Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <-

Sweden Rock

->
+

Дата
2014
June
Wed
04

Город
Solvesborg (Швеция)



Постоянные читатели Darkside.ru уже давно в курсе о непреходящей значимости Шведского Рок-фестиваля для всего прогрессивного человечества, поэтому не особо разглагольствуя о том, что и так известно большинству читающих эти строки, приведем немного статистики – и вперед.

4 дня, 5 сцен, 89 групп – и при этом количество проданных билетов строго ограничено, всего 33.000 шт., что для события подобного масштаба нонсенс. И вдобавок ко всему – не поддающееся измерению чувство глубокого морального удовлетворения от вдумчивого и всестороннего погружения в волшебный мир тяжелого металла. К чувству сопричастности к мировому культурно-металлическому процессу завсегдатаи фестиваля могут добавить и приятное ощущение узнаваемости – за исключением небольших косметических изменений, на фестивале – все те же, все там же. Сцены расположены так же, как и год, и два назад; а за прилавками по продаже культтоваров (маек, аксессуаров, одежды, винила и компакт-дисков) – все те же лица, зачастую радушно всплескивающих руками при виде постоянных клиентов. Порой можно стать свидетелем сценок сродни встрече давно не видевшихся родственников а-ля “К нам приехал, к нам приехал …. …. дорогой!..” – только без медведей, покоцанной “акустики” с красным бантом и круговерти цыганских юбок, но с непременной легкой круговертью горячительного, благодаря чему отдельные купцы к обеду достигают состояния легкого – а местами и среднего – подпития.

День 1
Ветераны еще помнят те былинные времена, когда фестиваль проходил 2 дня, нынче же Шведский Рок-фестиваль едва втискивается в четыре, на протяжении которых увесистую порцию искусства получает и стар, и млад.

Тем, кто постарше, в первый день фестиваля и было адресовано выступление Magnum – уважаемых и заслуженных артистов. Именно с уважением и пиететом публика и внимала выступлению ветеранов английского харда. При всем достойнейшем качестве музыкального материала, звучавшего со сцены (не только из золотого фонда группы, но и песен последних лет), меня не покидала назойливая мысль о том, что старость надо уважать. Самое уязвимое место у заслуженных групп – голос вокалиста, и если инструменталисты коллектива с годами вполне могут сохранить свои технические способности, то многие вокалисты такой счастливой возможности лишены – и голос Боба Кэтли на протяжении всего выступления Magnum был печальным тому свидетельством.
В силу громкого скандала и расставания с Джоффом Тейтом участникам Queensryche удалось избежать упомянутой выше “возрастной ловушки” вокалиста, но при этом группа потеряла внушительную часть своей харизмы, за которую и был ответственен опальный Тейт. Технически все было безупречно – новый певец Queensryche, Тодд Ла Торре, на 20 лет моложе остальных участников коллектива, и способен забираться в такие “верхи”, о существовании которых Джофф Тейт был вынужден забыть. С приходом Ла Торре группа получила возможность не только исполнять вживую свои классические песни 80-х в их оригинальном строе, но и доставать из загашников такие номера (“Nightrider”, “Queen Of The Reich”), к которым группа в последние несколько лет с Тейтом даже не притрагивалась. Но в том, что касается сценического присутствия и подачи новому вокалисту Queensryche есть куда расти – в Queensryche Ла Торре пришел на замену одному из самых харизматичных вокалистов жанра, и при всех поразительных вокальных данных отсутствие собственной харизмы у Тодда Ла Торре бросается в глаза. Впрочем, пока эйфория от возможности услышать вживую не исполнявшиеся многие годы номера с “Warning” (1984), дебютного миньона и “Rage For Order” (1986) перевешивает все недостатки, ну а что будет дальше – время покажет, ведь харизма – дело наживное.

День 2

Второй день фестиваля для многих начался с концерта одного из самых почитаемых металлистами-восьмидесятниками гитаристов – Джейка И Ли. Его выступление было одним из самых ожидаемых и – по несчастливому стечению обстоятельств – одним из самых неудачных. На протяжении всего концерта у Джейка барахлил гитарный усилитель – концерт раз пять приходилось прерывать аккурат посреди гитарного соло, Джейк в сердцах всплескивал руками, горестно пожимая плечами, мимикой и языком жестов давая публике понять, что к халтурной работе гитарного усилителя лично он ну никакого отношения не имеет. Вокруг усилителя копошились техники, меняя то кабели, то схему коммутации, то собственно “голову” – с переменным успехом. Публика подбадривала Джейка, Джейк подбадривал публику, и несмотря ни на что, концерт шел своим чередом – были исполнены с песни с прекрасного новейшего сольника гитариста, “Heartbreraker” Led Zeppelin, пара номеров Badlands и обязательная программа в виде “Ultimate Sin” и “Bark At The Moon”.

Pretty Maids – некогда едва ли не самая популярная датская группа за пределами Дании, а ныне – крепкие середнячки металлопроката, находящиеся в силу возраста в статусе, близком к легендарному. Благодаря систематической творческой деятельности Pretty Maids находятся в прекрасном тонусе – восьмидесятническая школа во всей красе: подтянутый и жилистый Ронни Аткинс, сохранивший не только юношескую фигуру, но и голос (правда, где-то потерявший свой шампунь по дороге на фестиваль); Кен Хаммер, о фигуре которого я тактично умолчу, зато его мелодии и риффы - вне всякой критики; примкнувшие к старослужащим ансамбля басист Рене Шейдс, носившийся взад-вперед по сцене в ярком праздничном костюме с цилиндром на голове, и более чем компетентный барабанщик Алан Чикайя. Выступление Pretty Maids ознаменовалось не только исполнением нетленок “Red, Hot And Heavy”, “Yellow Rain”, “Savage Heart”, “Rodeo” “Back To Back” и дополнивших их вещей с пылу, с жару (“Nuclear Boomerang”, “My Soul To Take”, “Little Drops Of Heaven”) – с нового и почти нового дисков, но и присутствием в глубине сцены неожиданной группы поддержки в лице почти абсолютно голого (за исключением купальника а-ля “Борат”) персонажа с бас-гитарой наперевес.

Робин Бек – еще одна гостья из прошлого, чья самая громкая заявка на успех – песня “First Time” из рекламы “Кока-колы” 1988-го года и выпущенный по ее следам отличный альбом “Trouble Or Nothing” (1989), над которым работала тяжелая артиллерия хитописательского цеха 80-х под предводительством Десмонда Чайлда. Само собой, что 70% программы выступления Робин, в свои 60 выглядещей на 45, и составили песни с этого диска, плюс несколько более свежих композиций, сочиненных при непосредственном участии супруга певицы – басиста House Of Lords Джеймса Крисчиэна. Отличные песни (перед одной из которых Робин не преминула упомянуть, что та была написана вездесущим Десмондом на пару с Элисом Купером, который должен был выйти на сцену в тот же день чуть позже), нисколько не увядший вокал, великолепный сопровождающий состав (на месте гитариста в котором – заслуженный продюсер Томми Денандер) – вот причины, по которым лица суровых металлистов в публике то и дело расплывались в блаженной улыбке, а губы непроизвольно начинали подпевать общеизвестным AOR-хитам – будь то “Hide Your Heart”, известная многим по исполнению Kiss и Бонни Тайлер, или прибереженная напоследок “First Time”, во время которой Робин Бек бережно выкинула в толпу у сцены припасенную бутылку “Кока-колы”.
Пионеры unplugged-альбомов Tesla не только выглядят внешне почти так же, как и …дцать лет назад, но и судя по новым песням с их только что выпущенного альбома “Simplicity” (2014), нисколько не утратили юношеского задора и мастерства в написании увесистых номеров в жанре мясистого хард-рока, и если бы не пояснительный конферанс Джеффа Кейта, с угловато-стеснительной пластикой объявлявшего новые номера, любой из них по незнанию можно было бы принять за подзабытый полушлягер с альбомов группы конца 80-х.
Танцевальный индастриэл в исполнении Роба Зомби, столь внушительный в записи, и уж тем более – в виде сопровождения к видеоклипам оного, на поверку вживую оказался невнятно звучащим ритмичным грохотом гаражного изготовления. Да, группа Роба Зомби вживую действительно звучит как кое-как записанная в кустарных условиях, неряшливо склееная и пожеванная бобина. Скорее всего, именно такого эффекта Роб и добивался, но на этот раз он явно перестарался с аутентичностью.
В том, что касается вокала, Uriah Heep отчасти стали заложниками той же ситуации, что и Magnum – но, по счастью, не в такой степени. Было отчетливо слышно, что Берни Шоу старательно и умело обходит “острые углы”, его вокал был не самым сильным, но все же он не скатывался в сип и хрип. Куда более было заметно отсутствие фирменного хиповского звука клавишных, так что выступление группы Мика Бокса было компетентным, но не слишком искрометным.
Тем, кто, как и ваш покорный слуга, собирался на Элиса Купера для галочки – так, послушать пару набивших оскомину старых песен, пришлось задержаться до самого конца концерта, и вовсе не ради элементов шоу и прочих фокусов – безусловно, увлекательных, но уже давно выученных наизусть. Выяснилось, что побитые молью номера 70-х, которые в наш век уже с трудом можно слушать в их студийно-оригинальном виде – уж больно старомодно они звучат – вживую исполняются на крепком металл-звуке, дак с таким огоньком, что недавние высказывания Элиса в духе: “Мой нынешний сопровождающий состав – лучший за всю мою карьеру!” уже не кажутся дежурной фразой. Хореография в движениях музыкантов – так же, как и драматургия элементов шоу – выверена до миллиметра, и пусть поведение инструменталистов выглядит излишне роботизированным и заученным, все это играет на результат – визуально концерт Элиса Купера выглядит как работа до блеска начищенного и отлаженного механизма – с его легким налетом иронии и сарказма. Однако самое ценное в том, что Элис совершенно не напоминает слегка потерянного немолодого человека, занимающегося не подобающим людям его возраста делом – Купер выглядит живо, бодро и абсолютно на своем месте.
Те, кто после выступления Элиса Купера нашел в себе силы отправиться, чтобы посмотреть на Dark Angel – в основном, конечно, это были джинсовочники-нашивочники с окладистыми бородами – были вознаграждены выступлением одних из зачинателей трэш-волны 80-х в целиком и полностью классическом составе – с Джином Хоглэндом за барабанами. 20 лет бездействия не могли не сказаться на фигурах участников ансамбля, да и рык Рона Райнхерта уже не такой сильный, как раньше, тем не менее, девиз реюниона – “We Have Returned!” – перефразирующий название одной из классических композиций Dark Angel, целиком и полностью оправдан.

День 3

Третий день фестиваля, как всегда, начался с исполнения шведского государственного гимна (Шведский Рок-фестиваль проводится в праздничный уикенд дня независимости Швеции), а затем последовало выступление Talisman – концерт памяти лидера группы Марселя Якоба, покинувшего этот мир 5 лет назад. Заводилой в этом мероприятии выступил бессменный вокалист Talisman Джефф Скотт Сото, к нему примкнули музыканты составов Talisman разных лет – гитарист Понтус Норгрен, барабанщик Джеми Боргер, Би Джей (клавишник группы Джеффа Скотт Сото) и басист Evergrey Йохан Ниман. Набор великолепных песен Talisman, искрящихся прекрасными мелодиями, меньше всего походил на скорбные поминки, а был ярким признанием в любви под теплым полуденным солнцем прекрасному музыканту и ушедшему в иной мир соратнику.
Одним из неожиданных и приятных сюрпризов фестиваля стало выступление Jaguar – при всем уважении к легендам NWOBHM и вдохновителям Ларса и Джеймса, мало кто ожидал, что их концерт станет настолько запоминающимся – прежде всего благодаря их вокалисту, Джеми Мэнтону, который, выступая в амплуа массовика-затейника из близлежайшего паба, при помощи подручных средств (тренажера “Кузнечик”, несущих ферм конструкции сцены и пр.) обаятельнейшим образом развлекал публику, не забывая при этом заниматься основным делом и брататься с поклонниками во время хорового распевания песен с ультра-культового альбома “Power Games” (1983).
Q5 – еще одни легенды, на сей раз американские. Эта группа известна тем, что ее основателем и автором всех песен с двух классических альбомов был Флойд Роуз – гитарист и автор изобретения, которым пользуются почти все гитаристы планеты – устройства для крепления струн к корпусу гитары. Флойд Роуз участия в возрождении коллектива решил не принимать, зато все остальные – на своих местах. Их слегка помпезный хард-н-хэви пострадал от сильных порывов ветра, сдувавшего весь драйв и патетику номеров с альбома “Steel The Light” (1984), исполненного чуть ли не целиком. Впрочем, заокеанский класс и шарм были продемонстрированы в их почти первозданном виде.
Концерт TNT стал первым крупномасштабным выступлением группы после реюниона с вокалистом Тони Харнеллом. Среди тех, кто крайне заинтересовался концертом TNT (а таковых набралось изрядное количество) затесался и барабанщик Motorhead Микки Ди, незадолго до этого исполнивший одну песню Motorhead (угадайте, какую!) в составе Rock Klassiker All-Stars Band, и сразу после этого направившийся к Rock Stage, где и простоял с краешку сцены весь концерт TNT. Группа приурочила это выступление к 25-летию альбома “Intuition”, но глубочайшего удовлетворения и бурной безоглядной радости от воссоединения в глазах музыкантов почему-то не наблюдалось – Тони Харнелл так и вовсе оттрубил весь концерт с каменным лицом, ни разу не улыбнувшись, что наталкивало на мысль о том, что подоплека реюниона – прежде всего, финансовая.
Визуальная составляющая шоу W.A.S.P. была на высоте – внушительных размеров экраны, концептуальный видеоряд (правда, трехлетней давности), монструозная микрофонная стойка Блэки (на которую, правда, тот решил не громоздиться, и просто стоял рядышком). Но самое яркое впечатление от концерта W.A.S.P. – его неожиданная концовка: посреди “Blind In Texas” группе вырубили электричество, и прощаться с публикой Блэки и Ко. пришлось в полной тишине при неработающих микрофонах – вслед за грохотом пиротехники, в спешном порядке израсходованной разом по отключению рубильника. Официальная причина – превышение лимита времени на выступление, неофициальная – безобразная истерика Блэки, которую тот закатил в адрес организаторов фестиваля и их ближайших родственников, провалившись за кулисами на каблуках в одну из колдобин, засыпанных щепками на случай дождя. Проклятия и нелепые угрозы Блэки сделать так, что это выступление станет последним визитом W.A.S.P. на Шведский Рок-фестиваль, возымели обратное действие – вместо того, чтобы пасть ниц и молить о прощении, организаторы воспользовались подвернувшейся возможностью поставить на место зарвавшегося скандалиста.
В свете удручающих выступлений Оззи в ходе его позапрошлого приезда в Россию, главная интрига концерта Black Sabbath заключалась в том, сможет ли Оззи петь. Он смог - да так, что приходилось диву даваться, ведь может, старина, если захочет! Возможно, причиной тому – большие перерывы между концертами в ходе нынешнего тура Black Sabbath (перед выступлением на Шведском Рок-фестивале Саббат отдыхали 4 дня), а может, Оззи было просто неудобно халтурить перед Гизером и Тони Айомми. Мощь – единственный эпитет, соответствующий выступлению Саббат. Чугунно-свинцовая поступь общеизвестных песен, великолепный вокал и полуторачасовой сет-лист (в котором не хватало, разве что “Sweet Leaf” и “Sabbath Bloody Sabbath”) свидетельствовали о том, что монстры 70-х снова с нами, и завершающая концерт “Paranoid” – тяжелейшая, как тонна цемента – звучала как триумф человеческой воли над возрастом и обстоятельствами.
Death SS - в России они знакомы только металл-специалистам 80-х по невнятным кассетным записям - стали неожиданно приятным сюрпризом фестиваля. Знавшие о группе понаслышке и думать не думали, что этот ансамбль окажется столь качественным – за вычетом первых трех относительно новых песен на помойно-индустриальном звуке. Группа впечатляла – не в последнюю очередь благодаря элементам шоу с обнаженной танцовщицей, в одной из песен имитировавшей половой акт с распятием, а в другой представшей в образе палача в колпаке, с хлыстом и при этом – с внушительным бюстом наружу. Также в арсенале Death SS имелись кресты с надгробиями и канделябры – все по законам металл-жанра. Но главное – отличные песни, коих Стив Сильвестр сотоварищи за 30-летнюю карьеру насочиняли на увесистый часовой сет-лист. Воистину – открытие фестиваля!

День 4

Было невозможно поверить, что Madam X, выступившие с воистину стадионным размахом и группа, выпустившая в 1984-м невнятный и неудачно записанный альбом “We Reserve The Right” – это один и тот же коллектив. При всем уважении к другим группам, воссоединившимся в этом году ради выступления на Шведском Рок-фестивале (и нескольких других), Madam X – это реюнион года. Напор, фирменная американская подача, драйв, которого сложно было ожидать от музыкантов, не выступавших вместе 25 лет, три расколошмаченные во время выступления бас-гитары, и как следствие – бодрейшее исполнение старинных опусов в жанре подросткового рока от музыкантов, разменявших шестой десяток.
Мелодик-рок в исполнении Danger Danger собрал под полуденным солнцем у главной сцены фестиваля весьма приличное количество публики. Группа выглядела достаточно симпатично, в лучших традициях хэйр-метала 80-х – начесы и броские костюмы форева, а с лица вокалиста Теда Поли, аж три раза выходившего на поле в публику (слева, справа и по центру) весь концерт не сходила улыбка, благо что в программе Danger Danger преобладали песни с их дебютного – и лучшего – альбома, справляющего в этом году 25-летие.
Четвертое выступление Y&T на Шведском Рок-фестивале стало концертом группы, прекрасно знающей себе цену и свои возможности, и то, что Y&T – активно гастролирующий коллектив, было видно более чем отчетливо. Все участники коллектива - целиком и полностью под стать их лидеру Дэйву Меникетти: никто не играл лишних нот, все исполняли свои партии максимально расслабленно, не напрягаясь, и благодаря этому выступление Y&T было в высшей степени комфортным и приятным – как и подобает концерту грандов 80-х под руководством гитариста, которого Оззи некогда чуть ли не на коленях умолял присоединиться к его группе.
Ваш покорный слуга созерцал выступление Билли Айдола уже в четвертый раз, поэтому бурного восторга от очередного исполнения вживую “Eyes Without A Face”, “Blue Highway” и “Rebel Yell” я не испытал. Концерт старины Билли был более чем предсказуем – даже при появлении новых лиц в ансамбле (барабанщика и клавишника), и при замене одних старых песен Generation X на другие, а новых, не записанных в студии, песен – на другие новые. Все в тот же момент Билли стаскивает футболку под визг поклонниц, все также таращит глаза, изображая бескомпромиссного оторву-рокера.
Если прошлогодний Шведский Рок-фестиваль стал отчасти соревнованием хэдлайнеров в том, кто выставит самый шикарный свет и поразит визуальными эффектами (Kiss, Rush, Europe), то в этом году единственными из хэдлайнеров, стремившимися поразить публику количеством собственного светового оборудования, стали Volbeat – и по части света во время их выступления даже наблюдался явный перебор, от которого начинало рябить в глазах. Volbeat – уже не та металл-группа, которую многие полюбили в лет семь-восемь назад; нынче Volbeat прорвались в мэйнстрим-лигу со всеми вытекающими: на их концерте было немало людей, которые пришли именно на них – не правоверных металлистов, а представителей самых широких слоев населения – от хипстерского вида субтильных бородачей до женщин предпенсионного возраста из окрестных деревень – которые вовсе не были случайными посетителями, а демонстрировали свою полную осведомленность, подпевая почти всем песням Volbeat, звучавшим со сцены. Именно таким поклонникам и были адресованы первые 55 минут программы Volbeat, исполненные на облегченном попсовом звуке. Затем Volbeat вдруг резко утяжелили саунд, исполнив инструментальный фрагмент из еще не записанной новой песни, и перешли к “тяжелому” отделению, адресованному тем самым правоверным металлистам, открывшим для себя эту группу во второй половине 2000-х. Новый гитарист ансамбля, Роб Каджиано, в рядах Volbeat выглядел куда более счастливым, чем в Anthrax, то и дело выходя на “язык” сцены и занимая там героические позы. Сильно похудевший и подтянутый Майкл Пулсен в ходе концерта поделился с публикой своими воспоминаниями о самом первом выступлении Volbeat в Швеции, на которое пришло 15 человек – поражаясь тому, откуда взялись все эти люди из 30-тысячной толпы перед его глазами. Впрочем, Volbeat – едва ли не единственная металл-группа 2000-х, которая достойна такой всенародной популярности, и тому, что этот ансамбль ныне – уже представитель не андерграунда, а мэйнстрима, остается только порадоваться.

Шведский Рок-фестиваль завершился, как и всегда, на своем эмоциональном пике, и вряд ли у кого-то после последнего из концертов, посещенных за эти 4 дня, были сомнения в том, что его собратья по оружию, устало бредущие после концерта Volbeat к своим палаткам или домикам на колесах, не начинают уже строить планы, чтобы оказаться в том же самом месте, в то же самое время через год.

Выражаем благодарность организаторам за предоставленные аккредитации.


Текст: Артем Голев

КомментарииСкрыть/показать

Сообщений нет



Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


опубликовано: 28 Aug 2014      просмотров:1609

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом