Зловещее эмбиентное вступление доносилось из-за двери, ведущей в концертный зал, и вот уже лупит по ушам забойная, сопровождаемая знакомым клавишным рефреном "Бью на пораженье". Было очень забавно наблюдать, как в процессе выступления C_File часть аудитории, состоящей преимущественно из лиц женского пола, постепенно удалялась от сцены. Мне было интересно, что чувствуют, о чем думают эти маленькие девушки с разноцветными лентами в волосах, разноцветными одеждами, которые, похоже, пришли на японцев и не ожидали, что их встретят таким шквалом отбойного ритма. C_File сегодня, предположительно, можно назвать лучшей концертирующей индустриальной группой России. У них несколько примитивная музыка, хотя за зубодробительный ритм в некоторых композициях можно простить все. У них довольно однообразные сеты, кажется, почти все песни я уже слышал на других концертах. C_File идут по другому пути – они неуклонно усложняют, расцвечивают именно живое выступление. Учитывая, что скромностью музыканты не страдали никогда, они все делают с широким размахом, получается очень круто.
Итак, на всю стену растянут огромный плакат с логотипом C_File, перед ним двое за синтезаторами, затянутыми тканью с другим логотипом группы, между ними стоит бочка с надписью: "Опасно! Легковоспламеняющиеся вещества". На переднем плане вокалист – колоритный дядька в красно-черном комбинезоне, с кислотно-оранжевыми веревками вместо волос, следами крови на нижней губе и ставшими уже обычной деталью имиджа обрывками капельницы, примотанными к рукавам. Пару песен группа разогревает публику, потом вокалисты надевают белые, блестящие маски и начинается основное развлечение. На сцену выходит существо в "юбке", состоящей из нескольких металлических кругов, соединенных редкими белыми лентами. Оно неуклюже, как робот, ходит по сцене на высоких каблуках, толкается с вокалистом и кривляется. Затем достает откуда-то куклу, у которой вместо одной из ног − пучок проводов (очень удачная находка), и протягивает ее зрителям. В другой руке у существа появляется нож, и вот куклу уже немилосердно кромсают этим ножом, а в конце и вовсе отрывают голову.
Существо уходит, его сменяет худющий невысокий персонаж, голые ребра которого изрисованы черной краской на скелетообразный манер. Человек встает за бочку между клавишниками, и выясняется, что это не просто деталь интерьера, а ударный инструмент. Клавишники, между тем, снимают маски и снова прячутся за синтезаторами, копошатся там, и вскоре становится ясно, чем они занимались. Пиротехника! Любимое занятие C_File − задымить весь зал так, что дышать становится невозможно, но как же это красиво! Какой удачный найден ход – расположить фейерверк за спинами музыкантов так, что самого его не видно, и лишь рассыпающиеся огни окружают клавишников ореолом, поднимаясь все выше и раскидываясь все шире. Выглядело просто великолепно.
Тут, кстати, тем, кто пришел на концерт в популярном среди японских готов имидже – марлевая повязка на лицо и сварочные очки – эти повязки, возможно, очень пригодились. Ибо сцена была задымлена так, что мама не горюй. Едва заметные силуэты музыкантов в этом тумане создавали сюрреалистичное впечатление. Правда, пиротехнические изыски сослужили дальнейшей программе плохую службу. Когда на сцене началось заявленное садо-мазо-шоу, видно его было не так хорошо, как могло бы быть. Впрочем, шоу было не то чтобы таким уж красочным. После фразы вокалиста "каждый сходит с ума по-своему" один участник шоу выдернул другого из зала, навтыкал ему в губы спиц и булавок и обмотал лентой. Тот в таком виде нарезал пару кругов по залу. Повторюсь, возможно, впечатление было смазано из-за того, что рассмотреть (эту красоту, этот ужас, выбрать эпитет по вкусу) в деталях было тяжело.
Тема садо-мазо на этом выступлении вообще доминировала. Где-то в процессе вокалист C_File лупил плеточкой по сцене (хотя после "Любимого Немца" Otto Dix это выглядело, как минимум, заимствованием), а ближе к концу группа сыграла замечательную песенку "про то, как надо любить друг друга". На сцену выполз ангел, которому вокалист, недолго думая, оборвал крылья (ангел облился кровью изо рта), потом одежду, и начал периодически пинать своими ботинищами бедную голую девушку. Впечатление было немного смазано татуировками на теле ангела в виде фразы "Die liebe ist mein fuhrer" и прочих рисунков, по которым, в частности, было понятно, что именно эта бедная девушка недавно самозабвенно тыкала ножом в детскую куклу.
В общем, впечатление от выступления C_File осталось двоякое: с одной стороны, да, динамично, увлекательно, с другой − чудится, что немного перегнули палку. Впрочем, возможно, влияла на восприятие дата проведения концерта, о которой сложно было не помнить. Будем считать это неудачным совпадением. Вот чем мне нравятся концерты в клубе "Plan B", так это тем, что проходят они в режиме этакого уютного междусобойчика. Пока очередная группа или, в нашем случае, ди-джей готовится к выступлению, на сцену выбегают два организатора концерта и начинают травить байки про джей-рок, например, про то, как Лагутенко привез в Россию группу Dasein, и как та через две недели распалась. Предлагают по этому поводу привезти Dir En Grey. Идея встречена шквальными аплодисментами. Я, кстати, тоже обеими руками за – прикольные парни, но они у себя дома стадионы собирают и к нам в клубы могут не согласиться. После этого был проведен мини-конкурс на лучший костюм, и победительнице, тоненькой девушке в значках, вручили пару дисков C_File. Даже, не знаю, проникнется ли.
Начался j-rock сет, который был необычным образом громче концертных выступлений. Обычно бывает наоборот. Снова выбежала наша давешняя дева-ангелочек, на этот раз перевоплотившаяся в чертика с красными пластиковыми рожками, начала вертеть попой и садиться на шпагат. Ее сопровождал длинноволосый танцор, который дергал чертовку за латексный хвостик и обмахивал ее валявшимся на сцене обрывком ее же собственного ангельского крыла. После нескольких песен ведущие вновь вышли к публике и заявили, что перед хэдлайнером обычно выступают команды попроще, и сейчас для нас выступит парочка арт-групп в стиле visual kei. И они выступили.
Что тут сказать. Самодеятельность − это само по себе неплохо. Но от профессионалов их отличает, в частности, умение вести себя на сцене. Честное слово, периодически создавалось впечатление, что эти экстравагантно одетые персонажи не понимали, что им делать, что показывать. Две группы сыграли по одной маленькой сценке каждая. Первая была просто несогласованностью и сумбуром: безвкусные разноцветные одежды, опять же, возможно, безвкусно выглядевшие, потому, что носить такое надо с пафосом, с гордостью, с выпендрежем, а не с выражением лица в стиле "черт, кто все эти люди?" Вторая была получше: они, во-первых, пели, во-вторых, показали некую историю любви в лицах, но недостаток согласованности, репетиций, иногда напоминал детсадовский утренник. Впрочем, я наверняка слишком многого хочу.
На эти выступления из двери в дальнем углу зала поочередно наблюдали Йошики и Андро. Прозвучало еще несколько песен ди-джей сета, по сцене еще немного поскакал "ангелочек", на этот раз в военной форме, сетчатых колготах и с плеточкой, а затем начались приготовления к выступлению хэдлайнера. Огромный плакат C_File заменили на почти такой же по размерам баннер Gothika, оба музыканта поковырялись в ноутбуке, синтезаторе, и, наконец, Йошики на ломаном английском объяснил, что, мол, "мы готовы". Очередной раз я убедился, что Япония – это другой мир. Другая эстетика. Я был уверен, что клавишник в плане перформанса не может предложить ничего принципиально интересного. Оказалось, я все это время смотрел неправильные концерты. Я не могу навскидку вспомнить, чтобы клавишник, например, играя на синтезаторе, садился перед ним на корточки на манер обезьяны и играл, не смотря на клавиатуру. Или чтобы, играя одной рукой, широко раскинувшись, развернулся спиной к зрителям. Или поднял бы одной рукой синтезатор, благо он маленький, легкий, а другой – продолжал бы играть на нем, убежав от подставки на расстояние, на которое позволяет длина шнура. Один раз Йошики вообще улегся на сцену, обеими руками продолжая лупить по клавишам. Издавал ли он живые звуки этой игрой при этом или нет, дело десятое, все равно у таких групп почти стопроцентная подложка.
Андро. Грубое подобие шинели, черная шевелюра, черные очки, черные перчатки. Казалось бы, ничего особенного. Но это смотрелось настолько органично и красиво, что у меня нет слов. Часть очарования он, впрочем, потерял, когда снял очки – он почему-то начал очень Майкла Джексона напоминать мне, возможно, лицом, нарочито неподвижным, неэмоциональным. Но две первые песни, когда он был еще в шинели, когда в стробоскопическом освещении (использование стробоскопа было грамотнейшее, кстати) он по-военному четко махал микрофонной стойкой, когда на милитаризованных синтезаторных соло на одном конце сцены размахивал указкой на манер дирижера, а перебежав на другую, замирал с высоко поднятой рукой − это почему-то выглядело потрясающе. После этого невероятно эффектного антре дальше выступление стало поскучнее, но эти две первые песни, наверное, явились для менявоплощением идеального концерта.
Йошики (по совместительству #449), тем временем, тоже не стоял на месте. Этому маленькому верткому клавишнику с панковато вытянутыми вверх волосами игры на синтезаторе, даже весьма изобретательной, было явно недостаточно. То к сцене подбежит, покричит что-то в микрофон, то опять метнется за клавиши, близоруко повертит настройку какую-то. Бывало, засмотришься на Андро, потом поищешь Йошики глазами, и сначала не можешь его найти нигде, а потом видишь, как он с другого краю обратно на сцену из публики выбирается. Успел нырнуть, недолго думая. И так весь концерт.
Андро постепенно разоблачался. Сначала скинул шинель, под которой оказалась уже виденная мною латексная куртка с юбкой, еще через одну-две песни – очки. Голос у него был хороший, красивый, но, как бы это сказать… обычный, что ли. Создается впечатление, что у большинства японских певцов такой тембр. Кроме того, звук был настроен не идеально, и голос Андро бОльшую часть времени было слышно не так хорошо, как хотелось бы.
После еще пары песен Йошики, несколько секунд мучительно подбирая слова, заявил: "please, give us water". И правда, вездесущих бутылочек, которых обычно в первую очередь раскладывают по всей сцене помощники, почему-то в этот раз не оказалось. Обидели японцев, воды не дали. Андро сбежал за кулисы. "За водой", подумал я. Ничего подобного. Через минуту он снова появился на сцене – в красном кимоно и с зонтиком. Это еще одна особенность японцев, для них нормально не просто создавать имидж для выступления, а даже переодеваться, постоянно менять образ в течение концерта, менять мелкие детали, зонтик для одной песни, веер – для другой.
После этого был устроен небольшой перерыв, в течение которого разыгрывались плакатики с автографами музыкантов Gothika. Йошики вытаскивал номерки из стеклянного сосуда, называл цифры, и обрадованные девушки, размахивая счастливыми билетами, неслись на сцену обниматься с клавишником. Андро, уже снова в латексе, вежливо, не разжимая губ, улыбался, глядя на все это из-за ноутбука. В этом перерыве мне пришлось сбежать. Сумасшедший день, увы. Но даже в таком урезанном варианте это был один из лучших виденных мной концертов.
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Текст: Dreamer
Фото: Антон Цветков
disintegrator
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).