Так уж исторически сложилось, что на отечественной тяжелой сцене дум-металл – пожалуй, самое перспективное и развитое направление. А может, даже единственное перспективное и единственное развитое. Именно в этом жанре регулярно появляются приятные новинки и работы, страшно вымолвить, мирового уровня, позволяющие неравнодушным за судьбы неформатной музыки в отдельно взятой стране с энтузиазмом задрать головы и утереть носы угрюмым скептикам. Хотите верьте, хотите нет, но мои зарубежные приятели-металлисты в рамках межличностного культурного обмена просят постоянно снабжать их свежими релизами Forest Stream, The Morningside, Amber Tears, Wine From Tears, Comatose Vigil, Non Immemor Mei, Little Dead Bertha и прочих коллективов, за которые никогда не приходится краснеть. C завидным постоянством в Москве проходят live-смотры молодых и уже заслуженных (около)думовых формаций, каждый раз привлекающие вполне сносное количество одного и того же народу.
Группу Forest Stream впору назвать баловнями фортуны, хотя бы по той причине, что выпустив в лохматом 2003 году дебютный альбом, они в одночасье укрепились на троне безоговорочных лидеров российской дум-сцены. Успех блестящего первенца подкреплялся столь же редкими, но знаковыми выступлениями вроде спасенного в 2005 концерта Кататонии. Летели годы, коллеги привлекали внимание искушенной публики своими свежими творениями, а в глазах заинтересованной общественности форесты так и оставались первыми и главными. Так же кротко и безропотно ждали поклонники проявления второго альбома, который беспрестанно что-то задерживало в пути. Наконец, усилиями иноземного «Candellight», пластинка увидела свет, а дальше уж дело за малым: грамотно показать себя на сцене Forest Stream всегда умели.
Ноябрь – самый думовый месяц в году. Вечером 15 числа сама природа красочно продемонстрировала готовность и намерение слепить должный антураж готовящегося в стенах «Релакса» мероприятия. За время десятиминутного прохода от метро до клуба, по промозглым мокрым улицам под порывами пронизывающего ветра и нависшими низко над землей свинцовыми тучами, каждый гость успевал всецело настроиться на волну грядущего фестиваля меланхоличной лирично-брутальной музыки.
В фойе «Релакса» стояла будничная тишина, но в глубине помещения гремели очень знакомые звуковые потоки. The Morningside. Мне посчастливилось бывать уже на четырех сборных солянках с участием этих замечательных москвичей, и каждый раз я опаздывала. Нет, понятно, что это только моя проблема, но кто ответит на вопрос: почему отличная команда, которая заведомо достойнее многих из тех, кто выходит на сцену после нее, вечно определяется в лайн-ап мероприятия на первую строку? Вроде не зеленые новички. На момент моего прибытия зал был заполнен много меньше, чем на половину, и не составило труда заключить, что эта самая «менее, чем половина», поспешила явиться к назначенному афишей часу именно ради сета The Morningside. Пропущенное мной начало состояло из композиций альбома «The Wind, the Trees and the Shadows of the Past» – пластинки, которую в свое время долго искал и умудрился нарыть, не выезжая из Монреаля, мой канадский друг Рональд. Вторая часть выступления была отдана диску «Moving Crosscurrent of Time», тираж которого, аналогично форестовскому, совсем недавно сошел с конвейера. Этот представительный дигибук в компании изданий остальных героев вечера, ждал своих покупателей на пристроившемся в углу столе с мерчандайзом. Стена над столом была увешана пугающим количеством всевозможных футболок, в большинстве своем не от сегодняшних участников, а совершенно посторонних, но незыблемо актуальных священных коров типа Burzum.
Специалистом по «связям с общественностью», фактическим «центровым» в The Morningside является басист Илья Егорычев, человек с пауэр-металическим прошлым и неизменно позитивным настроем. Но если вспоминать предыдущие виденные мной куски из выступлений группы, можно заключить, что годы, прошедшие с момента переквалификации в думового музыканта, возымели определенное воздействие на молодого человека. Ныне он стал куда степеннее, спокойнее, больше не пышет неуместной жизнерадостностью и разудалой энергией, не вносит жестокий диссонанс в общекомандную концепцию. Музыкант сердечно приветствовал публику, благодарил за поддержку, которая, несмотря на низкую явку, была очень теплой и заметно воодушевляла группу по ходу выступления.
В общем и целом, ребята написали еще один живописный саундтрек к угрюмым осенним дням, раскрашенным пожухлой листвой, резко лысеющими силуэтами деревьев, проступающих сквозь завесу моросящего дождя, тревожно трепещущих от ледяного дуновения циклонических вихрей. Тяжеловесные, но предельно мелодичные гитарные партии, к месту вставленные семплы с шумами природного происхождения, экспрессивный скриминг, органично вписавшийся в песни, традиционно исполняемые гроулом. Действенное средство в попытках вернуть утраченный душевный комфорт, когда так трудно расстаться с лениво-знойной летней негой и принять наступающий мрачный сезон как должное и неизбежное. Приятная и стильная музыка, вызывающая в сознании множество конкретных и ярких образов. Столь же конкретны и не завуалированы аллюзии на англо-скандинавскую классику жанра. Сложно сказать, насколько преуспели ребята с нахождением собственного лица и обретением эксклюзивных черт. Рискну даже предположить, что заезженными клише и кальками их новый материал пестрит еще сильнее, однако, ничуть не уступает им ни в атмосферности, ни в качестве, ни в эстетике. Доподлинно ясно одно: канадец Рональд заслушает эту пластинку до дыр.
Вторым номером концертной программы стали бессменные участники подобных фестивалей – Voiceless Void. Будем откровенны: заядлых фанатов этой московской группировки, возможно, не существует в природе. Но не оценить их на концерте было бы, по меньшей мере, возмутительно невежливо по отношению к фронтмену коллектива Роману Boss’у – неутомимому энтузиасту и популяризатору музыки данного формата, организатору практически всех подобных сейшенов. Не так давно группа пережила серьезную кадровую перестановку: обзавелась новой вокалисткой взамен уволившейся Катерины. К сожалению, пока что прекрасная половина коллектива осваивается и разучивает репертуар, поэтому поющему гитаристу пришлось отдуваться за двоих и, по его собственным словам, «работать трансвеститом». Честно говоря, я ожидала минусов, чего угодно, только не этого. Роман Босс, выводящий чувственные рулады высоким протяжным голоском, – это похлеще Аннет Ользон, вымучивающей «Come Cover Me». За попытку, как говорится, спасибо. В конце концов, человек привык решать все проблемы самостоятельно, это в определенной степени подкупает. Держался Роман подчеркнуто скромно, иной раз как-то даже виновато, вроде «ну вы простите, мы тут поиграем немного», вполне довольствуясь ролью второго плана. Для сет-листа были отобраны как совсем уж ветхие вещи, написанные в 1993 году, так и треки с последнего альбома. И, конечно же, не обошлось без кавера. В силу ситуативно ограниченных вокальных возможностей, креативной переделке подверглась не лакримозовская «Copycat», а известный шлягер Sentenced, лишенный мелодии и фирменного драйва и настолько неузнаваемый, что мы с друзьями не смогли понять, что собственно играет, пока не различили сакраментальное «I Kill Myself…» в припеве.
Voisless Void передали эстафетную палочку группе Armaga, наименее опытному и примелькавшемуся игроку в составе участников. Повод разделить сцену с известными и хорошо знакомыми коллегами из других коллективов у Армаги был самый что ни на есть весомый: презентация диска-первенца. На день концерта я знала о данном творческом союзе только то, что они играют что-то вроде дарк-дума, выпустили дебютник на местном андеграундном мастодонте – Irond, а не каком-нибудь бедненьком Solitude Productions. Еще разведка, ехидно хихикая, доложила, что искомый диск стал объектом громкой промо-кампании на страницах главного отечественного специализированного издания, название которого слишком известно, чтобы его упоминать. Такая информация, само собой, отличается гигантской степенью внушения и задает прозрачную установку, но я, слава богу, оговоренного монстра давным-давно не открываю, поэтому постаралась посмотреть на Армагу незамыленным взглядом, без предрассудков. Обосновавшиеся на сценических подмостках молодые люди в обильном макияже и рубашках с жабо и рюшами навевали мысли скорее об аристократическом блэке. Под клавишные звуки банальнейшего интро вышел вокалист: приятный молодчик с элегантной тростью в руке. Назначение аксессуара так и осталось для меня загадкой: на протяжении почти всего выступления Граф Соболевский хаотично потрясал этим оружием, что древняя бабуля, разгоняющая запаленных в огороде сорванцов-мальчишек, залезших к ней воровать яблоки. Начал Ян петь, и я в который раз подивилась невероятной притягательной силе феномена Дэни Филта: в нашей стране харизматичному фронтмену Cradle of Filth остервенело подражают три четверти вокалистов из групп, к которым иной раз за уши приходится притягивать теги «симфо» и «блэк». Звучавшие со сцены слабоатмосферные эскапады характеризуются густым низким басом, заурядными гитарами, а вместо синтезатора группа, по-моему, использует детский ксилофон, по которому изредка бьет молоточком. Клавишам в их музпродукте отведена роль, скорее, ритмообразующая, а не мелодично-декорирующая. В не по-думовому коротких композициях (десяток треков шустро укладывается в 33 минуты), обладающих прямо-таки близнецовой схожестью, чисто интуитивно угадывается наличие некоей концепции. Но главное, что меня терзает до сих пор, это провал собственных попыток обнаружить в выданном Армагой материале полный набор видовых признаков стиля «дум-метал». «In the Ruins» показался лишь отчасти заdoomчивым дарк-металлом с готик-блэковым антуражем, прямая дорога таким песням в звуковое сопровождение готичных киношек. На одной из песен зачем-то вышел порычать вокалист армян Sworn, но стать украшением сета Армаги совместной композиции не удалось. Лучше бы парень свою банду в полном составе вывел, свое же – изумительное, кстати! – и сыграл бы. Я не хочу сказать, что материал производства Armaga плох и никуда не годен, но вот чем они лучше других, явно более даровитых и самобытных коллективов, которые годами ищут лейбл, записываются и распространяются самостоятельно, в кустарных условиях…не будем о грустном…
Отлично осознавая, что без «картинок» их музыка совершенно не цепляет, ребята возложили на своего лидера нелегкую обязанность по подготовке некоего перфоманса, призванного снизить общую унылость представления. Яна Соболевского, по увещеваниям пресс-релизов «скандального шоумена» лишний раз подбивать на такие эксперименты не нужно. Выразительно продемонстрированные с микрофоном и клюкой в руках эпилептические припадки, абстинентные синдромы, душевные муки и прочие шекспировские страсти, напрашивались на единственный отклик в духе бессмертного Константина Сергеевича Станиславского: «Не верю!» Ни единому жесту и телодвижению. И у друзей моих, быстро слившихся поболтать в относительно тихие закоулки релаксовских лабиринтов, сей страдальческий популизм почти оперного накала вызвал скуку и зевоту. В перерывах между песнями, Ян, сладко улыбаясь, с деликатной иудушкиной навязчивостью обращал взоры зрителей на столик с дисками. И, надо отметить, безапелляционно посредственный релиз упакован в красивую одежку-обложку, рассчитанную, видимо, на тех, кто встречает исключительно по интерфейсу.
К заключительному акту концертного действа мы подошли уже несколько уставшими, а концентрация народу в зале росла: процент тех, кто намеревался ухватить выступление хэдлайнера, минуя разогревы, оказался весьма значительным. Волшебно-нежное интро «Feral Magic» мгновенно вовлекло присутствующих в неповторимую вселенную Forest Stream, где неизменно правят бал красота, гармония, естественность и тщательно взвешенная эмоциональная наполненность. Вокруг меня немедленно воцарилась блаженная прохлада, продуцируемая живыми головотрясущими «вентиляторами». Первым же треком с «The Crown of Winter» форесты убедительно доказали, что доверять им можно, что верные поклонники и покоренные критики не зря ждали эту работу, и щедро выданные им авансы уверенно подтверждены.
Насколько помню, Форест Стрим ранее не устраивали столь продолжительных концертов. Но сейчас, когда в их творческом багаже уже два альбома, контента для почти двухчасового шоу достаточно. Первая часть выступления целиком была отведена под презентацию нового релиза. Прозвучали все до единой композиции, причем точно в том порядке, как и на альбоме. Зачастую песни отделялись друг от друга пространными паузами, когда вокалист Sonm подробно и обстоятельно повествовал аудитории о тематическом и лирическом содержании каждой пропетой им вещи. Некоторые ремарки более ставили вопросы, нежели отвечали на них, что, надеюсь, для многих явилось поводом к углубленному прочтению буклета диска. Во второй части своего сета форесты сыграли самые яркие и полюбившиеся фанатам композиции из первого альбома.
Для того чтобы представить специфику выступления Форест Стрим, необходимо все время иметь в виду интегральную характеризующую посылку о том, что их музыка, в процессе перенесения на сцену, нисколько не теряет в атмосферности, производимом на слушателя чарующем эффекте и остается столь же выигрышной, что напрочь отсутствует у той же Кататонии. Каждая композиция – будь то пронизанная искренней печалью «The Crown of Winter» или быстрая блэковая «Bless You to Die» звучат превосходно, со стопроцентной передачей всех полутонов и оттенков чувств и настроений. Отмечу и прекрасную работу музыкантов: интересные гитарные соло, мастерские переходы с тягуче-медленных фрагментов на высокоскоростные, сумасшедшее разнообразие переливчатых клавишных пассажей, прозрачная хрустальность которых подобна разве что искрометной игре солнечных лучей на заснеженных деревьях. Как обычно, не вызвал нареканий мощный гроул и хрупкое чистоголосие Сонма. Как обычно, без труда удались и думово-осенние и блэково-зимние композиции, и невозможно определить, какая же из двух жанрово-климатических ипостасей подается в исполнении Форест Стрим наиболее аутентично.
После поистине неземной, опасно трансовводящей «Snowfall» Сонм, лукаво улыбаясь, спрашивал у зала, знают ли присутствующие их (группы) любимую композицию норвежцев Emperor. Фанаты-завсегдатаи концертов форестов, разумеется, знали, что речь идет о «Ye Entrancemperium», которая, казалось, должна была выжать остатки сил из переживших этот долгий, насыщенный зрелищами вечер. Но не тут-то было: скандирования и отчаянные аплодисменты вытолкнули группу обратно, на незапланированный бис. «Black Swans» стала тем самым недостающим эпизодом, которого не хватало пришедшим для полного счастья, последним фрагментом большого богатого паззла в виде сет-листа. Добавить им было уже нечего. И я спешу откланяться, ибо итог увиденного и узнанного ненароком подвела уже в начале повествования: что шесть лет назад, что ныне, Forrest Stream остаются первыми и лучшими.
Сет-лист Forest Stream
1. Intro (Feral Magic)
2. The Crown Of Winter
3. Mired
4. Bless You To Die
5. The Autumn Dancers
6. The Seventh Symphony Of ...
7. Beautiful Nature
8. Outro (My Awakening Dreamland)
9. Autumn Elegy
10. Legend
11. Last Season Purity
12. Mel Kor
13. Snowfall
14. Ye Entrancemperium (Emperor cover)
Бис:
15. Black Swans
Сет-лист The Morningside:
1. The Wind
2. The Trees
3. 14
4. Moving Crosscurrent of Time
5. The Outcome
Выражаем благодарность Роману "Boss" за предоставленные аккредитации.
Fantomas
Gerda Lore
гламурной девицей стать - раз плюнуть, каблуки и скорость всегда при мне
будешь всю жизнь везде опаздывать - еще и не такое покажешь. я могу до Тени за 13
но от Пролетарки до Релакса по-моему и нормальной ходьбой дольше не выходит
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).