отдельно, рассказывая небольшую историю (как правило, каждая из таких вызывала улыбку, а то и добродушный хохот в зале, благо уж в чем в чем, а в отсутствии острого ума и традиционного для англичан чувства юмора маэстро отказать сложно). Наиболее эффектным из этих представлений стал рассказ перед песней “Past Time With A Good Company”, больше всего известной в России по интерпретации Ричи Блэкмором в его последнем проекте Blackmore’s Night. Ян поведал, что эта песня была написана королем Генрихом VIII для одной из своих шести жен. Для тех, кто был на концерте группы Ричи и находился в этот момент в зале, была отличная возможность сравнить исполнение классической темы двумя маэстро. Ян это импровизированное соревнование выиграл без особого труда, и можно сказать, играючи – он за несколько секунд буквально тремя-четырьмя кивками флейты нарисовал антураж Англии того времени, в какое и была написана эта вещь. У Jethro Tull не было приторной сладости вокала, не было и нарочитой барочности гитар – все получилось ярче, честнее и потому достовернее. Ну и конечно, отдельных слов заслуживали прыжки Яна с флейтой по сцене – в его возрасте так двигаться, постоянно играть на флейте и не сбить дыхание стоит дорогого.
К этому моменту стало окончательно ясно, что больше в этом шоу отведено музыке, а вокал будет лишь на вторых, а то и третьих ролях. Сделано это было не то чтобы по доброму замыслу, скорее, по неизбежности – и лакмусовой бумагой стало исполнение “Thick As A Brick” (представляя её, Ян с видимым удовольствием кинул несколько шпилек в адрес музыкальных критиков, с радостью записавших этот альбом в нишу прогрессивного арт-рока, чего не удавалась сделать с такой однозначностью с предыдущими релизами команды, хотя для самой группы всегда на первом месте были не стилистические рамки, а музыка). К исполнительской составляющей этой, без преувеличения, великой песни не было никаких претензий, они все сводились к попыткам Андерсена скинуть лет 30 и пропеть её так, как это было сделано на альбоме в начале 70-х… Слушать без содрогания, как этот замечательный и уважаемый человек раз за разом дает петуха и откровенно сипит все высокие ноты, было настолько же сложно, как и делать вид, что все происходящее в порядке вещей. Наблюдать за этим с высоты балкона стало удивительно грустно, грустно от простого осознания, что годы не пощадили и этого музыканта, и молодость, несмотря на все прыжки, никак вернуть не удастся…
Зная, что с вокалом уже не так хорошо, Ян подстраховался еще раз и вызвал на сцену миловидную скрипачку из Соединенных Штатов с простым русским именем Анна, которая буквально одним своим появлением на сцене вернула в шоу, стремительно тускневшее на глазах, жизнь. Она неплохо включилась в концерт и достойно отыграла партию в Deep Purple’образной песне с первого альбома Андерсена, но по-настоящему раскрылась в композиции собственного сочинения “Gypsy”. Вот уж воистину, на сцене в этот момент была настоящая фурия воплоти, да еще и со скрипкой – своей подвижностью и энергетикой она буквально подняла зал с кресел (подняться в прямом смысле помешала охрана), вызвав бурю оваций в самом конце за блестящий дуэт с флейтой Яна. Далее Ян сцену и вовсе покинул, предоставив Анне и Джону немного успокоить всех мелодиями из известных произведений – от “Истории любви” Мишеля Леграна до стандартных “Очи Черные”. Все это было прекрасно, но… какое отношение все эти вещи имели к Jethro Tull? Невнятно сыгранный Bouree (это, пожалуй, стало для меня главным сюрпризом вечера вообще), спасло только то, что Андерсен объявил после нее небольшой антракт на 20 минут…
Второе отделение стартовало с неплохо сыгранной “Nothing Is Easy”, но, в целом, по настроению повторило первое. Перед нами была, скорее, ретроспектива нечасто исполняемых песен Jethro Tull, а не набор первоклассных хитов: в этом контексте нашлось место не только для кавер-версии известного хита Кейта Эмерсона (по словам Яна, у того совсем неважно со здоровьем) “America”, но и гитарной импровизации на Баха от молодого ученика Ала ДиМиолы, характерной, скорее, для более тяжелых жанров, нежели подходящей музыке JT. Разочаровало и исполнение одной из тех вещей, что, без сомнения, ждали целым залом – “Aqualung” в переложении под симфонический оркестр практически потеряла всю свою силу и выразительность, перед нами была лишь бледная копия прекрасной композиции, тем самым представляющей собой, скорее, красивый фантик конфеты, с пустым содержанием…
И когда уже казалось, что впечатления от вечера останутся целиком негативными, Ян и команда сумел вернуть то самое ощущение праздника, которого так не хватало во время всех полутора часов до этого. Блестящее исполнение далеко не самой известной вещи “Budapest” из репертуара 80-х было настолько идеальным, настолько чувственно-прекрасным, что оставалось лишь бессильно крикнуть: “ну почему так здорово стало только сейчас, ну почему не так же отыграли остальное?!’ Тревожная флейта, чувственный на грани срыва голос Яна, уникальные в своей незаметности и незаменимости партии ударных и клавиш были по-настоящему волшебны и незабываемы.
Ну, и на сладкое осталась самая известная вещь из репертуара группы. Под гром аплодисментов, топот расходящейся толпы, уже переставшей обращать внимание на унимавших отдельных зрителей охранников, крадущейся походкой на сцене вновь появился Ян, и при посильной помощи Анны и остальных участников ярко, в какой-то момент даже неожиданно жестко, подарил еще 5 минут праздника под бессмертные звуки “Locomotive Breath”. Конечно же, их не хотели отпускать, хотели продолжения праздника и новых песен, но время неумолимо… Под красивую и, кажется, уже вечную “What A Wonderful World” зал стремительно пустел, и в тот момент действительно не хотелось думать о плохом… об обманутых ожиданиях.
P.S. Если вы дочитали до этого момента, то остается сказать следующее – я намерено не стал ничего исправлять в впечатлениях, которые сложились после выхода из зала и оформились на бумаге чуть позже. Но достаточно одной лишь информации с официального сайта, чтобы понять, что ожидания, про которые говорилось в самом начале, просто-напросто были невозможны в этот вечер – тур такой. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Остается только надеяться, что Ян сдержит обещание, и действительно на 41-летие группы сыграет действительно программу “The Very Best Of…”
Сет-лист первое отделение:
- Some Day the Sun Won't Shine for You
- Living In The Past
- The Donkey And The Drum
- So Much Trouble
- Pastime In Good Company
- Thick As A Brick
- Griminelli's Lament
- Gypsy
- Katherina's Theme
- Mother Goose
- My Sunday Feeling
- Bouree
Сет-лист второе отделение:
- Nothing Is Easy
- 99 Lives
- Aqualung
- Instrumental Bach
- America
- My God
- Budapest
Encore
- Locomotive Breath
Выражаем благодарность NCA за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).