Чуть ли не все с лэйблом “Made In Sweden” – взять, например, ABBA, Ikea, шведский стол или шведскую стенку - “сделано с умом”, и Шведский Рок-фестиваль – не исключение. Этот ежегодный рок-форум проводится с 1992-го года, и по состоянию на текущий момент Шведский Рок-фестиваль – едва ли не лучший фестиваль подобного жанра в Европе, а, может быть, и в мире.
Поклонники тяжелого рока со всей планеты давным-давно проторили дорогу в окрестности Солвесборга, что на юге Швеции, и вот уже который год подряд в первые выходные июня все окрестные приморские деревушки и садовые товарищества становятся оккупированы длинноволосыми рокерами, их боевыми подругами, детьми и членами семей – именно так, ведь за последние несколько лет средний возраст поклонника тяжелого рока заметно вырос, и многие из них стали приезжать на тематические фестивали семьями, чему Шведский Рок-фестиваль-2013 стал наглядным свидетельством. К тому же, нынче тяжелый рок из разряда музыки для маргиналов перешел в категорию классического рока, и поездка на подобные мероприятия вполне вписывается в понятия о культурном досуге среднестатистической европейской (и не только) семьи.
Неизменно сильный состав выступающих на Шведском Рок-фестивале исполнителей апеллирует не только к поклонникам тяжелого рока со стажем – помимо героев 70-х – 80-х на фестивале всегда присутствует солидная делегация представителей современного рока и металла, и жанровое разнообразие артистов внутри каждой из этих категорий вполне способно дать фору любому из аналогичных фестивалей. 5 сцен на изрядном расстоянии друг от друга с легкостью разделяют публику с разными жанровыми предпочтениями. Кроме того, на протяжении многих лет организаторы фестиваля сознательно ограничивают количество продаваемых билетов цифрой в 27.000 – 28.000, и благодаря этому данный Шведский Рок-фестиваль в отличие от многих других европейских событий подобного масштаба не превращается в переполненный толпами людей клочок земли, а остается комфортным мероприятием, вполне пригодным для семейного досуга. Да, фестивальный мерчандайз неоправданно дорог, да, разнообразнейшая еда и напитки в фестивальной зоне – не самые дешевые в Европе, но это – своего рода плата за комфорт и великолепную организацию. Что же касается цены билета – 350 Евро за 4 дня – то она вполне адекватна при весьма представительном составе артистов.
Организаторы поступили весьма иронично, назначив шведский коллектив The Last Band открывать фестиваль на 4Sound Stage, ну а первой группой с международным именем, выступившей на Sweden Stage в этом году, стали Threshold - прогрессив-металлический секстет из Великобритании, чей темнокожий барабанщик внешне был совершенно незаметен на фоне черного задника сцены - его присутствие выдавали лишь барабанные палочки, порхающие над барабанной установкой.
За последние несколько лет шведы Sister Sin, выступавшие на Rockklassiker Stage, стали завсегдатаями музыкальных фестивалей в Европе, и вполне оправданно – их напористый и энергичный хэви, подкрепленный чулками в сеточку, кружевным боди и кожаным бюстгальтером вокалистки, неизменно собирает аншлаги у преимущественно мужской аудитории подобных мероприятий.
В пантеоне заслуженных деятелей хард-рока 70-х Sweet занимают не последнее место, и пусть в нынешнем составе группы от ее “золотого” состава остался лишь гитарист Энди Скотт, это нисколько не умаляло зажигательности исполнения группой своих вечнозеленых хитов – “Fox On The Run”, “Love Is Like An Oxygen”, “Hell Raiser”, “Action” и, естественно, “Ballroom Blitz” – под самые быстрые из которых самая взрослая часть мужской половины аудитории задиристо потрясала кулаками в воздухе, а под медленные женская часть публики мечтательно поводила плечами – и тем, и другим явно было, что вспомнить.
Шведы Bullet, представители новой волны традиционного хэви металл, продолжатели дела AC/DC и Accept, вышли на подмостки 4Sound Stage, когда уже стало смеркаться – и заставили скептиков, не слишком впечатленных студийными работами группы, умерить свой критический пыл. И дело тут было не только в годовом запасе пиротехники, израсходованном группой во время своего выступления; и не только в их прекрасном световом шоу, великолепным в своей беззастенчивой старомодности, а, прежде всего, во всесокрушающем юношеском драйве и напоре музыкантов, которые были вполне под стать героям 80-х, вдохновляющих Bullet на их подвиги во имя рока.
Первая ночь фестиваля выдалась довольно холодной, и это вполне соответствовало убранству сцены во время выступления хэдлайнеров первого дня фестиваля, Candlemass, которые вышли на подмостки в полночь – Sweden Stage была уставлена могильными крестами, кладбищенскими оградами, канделябрами “под старину” и прочими аксессуарами, призванными нагонять жути во время выступления одних из главных представителей дум-металла 80-х. Несмотря на внушительную долю классических номеров в сет-листе группы и практически неизменный с конца 80-х состав инструменталистов, самое слабое звено в нынешнем составе Candlemass их новый вокалист Матс Левен, не слишком выигрышно смотревшийся на фоне своего легендарного предшественника “Мессии” Марколина. И дело тут не столько в их физически разной весовой категории, сколько в неоспоримой харизме последнего, коей, несмотря на техническую безупречность исполнения, Матсу Левену явно недостает.
Во второй день фестиваля первыми из заграничных артистов на сцену вышли Demon – культовый английский коллектив, не успевший на поезд Новой Волны Британского Хэви Металл в начале 80-х, и исполняющий мелодичный хэви с отчетливыми мелодиями и напористыми гитарными партиями. В 2003-м Demon были хэдлайнерами первого дня Шведского Рок-фестиваля, сейчас же они играли под жарким полуденным солнцем, и их номера на оккультную тематику в отсутствие шоу с соответствующим реквизитом, костюмами, переодеваниями и пр., сопровождавшими их концерт в 2003-м, смотрелись качественно, но не более того.
Заслуженные шведские пауэр-прогрессив-металлисты Morgana Lefay не выступали с концертами и не выпускали альбомов с 2007-го года, тем ценнее для адептов жанра стало их реюнион-выступление на Sweden Stage – ансамбль выглядел на удивление бодро и сыгранно, исполнив вполне ожидаемую программу из разряда “greatest hits”, дополнив ее напоследок кавер-версией классического номера King Crimson “In The Court Of Crimson King”.
Survivor крайне редко выступают в Европе – они бывают здесь наездами на пару крупных фестивалей раз в 5-7 лет, ну а вокалист их классического состава, Дэйв Биклер, исполнитель общеизвестного хита Survivor “Eye Of The Tiger” из фильма “Rocky III”, недавно примкнувший к нынешнему составу ансамбля в качестве второго полноправного вокалиста, так и вовсе в предыдущий раз был в Европе в 1983-м году. Да, это группа одного хита – ну ладно, двух, вторым можно считать “Burning Heart” из “Rocky IV”; да, их звездный час давно миновал; да, группа погрязла на несколько лет во взаимных судебных разбирательствах – но стоя перед Rock Stage в компании нескольких тысяч фэнов, я поймал себя на мысли, что заокеанские музыканты из 80-х обладают каким-то необъяснимым, запредельным классом, который позволяет им и на шестом десятке с легкостью, пылом и молодецким задором исполнять свои номера 30-летней давности - так, что можно с легкостью усомниться в том, какой именно год сейчас на дворе. Простые и запоминающиеся мелодии “других” песен Survivor лишь самую малость уступают их главному хиту, и не было ни малейшего ощущения, что публика ждет только “Eye Of The Tiger” – большинство номеров из сета Survivor воспринималось на ура.
Manilla Road – еще одни заокеанские гости, и еще один заслуженный коллектив, достигший лишь культовой популярности. “Странный” пауэр металл американского разлива собрал перед 4Sound Stage чуть ли не всех “нашивочников” (публику в джинсовых куртках, обшитых нашивками разнообразных ансамблей сверху донизу), в толпе были также замечены участники Candlemass, выступавшие хэдлайнерами накануне, и не веря собственному счастью – Manilla Road выступают редко, а уж в Европе и подавно - в едином порыве публика внимала одному из самых эксклюзивных концертов фестиваля.
Kiss были назначены одними из трех главных хэдлайнеров – не сказать, чтобы их концерта ожидали, затаив дыхание – средний возраст посетителей позволял предположить, что многие из них видели Kiss еще во времена их перового пришествия в гриме в Европу, но атмосфера легкой экзальтации сродни предвкушению праздничного циркового выступления витала в воздухе. Kiss начали именно с “циркового” номера – “Psycho Circus”, спустившись “с небес” на сцену на платформе внутри огромной светонесущей конструкции в форме паука –
в клубах дыма, под аккомпанемент взрывов пиротехники и довольного рева публики. Экран длиной во всю заднюю “стену” сцены, пара дополнительных подъемных платформ и разноуровневый рельеф сценического пространства дополняли убранство сцены текущего тура. Что касается содержимого программы – Kiss заменили некоторые очевидные хиты на хиты второго эшелона аналогичного периода: так, вместо “Cold Gin” исполнялся “Deuce”, вместо “Creatures Of The Night” – “War Machine”, в программу вернулась “Let Me Go Rock’n’Roll”, но львиная доля ожидаемых к исполнению номеров осталась неизменной – с той лишь разницей, что в этот вечер Пол Стенли с трудом мог петь большинство своих вокальных партий, то и дело пуская “петуха”. А так – все как полагается: Джин Симмонс плевался кровью, выдыхал огонь и летал над сценой; барабанная установка Эрика Сиингера в кульминационный момент поднималась “в небеса”; гитара Томми Тоера стреляла, а Пол Стенли триумфально пролетел над публикой перед “Love Gun”. Вдобавок - салюты, взрывы и пожары, в общем, цирк, да и только – ловкость рук и (почти) никакого мошенства.
Третий день фестиваля для многих начался с выступления мелодик-хард-рокеров Treat. Этот шведский коллектив, работая в фарватере титанов стиля Europe, не снискал славы и успеха своих соратников по жанру, однако достиг в Скандинавии народно-любимого статуса – достаточного для преобладания в толпе перед сценой разнообразных винтажных маек с покрытых пылью десятилетий туров Treat 80-х. Как и многие коллективы тех лет, вживую Treat звучат куда тяжелей и убедительней, чем их студийные альбомы давних лет, а класс их вокалиста Роберта Эрнлюнда, совершенно не растерявшего своих способностей на пятом десятке, воочию демонстрировал разницу в классе между вокалистами старой и новой школы.
Hardline, видные представители заокеанской фракции АОРа, не слишком впечатлили – даже несмотря на внушительный послужной список ансамбля и статус участников группы, в числе которых – вокалист группы Акселя Руди Пелля Джонни Джиоели, легендарный АОР-гитарист Джош Рамос и вездесущий барабанщик Майк Террана, было заметно, что данное выступление ансамбля – первое со времени их концерта на фестивале The Gods в Великобритании в 2002-м году.
Одним из самых интригующих концертов дня было выступление Newsted - группы бывшего басиста Metallica Джейсона Ньюстеда, недавно вернувшегося к активной творческой и концертной деятельности. 90% сет-листа Newsted - песни с готовящегося к выходу полноразмерного альбома коллектива, которые принципиально мало чем отличаются от номеров с демо-записей многочисленных полуиндустриальных сторонних проектов Ньюстеда 90-х. Спрессованный саунд ритмичных номеров Newsted выдавал с головой, что лидер этого коллектива – участник именно ритм-секции, а не гитарист-мелодист. Одним из двух каверов, включенных в концертную программу Newsted наряду с номером Motorhead “(We Are) The Road Crew”, стала песня Metallica “Whiplash”, в которой общеизвестная строчка “We’ll never stop, we’ll never quit, ‘cos we’re Metallica”, была, естественно, изменена, потому что в этот вечер ее исполняла, конечно же, не Metallica.
Немецкие хард-рокеры Axxis – конечно же, уважаемый и легендарный (похоже, это слово, становится в данном репортаже словом-паразитом) коллектив, однако интрига их выступления состояла вовсе не в сет-листе или качестве исполнения – которое, к слову, было на высоте – а в том, почему бессменному вокалисту группы Бернарду Вайсу пристало выглядеть на сцене как портовый грузчик - в безразмерных штанах фасона “карго”, майке-алкоголичке в облипок и шерстяной шапке-пидорке - на фоне своих куда более нарядных коллег. Единственное объяснение – потеря вокалистом своего чемодана со сценическим реквизитом во время перелета из Германии.
Доро Пеш, затянутая в проклепанную кожу “королева металла” и героиня подростковых снов большинства публики, собравшейся перед главной сценой фестиваля под нещадно палящим обеденным солнцем, выглядела невероятно свежо и подтянуто, и ведомая ею группа исполнила блистательный сет из лучших композиций Warlock и Doro. Песни с недавних альбомов Doro звучали так, как будто они были написаны в 1985-м – да, конечно же, по нынешним временам это – ретро, но это “ретро” совершенно не выглядело пронафталиненной попыткой в очередной раз войти в ту же самую реку, а подкупало своей искренностью и заразительной верой в свое дело.
Одним из эксклюзивов фестиваля обещался стать концерт героев фильмов Аки Каурисмяки, “худшей рок-н-ролльной группы в мире”, финского ансамбля Leningrad Cowboys. В прошлом году группа выпустила первый студийный альбом с авторским материалом с 2000-го года, но, несмотря на это, вживую Leningrad Cowboys пошли по пути наименьшего сопротивления, и составом в 15 (или около того) музыкантов исполнили программу общеизвестных беспроигрышных хитов, принимаемых на ура в любой стране мира в состоянии опьянения любой градусности – “Back In The USSR”, “Those Were The Days”, “Gimme All Your Lovin’”, “LA Woman”, “Sweet Home Chicago”, “Deliah” и иже с ними. Элементы шоу и конферанса также наличествовали – естественно, все участники коллектива (инструменты большей части которых, похоже, были не подключены к усилительной аппаратуре) были обряжены в их фирменные востроносые ботинки с метровыми носами и обладали уложенным лежащим ирокезом аналогичной длины; “Easy Livin’, классический номер Uriah Heep, был исполнен двойником Элвиса Пресли; остальные номера сопровождались зажигательными плясками двух барышень-танцовщиц-вокалисток, которые то наряжались в военную форму а-ля “Вермахт-1943”, то выскакивали на сцену в образе скелетов с окологотичной вечеринки, при этом не забывая носиться и “обхаживать” каждого из музыкантов по очереди. Цирк и балаган, конечно, но весьма занятный и зажигательный.
Выступление швейцарцев Krokus, чьими виниловыми пластинками разных лет до сих пор завалены все специализированные магазины в Европе, выступили качественно, но без огонька – казалось, что главная сцена фестиваля с ее длиннейшим “языком” им великовата, и пока Марк Сторас выделывал на “языке” разнообразные па, остальные музыканты жались к стенке, скрываясь в спасительной прохладе глубины сцены. Несмотря на то, что, как и во время выступления Krokus на Шведском Рок-фестивале десятилетней давности (во время которого был записан прекрасный концертник “Fire And Gasolne: Live!” (2004)), большая часть программы нынешнего выступления Krokus состояла из тех же самых, проверенных временем и электроникой хитов, этот концерт во многом уступал давешнему.
Завсегдатаи Шведского – и многих других “тяжелых” фестивалей – Saxon обещали небывалое световое шоу, и по меркам Saxon оно действительно было небывалым. Вторая по значимости сцена фестиваля Rock Stage была забита сценическим светом под завязку; в высшей степени современная компоновка “фонарей” нисколько не напоминала о том, что пик популярности Saxon пришелся на начало 80-х, а наоборот – свидетельствовала о том, что и в XXI-м веке эта группа, оставаясь верной своему стилю, вполне корреспондирует с окружающей музыкальной действительностью. Пара песен с последнего альбома группы “Sacrifice” (2013) была предварена вокалистом коллектива Биффом Байфордом с его извечным английским юмором: “Мы благодарим всех, кто уже купил наш новый альбом, а также всех тех, кто купит его завтра!” Светонесущая конструкция в виде орла – символа группы – была вновь пущена в дело, он ездил вверх-вниз по заднику сцены и радостно мигал всеми своими лампочками во время особо значимых композиций.
Europe на Шведском Рок-фестивале играли свой единственный концерт в Скандинавии в этом году, справляя 30-летие коллектива – и, надо сказать, с триумфом. Их 28-песенное выступление продолжалось 2 часа 40 минут, и, несмотря на усталость после напряженного фестивального дня, большая часть публики стояла до конца – возможно, кто-то из последних сил ждал Ту Самую Песню, но подавляющее большинство просто получало удовольствие от созерцания прекрасной исполнительской и физической формы народных героев Швеции, практически в одиночку водрузивших флаг этой страны на рок-карте мира в середине 80-х. Естественно, не обошлось без сюрпризов – помимо абсолютно всех ожидаемых к исполнению солидных – и калибром помельче – хитов, впервые с 1989-го года вживую был исполнен старинный номер “Paradize Bay”; опять-таки, впервые с 1992-го в “электрическом” варианте на сцене прозвучала заглавная композиция с альбома “Prisoners In Paradise” (1991); акустический сет из номеров “Drink And Smile” и “Open Your Heart” знаменовал собой середину выступления, после которой к виновникам торжества на сцене присоединялись гитарист классического состава Thin Lizzy Скотт Горэм (во время исполнения кавера “Jailbreak”) и легендарный гитарист Scorpions и UFO Майкл Шенкер, исполнивший с Europe нетленный номер UFO “Lights Out”. Единственной претензией к Europe могло бы быть лишь то, что все старинные композиции группы исполнялись на современном звуке с пониженным строем гитар – с тем саундом, с которым звучат все альбомы, выпущенные после возрождения группы в 2003-м году. Что ж, это – явное свидетельство того, что Europe совершенно не видят себя в ранге ностальгического коллектива - хотя вполне могли бы, и желают во всех своих ипостасях – и концертной, и студийной – оставаться современными. Группа вышла “на бис” только один раз, прекрасно осознавая, что выходить на сцену еще раз после “The Final Countdown” воистину невозможно.
Соратники Demon по “дьявольским” названиям – культовый английский коллектив Satan (вряд ли что те, что другие декларировали своими названиями что-то всерьез – просто в начале 80-х так было принято) вышли на Sweden Stage в жаркий полдень. В рядах группы – двое ее основателей, Стив Рэмси и Грэм Инглиш, впоследствии - участники классического состава Skyclad, а также Брайан Росс, вокалист Blitzkrieg – группы, “подарившей” Metallica песню “Blitzkrieg”. На первом за всю историю группы концерте в Швеции Satan исполнили программу своих лучших песен в жанре первобытного трэша, дополнив классику парой новых номеров с только что вышедшего первого за последние 15 лет студийного альбома группы.
Непонятно, каким ветром на Шведский Рок-фестиваль занесло заслуженный панк-фолк-коллектив из Великобритании The Levellers, однако джиги с панк-колоритом (в числе которых – номера с названиями “England My Home” и “Belaruse”) пришлись ко двору для скандинавской фестивальной публики.
Tankard не выступали на Шведском Рок-фестивале с 2003-го года, и истосковавшиеся по юмористическому пивному трэшу “нашивочники” и примкнувшие к ним поклонники ортодоксального трэш металла – да и собственно по пенному напитку в этот жаркий день, когда от неё и беспрестанной беготни между сценами ноги уже начинали подкашиваться – выстроились плотным авангардом перед 4Sound Stage под бодро-скоростной аккомпанемент этой франкфуртской команды.
The Quireboys стали единственным ансамблем, выступившим днем на главной сцене фестиваля – ибо таковы были условия, выдвинутые хэдлайнерами дня, Rush, с целью сохранности и неприкосновенности их сценического реквизита и аппаратуры. Более того, The Quireboys были вынуждены выступать с акустическим сетом – впрочем, слово “вынуждены” никак не вязалось с брызжущими улыбками и то и дело подтрунивавшими друг над другом музыкантами (вокалист Спайк, поднимая бутылку пива – публике: “Ваше здоровье!”, и гитаристу Гаю Гриффину, взявшемуся было за бокал вина: “Э, а ты куда? Тебе еще концерт играть!..”)
Звукорежиссер Kreator выкрутил ручки громкости на концерте своей группы так, что без ущерба для барабанных перепонок во время выступления Милле и Ко. можно было находиться лишь метрах в пятидесяти от сцены. Как этим немецким трэшерам удалось усыпить бдительность представителей персонала фестиваля, на всех концертах замерявшим звуковое давление перед сценой, и чуть что не так, бежавшим к пультам звукорежиссеров – загадка.
Heathen – еще одни заокеанские гости, и еще одни представители классической трэш-волны конца 80-х. Группа вернулась к активной концертной деятельности в Европе несколько лет назад (кстати, лидер и основатель коллектива, гитарист Ли Алтус, которого в свое время звали в Megadeth – уроженец Одессы) - и неудивительно, что во время своего выступления на Шведском Рок-фестивале Heathen собрали весьма приличное количество публики – даром, что выступали они одновременно с Black Star Riders.
Black Star Riders – именно так сейчас называется нынешний состав Thin Lizzy, ведомый Скоттом Горэмом, единственным участником, игравшем в группе в 70-е. Отличный недавний студийный альбом и звездный состав – именно это и привлекло к Sweden Stage тех, кто прекрасно знает, что такое “настоящий” Thin Lizzy, и классики группы в лице “Jailbreak”, “Rosalie”, “Whiskey In The Jar”, “The Boys Are Back In Town”, дополненной солидной порцией новых песен группы, было исполнено предостаточно. В сравнении с тем, как звучала на концертах группа пару лет назад, Thin Lizzy / Black Star Riders сильно смягчили свой саунд в пользу классического и комфортного хард-рокового звучания, что пришлось вполне по нраву поклонникам классического Thin Lizzy.
По количеству футболок и нашивок с символикой группы среди фестивальной публики в этот день Accept были рекордсменами. Даром что Удо Диркшнайдер, вокалист классического состава группы, давно не выступает с коллективом - нынешний состав Accept, имея в активе два отличных альбома и пару продолжительных мировых турне, выглядит на цене более чем убедительно, ну а если добавить к этому внушительнейшую дозу классики в сет-листе команды – неудивительно, что такие нетленные шедевры, как “Balls To The Wall” и “Metal Heart” с обязательными хоровыми партиями перед Rock Stage распевали и стар, и млад.
Rush дают исключительно сольные концерты, они не играли на фестивалях лет двадцать, и чего стоило организаторам Шведского Рок-фестиваля уломать Джедди Ли и Ко. на это выступление – загадка века. Избыток сценической машинерии, накрытый черными полотнищами, красноречиво возвышался на Festival Stage весь день, огромное пространство потолка над сценой было под завязку нашпиговано световым оборудованием, терпеливо ждавшим своего часа. Этот час настал в 21:30 – много раньше, чем у остальных хэдлайнеров, выходивших к публике около полуночи, но Rush есть Rush. Первая часть (в силу величайшей театральности – как по музыке, так и по постановке рука так и тянется написать “первое отделение”) концерта проходила при свете дня, и количество ферм со световым оборудованием, в большинстве своем недвижимо висевшим над сценой, вызывало вопросы. Это вопросы были сняты песне к пятой – в сгустившихся сумерках экраны как заездили, фонари как закрутились, свет и пиротехника как вспыхнули – Rush словно стремились наверстать упущенное за 20 лет отсутствия на фестивальных сценах. Нынешний тур Rush посвящен новейшему студийному альбому группы – и песни с “Clockwork Oranges” (2012) мало того что составили большую часть концертной программы, так им еще и были даны явные преференции в использовании визуальных эффектов – новые номера Rush сопровождались максимальным количеством света, экранов, парившим над сценой под самыми немыслимыми углами, и впечатляющим видеорядом. Rush словно пытались скомпенсировать сложность и многослойность своей музыки визуальными и видео-эффектами – и они достигли в этом воистину невиданных высот. Благодаря впечатляющему световому шоу не самые простые для восприятия песни зачинателей современного прогрессив-метала слушались на одном дыхании, и нисколько не утомляли даже не самых подготовленных слушателей, а уж вкупе с юмористическими видеосюжетами, транслировавшимися на экранах в перерывах между номерами, так и вовсе заставляли требовать добавки. “Триумфально” – единственное прилагательное, способное адекватно и емко описать выступление Rush на Шведском Рок-фестивале, закрывших фестиваль с подобающими ему помпой и вселенской масштабностью.
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Текст: Артем Голев
Фото: Педер Лундин
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).